Государственная политика занятости и социальной защиты безработных. Биржи труда.

Занятость и безработица - важнейшие показатели, отражающие социальное благополучие, эффективность осуществляемых реформ и их привлекательность для населения. Занятость населения является одной из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Занятость – важнейшая характеристика экономики, которая зависит от демографических процессов. Политика занятости выступает составной частью экономической политики, т. е. имеет социальное и демографическое содержание. Она должна быть направлена на стимулирование создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Общими принципами государственного регулирования занятости являются: добровольность занятости; равные возможности всех граждан; содействие трудовой мобильности; социальное партнерство работодателей и профсоюзов как часть государственной политики занятости; обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий, способствующих занятости граждан; единство ответственности. Государственная политика и гарантии государства в области содействия занятости населения направлены на создание условий для полной занятости населения. Обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «О занятости населения РБ». Существенная роль в обеспечении занятости принадлежит государству. Государственная политика в сфере занятости направлена на недопущение продолжительной формы безработицы, социальную поддержку наиболее бедных безработных граждан. Разработаны и реализуются Государственные и региональные программы занятости населения. Для страхования от безработицы и финансирования таких программ создан Государственный фонд содействия занятости. Органы государственной службы занятости оказывают помощь безработным в трудоустройстве, организуют профессиональную подготовку и переподготовку по востребованным профессиям, содействуют созданию дополнительных рабочих мест, найму, занимаются выплатой пособий, страхованием граждан от безработицы. Решению проблем безработицы способствуют принимаемые государством меры по дальнейшей реструктуризации производства и экономики в целом, созданию новых эффективных рабочих мест, совершенствованию отраслевой и профессиональной структуры занятости населения, развитию предпринимательства, формированию общего рынка труда в рамках Союзного государства. Принятая государственной службой занятости населения страны система учета безработных не в полной мере отражает тенденцию развития рынка труда, поскольку значительная часть граждан по ряду причин не регистрируется на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно. Сохраняющийся дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу безработных и структуре вакансий, социальному признаку, полу, а также недостаточное качество большинства предлагаемых вакансий (относительно низкая заработная плата) являются главным препятствием по их заполнению. В этой связи Государственной программой содействия занятости населения Беларуси предусматривается обеспечить первоочередное направление на профобучение безработных матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком, по востребованным на рынке труда специальностям. В текущем году будут проведены тренинги, семинары по обучению приемам самостоятельного поиска работы, составления резюме, по подготовке к собеседованию с потенциальным нанимателем. Психологическую поддержку окажут женщинам, длительное время не работавшим в связи с уходом за ребенком. Существенными факторами, влияющими на дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, являются несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, диспропорция в подготовке кадров по уровням образования, профессиям и специальностям. Прогнозирование спроса и предложения специалистов с высшим профессиональным образованием определяется следующей совокупностью факторов: емкостью рынка труда; возможностями системы высшего профессионального образования; предпочтениями работодателей; направлениями и темпами развития научно-технического прогресса.



Наши рекомендации