Государство помогает с выгодой использовать рынки
Минуло время, когда прибегали к субсидиям, чтобы обосноваться на рынках, пришло время профессионалов. К тому и должны быть направлены усилия государств. Было бы упрощением утверждать, будто иссякли ресурсы государственной власти, составлявшие в прежние времена их основной арсенал. Государства по-прежнему занимаются гарантиями и финансированием, все так же даются дотации на экспорт сельскохозяйственной продукции, по-прежнему выделяются средства на изучение рынка и покупательского спроса. И все же что-то изменилось. Требования конкуренции и покупательский спрос, которые всегда приходилось брать в расчет, делают насущным более, чем прежде, введение новых методов государственного вмешательства. Так, гарантия и финансирование крупных проектов из простых продаж оборудования превратились в контракты «под ключ» (оборудование, а также технология, монтаж, пуск), контракты с готовым рынком (контракты «под ключ» плюс запуск в продажу продукции), а теперь еще и в контракты «Построй, Управляй и Передай» (ППП), когда поставщик обязуется не только доставить на место промышленную установку в полной исправности, но также управлять ею в течение известного времени, а затем передать в собственность покупателя. Так частные капиталы, наряду с капиталами, предоставляемыми государством, стали занимать все больше места в общей массе предоставляемых кредитов.
Ситуация на рынках привела, таким образом, к изменениям, иногда весьма значительным, в традиционные средства госвмешательства, но более всего она повлияла на способы со-
действия предприятиям. Заслуживают упоминания четыре проявления этих изменений. Во-первых, информация стала более целенаправленной. Во-вторых, значительная часть услуг стала предоставляться за плату. В-третьих, государства все чаще берут шефство над предприятиями, и, наконец, в-четвертых, разрабатывая свою собственную торговую стратегию, они стремятся придать своим действиям не меньшую эффективность, чем это делают со своей стороны сами предприниматели.
Переосмысление информации и возвращение к исходной точке необходимы ввиду изменений, происшедших на предприятиях (новые методы, новая стратегия и, следовательно, новые потребности) и в технических возможностях информации (широкое распространение, быстродействие и новые виды услуг). То обстоятельство, что службы экономической дипломатии больше не являются единственным источником информации, отнюдь не означает, что без их участия можно обойтись. Они располагают огромным количеством редкой информации, и нередко только они ей и располагают, но большая их часть не носит конфиденциального характера, а посему все меньше причин держать ее под спудом. Эти сведения следует использовать там, где упомянутые службы оказываются искуснее других и где они помогут найти эффективный ответ на новые потребности предприятий. Каковы же эти новые потребности и эти сильные стороны?
Спрос на продукцию предприятий теперь больше и разнообразнее чем прежде, ибо новые формы внедрения на рынки понуждают их более тщательно изучать экономическую, политическую и социальную среду. Он стал и более определенным с точки зрения коммерческой и промышленной, которая выходит отныне далеко за пределы традиционных показателей, полученных на основе анализа рынков, в силу чрезвычайно узкой специализации отдельных секторов рынков сбыта. Эти потребности ставят проблемы обработки информации, но также, вопреки размышлениям, на которые наводит бурный рост информационных сетей и банков данных, и проблемы получения исходных данных.
В самом деле, непросто добиться того, чтобы нужная необработанная информация попадала на стол или на экран компьютера предпринимателя. Доступно то, что касается наиболее могущественных государств, важнейших сфер деятельности, основных параметров экономики, но как только дело доходит до торговли, изучения деталей, сложнейших исследований, обращения к странам, не находящимся на переднем крае прогресса, странам либо далеким, либо выпускающим печатные издания на малоизвестных языках, информацию приходится разыски-
вать, а добывать ее трудно не столько потому, что она засекречена или конфиденциальна, сколько потому, что до такой степени специфична, что не имеет смысла ни постоянный ее сбор, связанный с обременительными проверками и уточнениями, ни ее систематическое распространение. Наконец, информация наиболее ценная оказывается и наиболее редкой, той, что дает возможность предвосхитить события, касающиеся стратегии предприятий, которые могли бы стать конкурентами, если только не окажутся в конечном счете будущими партнерами. Такой информации издалека не добыть и даже наилучший банк данных не располагает всем, да если бы и располагал, то полезную и оперативную информацию еще надо индивидуализировать (конкретное изделие, конкретная марка, конкретное предприятие). В большинстве случаев самое лучшее искать информацию на месте, черпая ее из первоисточника.
Исходя из предположения, что необходимые данные собраны, нужно их использовать, и здесь начинаются главные трудности. Во-первых, как ни странно, обилие и скорость передачи информации создают новые потребности и, прежде всего, необходимость разработки и отсева, сортировки на достоверные и непроверенные сведения, на уникальную информацию и излишнюю, важную и бесполезную. Во-вторых, естественная необходимость в пояснениях и оценке по-прежнему не отпадала, потому что имеется избыток сырой информации, а посему обработка информации также должна быть индивидуализирована, чтобы отвечать специфическим запросам ее получателя, а это информационные службы не способны делать достаточно искусно.
Преимущество посольств заключается в их связях, уровень которых может быть очень высок. Это разумеется само собой, когда речь идет о министрах и чиновниках высокого ранга, которые оказываются обычными собеседниками дипломатов при обсуждении демаршей этих последних в качестве посланников своих правительств. Но и вне официальных сфер аналогичное положение, ибо и там — это второй плюс — круг связей весьма широк. Посол — особа высокоуважаемая и может встречаться с кем пожелает: руководителями предприятий, профсоюзными деятелями, видными политиками всех оттенков, представителями мира искусства, экономистами, университетскими профессорами, учеными, имиджмейкерами, и другими влиятельными людьми. Наконец, посольство работает на месте и это третий плюс. Оно непосредственно имеет дело с выдающимися деятелями политического мира и гражданского общества, что дает ему ключи к разгадке поступков многих личностей и возмож-
ность проверить основательность многих подсознательных ощущений.
Несмотря на то, что предприятия и посольства трудятся на разных поприщах — первые на рынке, вторые в сфере межгосударственных отношений — общность их интересов в сфере получения информации простирается дальше, чем можно вообразить. С давних пор посольства включили в свою политическую деятельность ее экономические, торговые и финансовые составляющие. Если бы они раздумывали в нерешительности, то главы предприятий, посещающие их, дабы посвятить в свои планы, и непременно задающие вопросы, заставили бы их устроить у себя экономическую революцию, и немудрено — ведь предприятия ожидают, что посольство даст им полезные советы стратегического и оперативного значения. Стратегический уровень подразумевает информацию об экономической и финансовой политике, изменениях в законодательстве (в частности, налоговом и социальном), о движущих пружинах экономики страны, состоянии трудовых отношений, влиянии лоббистов и противоборствующих интересах. Эти темы неизменно входят в круг повседневных забот посольств. Они располагают информацией полученной из первых рук, множеством полезных наводок, обладают способностью перспективного мышления и синтетических построений, необходимых предприятиям при составлении среднесрочных прогнозов и разработке плана действий. Хотя никто не оспаривает важность активной поддержки предприятий посольствами, столь полезное взаимодействие еще не вполне вошло в привычку, многое еще предстоит сделать, например, чтобы из ящиков и шкафов извлекли документы, которые, поскольку они составлялись для казенных надобностей, считаются предназначенными для сугубо служебного пользования, но которые можно было бы передать за пределы ведомства либо в их первозданном виде, либо лишь слегка подчистив места, не подлежащие разглашению, или же наладить распространение той информации, которая, как правило, до сих пор сообщалась в ответ на письменный или устный запрос. Что также естественно и необходимо в первую очередь, это устроить так, чтобы посольства максимально использовали потенциал своих связей.
А вот на более низком уровне распространение оперативной информации является правилом, она даже систематически передается информационными центрами наподобие Центра внешней торговли (ЦВТ) во Франции, Департамента торговли и промышленности (ДТП) в Великобритании или Национального Института внешней торговли (НИВТ) в Италии. Они напрямую связаны за границей с экономическими и торговыми
службами посольств, являющимися опорными пунктами экономической дипломатии на оперативном уровне предприятий. Вообще говоря, их задача заключается в том, чтобы подготовить предприятия к успешной деятельности на своем рынке, а посему ориентация, диагностика предприятия и соответствие его продукции спросу, советы и меры по поддержке первых шагов более тесно, чем когда-либо прежде, увязаны с информационным обеспечением. Для начала нужно непременно собрать кое-какие сведения из оперативной торговой информации, но службы экономической дипломатии не имеют к ней привилегированного доступа, в данном случае они не более, чем поставщики услуг, как и все прочие. Единственная разница и разница существенная, заключается в том, что они являются ячейками сети, созданной для того, чтобы даже скромные предприятия могли найти почти во всех странах мира корреспондента, который оказался бы в состоянии находить источники информации, а чаще всего и добывать ее. Для использования информации предлагается широкий выбор услуг, начиная снизу с передачи подборки исходных данных, содержащей все, что необходимо знать, прежде чем вступать в деловые отношения с какой-либо страной, либо сравнительно простых документов: сводных справок, заметок о том или ином секторе деятельности, тех или иных юридических или налоговых тонкостей, списков адресов; на более высоком уровне следует предоставление информационных писем и бюллетеней, более подробных исследований, уточняющих картину экономической и коммерческой жизни страны, и, наконец, на еще более высокой ступени, исполнение специфического заказа предприятия. При этом осуществляется чрезвычайно трудоемкая работа, например, собирается материал на конкретных лиц, тщательно изучается тот или иной рынок, подбираются операторы, организуется вплоть до мелочей миссия по изучению рынка и покупательского спроса, проводится ее коммерческая подготовка с опробованием продукции, обеспечиваются меры поддержки и начальные этапы использования полученных результатов, в том числе организационная помощь, необходимая для всех этих операций. Следует упомянуть проведение постоянных заседаний экономического, тематического или секторального характера, необходимые для продолжения подобных операций. Все страны напряженно трудились, чтобы сделать эти услуги профессиональными, добиться единообразия в их оказании аппаратами торговых советников в разных странах, определить уровень качества, словом, привести их в соответствие с требованиями рынка. Этому весьма способствовало одно важное об-
-8577
стоятельстГво — установление расценок на услуги микроэкономической дипломатии.
Установление расценок на услуги торговой поддержки, оказываемые экономической дипломатией, стало новостью 80-х годов.
Первоначально они были бесплатны. Считалось нелепым платить з^ них, поскольку их относили к разряду услуг, оказываемых государством и его службами или за его счет в целях решения национальной задачи, какой являлось расширение экспорта. Более того, нужно было убрать все, что могло заставить предЯРИятия отказаться от внедрения на внешние рынки, а для это^о нейтрализовать дополнительные затраты при экспорте, освободить предприятия от всего, что могло сделать экспорт боле£ трудным или более рискованным, чем сбыт продукции на вьОТеннем рынке.
С этой1 точки зрения безвозмездность услуг посольств служит показателем взглядов на политику в сфере внешней торговли, господствовавших до конца 70-х годов и положивших начало мИ°гим видам помощи, например, страхованию кредитов (выплаты для покрытия возможных убытков в случае особого риск^а). устройству за границей профессиональных салонов (выплаты в счет обременительных подготовительных шагов и для частичного покрытия издержек, связанных с отдаленностью мест проведения) или, наконец, организации многочисленных ознакомительных поездок за границу. Усматривалось противоре?чие в том> что предпринимателей убеждали отправляться заграницу, а в итоге предъявляли счет к оплате — наоборот, и>£ нужно было всячески поддерживать. Не будет слишком карикатурным преувеличением утверждать, что предприятиям как бы говорили: «Укладывайте чемоданы, все остальное сделаем мЬ1»-
Довольно скоро стали очевидны изъяны подобной политики. Облегчение трудностей, связанных с внешней торговлей, создавало опасность возникновения мнимых или скоропреходящих увлечений. Объявление экспорта великой целью нации порождался опасность отношения к нему, как к жертвенному служению стране и забвения того, что он служит прежде всего интереса^ предприятия. Поддержка зарубежной деятельности предприятия постоянными денежными вливаниями, создавала впечатление, будто оно в одиночку не в состоянии постоять за себя за границей. Наконец, особое отношение к зарубежной деятельности предприятия, внушало мысль, будто в других странах условия работы более трудные, чем у себя дома, будто бы все, ч-fo непохоже на свой родной рынок, сопряжено с не-померныМИ трудностями. Такие взгляды проистекали, в сущ-
ности, из превратной концепции. Если в желании помочь предприятиям развеять опасения, сделать первые шаги в чужой стране, а порою стать поводырем и, взяв за ручку, довести до первого иностранного клиента, и не было ничего странного, нужно было немедленно, после этого научить их рассчитывать на собственные силы и самостоятельно находить способы обходить препятствия. Порочные последствия такой установки становятся очевидны при анализе того, как используется кредитование экспорта. В странах, где этот механизм хорошо налажен, таких, как Франция, доля экспорта на условиях кредита по сравнению с полностью оплаченным экспортом значительно превышала в процентном выражении соответствующие показатели других стран. А поскольку кредиты предоставлялись во Франции не более щедро чем в других странах, эта разница свидетельствовала о менее эффективном использовании этих кредитов и сосредоточении деятельности предприятий на операциях, подкрепленных денежными вливаниями и поддерживаемых государственной властью, в то время, как конкуренты, вероятно, не окруженные столь внимательной заботой, больше всего усилий направляли на реализацию продаж за наличные. В начале 80-х годов такая политика становилась все менее обоснованной по мере того, как внутренние рынки становились столь же открытыми для конкурентов, как и иностранные, что сокращало разницу в их относительной доступности. Таким образом, деятельность за границей лишалась отчасти оправдания особого отношения к ней, а условия ее осуществления следовало сообразовывать с нормальными условиями рынка. Как мы уже видели, именно это и произошло. Выделение кредитов повсеместно стало обычным делом, а финансовая помощь оказывалась под все более строгим надзором. Оплата услуг, оказываемых экономической дипломатией, относится к свидетельствам подобного изменения курса.
По правде говоря, документация и услуги, предоставлявшиеся организациями в сфере информации и содействия (во Франции ФЦВТ), давно уже стали оплачиваемыми. Нововведение 80-х годов заключалось в применении того же подхода в отношении услуг, оказываемых за границей службами экономической дипломатии (Пункты экономической экспансии во Франции), даже если эти счета являлись скорее вопросом принципа, чем реального денежного дохода. В частности, не подлежат оплате операции, связанные с деятельностью государственной власти, например, официальные демарши, так же как и все услуги по освоению нового рынка и установлению первых контактов. К тому же расценки весьма скромные по сравнению с платой, взимаемой другими посредниками, тем
более службами консультантов. Таким образом, взнос предприятий скромен, особенно это касается пробных операций, в которых более всего заинтересованы новички1. Расход совершенно ничтожен по сравнению с тратами, необходимыми для начала углубленного изучения рынка. Что же до прибыли госслужб, она смехотворна по сравнению с объемом их бюджета. В действительности имеет значение не сумма, а принцип взимания платы с вытекающими из него изменениями в поведении, и с этой точки зрения результаты были ощутимыми — эта мера увеличила ответственность как предприятий, так и служб.
С того момента, как предприятиям пришлось взять на себя обязательства в пределах определенной сметы расходов и тратить деньги, их отношения с опорными пунктами экономической дипломатии за границей приобрели явно более профессиональную окраску: они стали дополняться полными и подробными описаниями их положения, обсуждениями стратегии выполнения предстоящих дел, и стали относиться с подобающей серьезностью к результатам. Еще одно подтверждение получила истина о том, что безвозмездная помощь недорого ценится и, следовательно, хуже используется, чем оплаченный труд. Другое неудобство бесплатных услуг состоит в том, что о них можно просить без всякой на то нужды, ибо они ничего не стоят. Теперь просьбы такого рода отбираются с тем большей осмотрительностью, что за их выполнение придется раскошеливаться. В прежние времена службы дипломатических представительств были завалены просьбами, в обоснованности которых зачастую было трудно удостовериться и среди которых было нелегко сделать выбор, а выбирать нужно было дела наиболее срочные просто из соображений общей нагрузки и обеспечения эффективности.
В том, что касается посольских служб, то оценка стоимости их услуг и дискуссии, вызванные поступавшими запросами, делали возможной сортировку этих запросов на хорошо обоснованные или не заслуживающие внимания, либо не отвечающие требованиям, предъявляемым к тщательно продуманному проекту. Вступая в договорные отношения с каким-либо предприятием, эти службы со всей серьезностью относятся к своему новому качеству поставщика услуг и к требованиям, предъявляемым к качеству и срокам выполнения порученной работы. Выплачиваемые суммы означают, наконец, признание того, что сделанная работа чего-то стоит. Подобное признание полезности служб стало для них новым стимулом. Вообще говоря,
1 В качестве примера, список фирм стоит от 500 французских франков во французской загранслужбе и 15 долларов в службе США.
переход от безвозмездности к платности, от оказания услуги к ее продаже пошел на пользу всем. Диалог предприятий и государственных учреждений возобновился, но на основе большей ясности, откровенности и оперативности.
Отныне микроэкономическая дипломатия работает, как бы в условиях рынка, и использует коммерческие средства, в соответствии с установленными правилами, что может поставить проблему ее сосуществования с другими частными посредниками: торговыми палатами, всякого рода советниками и субподрядчиками, а также, возможно, и проблему правомочности участия в этой деятельности государственных служб. Не лишают ли профессионалов, стремясь ко все большему профессионализму, части тех, кто должен был бы входить в число их клиентов? Не следовало бы, напротив, способствовать развитию филиальной сети этих предприятий? Не создается ощущения, что идет настоящая конкурентная борьба, во-первых, потому что предприятия, прибегающие к услугам экономической дипломатии, торговых советников и др., это по большей части малые и средние предприятия, которые хотели бы получить некие первичные ознакомительные услуги по низкой цене или бесплатно. Выполнение такого рода заказов не окупает себя, и консультанты избегают таких клиентов. Во-вторых, потому что финансовые возможности официальных служб ограничены, а их доходы покрывают лишь малую часть их расходов, что само по себе ставит предел росту масштабов их деятельности. Во всяком случае, они создавались не для того, чтобы завоевать свою долю рынка, но для выполнения работы, которой другие не занимаются: появиться там, где не обосновался какой-либо филиал предприятия, и предложить полный набор услуг; там, где другие занимаются поддержкой предприятий, сосредоточить усилия на услугах, которых другие не оказывают, организуя, в случае необходимости, распределение функций путем заключения соглашений между различными посредниками1.
Короче говоря, новая стратегия экономической дипломатии в отношении предприятий заключается в том, чтобы помочь им осмыслить значение мировых рынков, прийти к осознанию того, что во спасение от грозящих там опасностей лучше принять заключенный в них вызов, лучше приспособиться к изменениям обстановки, чем пугаться их. Она направлена к тому, чтобы вооружить предприятия средствами противодействия,
1 В начале 90-х годов Франция создала в нескольких странах целую сеть такого рода обслуживания под названием РЕФЛЕКС, охватывающую Центры экономической экспансии, торговые палаты и другие учреждения общего значения, обосновавшиеся на местах.
7 — 8577
дать им возможность осуществить соответствующую перестройку и вносить в свою деятельность поправки с учетом происходящих перемен, к тому, наконец, чтобы поддержать их усилия и помочь им занять на своих рынках место среди сильнейших1.
Но государства не ограничиваются коммерческими методами. Как и в прошлом, а, может быть, даже чаще, чем в прошлом они прибегают к политическому нажиму. Они берут под свою опеку некоторые проекты и предприятия — явление, похоже, исключительное — и явно не в стиле поставщиков услуг, занимающихся на рынке коммерческой деятельностью, которую они, казалось бы, взяли на вооружение.
Государственное шефство над предприятиями, это, скорее всего, исключение, может быть, потому, что соперничество и показатели могущества из сферы военного потенциала переместились в область экономических возможностей, правительства все чаще и все откровеннее демонстрируют свой интерес к планам предприятий, стараясь изо всех сил «продать» изделия своей страны. И такое рвение наблюдается не только у министра внешней торговли — ему по долгу службы положено заниматься этим — или у министра экономики и финансов, несущего ответственность за внешние расчеты. Стало обычной практикой, когда министр иностранных дел, премьер-министр и даже глава государства путешествуют не иначе, как в сопровождении большой группы глав предприятий, порою весьма внушительной. Каждая их таких поездок служит поводом для объявления новых контрактов, а иной раз и для пышной церемонии подписания оных в присутствии государственных особ, исполняющих таким образом свой шефский долг. Можно сбиться со счета, сколько отправляется писем и раздается телефонных звонков в поддержку какого-нибудь делового предложения. Спустя год после своего избрания Жак Ширак оценил в 120 млрд франков сумму, на которую было заключено торговых сделок, благодаря его личному вмешательству2. Билл Клинтон не колеблясь отправил личное письмо королю Саудовской Аравии Фахду, дабы посоветовать ему приобретать телефонные станции фирмы АТТ, а не Норзерн Телеком (частично принадлежащей Канаде) и покупать самолеты Боинг и МакДоннелл Дуглас, отдав им предпочтение перед европейски-
1 Эти мысли навеяны тем, что было сказано секретарем по делам тор
говли Соединенных Штатов в четвертом ежегодном докладе Конгрессу по
поводу деятельности Координационного Комитета содействия торговле
(октябрь 1996 года). Их могли бы с успехом произнести все его коллеги из
великих промышленных держав.
2 Выступление по телевидению 14 июля 1996 года.
ми Аэробусами. На менее высоком уровне, на уровне министров или послов, шефство стало привычным делом и, судя по всему, приносит пользу. Вот лишь один пример. В сентябре 1994 года, во время визита в Пекин секретаря по делам торговли США^Рона Брауна, которого сопровождали 25 директоров предприятий, было, насколько известно, заключено сделок на общую сумму, близкую к 6 млрд долларов, из которых 1,2 млрд пришлось на поставку 40 самолетов МакДоннелл Дуглас, с возможным приобретением в дальнейшем второй партии в 130 единиц. Судя по имеющимся сведениям, министр готовил, помимо того, почву для новых сделок на общую сумму в 25 млрд долларов. Другие страны не остаются в долгу, даже те, где проповедуют, что государство не должно вмешиваться в дела предприятий. Ни Тетчер, ни канцлер Коль, ни их министры никогда не отказывались от деловых встреч и не считали зазорным появляться в окружении руководителей предприятий.
Словом, создается впечатление, как если бы поддержка со стороны политиков заменила поддержку финансистов, отныне отодвинутых на второй план. Не следует ли заключить при виде такого рвения, что изобретено абсолютное оружие против конкуренции?
Прежде всего, необходимо отделить случаи, когда государственные власти привносят в контракт добавленную стоимость, например, собственную экспертизу или контроль своих технических служб в связи со строительством атомной электростанции от случаев, когда происходящее имеет само по себе политическое значение, например, продажа военной техники и тем более ее производство на основе кооперации. О случаях, когда правительство участвует в сделке уже в силу договорных обязательств, забывать нельзя, но это бывает не так часто.
Говоря по существу, речь идет о поддержке полностью частной торговой операции, а в этой области государство не всесильно, и, по здравом размышлении, следовало бы с осторожностью судить о полезности его вмешательства.
Во-первых, нужно с осторожностью относиться к триумфально объявленным итогам, даже подкрепленным цифрами. Выразить мнение, что нелегко определить, действительно ли вмешательство политиков оказалось решающим, отнюдь не значит отозваться о нем пренебрежительно. Оно сочетается со вкладом других участников. Чрезвычайно важное значение имеют также усилия предприятия, направленные к тому, чтобы сделать свое предложение более привлекательным. Если контракт подписывается по случаю официального визита, это еще не значит, что переговоры завершились к этому моменту и
?• 199
именно благодаря присутствию важных персон, приехавших ради такого случая, а это значит, в более широком смысле, что визит стал для сторон в этой сделке поводом для того, чтобы условиться о сроке завершения переговоров или придать оттенок торжественности церемонии подписания, тем более, что она проходила в присутствии столь высокопоставленных особ. Кстати, нелишне напомнить, что фиксированный срок — обоюдоострое оружие: он давит и на продавца, и на покупателя, и как тот, так и другой могут в спешке пойти на необоснованные уступки, чтобы все было готово к сроку. Такие опасения могут привести к отсрочке подписания контракта в ожидании, что кстати подвернется какое-нибудь событие в политической жизни, чтобы совокупное впечатление от одного, и от другого было более внушительно.
Во-вторых, подобная политическая поддержка возможна не везде. Она не мыслима в крупных странах с рыночной экономикой, где предприятия ничем не связаны в своем выборе. Трудно вообразить, чтобы французские или немецкие министры намекали бы своему британскому коллеге, что, хорошо бы, чтобы Бритиш Эруейз покупала Аэробусы (между прочим, отчасти изготовляемые и в Соединенном Королевстве!), вместо того, чтобы радоваться своему положению заповедных территорий Боинга, даже если их доводы и разумны. Нажим может произвести желаемое впечатление лишь в странах, где государство непосредственно влияет на конкретные решения предприятий, особенно, когда речь идет о государственных закупках или национализированных предприятиях, что относится, в частности, к проектам крупномасштабных работ по сооружению инфраструктуры или к военной технике, да и то при условии, что механизмы принятия решений не находятся в руках какого-либо независимого органа (например, национальные предприятия с децентрализованным управлением)1. Наконец, в странах, где весьма настороженно относятся к посягательствам правительства на управление предприятиями, меры политического нажима должны проводиться с особыми предосторожностями. Предприятие, нуждающееся в поддержке правительства, всегда могут заподозрить в том, что оно не способно обеспечить своему предложению достаточную привлекательность только за счет его конкурентоспособности.
В-третьих, такого рода шефство опасно тем, что предприятия могут оказаться в положении заложников. Стоит лишь правительству заняться «проталкиванием» какого-либо проек-
1 В 1994 году «Эр Франс» закупила «Боинги» вопреки мнению правительства.
та, как сей проект приобретает некую политическую значимость и, здраво рассуждая, за него можно и плату потребовать. Шефство над предприятиями никогда не бывает бесплатным. Иногда плата вносится авансом. Так, передача заказа Сауди Арабиек Эрлайнз американским самолетостроителям произошла всего через несколько недель после возобновления переговоров о реструктуризации долга Саудовской Аравии, образовавшемся вследствие произведенных ей ранее закупок военной техники в США. В других случаях плата взимается задним числом (например, просьба о предоставлении права на посадку в обмен на покупку Аэробусов), и тогда предприятию приходится ждать, когда сделка будет завершена. В 1992—1994 годах Китай внес французские предприятия в черные списки по той причине, что ранее французская боевая техника была продана Тайваню, а посему пришлось ждать окончания этого спора, чтобы вернуться к прерванным взаимоотношениям. В данном случае своей поддержкой правительство сыграло злую шутку с предприятиями. Пострадавшие промышленники, превратившиеся в итоге из должников правительства в его жертвы, громко требовали, чтобы политическая размолвка была улажена к удовлетворению китайцев.
Наконец, в подобных обстоятельствах, когда порой неизвестно, чего больше требуется, изворотливости или проницательности, доводилось наблюдать, как, точно в насмешку, все проходило обратно привычному развитию событий, и правительство, к которому обратились с просьбой о поддержке, весьма искусно убеждало собеседников, пришедших ходатайствовать в пользу некоего проекта, в оправданности уступок, о которых оно в свою очередь просило предприятия, взятые им под опеку, и, желая добиться этих уступок, заключило с ними союз, повергнув просившие его о поддержке предприятия в совершенное изумление столь неожиданной изменой союзническому долгу.
В общем и целом, было бы неверно полагать, будто политический нажим представляет собой единственный способ со стороны государства привести дело к благополучному концу, но в известных случаях он может принести пользу. Как бы то ни было, предложение должно быть конкурентным. Крайне редко поставщик делает выбор, пренебрегая всякими соображениями экономического характера, но такого нажима может оказаться достаточно, чтобы чаша весов склонилась в пользу одного из двух равноценных предложений. При прочих равных условиях, предпочтение, естественно, отдается тому из них, чьи собственные достоинства дополняются неким политическим подтекстом. На предварительной стадии то или иное предпри-
ятие может, благодаря политическому покровительству добиться того, что его пригласят для консультаций, иначе впоолне возможно, что его предложение было бы оставлено без вснимания. В таком положении оказались в 70-х годах, например, многие французские предприятия на Ближнем Востоке, где рмх просто не замечали, потому что руководители предприятий эгтих стран привыкли иметь дело с англо-саксонской технологией. К их услугам так никто и не обратился бы, если бы за нихг не вступилось французское правительство.
В конечном счете, политическое давление редко вьлражается в предоставлении льгот в чистом виде, приносит полгьзу лишь в некоторых случаях и зачастую приводит просто к обострению конкуренции, и уж, во всяком случае, никогда не завершается успехом, если не связано с расходами. С точки зрения экономической целесообразности оказать политическую поддержку, чтобы нарушить нормальный ход конкурентной борьбы, значит вернуться к отжившему свое, и коль скоро, несмотря на эти грустные факты, к такому приему по-прежнему прибегают, то это, возможно, только потому что он одновременно удовлетворяет испытываемую политиками потребность показать, что они принимают живое участие в деловой жизни, и желание глав предприятий продемонстрировать, что власть с ним считается, а это обстоятельство в сфере внешних отношений, как правило, воспринимается как своего рода свидетельство респектабельности. Но шефство продолжается еще и потому, что так делают все. Пользы получается не много, но вполне возможно, что, не будь шефства государственной власти, предложение, лишенное его, могло оказаться не столь привлекательным. Точно так же реклама стиральных порошков и горючего, отнюдь не добавляет ничего товарам, похожим друг на друга, но тем товарам, что ей не пользуются, грозит забвение. Таким образом, перед нами все та же привычная на рынках практика, и в таком качестве политическое шефство составляет неотъемлемую часть торговой стратегии, разрабатываемой государствами. Государство в качестве торгового стратега представляется конечным этапом развития, которое, благодаря постепенно зревшему осознанию господствующего положения рынка, вело его от политики помощи к политике поддержки, от волюнтаристских вмешательств, основанных главным образом на государственных средствах воздействия, к традиционным торговым методам: информация, подготовка рынка, консультирование, финансирование (все более и более целенаправленное). Подход, казалось бы, привлекательный. Государству, поддерживающему п