Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия.

Инвестиции — долгосрочное вложение средств в активы организации, с целью расширения масштабов деятельности, увеличения прибыли, повышение конкурентоспособности и устойчивости предприятия. Инвестиционная деятельность предприятия – вложение средств капитала в инвестиционные проекты и программы. Инвестиционная деятельность осуществляется в целях: модернизации основных фондов; наращивания производственных мощностей, для увеличения выпуска существующего ассортимента товаров и услуг; развития и поддержки инфраструктуры, строительства социальных объектов.

Управление инвестициями зависит от их направлений. Легче принятие решения и степень ответственности за решение, если речь идет о замещении имеющихся или выбывших производственных мощностей, т.е. более точно можно определить количественные параметры. Сложнее, если расширяется объем деятельности, т.к. надо учитывать ряд новых факторов: возможное изменение положения фирмы на рынке товаров; доступность ресурсов; возможность освоения новых рынков.

Условия инвестирования:

1) наличие альтернативных проектов и выбор одного или нескольких. Выбор основан на применении критерия «приведенные затраты» (в расчете на один год):

ПЗ = Текущие затраты + Коэфф. экономической эффективности ´ Капитальные затраты ® min

2) ограниченные для инвестирования финансовые ресурсы, и тогда встает задача оптимизации инвестиционного портфеля. Различают два их типа: агрессивный (более рисковый) – в основном в нем акции; консервативный – меньше риск, в основном облигации и краткосрочные ценные бумаги.

3) наличие фактора риска (должна быть проведена оценка финансового рынка).

Инвестиционная политика организации предусматривает:

1) Анализ инвестиционной деятельности организации за отчетный период, исследование внешней инвестиционной среды и учет изменений условий инвестирования;

2) Анализ и прогнозирование конъектуры инвестиционного рынка;

3) Разработка инвестиционных проектов и оценка их эффективности;

4) Формирование инвестиционного портфеля организации;

5) Текущее планирование, операционное управление инвестиционными программами

Управление инвестиционной деятельностью на уровне фирмы направлено на обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложения капитала. Исходя из этого, управление инвестициями включает в себя несколько этапов:

1) Анализ инвестиционного климата страны. Он включает в себя изучение следующих процессов: динамика ВВП, НД, развитие приватизационных процессов, законодательства в области инвестиционной деятельности, развитие отдельных инвестиционных рынков

2) Выбор конкретных направлений инвестиционной деятельности фирмы с учетом стратегии экономического и социального развития и финансового резерва. На этом этапе фирма определяет отраслевую направленность своей инвестиционной деятельности. Для этого изучается инвестиционная привлекательность отдельных отраслей экономики, а так же привлекательность регионов (месторасположение, развитие транспортной сети, характеристика социальных условий и т.д.)

3) Выбор конкретных объектов инвестирования, который начинается с анализа предложений на инвестиционном рынке

4) Определение ликвидности инвестиций. В результате изменения инвестиционного климата по отдельным объектам инвестирования, ожидаемая доходность может значительно снизиться, поэтому необходимо тщательно отслеживать все эти изменения и своевременно принимать решения о выходе из отдельных инвестиционных программ и реинвестирования капитала.

5) Управление инвестициями. На этом этапе прогнозируется общая потребность в инвестиционных ресурсах, необходимых для осуществления инвестиционной деятельности фирмы в запланированных направлениях.

6) Управление инвестиционными рисками. На этом этапе необходимо выявить риски, с которыми может столкнуться фирма, а затем разработать мероприятия по их минимизации.

35. Финансовое планирование и прогнозирование. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.

Финансовое планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера, определения путей наиболее эффективного их достижения. Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами. В основе финансового планирования лежат стратегический и производственный план. Стратегический план подразумевает формулирование целей, задание масштабов и сферы деятельности предприятия. Производственный план составлен на основе стратегического плана и предусматривает определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики. Финансовый план представляет собой документ, который характеризует способ достижения финансовых целей компании и увязывает ее доходы и расходы. Основные задачи финансового планирования: обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, определение путей эффективного вложения капитала и оценкой степени рационального его использования, соблюдение интересов акционеров и других инвесторов, контроль за финансовым состоянием фирмы.

Цели финансового планирования коммерческой организации зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений, к которым относится максимальный объем продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании и т.д.

Существуют следующие виды планов:

Стратегические планы — планы генерального развития бизнеса. Они определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.

Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

Оперативные планы — это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).

Процесс финансового планирования можно разделить на 5 этапов:

1) разработка системы прогнозных вариантов финансовых отчетов, используемых для анализа влияния изменений параметров оперативного плана на прогнозируемый уровень основных показателей финансового состояния;

2) определение потребности предприятия в финансовых средствах, необходимых для обеспечения выполнения ее 5-летнего плана в части средств, затрачиваемых на поддержание материально-технической базы;

3) прогнозирование структуры источников финансирования, которые необходимо использовать в течение следующих 5 лет, в том числе оценка размера финансовых ресурсов, которые будут сформированы за счет прибыли компании, а также ресурсов, которые придется изыскивать за счет привлечения внешних источников финансирования;

4) создание и поддержание в работоспособном состоянии системы управления, отвечающей за размещение средств и их использование внутри предприятия;

5) разработка процедур корректировки плана в случае, если реальные экономические условия будут отличаться от тех прогнозов, на которых был основан действующий план

Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов — составлением бюджета, который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Важную роль в планировании состав различные прогнозы и ориентиры. Финансовое прогнозирование - основа для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Финансовое прогнозирование широко используется как предварительная стадия разработки планов прибыли и служит источником получения дополнительной информации при выработке решений по развитию финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основными задачами финансового прогнозирования является выявление объективно складывающихся тенденций хозяйства, анализ потенциала фирмы, выявление альтернатив развития, определение проблем, требующих решения в прогнозном периоде. Стратегическое финансовое прогнозирование связано с получением ряда финансовых оценок деятельности предприятия, включая потребность в дополнительных финансовых ресурсах на длительном отрезке времени, непосредственно связано с обработкой стратегического плана развития предприятия. Тактическое финансовое прогнозирование преследует цель получения оценок потребностей предприятия в дополнительных финансовых ресурсах на будущий отчетный период, как правило, год.

Прогнозирование объема реализации обычно начинают с обзора сложившейся тенденции объема реализации за последние 5-10 лет. Прогноз осуществляется путем следующих действий:

1) первоначально показатели объема реализации рассматриваются раздельно по каждому из основных видов продукции, оцениваются сложившиеся тенденции, строится приблизительный прогноз;

2) оцениваются перспективы развития деловой активности для каждой области рынка, где действует предприятие;

3) изучается возможный удельный вес продукции предприятия в обороте каждого из ее рынков;

4) оцениваются расходы по рекламе, торговые скидки для стимулирования сбыта, условия получения ссуд и другие подобные факторы, влияющие на объем реализации;

5) учитываются имеющийся портфель заказов и последние тенденции поступления новых заказов или отмены старых;

6) прогнозы объема реализации по продуктам суммируются, согласовываются расхождения, и получается перспективный прогноз объема реализации для предприятия с разбивкой по сегментам рынка и отдельным видам продукции.

Наши рекомендации