Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм

Наличие системы социальной защиты населения характер­но практически для всех стран. Необходимость в ней для кон­кретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать усло­вия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности. Эти обстоятельства моногоаспектны. С одной стороны, они свя­заны: а) с полной, частичной, временной или постоянной поте­рей трудоспособности из-за болезни или по возрасту; б) с поте­рей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера. С другой стороны, они порождены изменениями в социально-политической, экономической, международной об­становке (спад производства, рост инфляции, банкротств, без­работицы и т.п.). С третьей стороны, необходимость в социаль­ной защите может быть вызвана неблагоприятными климати­ческими, природными и стихийными явлениями катастрофи­ческого и продолжительного характера.

Значение и уровень системы социальной защиты населения, таким образом, предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими осо­бенностями государства. В периоды обострения экономических проблем и социальной напряженности возрастает необходи­мость в ее расширении и совершенствовании.

Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан, ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы со­циальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и использу­ются специальные денежные фонды. В странах с рыночной эко­номикой социальная защита основывается на многосторонней ответственности — государства, негосударственных структур, общественных объединений — за формирование и целевое ис­пользование специализированных фондов (пенсионных, соци­альной защиты, социального обеспечения и др.).

Содержание социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономичес­кой политики конкретного государства, поэтому его трактовка в международной теории и практике не однозначна. В одних странах это понятие достаточно широкоаспектно и охватывает все меры, связанные с созданием и функционированием соци­альной сферы в целом, в других — соотносится с помощью боль­ным, инвалидам и пенсионерам, в третьих — подразумевает обеспечение неработающих и т.д.

Исходя из уровня социальных услуг, предоставляемых в той или иной стране населению, комиссия Европейского сооб­щества условно разбила системы социальной защиты на две группы: систему Бисмарка (ее основоположник — немецкий канцлер О. Бисмарк) и систему Бевериджа (У.Г. Беверидж — английский экономист, государственный деятель).

По системе Бисмаркастепень участия в общественном про­изводстве (качество и длительность профессиональной деятель­ности) определяет уровень социальной защищенности гражда­нина. Это значит, что размер социальных выплат прямо про­порционален страховым взносам, которые человек уплачивал на протяжении своей активной жизни. Такой принцип социаль­ной защищенности носит накопительный характер. Но в систе­ме Бисмарка действует и защита солидарного характера, озна­чающая, что работающие содержат неработающих. Она распро­страняется на семьи с недостаточным уровнем трудового учас­тия в производственной деятельности и реализуется в виде по­мощи, оказываемой через социальные муниципальные службы.

Социальная защита по системе Бевериджадает право на минимальную защищенность любому человеку, по ряду при­чин потерявшему свой доход. При этом для оказания помощи в случае болезни установлено обязательное страхование, а всем престарелым выплачиваются социальные пенсии (уровень от­числений от заработной платы в рамках минимального дохода при этом роли не играет). Данная система основана на концеп­ции социальной справедливости и принципе солидарности.

В мировой практике обе системы реализуются в различных вариантах либеральной, социально-демократической и консервативной моделей социальной защиты. Общими для них являются принцип самообеспечения, согласно которому все гражда­не трудоспособного возраста обязаны зарабатывать на себя, и гибкая система социальных гарантий на случай болезни, ин­валидности, ухода на пенсию, потери кормильца и т.п.

К сфере социальной защиты населения относятся понятия социального обеспечения, социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания. В лите­ратуре не сложилось однозначной их трактовки, а отдельные авторы ставят между ними знак тождества. Однако каждое из понятий несет специфическую смысловую нагрузку.

Термин «социальное обеспечение» появился в России в 1919 г. С ним связывалась материальная помощь рабочим и служащим, семьям красноармейцев, ремесленникам, крестья­нам, больным и престарелым, предоставлявшаяся за счет ассиг­нований из бюджета. По окончании гражданской войны госу­дарственное обеспечение было заменено социальным страхова­нием. В дальнейшем в хозяйственной практике СССР эти поня­тия и сферы деятельности не раз появлялись вновь, при том что социальное обеспечение находилось в ведении Министерства социального обеспечения, а социальное страхование — в веде­нии профсоюзов. Им соответствовали фонд социального обеспе­чения и бюджет социального страхования. В 1964 г. были вве­дены социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов — с 1930-х гг. одной из самых не­защищенных категорий трудящихся. Развитие этих форм во­плотилось в 1971 г. в организацию автономных от бюджета го­сударственного социального страхования и фонда социального обеспечения фондов социального страхования и социального обеспечения колхозников. В 1991 г. все перечисленные фонды прекратили существование.

Под социальным обеспечением следует понимать установ­ленную государством систему материальной поддержки граж­дан, оказавшихся в трудном положении (по старости, в резуль­тате полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, по многодетности и т.д.). Социальное обеспече­ние — это часть финансов, используемых государством как эко­номический инструмент распределения средств для содержа­ния и обслуживания нетрудоспособных членов общества, про­цесс социальной защиты населения. Оно осуществляется в фор­мах социального страхования, социальной помощи, попечи­тельства и социального обслуживания.

Таким образом, социальное обеспечение представляет про­цесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание — его формы.

Каждой из стран присущ определенный набор перечислен­ных форм социальной защиты населения и регламентирующие их законы. Однако социальное страхование является домини­рующим в государствах с рыночной экономикой.

Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы рабо­тающих. Причем в одних странах страхование носит накопи­тельный, в других — солидарный, в третьих — смешанный ха­рактер. В первом случае при утрате заработка страхуемые полу­чают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учетом уплаты предваритель­ных взносов. Такой принцип построения системы социального обеспечения считается справедливым во многих странах. При солидарном характере страхования работающие содержат не­трудоспособных .

Социальная помощь (за рубежом ее называют обществен­ным вспомоществованием) оказывается тем, кто не может зара­батывать сам, является нетрудоспособным или имеет на ижди­вении детей. Она реализуется в виде пособий адресного харак­тера, финансируемых за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. При этом выплата пособий сопряжена с выявле­нием малообеспеченных (бедных) граждан на основе бюджета прожиточного минимума и определением размеров пособий по нуждаемости.

Под бедностью обычно понимают постоянное отсутствие средств, необходимых для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном обществе на определен­ном историческом этапе. Всемирный банк в своем подходе рас­сматривает бедность в двух аспектах: а) как производное от не­достаточности доходов; б) как отсутствие ряда основных воз­можностей: хорошо питаться и быть здоровым; вести здоровую репродуктивную жизнь, получать образование и знания.

Для каждой страны специфичны показатели: а) бедности по доходам; б) бедности по возможностям. Нет и единой методоло­гии определения бедности. В мировой практике наиболее из­вестны и применяемы следующие методы:

• нормативный (учитываются нормы питания или минимальная потребительская корзина);

• статистический (бедными считаются либо 10—15 % первых по размерам получаемых душевых доходов в общем ряду распределения населения, либо иная часть этого ряда);

• стратификационный (к бедным относят людей априорно ограниченных в возможностях самообеспечения);

• эвристический (исходя из общественного мнения или с позиций самого респондента определяется недостаточность уровня жизни);

• экономический (категория бедных определяется исходя из возможностей государства поддерживать их материальную обеспеченность).

Попечительство в отличие от социальной помощи ориен­тировано на индивидуальную нуждаемость. Оно осуществляет­ся органами опеки за счет бюджетных ассигнований, пожертво­ваний и спонсорской помощи.

Социальное обслуживание — это деятельность юридичес­ких и физических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи, предоставлению бытовых, медицин­ских, психолого-педагогических и правовых услуг, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оно осно­вано на принципах адресности, гуманизма, социальной спра­ведливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

В систему социального обслуживания входят: государствен­ные органы, осуществляющие управление в данной области; центры социального обслуживания различных категорий насе­ления (семей, детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и т.п.); социально-реабилитационные центры и при­юты; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); центры психолого-педиатрической помощи, соци­альной помощи на дому, а также временного пребывания и пат­ронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневроло­гические интернаты и др.); геронтологические центры; органи­зации, изготавливающие средства реабилитации; реабилитационно-трудовые мастерские; физические и юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компе­тенции в соответствии с законодательством.

Социальные услуги оказываются в случаях малообеспеченности, сиротства, бездомности, безработицы, инвалидности, неспособности к самообслуживанию; токсикомании, наркома­нии, алкоголизма; семейного неблагополучия; возвращения из мест лишения свободы; стихийного экологического и техноген­ного бедствия; иных случаях, когда необходима социальная поддержка.

Социальное обслуживание осуществляется на безвозмезд­ной и возмездной договорной и недоговорной основе за счет средств бюджетов, специальных фондов, а также из средств, по­лучаемых от платы за предоставление социальных услуг, за счет благотворительных взносов и спонсорства юридических и физических лиц.

Схематично финансовый механизм социальной защиты на­селения показан на рис. 12.1.

Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм - student2.ru

Социальное страхование

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования цен­трализованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий. Оно выступает в двух обособленных формах — социального страхования и страхова­ния определенных объектов в связи с непредвиденными и чрез­вычайными событиями. В Республике Беларусь страхование регламентировано законами «Об основах государственного со­циального страхования» и «О страховании» (1993 г.).

Истоки социального страхования тесным образом связаны с движением рабочих за создание материальных условий на слу­чай болезни, безработицы, несчастья во время работы. Перво­начальными формами социального страхования стали кассы и общества взаимопомощи. Наиболее совершенные для своего времени структура социального страхования и законодатель­ная база были разработаны в Германии в 1883—1889 гг.

Социальному страхованию присущи следующие признаки:

• страховые взносы являются централизованными доходами государства (внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности, порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством) или доходами негосударственных специализированных фондов;

• страховые взносы представляют собой обязательный платеж: а) из фонда оплаты труда работодателей; б) заработной платы работников; в) суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей (взыскиваются в принудительном порядке);

• страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;

• страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уп­лаченным суммам — в зависимости от существующей в государстве модели социальной защиты;

• привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы;

• временно свободные средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов.

Организация социального страхования базируется на прин­ципах: всеобщности; универсальности; комплексности; само­управления; гарантированности пособий, пенсий и других вы­плат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др. В странах с рыночной экономи­кой к ним добавляется принцип самоокупаемости.

Система социального страхования может быть как государ­ственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудо­способных лиц. Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств.

Образование фондов государственного социального страхо­вания осуществляется в соответствии с требованиями объек­тивных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосре­дуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различ­ных форм собственности, население.

Вместе с тем указанные распределительные отношения обу­словлены спецификой социального страхования — наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распреде­ление осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторич­ное — при поступлении в специализированные фонды социаль­ной защиты и последующем использовании средств из государ­ственного бюджета и из заработной платы работников.

По государственному социальному страхованию застрахо­ванные граждане обеспечиваются:

1) пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет;

2) пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

3) пособиями:

• по болезни и временной нетрудоспособности;

• беременности и родам;

• безработице;

• в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста;

• на погребение;

4) выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением.

В Республике Беларусь формирование фонда денежных средств для выплаты пособий и компенсаций в связи с несчаст­ными случаями на производстве и профессиональными заболе­ваниями переведено с 01.01.2004 г. в сферу рискового страхова­ния (так называемого страхования «не жизни»). В соответствии с Декретом Президента от 30.07.2003 г. № 18 в республике вве­дено обязательное страхование данных случаев и заболеваний, распространяющееся на всех нанимателей. Оно касается как работников, так и лиц, работающих по гражданско-правовому договору на территории и под контролем страхователя, выпол­няющих работу на основе членства в организации и проходя­щих стажировку. Организация данного вида страхования воз­ложена на унитарное государственное предприятие «Белгосстрах». Субъект хозяйствования не может открыть расчетный счет либо получить со счета средства на выплату заработной платы без предъявления справки, подтверждающей регистра­цию в отделениях «Белгосстраха» в качестве страхователя и уп­лату страховых взносов. Уплата взносов должна производиться из фонда оплаты труда страхователя. При этом тарифы диффе­ренцируются по отраслевому признаку и сфере деятельности.

Право на страховые выплаты приобретается при условии уплаты страховых взносов в соответствующие фонды социаль­ной защиты или «Белгосстрах». Страховыми случаями, с на­ступлением которых назначаются выплаты, являются: болезнь и временная нетрудоспособность; беременность и роды; рожде­ние ребенка и уход за ним до достижения им установленного за­конодательством возраста; инвалидность; достижение пенсион­ного возраста; утрата кормильца; потеря работы; смерть застра­хованного или члена его семьи; производственные травмы и профессиональные заболевания.

Негосударственное социальное страхование осуществляет­ся в добровольной форме негосударственными страховыми ор­ганизациями. Граждане и наниматели могут за счет собствен­ных средств заключать договоры дополнительного социального страхования, в которых определяются условия, размеры и по­рядок страховых взносов (премий) и получения выплат. Госу­дарство в этом случае не несет ответственности по обязатель­ствам негосударственных страховых организаций.

К рискам, от которых страхуют человека в рамках системы социального страхования западноевропейских стран, относят­ся: болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, безра­ботица, несчастный случай на производстве. Исходя из этого, система социального обеспечения подразделяется на направле­ния: а) страхование больничное (медицинское), т.е. от риска за­болеваний; б) страхование по старости, или пенсионное; в) стра­хование от безработицы; г) страхование от несчастных случаев; д) страхование по уходу за престарелыми и инвалидами.

Особого внимания заслуживает порядок финансирования услуг системы социального страхования. Здесь могут быть два варианта: во-первых, за счет выделения средств из бюджета, во-вторых, за счет специальных взносов (из зарплаты граждан или за счет отчислений предприятий-нанимателей).

В пользу финансирования из бюджета говорит тот факт, что формирование доходов бюджета происходит за счет физичес­ких и юридических лиц, а значит, все общество принимает участие в финансировании системы соцобеспечения. Против этой системы выступает тот факт, что в период кризисов нало­говые поступления сокращаются, а потребность в финансирова­нии социальной защиты возрастает.

♦ Социальное страхование в странах Скандинавии и Испании обращено на следующие риски: на случаи болезни, безработицы, инвалидности, по старости и от несчастного случая на производстве. Расходы по страхованию от несчастных случаев покрываются за счет владельцев предприятий, в остальных видах страхования — распределяются в разной мере между самими застрахованными, владельцами предприятий, общинами и государством. Управление социальным страхованием в этих странах происходит по-разному. В Дании, Швеции и Финляндии, например, где оно децентрализовано, это дело органов самоуправления .

♦ В США существуют две формы частного социального страхования — коллективное по месту работы и индивидуальное. Ведущей формой является первая из них. Коллективные договоры между профсоюзами и предприятиями, как правило,
предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Однако аналогичные виды частного социального страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют. Предприниматели рассматривают свое участие в различных частных страховых «планах» как средство закрепления на своих предприятиях наиболее квалифицированной рабочей силы и административного персонала.

♦ На постсоветском пространстве система социального страхования коренным образом меняется. В одних странах появились государственные пенсионные фонды и фонды обязательного медицинского страхования, в других — государственные фонды социальной защиты населения и содействия занятости, а также негосударственные страховые пенсионные фонды и фонды медицинского страхования. Постепенно вводятся персонифицированные счета граждан, позволяющие учитывать степень их трудового участия на протяжении всего трудоспособного возраста, но еще сохраняется солидарный характер социальной защиты населения.

♦ В Республике Беларусь система социального страхования в настоящее время представлена двумя фондами: Фондом социальной защиты населения и Государственным фондом содействия занятости. С 1999 по 2002 г. функционировал внебюджетный Фонд социальной защиты молодежи.

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)был образо­ван в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. № 2367-ХП на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. Он функционирует с 01.07.1993г., являясь самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты. До 2003 г. (включительно) ФСЗН оставался внебюджетным фондом, а с 01.04.2004 г. его денежные средства вошли в состав бюджета.

В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхова­ния», вступивший в силу с 01.04.1995 г.

Главными задачами фонда являются:

• финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

• сбор страховых взносов;

• расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования;

• международное сотрудничество в области социального страхования.

Функциями ФСЗН являются:

• методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;

• контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений фонда;

• координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;

• обеспечение капитализации средств фонда и привлечение добровольных и благотворительных взносов;

• совершенствование государственного социального страхования;

• организация информации по всем категориям плательщиков;

• ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность;

• определение совместно со всеми структурами, чья деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд.

Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов ра­ботодателей и граждан, доходов от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), доброволь­ных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Раз­мер обязательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавливается в зависимости от фонда заработной платы в со­ответствии с Законом Республики Беларусь «О размерах обяза­тельных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» от 29.02.1996 г. В редакции данного закона от 28.07.2003 г. № 232-3, в отличие от предыдущих редакций, общеустановлен­ный размер обязательных страховых взносов разделен на пен­сионное и социальное страхование, кроме того, упорядочены льготы. В частности, тариф страхового взноса, составляющий 35 %, включает 29 % обязательных взносов на пенсионное страхование и 6 % — на социальное. Такое деление обусловлено динамической тенденцией в расходовании средств ФСЗН на выплату пенсий и пособий. Уплата названных взносов произво­дится единым платежом в размере 35 % плюс 1 % с работаю­щих граждан на пенсионное страхование.

Для сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и садоводческих кооперативов установ­лен общий размер страховых взносов — 30 % (24 % — на пенси­онное и 6 % — на социальное страхование) и 1 % — с работаю­щих граждан. Для коллегий адвокатов тариф, ранее составляв­ший 5 %, увеличился вдвое (8 % — на пенсионное, 2 % — на со­циальное страхование). Для физических лиц, самостоятельно осуществляющих предпринимательскую деятельность, размер страховых взносов установлен в размере 36 % (30 % — на пен­сионное, 6 % — на социальное страхование).

В новой редакции закона о страховых взносах в ФСЗН не стало таких малообоснованных льготных тарифов, как 4,7 %, 5, 15 и 20,4 %, зато содержится перечень плательщиков, осво­божденных от уплаты страховых взносов на определенных ус­ловиях. Это общественные объединения инвалидов и пенси­онеров, не менее чем на 80 % состоящие из граждан данной ка­тегории, а также принадлежащие им на праве собственности организации с численностью инвалидов среди работающих граждан не менее 50 % и с размерами их доли в общей сумме выплат не менее 25 %. Ранее подобные организации платили страховые взносы в размере 4,7 и 20,4 %. Кроме того, от уплаты страховых взносов освобождены члены крестьянских (фермер­ских) хозяйств, являющиеся инвалидами либо достигшие об­щеустановленного пенсионного возраста.

Индивидуальные предприниматели вошли в состав обяза­тельных плательщиков в ФСЗН с 01.08.2002 г. в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 25.07.2002 г. № 18 и Указом Президента Республики Беларусь от 30.09.2002 г. № 497. Они должны уплачивать не менее 36 % величины ут­верждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Средства из ФСЗН расходуются на следующие цели:

• выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по потере кормильца, социальных пенсий;

• выплату пособий по беременности, рождению ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на погребение, по уходу за инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом.

Помимо этого в соответствии с международными договора­ми из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики; финансируются расходы: а) на оздоров­ление трудящихся, б) повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной пла­ты, в) оказание материальной помощи престарелым и нетрудо­способным гражданам, г) обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.

Государственный фонд содействия занятости является го­сударственным целевым бюджетным фондом, предназначен­ным для страхования от безработицы и финансирования меро­приятий по обеспечению занятости населения. Его создание, а также порядок формирования и использования денежных средств регламентированы постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О Государственном фонде содействия за­нятости» от 15.05.1998 г. № 759 (в редакции постановления Со­вета Министров Республики Беларусь от 03.10.2003 г. № 1261) и Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствова­нии деятельности государственной службы занятости населе­ния» от 13.01.2003 г. № 50.

Источниками формирования фонда являются:

• обязательные отчисления организаций (в том числе организаций с иностранными инвестициями), индивидуальных предпринимателей;

• оплата банками использования денежных средств, которые хранятся на счетах фонда;

• суммы штрафов, взыскиваемых органами государственной службы занятости, за нарушение законодательства о занятости населения;

• добровольные пожертвования и иные поступления.

Средства фонда аккумулируются на едином казначейском

счете Министерства финансов Республики Беларусь с распреде­лением в республиканский и местные бюджеты на основании предложений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, согласованных с облисполкомами и Мин­ским горисполкомом. При этом распорядителями средств фон­да являются: республиканской части — Министерство труда и социальной защиты; областных — управления областных служб занятости населения; городских и районных — городские (ре­гиональные) и районные центры занятости населения; Мин­ска — Минский городской центр занятости населения.

Областные части и часть фонда Минска формируются за счет средств, передаваемых из республиканского бюджета в ви­де текущих трансфертов; городские и районные — за счет средств, передаваемых из областной части фонда в виде теку­щих трансфертов.

Цели, на которые расходуются средства фонда, имеют отли­чия, обусловленные статусом распорядителя. Для республикан­ской части это:

• проектирование информационно-вычислительной системы государственной службы занятости; приобретение программно-технических средств, оборудования и общесистемного программного обеспечения для ее создания и обеспечения функционирования; разработка и сопровождение прикладного программного обеспечения; организация общереспубликанских телекоммуникационных каналов связи;

• информационное обеспечение деятельности органов государственной службы занятости;

• проведение республиканских конференций, семинаров, совещаний;

• обеспечение международного сотрудничества в решении проблем занятости населения;

• формирование резерва фонда занятости, предназначенного для финансирования непредвиденных ситуаций на рынке труда;

• аккумулирование средств, направляемых на финансирование мероприятий по социальной поддержке молодежи.

Средства областных частей и часть фонда Минска исполь­зуются для финансирования следующих мероприятий:

• по социальной поддержке безработных и незанятого населения;

• профориентации, профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных;

• поддержке работодателей в деле сохранения и создания новых рабочих мест;

• стимулированию трудовой инициативы граждан, обеспечению постоянной и временной занятости населения;

• повышению квалификации работников государственной службы занятости;

• развитию материально-технической базы, эксплуатации информационной вычислительной службы занятости.

Средства городских и районных частей фонда предназначе­ны для содержания региональных, городских и районных орга­нов государственной службы занятости.

Оплата расходов республиканской части фонда производит­ся Министерством финансов, областных и Минска — областны­ми и минским городским финансовыми управлениями через территориальные органы государственного казначейства.

Контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления платежей в фонд осуществляется Ми­нистерством по налогам и сборам Республики Беларусь и его ор­ганами на местах. Контроль за расходованием средств фонда по целевому назначению возложен на Министерство финансов страны, местные финансовые органы.

Медицинское страхование

Медицинское страхование составляет часть социальной инф­раструктуры и необходимо для защиты от риска высоких материальных издержек в случае временной или постоянной утраты здоровья при нехватке личных или бюджетных средств. Человек, потерявший здоровье, часто несет большие расходы на лечение. Для их покрытия медицинское страхование допол­няет определенный, гарантируемый государством уровень ме­дицинского обслуживания за счет бюджетных или внебюджет­ных средств.

Оказание социальной помощи гражданам в случае болезни имеет долгую традицию. Так, в Древней Греции и Римской империи существовали организации взаимопомощи, занимав­шиеся сбором и выплатой средств для материальной поддерж­ки граждан в случае утраты ими трудоспособности. В средние века социальная защита возлагалась на цеховые или ремеслен­ные гильдии и церковь.

Во второй половине XIX в. стали создаваться общества (кассы, товарищества) больничного страхования для оказания помощи при болезни. Основателями больничного страхования стали Англия и Германия. Именно в Германии в 1883 г. был принят первый государственный закон об обязательном боль­ничном страховании рабочих.

В дореволюционной России больничные кассы открыли в начале XIX в., а в 1912 г. Государственная Дума приняла закон о введении обязательного медицинского страхования работа­ющих граждан. В советское время он утратил актуальность, по­скольку было введено всеобщее бесплатное медицинское обслу­живание.

Система страховой защиты здоровья во многом определяет­ся степенью участия государства в организации и финансирова­нии медицинской помощи. В большинстве стран она возмеща­ется за счет средств обязательного и добровольного медицин­ского страхования. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения и означает формирование страховых доходов за счет обязательных взносов работода­телей, предпринимателей и бюджетных средств (для неработа­ющей категории населения). Из этих фондов и оплачиваются медицинские услуги. В добровольном медицинском страхова­нии страховая организация оплачивает расходы по лечению в медицинском учреждении лица, заключившего с ней договор страхования и уплатившего страховую премию.

По участию в формировании страховых фондов и управле­нии ими системы страховой защиты здоровья подразделяются на три вида:

1) частного страхования;

2) регулируемого государством и общественностью страхования;

3) бюджетного здравоохранения.

¨Система частного страхования сохранилась в США, где государственное регулирование здравоохранения достаточно либерально.

В настоящее время в систему страхования здоровья США входят следующие структуры:

• частные неприбыльные страховые ассоциации «Голубой крест» и «Голубой щит», занимающиеся только страхованием здоровья и управляемые в каждом штате национальными штаб-квартирами;

• частные коммерческие страховые компании, деятельность которых не регулируется государством;

• самофинансируемые программы индивидуальных предпринимателей ;

• общества поддержания здоровья;

• правительственные программы «Медикэр», «Медигэп» и «Медикэйд».

Страховая ассоциация Голубой крест» была создана в период Великой депрес­сии, когда многие граждане не могли оплачивать счета за медицинские услуги, а «Голубой щит» — в 1970-е гг., когда у населения наметилась тенденция к ведению здорового образа жизни.

Федеральная программа льготного медицинского страхования «Медикэр» рас­считана на людей старше 65 лет и инвалидов. Она предусматривает возмещение затрат в случаях госпитализации, пребывания в домах престарелых, диаг

Наши рекомендации