Вопрос 39. Специфика и участники российского радиорынка

Радио-бизнес свое становление в России начал с 2000 годов, уже к 2007 год ежегодный рост рынка достигал 40%. Сегодня этот бизнес продолжает развиваться, порой меняя свой формат, хотя несколько снизились темпы роста.

По мнению некоторых экспертов инвестиции в радио-бизнес не всегда оправдываются. Поэтому инвесторы сейчас выбирают тех игроков рынка, которые занимают свою надежную нишу с четко определенными тенденциями развития, способными гарантировать доход при любых экономических ситуациях.

Для успешного развития бизнеса достаточно иметь уникальный формат вещания и несколько миллионов долларов.

Радио продолжает оставаться самым доступным, дешевым и распространенным СМИ в мире.

С появлением коммерческого радио в России начал свое формирование и радиорынок, началась борьба за аудиторию. Современный радиорынок заполнен различными музыкальными форматами, разнообразными вариантами подачи информации радиослушателям. Россия пошла по западному пути развития радиорынка, когда все радиовещательные станции постепенно попадают под контроль 5-10 более успешных холдингов. Этот процесс в России идет более стремительно, чем в свое время на Западе.
Число коммерческих радиостанций, особенно в столице, растет. Конкуренция усиливается, поскольку число рекламодателей, приносящих доход, практически остается без изменений.

Коммерческие радиостанции наиболее многочисленные. Радиовещание стало достаточно выгодным бизнесом. Этот бизнес дает возможность заработать капитал, способствуя продвижению товаров или услуг через рекламу.

Российский рынок радио-бизнеса представляют радиостанции, входящие в крупные медиа холдинги:

Вопрос 39. Специфика и участники российского радиорынка - student2.ru

1. Ведущее место занимает медиахолдинг «Газпром-медиа» и находящаяся под его управлением «Вещательная корпорация «ПрофМедиа» (ВКПМ).

Радиостанции:

● Авторадио

● Эхо Москвы

● Comedy Radio

● Relax FM

● Сити-FM

● Детское радио

● Радио Energy

● Радио Romantika

● Юмор FM

26 ноября 2013 года гендиректор «Газпром-Медиа» Михаил Лесин сообщил о том, что его холдинг решил выкупить сто процентов акций «ПрофМедиа», куда входят телеканалыТВ-3, «Пятница» и 2x2, радиостанции «Авторадио», «Радио Energy», Радио Romantika и «Юмор-FM», а также кинокомпания «Централ Партнершип». Сделка была закрыта в феврале 2014 года.

В конце января 2014 года стало известно о том, что под управление ВКПМ (входящей в Проф-Медиа) перейдут радиостанции «Эхо Москвы», «Cити-FM», Relax-FM, «Детское радио», Comedy Radio, до этого принадлежащие его новому владельцу — холдингу Газпром-Медиа. После этого объединения ВКПМ станет самым крупным радиохолдингом в России, - с учетом девяти радиостанций это четверть московского радиоэфира и более 3 млрд руб. рекламного дохода.

По данным TNS, в октябре-ноябре 2013 года доля слушателей ВКПМ и ГПМ в Москве — 24%.

В 2012 году доходы станций ВКПМ достигли 2,3 млрд руб. Юрий Костин в интервью РБК daily говорил, что рекламные доходы холдинга в 2012 году выросли на 30%, а рентабельность по EBITDA увеличилась на 94%, до 620 млн руб.

По подсчетам экспертов радиорынка, доля в российском рекламном пироге радиостанций «Газпром-Медиа» за девять месяцев 2013 года превысила 5%. По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка рекламы на радио насчитывал 11,1 млрд руб., значит, станции «Газпром-Медиа» могли выручить 555 млн руб.

Рекламными продажами на радиостанциях ГПМ занимается сейлз-хаус «Зефир-Медиа» (часть акций принадлежит «Газпром-Медиа»). ВКПМ не сотрудничает со сторонними селлерами, а обходится собственной коммерческой службой. Собеседники РБК daily в «Газпром-Медиа» не уточнили, как радиохолдинг будет работать с рекламными продажами.

В конце ноября прошлого года стало известно, что «Газпром-Медиа» договорился о приобретении теле- и радиоактивов, а также компании «Централ Партнершип» у «Интерроса» (бывший акционер холдинга «ПрофМедиа»). В начале января ФАС одобрила сделку. По оценке участников рынка, «Газпром-Медиа» мог заплатить за покупку бизнеса «ПрофМедиа» 1 млрд долл.

2. На втором месте — Европейская медиа группа.

ЕМГ управляет пятью сетями: "Европа плюс", "Ретро FM", "Спорт FM", "Радио 7" и "Кекс FM", а также ретранслирует в Москве петербургское "Радио Рекорд".

В марте стало известно о предварительном договоре покупки Европейской Медиа Группой «Дорожного радио» (ООО "Центр новых технологий" (ЦНТ). Сеть "Дорожного радио" насчитывает более 600 городов, станция является лидером в Санкт-Петербурге, второй по ежедневной аудитории по всей России и девятой в Москве[3]. Осуществлённая сделка позволит ЕМГ увеличить долю среди московских радиослушателей с 15% до 17,6%, в Санкт-Петербурге - с 15,8% до 24,7%[5]. 14 апреля 2014 года сделка была завершена.[6]

Вещание станций охватывает более 2400 городов и населенных пунктов России, стран СНГ и Балтии. Каждый день радиостанции, входящие в состав ЕМГ, слушают более 21,6 миллиона человек (34,4%), каждую неделю — более 41,3 миллиона (65,7%).

Была создана в 1990 году. До конца 2011 года холдингом владела французская медиакорпорация Lagardere, бизнес которой выкупил «Сибирский деловой союз» за $162 млн.

С тех пор собственником является ООО «СДС Медиахолдинг», входящее в головной холдинг «СДС». Его владельцами считаются его глава Михаил Федяев и единоросс, депутатГосударственной думы VI созыва Владимир Гридин[3]. Президент ЕМГ — Екатерина Тихомирова (она сменила весной 2012 года на этом посту основателя компании и радиостанции «Европа Плюс» Жоржа Полински, который ушел с поста, заявив о давлении со стороны акционеров компании и о нежелании быть «марионеткой в руках […] партии „Единая Россия“ и господина Гридина»")[3].

3. Третье место у «Русской медиагруппы»

У истоков холдинга стоит радиостанция «Русское Радио», начавшая вещание 2 августа 1995 года и давшая начало развитию РМГ. По данным TNS Media Research на начало 2013 года совокупная аудитория радиостанций «Русской Медиагруппы» по России составляет 34 миллиона человек в месяц. Показатель среднесуточного охвата аудитории телеканала RU.TV составляет 3 миллиона человек.

В состав «РМГ» входят радиостанции разного формата:

• Русское Радио,

• DFM,

• Радио Монте-Карло,

• MAXIMUM,

• Хит FM,

а также музыкальный телеканал RU.TV и интернет-портал station.ru.

В июле 2011 года «Национальная Медиа Группа» приобрела 100 % акций радиостанции «Русская служба новостей» у холдинга РМГ.

Собственники и руководство:

Акционеры:

● ЗАО «Медиаинвест» (39 %)

● ЗАО «УК Менеджмент-центр» («Д. У.»), осуществляющее доверительное управление ЗПИФ «Медиаинвест» (31 %)

● Кожевников Сергей Витальевич (22 %)

● ЗАО «Капитальные инвестиции» (8 %)

Генеральный директор — Кожевников Сергей Витальевич.

4. Четвертая позиция – холдинг ВГТРК

Радиостанции

● Радиостанция «Радио России», Москва — общедоступная мультиформатная радиостанция

● Радиостанция «Маяк», Москва — разговорно-развлекательная радиостанция

● Радиостанция «Вести ФМ», Москва — информационная радиостанция

● Радиостанция «Культура», Москва — познавательная культурологическая радиостанция

● Радиостанция «ЮFM», Москва — молодёжная музыкальная радиостанция (вещает только в интернете)

Наши рекомендации