Тема № 8. Управление реализацией проекта

План:

1.Организация работ и выполнение проекта

2. Завершение проекта

3. Послепроектное обслуживание

1. Задачи управления проектом при его выполнении выполнение сводного плана проекта – реализация плана проекта путем выполнения включенных в него работ; подтверждение предметной области – процесс формальной приемки предметной области проекта.обеспечение качества – процесс регулярной оценки выполнения работ проекта для подтверждения того, что проект будет удовлетворять принятым стандартам качества. развитие команды – освоение индивидуальных и групповых навыков и квалификации для улучшения выполнения проекта; распределение информации – периодическое доведение необходимой информации до участников проекта; получение предложений – поступление подходящих заявок, тендерных предложений, предложений по поставкам и контрактам; выбор источника – выбор из числа потенциальных поставщиков и контакторов; руководство контрактом - регулирование отношений с исполнителями работ и поставщиками.

УПРАВЛЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ СВОДНОГО ПЛАНА ПРОЕКТА требуется: определить выполненные и невыполненные работы проекта, определить степень отклонения от плана по всем функциям проекта, составить запросы на изменения. Необходимая информация. Сводный план проекта;

Корректирующие воздействия – любые действия, предпринятые для того, чтобы ликвидировать нежелательные отклонения от запланированных параметров и осуществлять выполнение проекта в соответствии с планом

Политика организаций – участниц проекта;

Проверка и анализ состояния предметной области при выполнении проекта требуется:

определить соответствие полученных результатов при выполнении проекта установленным требованиям, формально подтвердить выполнение работ и получение результатов. Необходимая информация;;

Документация, описывающая результаты работ - планы, спецификации, проектно-сметная и техническая документация, рабочие чертежи и т. д.

2. Завершение проекта

Завершение проекта - это формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.

Обычно проект считается завершенным после того, как состоялась официальная передача его результатов клиентам. Но не у всех проектов есть такая четкая граница между клиентом и исполнителем. Но в любом случае деятельность по реализации проекта прекращается.

Работа над проектом также прекращается, если проект терпит крах, т.е. от выполнения проекта отказываются, и деятельность по проекту сходит на нет. Основным критерием для принятия решения по выходу из проекта должен служить ожидаемый уровень доходности в изменившихся условиях его реализации. Выход из проекта является вынужденным, но необходимым решением в условиях снижения эффективности реализации проекта. Одновременно с принятием решения о выходе из реального инвестиционного проекта должно приниматься решение о возможных формах реинвестирования капитала. Эффективными формами выхода из проекта являются следующие:

− отказ от реализации проекта до начала исполнения проекта;

− продажа частично реализованного проекта в форме незавершенного продукта проекта;

− продажа продукта проекта на стадии его эксплуатации;

− привлечение на любой стадии реализации проекта дополнительного паевого постороннего капитала с минимизацией своего паевого участия;

− раздельная продажа основных видов активов реализуемого проекта.

И в том и в другом случае остаются дела, которые должны быть сделаны. Но энтузиазм команды уже прошел, члены команды ждут возвращения к своим обязанностям или к другим проектам, или находятся в подвешенном состоянии, не зная, что им уготовано в будущем. Тем не менее, работу доделывать необходимо. Ситуация часто осложняется тем, что руководитель проекта и его ведущие специалисты переходят на другой проект и передают свои полномочия менеджерам поменьше. В этих условиях управлять проектом становится гораздо сложнее.

Поэтому заключительный этап часто представляет собой даже более сложную задачу, нежели начальный этап жизненного цикла проекта. Длительность завершающего этапа зависит от общей продолжительности проекта и внимательности каждого члена команды. Руководитель должен поддерживать целеустремленность команды и неуклонно вести проект к завершению. Для этого он должен направлять внимание команды на значение результатов проекта для компании и самой команды и ее членов.

В этих условиях необходимо отслеживать следующие основные моменты:

1. выполнение оставшихся работ и создание учетной информации по ним;

2. наличие ресурсов на оставшихся работах и их качество;

3. соблюдение условий контрактов;

4. вопросы, связанные с оборудованием: оно должно быть распродано, возвращено владельцам или поставлено на хранение;

5. вопросы, связанные с участниками команды: кого и куда передать, кем кого заменить и прочие вопросы, т.к. по окончании любого проекта его команда должна быть распущена.

Операции по завершению проекта должны планироваться на этапе создания иерархической структуры работ проекта и должны быть профинансированы так же, как и любой другой этап проекта. Проконтролировать наличие таких операций в ИСР должен заказчик. Если он этого не сделал, то финансирование операций завершения должно ложиться на него. Но это не всегда в интересах заказчика. Поэтому необходимо всегда помнить о необходимости завершения проекта. Резкое и незапланированное завершение проекта приводит к появлению пробелов в информации и подрывает доверие клиентов к команде проекта и к результатам проекта.

В ходе завершения проекта вся информация по нему должна быть переведена в разряд архивной. Достигнутые результаты должны быть документально зафиксированы и утверждены. Вся необходимая информация должна быть передана потребителю проекта (заказчику), т.к. именно он будет дальше работать с результатами проекта. Обязательно должны быть соблюдены вопросы секретности информации.

Завершение проекта сопровождается двумя основными процессами. Первый процесс - административное завершение – это подготовка, сбор и распределение информации, необходимой для формального завершения проекта. Административное завершение не должно откладываться до полного завершения проекта, а должно проводиться по фазам проекта, чтобы не допустить потери важной и полезной информации. Выходами процесса административного закрытия являются архивы проекта, закрытие проекта и документ с накопленными знаниями. Архив проекта содержит полный набор структурированных документов проекта, подготовленных к архивации соответствующими сторонами. При создании архива все специализированные проектные или программные исторические базы данных, относящиеся к проекту, должны быть обновлены. Если проект исполнен по контракту, или если осуществлялись значительные закупки, особое внимание следует обратить на архивацию финансовых документов. Закрытие проекта представляет собой подтверждение того, что проект удовлетворил все требования потребителя проекта по продукту проекта. Документ с накопленными знаниями является важнейшим документов при завершении проекта. Это документ, содержащий все достоинства и недостатки выполненного проекта. А также содержащий все проблемы, возникавшие в проекте и способы их решения. Часто такой документ сопровождается т.н. журналом проблем проекта.

Второй основной процесс, сопровождающий завершение проекта – это закрытие контрактов, т.е. подтверждение выполнения условий контрактов или их досрочное закрытие, включая разрешение всех возникших споров. Положения и условия контракта могут предписывать проведение специальных процедур для закрытия контрактов. Преждевременное прекращение контракта является специальной формой закрытия контрактов. Входом для процесса закрытия контрактов является контрактная документация, включающая, в частности: собственно контракт со всеми прилагаемыми календарными графиками, запросами и утвержденными изменениями контракта; вся разработанная поставщиком техническая документация; отчеты поставщика по исполнению; финансовая документация (счета-фактуры, подтверждения платежей) и результаты проводившихся инспекций. Закрытие контрактов производится методом контрактного аудита. Контрактный аудит – это структурированное описание процесса контрактации от планирования контрактов до управления их исполнением. Целью такого аудита является определение достижений и ошибок, которые следует учитывать в других контрактах данного проекта или организации. В результате процесса лицо или организация, ответственные за закрытие контрактов должны предоставить заказчику письменное уведомление о завершении контракта, а полный набор структурированных документов контракта должен быть подготовлен для включения в архивы проекта.

По завершении проекта должна быть проведена его постпроектная оценка, в результате которой должно быть выяснено следующее: оправдан ли перерасход средств или изменение планов, и были ли методы управления оптимальными. Постпроектная оценка производится по инициативе клиента и может проходить в течение нескольких месяцев после официального завершения проекта. Проведение постпроектной оценки может быть поручено третьей стороне. По результатам постпроектной оценки всегда составляется детальный отчет. Проведение такой оценки часто называют извлечением уроков из проекта.

Особое внимание при завершении проекта следует уделять тому, как члены команды проекта (индивидуально или в группах) будут высвобождаться, когда отпадает необходимость их использования в проекте. Своевременно должны бать разработаны соответствующие процедуры переназначения. Эти процедуры должны уменьшать издержки с помощью снижения или исключения тенденции притворяться работающим с целью заполнения времени между предыдущим и следующим назначениями. Также они должны повышать моральное состояние, уменьшая или исключая неопределенность в отношении будущей занятости. Процедуры уведомления менеджеров других проектов о доступности членов команды проекта для работы в других проектах разрабатываются и отражаются обычно в плане обеспечения проекта персоналом.

3. Послепроектное обслуживание

Послепроектное обслуживание объекта включает мероприятия по его гарантийному обслуживанию, подготовку кадров для эксплуатации созданного объекта, а также накопление данных для реализации последующих проектов.

Гарантийное обслуживание созданного объекта представляет собой комплекс мероприятий, которые осуществляются специальной функциональной группой исполнителя, ответственной за этот процесс. Условия гарантийного обслуживания оговариваются в контракте. Они предусматривают:

- определение начала срока гарантийного обслуживания и его продолжительности;

- определение перечня и объема ремонтных работ, а также перечня запасных частей, передаваемых заказчику;

- наблюдение за вводом в эксплуатацию и началом выпуска продукции;

- определение допустимого режима работы оборудования и другие условия (например, ограничение ответственности).

Гарантийное обслуживание должно предусматривать передачу заказчику всей технической документации по смонтированному оборудованию, руководства по его эксплуатации, технологической документации по выпуску продукции, требований к сырью и материалам, а также программы обучения персонала.

На основе этих программ осуществляется подготовка кадров для эксплуатации созданного объекта. Обучение управленческого и производственного персонала организуется в форме курсов и семинаров. Обучение включает теоретические основы и практические знания. Сроки обучения определяются в зависимости от объема и сложности оборудования и технологии производства продукции.

В рамках проведения послепроектных мероприятий производится накопление данных для реализации последующих проектов .Оно позволяет:

- учесть ошибки, сделанные в ходе реализации проекта;

- принимать более эффективные управленческие решения;

- изучить влияние различных факторов на ход планирования и реализации проекта;

- использовать имеющиеся формы документов и отчетов для подготовки и реализации новых проектов.

Вследствие значительного объема исходной информации о ходе развития работ по проекту используются различные автоматизированные системы, которые включают базы данных по различным показателям и аспектам реализации проекта.

Тема 9. Инновационная деятельность: содержание, задачи и функции

План:

1. Место инновационной деятельности в комплексе дисциплин по теории и практике управления.

2. Основные задачи изучения инновационной деятельности.

3. Инноватика как научная составляющая инновационной деятельности.

4. Типология нововведений. Технологические пределы и разрывы.

5. Диффузия нововведений.

6. Понятие инновационной стратегии.

7. Инновации и предпринимательство.

1. Эффективное производство определяет конкурентоспособность выпускаемой продукции, а способность предприятия сохранять конкурентные преимущества, гибко и оперативно реагировать на изменения внешней среды определяет конкурентоспособность самого предприятия. Эта рыночная потребность предприятий к совершенствованию стала одним из основных факторов осуществления инновации. На современном предприятии инновации проводятся практически во всех сферах деятельности. Их рассматрива­ют как элемент развития, а деятельность по практическому использованию научных знаний, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового (или улучшенного) продукта, более совершенной технологии, способа организации и т.д. называют инновационной деятельностью предприятия.

Общепринятой трактовкой инновационной деятельности принято считать определение, закрепленное в Международных стандартах в статистике науки и инноваций. Согласно ему инновационная деятельность - это вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.

Инновационная деятельность – это вид деятельности, направленный на практическое освоение результатов интеллектуального труда, реализуемых в форме новых или усовершенствованных продуктов (услуг).

Инновационная деятельность направлена на обеспечение совершенствова­ния развиваемой или создаваемой системы (производственной, социально-экономической и т.д.) посредством применения передовых интеллектуальных достижений. В экономической литературе инновацион­ная деятельность часто ассоциируется лишь с реализацией научно-технических достижений в форме продукта или технологического процесса.

Признание существования и огромной роли товарно-денежных отношений, многообразия форм собственности в развитии экономики открыли широкие возможности совершенствования инновационной деятельности, коренного изменения подходов к управлению и регулированию НТП [Сальжанова].

В условиях рыночной экономики особенности управления и регулирования инновационной деятельности, прежде всего, связаны с тем, что последняя в большей степени, чем другие элементы НТП, связана с товарно-денежными отношениями. При обосновании и выборе тех или иных методов управления и регулирования необходимо исходить из системы побудительных мотивов участия субъектов рынка в развитии инновационной деятельности [Сальжанова].

Таким образом, инновационная деятельность представляет собой совокупность усилий, прилагаемых для осуществления инновационного процесса. В свою очередь, инновационный процесс представляет собой логически связанную цепь последовательных переходов от одного события к другому (от идеи возможного нововведения до его практической реализации), конечным результатом чего является инновация.

Как любая экономическая закономерность, инновационная деятельность реализуется посредством деятельности субъектов экономики в условиях конкретной модели хозяйствования [Сальжанова].

2. В условиях рыночной экономики инновационная деятельность должна способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах, а для этого необходимо формулировать те необходимые задачи, которые готовы в полной мере раскрыть данные проблемы и пути выхода из них. Инновационная деятельность организации должна быть сосредоточена на решении главных задач:

- проведении научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшеств, лабораторных исследований, изготовлении лабораторных образцов новой продукции, новых конструкций и изделий;

- подборе новых видов сырья, материалов для изготовления новшества;

- подборе новых технологий, ноу-хау и создании на их основе технологического процесса производства новой продукции;

- проектировании, изготовлении, испытании и освоении образцов новой техники, машин, механизмов, приборов;

- проектировании, планировании, внедрении новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

- подготовке, обучении, переквалификации и подборе персонала;

- информационном обеспечении инновационной деятельности;

- проведении работ по приобретению необходимой документации по оформлению патентов, лицензий, ноу-хау, технологических регламентов, испытательных методик и т. д.; - организации и проведении маркетинговых исследований и организации каналов сбыта инноваций;

- организации опытного производства и освоении новшеств;

- технологической подготовке производства и внедрении новшества;

- производстве и реализации новых продуктов, изделий.

Конкретные задачи инновационной деятельности организации определяются ресурсными возможностями самой организации. А ресурсные возможности влияют на масштабы инновационной деятельности, полноту охвата социально-экономических проблем, очередность их решения и получения конечных результатов.

3. Инноватика — это область знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).

Объект инноватики — инновационная деятельность как процесс осуществления инноваций в социально-экономических системах.

Инноватика и ее современные концепции базируются на знаниях о деловых циклах, технологических укладах, инновационных процессах и понятиях жизненного цикла продукции, технологий, нововведений, включая целый ряд организационно-экономических решений производственного, коммерческого и иного характера. Базовые знания инноватики эффективно применяются в практике управления инновациями.

Нововведение представляет собой процесс практического или научно-технического освоения и внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта.
Инновация – результат нововведения, конечный результат внедрения новшества, приводящий к изменению объекта управления и получению экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта.
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых новация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Практическая значимость знаний основ инноватики заключается в возможности предвидеть направления и характеристики развития цивилизации с тем, чтобы разрабатывать обоснованные технические и деловые стратегии на всех уровнях принятия управленческих решений, оказывать влияние на изменения в фазах деловых циклов и компенсировать последствия периодов спада производства, содействовать подъему деловой активности.

Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. Сменяющиеся фазы оживления производства, подъема, кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некоторое свойство, присущее экономике машинного производства.

Классическая инновационная теория начала развиваться в XX ст., на основании идей М. Д. Кондратьева. Основателем классической теории является австрийский ученый Й. Л. Шумпетер, который в 20-х годах XX ст. опубликовал работы, где отмечал, что бизнес является основой системы хозяйствования, а предпринимательство - его движущей силой. Еще в 1909-1911 гг. немецкие ученые В. Зомбарт, В. Митчерлих описали типы предпринимателей, охарактеризовав их функции и основные задачи относительно продвижения технических новинок на рынок. Согласно этой теории, предприниматель становится носителем технического прогресса, если не останавливается на внедрении отдельных нововведений в своем производстве, а стремится их распространить. Среди современных экономистов эту концепцию более всего развил американский специалист П. Друкер, который подчеркивает, что инновационность является особым инструментом предпринимательства. В процессе нововведения создаются новые ресурсы, а имеющиеся находят новые направления применения.

4. Нововведения могут быть сгруппированы по различным основаниям. Классификация инноваций не только конкретизирует структуру нововведений, но и выявляет проблемные связи между их различными типами, обеспечивает проведение более точной идентификации каждого нововведения, определяет его место среди других, а также устанавливает возможности и ограничения. В экономической литературе существует ряд классификаций, среди которых наиболее удачной является типология нововведений, предложенная А. И. Пригожиным. Данная классификация предоставляет возможность количественно или качественно определить выделенный критерий систематизации инноваций и показать его научную новизну и практическую ценность:

1) по степени новизны различаются нововведения с абсолютной и относительной (местной, частной, условной, рыночной, «стоимостной») новизной;

2) по типу новшества нововведения подразделяют на две группы: материально-технические и социальные. К материально-техническим нововведениям относятся: техника (оборудование, приборы); технология (производственные процессы); промышленные материалы (сырье и конечный продукт). Социальные нововведения делятся на: экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда); организационно-управленческие (новые организационные структуры; формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т. д.); социально-управленческие, т. е. целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборность бригадиров; новые формы гласности, воспитательной работы; создание новых общественных органов); правовые (изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве); педагогические (методы обучения, воспитания).

3) по особенностям механизма осуществления выделяют следующие нововведения: единичные, т. е. осуществляемые на одном объекте; диффузные, т. е. распространенные по многим объектам (у тиражируемых нововведений главный эффект заключен в массовости; в единичных вариантах они часто бывают невыгодны); завершенные, незавершенные; успешные, неуспешные; 4) по особенностям инновационного процесса выделяют внутриорганизационные и межорганизационные нововведения. В первом случае разработчики, проектировщики новшества находятся в той же организации, что и его изготовители, организаторы и пользователи; во втором эти роли распределены между специализированными организациями: НИИ, КБ и т. д.;

5) по степени сложности новшество может быть однородным или многосоставным (комплексным). Однородное новшество называется нововведением «простым по реализации», если оно не приводит к вторичным изменениям. В случае же, когда однородное новшество сопровождается вторичными по отношению к основному изменениями, нововведение называют «комплексным по реализации». Многосоставное (комплексное) новшество может иметь нововведение и «комплексное по новшеству», и «комплексное по реализации»;

6) по отношению к своему предшественнику различают следующие нововведения: а) замещающие – предполагают полное вытеснение устаревшего средства (например, автоматизация контроля за ходом производства с помощью АСУ – автоматизированных систем упарвления); б) отменяющие, которые исключают выполнение операции, выпуск изделия и заменяют их новыми (отмена формы отчетности, упразднение металлической окантовки на упаковке, отказ от буферных устройств на железнодорожных вагонах);в) возвратные – спустя некоторое время с начала использования новшества обнаруживается его несостоятельность (измерение атмосферного давления в гектопаскалях и миллиметрах ртутного столба); г) открывающие – создающие средства, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников (радио, телевидение); д) ретровведения – воспроизводят на современном уровне давно, казалось бы, исчерпавшие себя приборы и материалы (парус, дирижабль, ветряная мельница, мода на одежду);

7) по инновационному потенциалу нововведения делятся на радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции): комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов); модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм);

8) по источникам инициативы: прямой социальный заказ; по результатам НИР; 9) по уровню разработки и распространению: государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные; 10) по сферам разработки и распространения: промышленные, финансовые услуги, товарно-посреднические, научно-педагогические, правовые;

11) по эффективности: эффективность производства, эффективность управления, улучшение условий труда;

12) по социальным последствиям: вызывающие социальные издержки, новые виды монотонного труда, ухудшение условий труда.

Технологические пределы и разрывы

Улучшение параметров технологий имеет определенные границы. Эти границы проявляются в процессе развития технологии во времени, а также в поведении технических характеристик в зависимости от затрат на ее совершенствование. Они называются технологическими пределами.

Технологический разрыв - это расстояние между параметрами результативности замещаемой и замещающей технологий, которое не может быть сокращено посредством увеличения затрат на развитие отстающей технологии.

5. Процесс коммерциализации новшеств сопровождается их распространением в экономической системе. Сначала такое распространение происходит среди небольшого числа предприятий, но затем охватывает все большее их количество в различных отраслях. Этот процесс называется диффузией.

ДИФФУЗИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ - процесс их распространения в экономике.

Более конкретно этот процесс выражается в вытеснении старых технологий новыми, а также в принятии потребителями новых, не имеющих аналогов технологий, ведущих к формированию новых потребностей. Процессы диффузии, так же как и рассмотренные процессы развития технологий, могут быть представлены S-образными кривыми. В данном случае они могут быть названы кривыми замещения.

Параметры кривой замещения зависят от характеристик нововведений, а также ряда экономических параметров. Известны разные подходы к определению параметров этой кривой. В ряде исследований рассматривается частный случай S-образной кривой - кривая Перла. Эта кривая имеет вид:

Тема № 8. Управление реализацией проекта - student2.ru ,

где: yt – величина переменной во временной точке t;

t – фактор времени;

a, k, b – числовые пареметры;

L – верхний предел переменной y;

e – число, основание натурального логарифма.

Известный американский исследователь инноваций Э. Мэнс-филд применил данную кривую для разработки модели процесса диффузии нововведений в некоторых отраслях экономики США (черная металлургия, угольная промышленность, железнодорожный транспорт, пивоваренная промышленность). В качестве исследуемого показателя диффузии использовалось число фирм отрасли, принявших нововведение в момент t. В качестве верхнего предела учитывалось максимальное число фирм в отрасли, могущих принять нововведение. Например, для нововведения "скоростной наполнитель бутылок" в пивоваренной промышленности кривая Перла, по Мэнсфилду, имела вид:

Тема № 8. Управление реализацией проекта - student2.ru .

Причем величина параметра b (0,36) поставлена в зависимость от экономических факторов: отношения среднеотраслевого срока окупаемости к сроку окупаемости нововведения и отношения средних начальных вложений в нововведение к среднему объему фондов фирм отрасли на момент внедрения.

На рис. приведен график диффузии рассматриваемого нововведения в пивоваренной отрасли, описываемой приведенной выше кривой Перла (по вертикали — количество фирм, принявших нововведение, по горизонтали — 40—70-е гг. прошлого века).

Тема № 8. Управление реализацией проекта - student2.ru

Рис. Диффузия нововведения (на примере пивоваренной отрасли)

6. Инновационная стратегия - комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития. Одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

Особенности инновационных стратегий:

1. Высокий уровень неопределенности результатов

2. Повышение инвестиционных рисков проектов

3. Усиление потока изменений в организации в связи с инвестиционной реструктуризацией

4. Усиление противоречий в руководстве организации

Классификация инновационных стратегий:

1) Продуктовые

- традиционная: повышение качества существующих товаров

- оппортунистическая: поиск новых продуктов, не требующая больших затрат на НИОКР

- имитационная: не разработка, а покупка новых технологий у других

- оборонительная: производятся НИОКР с целью не отстать от конкурентов

- зависимая: стратегия предприятия, получающего заказы на НИОКР

- наступательная: добиться первенства на рынке

2) Рыночные

- виолентная (силовая): для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства. Основной источник силы – массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам

- патиентная (нишевая): для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей

- комутантная (соединяющая): преобладает в обычном бизнесе, действующих на местном рынке. Сила в лучшей приспосабливаемости к удовлетворению нужд конкретных клиентов

- эксплерентная (пионерская): связана с созданием новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка. Это первопроходцы в поиске и реализации инновационных решений.

7. Инновационное предпринимательство – это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования инноваций (нововведений).

На основе способа организации инновационного процесса на предприятии выделяются три модели инновационного предпринимательства.

Инновационное предпринимательство на основе внутренней организации – инновация создастся и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту.

Инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов – заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями.

Инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров – фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

Наиболее часто используется вторая модель инновационного предпринимательства – предприятие размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами.

В основе всех видов инновационного предпринимательства лежат создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ. Главная определяющая часть такого предпринимательства – создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, интеллектуальных ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

Наши рекомендации