Методика учета операций по расчетному счету
Документация, используемая при учете операций по расчетному счету.
Прием и выдачу денег, безналичные перечисления банк производит по документам специальной формы. Основными документами по операциям на расчетном счете являются:
при наличных расчетах:
чек денежный;
объявление на взнос наличными;
при безналичных расчетах:
платежное поручение;
чек расчетный;
аккредитив;
платежное требование - поручение.
- Чек денежный представляется банку для снятия с расчетного счета предприятия указанной в чеке суммы наличных денег. Чек состоит из трех отделяемых друг от друга частей: корешка, собственно чека и контрольной марки. Корешок чека остается в чековой денежной книжке предприятия, являясь подтверждением использования чека на определенную сумму. Сам заполненный чек передается получателем наличных работнику операционного отдела банка. Этот работник вырезает контрольную марку и передает ее клиенту. Клиент предъявляет марку кассиру банка и получает наличные.
- Объявление на взнос наличными представляется банку при взносе на расчетный счет суммы наличных денег, полученной за реализованные товары, выполнение работы и услуги, в качестве различных поступлений от других предприятий и других поступлений. В подтверждение получения денег банк выдает квитанцию, которая служит оправдательным документом.
- Платежное поручение - это письменное распоряжение плательщика о перечислении суммы средств со своего счета на чет получателя.
Платежными поручениями рассчитываются по взносам в бюджет, с органами соцстрахования, при переводе заработной платы на счета работников в Сбербанке, погашении задолженности, по предварительной и последующей оплате за ТМЦ, выполненные работы и услуги. Платежные поручения выписываются на специальном бланке и предъявляются в банк в течение 10 дней со дня выписки.
Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.
При расчетах платежными поручениями документооборот существенно сокращается. В то же время эта форма расчетов не гарантирует поставщику своевременного платежа.
Последовательность действий поставщика и получателя при расчетах платежными поручениями приведена в схеме на рис.1.
Расчет платежными поручениями.
рис. 1
- При расчетах с иногородними поставщиками предприятия могут использовать аккредитивную форму расчетов.
При использовании этой формы расчетов покупатель депонирует в банке поставщика на отдельном счете сумму аккредитива. Каждый аккредитив выставляется для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается договором между плательщиком и поставщиком. Заявление об открытии аккредитива представляется в количестве, необходимом банку плательщика для выполнения условий аккредитива.
Депонирование средств гарантирует плательщику своевременный платеж за отгруженные ТМЦ и оказанные услуги. Средства с аккредитива выплачиваются поставщику на основе реестра счетов транспортных документов, подтверждающих отгрузку ТМЦ.
Порядок действий поставщика и плательщика при использовании аккредитивной формы расчетов приведен в схеме на рис.2.
Аккредитивная форма расчетов.
рис. 2
- Платежные требования - поручения представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основе направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов, стоимость поставленной по договору продукции, выплаченных работ, оказанных услуг.
Все операции, связанные с расчетным счетом производятся на счете 51. Так как основным документом по банку является выписка из расчетного счета и в ней отражаются суммы с точки зрения учета в банке, поэтому бухгалтеру предприятия суммы, проходящие по кредиту выписки банка нужно записывать в дебет счета №51. А проходящие по дебету выписки банка – в кредит счета №51.
Корреспонденция счетов с использованием счета №51:
При поступлении средств на расчетный счет делаются записи по Д51 и К46(реализация продукции), 47(реализация и выбытие основных средств), 90(краткосрочные кредиты банков) и т.д.
При перечислении средств делаются следующие записи: К51 и Д76(за услуги банка), 60(поставщикам), 68(в бюджет), 69(в фонд социального страхования) и т.д.
По дебету счета 51 ведется ведомость №2, а по кредиту – журнал-ордер№2.