Двухшаговый метод оценки эффекта финансовой и гарантийной поддержки экспорта

Мы предлагаем более детальную количественную оценку влияния финансовой и гарантийной поддержки экспорта па ВВП. Ее целесообразно разделить на два этапа: оценка степени увеличения экспортных продаж, достигаемого различными способами финансирования экспорта; оценка влияния роста экспорта (или экспорта определенных отраслей - промышленного, высокотехнологичного промышленного) на темпы экономического роста. Вкратце изложим результаты применения такого подхода.

При осуществлении первого этапа необходимо отдельно рассмотреть те меры государственной финансовой (гарантийной) поддержки, которые определены текущим законодательством. К их числу относятся:

- возмещение процентной ставки российским экспортерам промышленной продукции:

- предоставление государственных гарантий по экспортным кредитам иностранным правительствам и импортерам под гарантии иностранных правительств;

- выделение государственных гарантий по заимствованиям ЗАО "Росэксимбанк", а также по возмещению его расходов в связи с выставлением им тендерных и авансовых гарантий, гарантий надлежащего исполнения контрактных обязательств по контрактам российских экспортеров.

Отметим, что отдельным вопросом здесь является фактическое расходование бюджетных средств (доля реально потраченных средств от объема финансовой поддержки); сейчас мы рассматриваем только эффект расширения торговли.

В первом случае происходит, по сути, прямое вложение средств в развитие экспорта, и на основании ряда экспертных и эмпирических исследований можно считать, что эффект расширения объемов экспорта получается не менее чем двукратным. Так, по оценке Минэкономразвития, приведенной в докладе "О ходе реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на государственную поддержку экспорта промышленной продукции", увеличение экспорта превышает объем поддержки в 1,9 раза для первого года с последующим мультипликативным эффектом. Согласно отчету по проекту Всемирного банка по развитию экспорта в Украине (8), отношение дополнительного экспорта к объему поддержки составило 2,3 раза. ОЭСР оценивает влияние прямых иностранных инвестиций в развитие экспорта на рост торговли как двукратное с уточнением, что для развивающихся стран этот показатель выше. Для примерного расчета можно использовать отношение дополнительного экспорта к объему поддержки на уровне 2,3.

Во втором и третьем случаях при гарантийном покрытии в среднем 90% стоимости выплат по кредиту и при использовании всех выделенных на гарантии средств экспорт увеличится в 1,11 раза от объема выделенных ресурсов.

При пропорциональном разбиении всего объема финансовой поддержки государства на указанные составляющие, как было определено в бюджете на 2006 г. (1 : 9), получим, что средний коэффициент увеличения экспорта равен примерно 1,23. Более точные оценки расширения экспорта за счет государственной поддержки можно получить после того, как будет произведена оценка ее результатов, что принято в ряде развитых стран.

В недавнем исследовании (9), основанном на анализе международных данных, было показано, что эффект от роста высокотехнологичного сектора в долгосрочной перспективе вдвое превосходит эффект от роста экспорта непромышленного сектора, в то время как одностороннее увеличение низкотехнологичного промышленного экспорта, как правило, оказывает скорее негативное влияние на экономический рост.

То есть отрицательный косвенный эффект преобладания такого экспорта в среднем перевешивает положительный прямой эффект роста производства в данном секторе. При этом коэффициент влияния увеличения высокотехнологичного экспорта на рост экономики в среднесрочном периоде был оценен как 1,03.

С учетом того, что объем ВВП России в 2005 г. составил 763 млрд. долл., а зарезервированный объем поддержки - примерно 1,1 млрд. долл., указанная доля равна 0,15%. Соответственно ожидаемый прирост ВВП можно оценить как 1,23x1,03x0,15% = 0,2%.

Если бы объемы финансовой поддержки были сопоставимы с объемами поддержки индустриальных стран, доходя до 0,35% ВВП, при нынешней структуре этой поддержки можно было бы рассчитывать на увеличение темпов роста примерно на 0,44 п. п. Иными словами, поддержка высокотехнологичного экспорта исходя из уже выделенных ресурсов повышает темпы роста экономики на 0,2% в год. Наращивание масштабов такой поддержки до уровня развитых стран позволило бы увеличить темпы роста ВВП почти на 0,5%.

Наши рекомендации