Организационно-экономический механизм осуществления программы.
Весь цикл осуществления программы требует организации процессов внешнего управления и самоуправления, контроля за ходом воплощения программной идеи в жизнь. С этой целью еще в процессе формирования программного заказа должен быть продуман и представлен в проекте программы организационно-экономический механизм осуществления программы в виде предусмотренного программой способа организации и вида организационных структур, органов управления, их функций и полномочий, а также мер по созданию экономической заинтересованности участников, исполнителей в успешной реализации программы.
8. Социально-экономическая эффективность программы.Социальный эффект программы характеризуется тем, в какой мере она способствует решению и решает социальные проблемы страны, региона, отрасли, города, предприятий, населения в соответствии с уровнем, масштабностью, видом программы. Наличие реального социального эффекта есть признак социальной результативности программы.Экономический эффект программы проявляется в ее вкладе в ВНП страны, ВРП, прибыль предприятий, компаний, охватываемых действием программы, а также в удовлетворение потребностей экономики страны, региона, района, города.
В самой программе приводятся расчетные значения социально-экономических эффектов и эффективность в виде количественных и качественных показателей. От достоверности расчетных данных во многом зависит судьба программы.
Количество и масштабы объективно существующих, назревших социально-экономических проблем всегда намного больше возможностей реализации программ, решения этих проблем. Поэтому необходим строгий отбор проблем, принимаемых к программной разработке уполномоченными на то государственными органами. Неэффективные механизмы фильтрации предложений о программах-разработках приводят к признанию программными многих проблем, которые, во-первых, могут быть решены и без привлечения, использования программ, и, во-вторых, выходят далеко за пределы возможностей ресурсного обеспечения программ как из бюджетных, так и внебюджетных источников. В этом кроется основная причина крайне низкой результативности программно-целевого управления.
Официальный порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденный Правительством Российской Федерации в 1995 г., предусматривает следующие факторы, которые должны определять принципы отбора проблем для программной разработки:
1) значимость проблемы;
2) невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки ее решения;
3) принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий предлагаемой программы;
4) необходимость координации действий технологически сопряженных отраслей и производств для решения проблемы.
Должны также учитываться социально-экономические приоритеты и цели страны, направления структурной и научно-технической политики, общегосударственные потребности, финансовые ресурсы, экономическое, социальное и экологическое состояние, внешнеэкономические и внешнеполитические условия, международные договоренности.
Методика отбора проблем базируется на сочетании количественных (общих) и качественных (специальных) критериев, сведения их в единый интегральный критерий программности проблемы и учета ресурсных ограничений бюджетных и внебюджетных источников.
Группа общих критериев включает:
1) критерий остроты, настоятельности проблемы характеризует разрыв между объективно необходимым (нормативным) и сложившимся уровнями удовлетворения проблемной потребности;
2) критерий программности проблемы позволяет установить, насколько проблема нуждается именно в программном решении;
3) критерий региональной значимости (масштабности) характеризует относительную величину зоны действия программы, охватываемой ее интересами;
4) критерий отраслевой значимости представляет долю отраслей, на которые распространяет свое действие программа, заинтересованных в осуществлении программы и поддерживающих ее;
5) критерий бюджетной независимости программы характеризуется долей средств, ресурсных потребностей, удовлетворяемых за счет внебюджетных источников;
6) критерий экономической эффективности программы характеризует прибыльность, окупаемость программы.
Все представленные общие критерии построены таким образом, что их значения изменяются в пределах от нуля до единицы. Нулевое значение наименее предпочтительно, а чем значение критерия ближе к единице, тем больше оснований считать проблему достойной программной разработки.
Специальные критерии свидетельствуют о наличии вклада предлагаемой программы в решение не только данной проблемы, но и других важных проблем экономики страны, региона, отрасли, хозяйствующих субъектов:
1) критерий социального вклада характеризует воздействие программы на улучшение уровня и качества жизни в результате лучшего и более полного удовлетворения потребностей, увеличения доходов населения, расширения объектов социальной инфраструктуры, сокращения уровня разрыва социальных статусов различных слоев населения;
2) критерий экономического вклада характеризует вклад предлагаемой программы в достижение экономических целей, таких как рост производства, увеличение занятости, создание новых рабочих мест, стабилизация цен, обеспечение финансовой устойчивости, рост качества продукции и др.;
3) критерий научно-технического вклада определяет, в какой степени программа способствует развитию науки и техники, росту научно-технического потенциала, повышению научно-технического уровня производства, выходу на критерий внешнеэкономического вклада;
4) критерий внешнеэкономического вклада отражает воздействие предлагаемой программы на улучшение платежного баланса страны, развитие экспорта, укрепление конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках, уменьшение внешнеэкономической зависимости;
5) критерий экологического вклада характеризует воздействие программы на улучшение среды обитания людей, применение природоохранных технологий, предотвращение вредных для человека и природы техногенных последствий и предотвращение техногенных катастроф.
Содержание процедур разработки программы, так же как и ее структура, во многом зависит от типа программы. Поэтому универсальное описание этапов разработки программы, их содержания и методов возможно лишь в общих чертах, с использованием частично условных обобщенных категорий, при некотором уровне неопределенности.
Разработка комплексных программ представляет сложную цепь взаимосвязанных операций прогнозно-аналитического, проектно-рас-четного, технико-экономического, экспериментально-исследовательского характера, которые строятся в соответствии со структурой и содержанием программы, логикой взаимных связей и развития программных работ. Разработку программы можно разделить на отдельные стадии, достаточно универсальные по содержанию и последовательности осуществления:
1) целевая разработка и предварительное обоснование путей осуществления программы;
2) проектно-научная разработка;
3) структурная разработка;
4) ресурсная разработка [42].
Укрупненная структурная схема разработки программы изображена на рис. 9.1.
На основе критерия проблемности возможно деление региональных проблем на три группы, однозначно определяющие направление разработки программы:
1) проблемы снятия аномальной кризисности;
2) территориальные проблемы, сдерживающие развитие региона;
3) проблемы стимулирования территориального развития. Необходимость разработки программ первого направления стоит
перед территориями, находящимися в особо тяжелом, кризисном социально-экономическом положении. При этом подобным регионам на разных этапах рекомендуется последовательная разработка и реализация программ всех видов. Критерием реализации программ первого порядка можно считать изменение статуса особо нуждающейся территории на статус отсталой или депрессивной.
Применение программно-целевого метода по отношению к депрессивным и отсталым территориям наиболее эффективно. Здесь применяются программы второго порядка. Эффективность реализации мероприятий может быть определена как значениями установленных показателей, так и наличием или отсутствием обнаруженных ранее признаков депрессии.
Разработка программ третьего порядка существенно отличается от предыдущих благоприятными начальными условиями и основана на механизмах стимулирования территориального развития.