Товарный знак и наименование места происхождения товаров.

Товарные знаки и знаки обслуживания (далее - товарный знак) представляют собой обозначения, служащие для индивидуализации товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей). Товарные знаки в имущественном обороте нередко обладают значительной коммерческой ценностью, являясь ценными нематериальными активами предприятий.

В России в отношении товарного знака действует регистрационная система. Поэтому для возникновения исключительных прав на товарный знак необходимо надлежащим образом оформить и подать заявку в Роспатент. Следует подчеркнуть, что наряду с регистрационной системой признается, согласно ст. 6 Парижской конвенции и ст. 16 Соглашения ТРИПС, возникновение прав на товарный знак в силу его использования. К обозначению, заявленному на регистрацию, предъявляется требование различительной способности. В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и иные обозначения.

Из массива охраноспособных обозначений изымаются те из них, которые не могут быть использованы:

- в силу требования общественного порядка;

- которые используются как государственная символика и символика межправительственных организаций;

- содержащие изображения объектов культурного или природного наследия, а также объектов авторского права. Однако заявителю в последнем случае предоставляется возможность получения разрешения на использование обозначения от соответствующих компетентных органов или лиц, уполномоченных собственниками;

- при получении правовой охраны должен соблюдаться основной принцип права на товарный знак - недопустимость введения в заблуждение потребителей относительно товара или его изготовителя. Для соблюдения данного принципа законом запрещается регистрация обозначений, тождественных и в некоторых случаях сходных с уже зарегистрированными или поданными на регистрацию товарными знаками, а также другими объектами промышленной собственности (в частности, промышленными образцами, наименованиями места происхождения товара, селекционными достижениями);

- правовая охрана не может быть предоставлена обозначениям, признаваемым товарными знаками согласно правилам международных договоров.

В отношении зарегистрированного товарного знака признается исключительное право, удостоверяемое выдачей свидетельства, которое действует в течение 10 лет. Правообладателю предоставлена возможность неоднократного продления свидетельства каждый раз сроком на последующие 10 лет.

Для отдельных товарных знаков, которые получили название, общеизвестных, предусмотрен специальный правовой режим, согласованный с правилами ст. 6 bis Парижской конвенции. Если Палатой по патентным спорам Роспатента принимается решение о признании товарного знака общеизвестным, правовая охрана такого знака действует бессрочно.

Для правообладателя законом установлена обязанность использования зарегистрированного товарного знака. В силу неиспользования знака непрерывно в течение любых трех лет со дня регистрации правовая охрана может быть прекращена Роспатентом досрочно по заявлению заинтересованного лица. Бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе. Необходимо подчеркнуть, что использованием товарного знака, в частности, признается и его использование другим лицом по лицензионному договору, а также все действия, направленные на введение маркированных знаком товаров в оборот.

Итак, осуществление исключительных прав на товарный знак может быть реализовано правообладателем посредством действий, связанных, во-первых, с размещением знака на товаре, его упаковке, различного рода документации, в рекламе, в сети Интернет, при выполнении работ и оказании услуг; во-вторых, в действиях, связанных с предложением к продаже, продажей, хранением с целью введения в оборот маркированных знаком товаров, их ввозом на территорию России.

Иностранные юридические и физические лица пользуются исключительными правами на товарный знак, предусмотренными международными договорами Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Парижской конвенции, ст. 3 Соглашения ТРИПС).

Нарушитель исключительных прав на знак обязан прекратить нарушение, выплатить либо причиненные убытки, либо денежную компенсацию. Правообладатель может требовать за счет нарушителя изъятия из оборота и уничтожения контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров.

Интенсивное использование сети Интернет и, в частности, доменных имен для продвижения товаров на рынках привело к значительному росту судебных споров между правообладателями товарных знаков и сходных до степени смешения с ними доменных имен. При участии ВОИС была разработана Единая политика разрешения споров о доменных именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy, UDPR) и Правила (Rules for Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy). ВОИС была применена юридическая конструкция "недобросовестная регистрация". При выявлении признаков недобросовестной регистрации правообладатель товарного знака может с помощью процедуры UDPR "отобрать" домен, обратившись в специализированную организацию. К началу 2006 г. Арбитражным центром ВОИС было рассмотрено 8300 споров по более чем 16 тыс. доменов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Серго А. Доменные имена. М., 2006. С. 114.

Для обеспечения продвижения отечественных товаров на международных рынках правообладатели товарных знаков осуществляют международную регистрацию знаков в странах, куда экспортируется продукция. Регистрация проводится как на основе правил национального законодательства, так и в соответствии с международными договорами.

Растущие объемы международного товарообмена нередко сопровождаются случаями незаконного использования товарных знаков в виде производства контрафактной продукции и продукции так называемого параллельного ("серого") импорта. Вопросы регулирования параллельного импорта связаны с исчерпанием исключительных прав на товарный знак. В зависимости от модели исчерпания признаются национальное или международное исчерпание прав. В России в отношении товарного знака признается национальное исчерпание прав (ст. 1487ГК РФ). Следует обратить внимание, что Соглашением ТРИПС (ст. 6) допускается выбор правила об исчерпании прав в рамках национального законодательства. Вместе с тем различные модели исчерпания, которые применяются разными государствами, нередко являются причиной многочисленных судебных дел по параллельному импорту <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пирогова В.В. Исчерпание исключительных прав и параллельный импорт. М., 2008.

Наши рекомендации