Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру
Наиболее напряженной и широкомасштабной была работа экономической дипломатии по поддержке предприятий в 50-е и 60-е годы. Следовательно, это наиболее подходящий период для описания комплекса практических действий, и проводившейся тогда в течение многих лет и непрестанно совершенст-
1 В посольствах Франции имеются и финансовые советники, но род их занятий таков, что им гораздо больше приходится вращаться в правительственных кругах, чем помогать предприятиям. То же можно сказать и об атташе налогового и таможенного отделов. В ПЭЭ и в их окружении имеются также атташе по делам сельского хозяйства и службы ДПРТ. Атташе по вопросам вооружения, входящие в состав военных миссий, ведают входящим в круг их обязанностей техническим оснащением. Наконец, в некоторых отделах служат в имеющих разные названия должностях разного подчинения представители и корреспонденты других экономических учреждений (министерства промышленности, инженерного строительства, морского судоходства и т.д.).
вовавшейся политики, которая осуществлялась по трем направлениям — защита предприятий, снабжение их информацией и их техническая и финансовая поддержка — чтобы удовлетворять исключительно высоким требованиям, которые предъявлялись внешним рынком. В последующие десятилетия, в 70-х и, особенно, 80-х годах на каждом из этих направлений обозначились признаки исчерпания возможностей, но, главное, перемен, побудивших пересмотреть их обоснованность.
Защита предприятий и их работников, одна из самых стародавних обязанностей дипломатии, осуществляется уже не так, как во времена северо-африканских пиратов и установления прав христиан в мусульманских странах. По прежнему случаются войны и кризисы, творится беззаконие, но в конечном счете право берет верх, и если возникнет конфликт, он чаще разрешается на основе права и финансовых гарантий, предоставляемых государствами своим предприятиям, чем посылкой канонерки или учреждением военной опеки над государствами, не выполняющими своих обязательств.
Невыплаченные долги покрываются кредитным страхованием, рассрочкой платежей в Парижском клубе, иногда международными средствами, внесенными под эгидой международных финансовых учреждений, посягательства на собственность нейтрализуются договорами о защите капиталовложений и гарантиями государственных и частных страховщиков, соглашения в налоговой области направлены, в конечном счете, к пресечению практики введения незаконных или избыточных налогов.
Бывают (и всегда сохранятся) обстоятельства, когда предприятиям понадобится официальная поддержка. Чаще всего речь идет о дискриминации по отношению к иностранным предприятиям, о несоблюдении международных обязательств, о препятствиях, чинимых нормальному доступу на рынки либо отправлению регулярных профессиональных обязанностей, о предоставлении незаконных субсидий или скрытой помощи. Здесь возможны и нормальные судебные иски, поводом для которых могут служить некоторые отдельные случаи, например, административные препятствия, мешавшие строительству Каирского метрополитена и потребовавшие энергичного вмешательства французского посла, сюда же относятся и судебные процессы, начавшиеся вслед за тем, как Иран отказался от проектов создания ядерных электростанций после низложения шаха. Есть также случаи общего значения, например, меры, систематически принимавшиеся США против импорта стали, запрет Европейским союзом ввоза мяса скота, при откорме которого использовались некоторые гормональные препараты, а также принятый им режим импорта масличных культур. Инте-
ресы предприятий защищают уже не силой, а с помощью официальных демаршей, подкрепленных при необходимости правовыми актами: судебными исками, арбитражем, системой урегулирования споров ВТО. Существует также возможность принятия односторонних ответных мер, обычно в виде компенсационных пошлин, но их использование определяется теперь, как правило, местными законодательными положениями, все более опирающимися на международные правила, дающие возможность прибегать к правовым решениям. Это относится к инструментам торговой политики Европейского союза. Американская система иллюстрирует наиболее ярко происходящие изменения, ибо она лучше всего организована, но и упорнее других сопротивляется международной дисциплине. Организована лучше других, потому что опирается на два учреждения: Международную Торговую Администрацию (МТА), определяющую, что именно происходит — демпинг или субсидирование — и Международную торговую комиссию (МТК), устанавливающую, вредит ли такого рода деятельность американским предприятиям и определяющую при необходимости уровень компенсационных пошлин. Юридический арсенал образуется, в частности, триадой статей 301. Статья 301 Закона о торговле 1974 года, связанная с судебными разбирательствами по поводу конкретных товаров, статья «301-Супер» закона 1988 года, относящаяся к общим вопросам торговой политики иностранных держав, и статья «301 -Специальная», относящаяся к странам, где нет достаточной защиты прав интеллектуальной собственности. Но одновременно это и наиболее консервативная система, ибо все ее усилия направлены к тому, чтобы принудить партнера сесть за стол переговоров для заключения двустороннего соглашения, вместо того, чтобы обратиться в ВТО, где может быть найдено юридическое решение. Показательной с этой точки зрения была ратификация Марракешских соглашений, обставленная оговорками, которыми ревностно оберегались суверенные права США: напоминалось о преобладании норм американского права над международными, объявлялось о сохранении в действии 301-х статей, оговаривалась необходимость обязательного согласия Конгресса, если число «неразумных и вздорных» решений, противоречащих американским интересам, превышало три. Тем не менее, хотя все эти формулировки звучат вызывающе, они редко вступают в прямое противоречие с соглашениями ВТО. Не исключено, что они использовались как средство запугивания, история покажет.
Как бы то ни было, напрашивается следующий вывод: весьма многие конфликты разрешаются в соответствии с тщательно разработанными мирными процедурами. Если давление и ока-
зывается, то единственно в коммерческом плане, а юридический контроль делается все более строгим.
Торговые атташе появились почти сто лет назад из-за потребности в информации. Несмотря на то, что в те времена уже пользовались иностранными рынками, поскольку международная экономическая деятельность была уже весьма оживленной, новичкам было нелегко освоиться на них. Деловые поездки были связаны с большими трудностями, чем в наши дни, добытые сведения распространялись медленнее, не все статистические данные были равно достоверны, печатались с задержкой и согласно зачастую несовместимым между собой товарным номенклатурам. О юрисдикции, налогах и таможенных порядках было мало что известно, сведения об иностранных предприятиях попадались редко, к тому же, трудно было получить доступ к их бухгалтерским книгам, да и разобраться в них было делом нелегким. Вообще говоря, доступная документация была разрозненной, неполной, разномастной, и добыть ее можно было лишь в весьма немногих службах.
В подобных условиях потребность в информации стала настоятельной, особенно для начинающих трейдеров международного уровня, и потребность эта возрастала по мере того, как вследствие универсализации мировой экономики число таких людей увеличивалось. Предприятия нуждались не только в информации, но также и в советах относительно способов проникновения на рынки, о необходимых мерах предосторожности, наилучших способах подготовки почвы для ведения дела. Они нуждались также в сведениях о предприятиях, которые могли бы стать их клиентами, партнерами или торговыми представителями, а в некоторых случаях и в рекомендациях, как с ними познакомиться в наиболее благоприятных условиях.
Деятельность торгового советника не выходит из круга информации, советов рекомендаций, устройства встреч, ознакомительных поездок или организации коммерческих мероприятий. Здесь лежит предел его возможностей. В силу своего статуса государственного служащего он не может подменять собой предприятия, вести их дела и заключать за них сделки, словом, осуществлять от их имени коммерческие операции. Он — корреспондент, но не может выступать в качестве представителя и лишь до известного предела служит связующим звеном. Но это не беда, ибо он играет важную роль главным образом на начальной стадии поиска подходов к рынку, ориентировки и взвешивания шансов предприятия на успех. Ничего удивительного в том, что после того, как почва подготовлена с помощью торгового советника, предприятие настраивается на верный
лад, избирает форму своего вхождения в рынок, находит себе агента либо представителей, и идет дальше самостоятельно.
Больше вопросов возникает ввиду больших изменений в области информации. В наши дни в информации нет недостатка, она скорее избыточна. Она быстро распространяется, в изобилии публикуется, ее всегда можно получить во все более многочисленных центрах документации, как внутри страны, так и за границей. Везде в мире имеются банки данных, куда можно обратиться за справкой. Статистика приведена к единым нормам, международные организации публикуют единообразные серии, дающие возможность делать сравнения как в пространстве, так и во времени. За исключением еще отгороженных от внешнего мира, еще не утративших отпечаток необычности стран, слишком далеких и потому редко посещаемых, где говорят на малоизвестных языках, торговый советник уже не обладает исключительностью исходной информации. В то же время по мере того, как рынки дробятся на все более мелкие секторы и как следствие этого становится все более узкой специализация производимых изделий, спрос переключается на более сложную, более научно обоснованную информацию, все более похожую на работу по индивидуальным заказам. Так, больше интереса вызывает теперь не просто рынок одежды, а, допустим, рынок детской одежды, разделенный к тому же по возрастным категориям. Самая ценная информация в большей мере касается рынка вполне определенного товара, чем рынка определенного рода деятельности или какой-либо категории товаров. Такая вполне целенаправленная и индивидуализированная информация должна стать объектом специального поиска и изучения, для чего требуется больше времени, чем то, которым располагают торговые отделы посольств, находящиеся в долгу — статус государственной службы обязывает — перед всеми предприятиями, способными воспользоваться их советами.
Другая перемена заметна в растущем числе предприятий, разбирающихся в международной экономике. Крупные предприятия не могут уже избежать внешнего мира и среди них редко встречаются нуждающиеся в том, чтобы их держали за ручку, когда они делают первые шаги на международной арене. Как правило, они располагают либо средствами, либо возможностями справиться самостоятельно. Предприятия помельче, ориентированные на более узкие, но вполне ими освоенные рынки, уже знают, что делать, во всяком случае из самого главного. В их число входят высококонкурентные малые и средние предприятия. В целом, стало меньше тех, кто действительно нуждается в традиционном снабжении информацией, зато воз-
растающий спрос на нее сопровождается теперь более высокими требованиями.
Наконец, и это новое явление, все более многочисленные поставщики услуг в состоянии удовлетворять нужды предприятий. Помимо торговых палат в зарубежных странах, стоящих особняком из-за своего почти институционального статуса, о котором пойдет речь ниже, помимо уже упоминавшихся банков данных, имеется великое разнообразие советов предприятий по вопросам управления, экспорта, капиталовложений, налоговым и юридическим, консультантов по связям и продвижению товаров, устроителей торговых выставок и профессиональных салонов, и много другого. В их пользу говорят выгодные стороны их специализации, предприятиям не составляет труда прибегнуть к их услугам и тем самым снять часть забот с плеч торгового советника.
В свое время виды материальной и финансовой помощи предприятиям, чтобы помочь им справиться с исключительно высокими требованиями внешних рынков, были многочисленны и разнообразны. Во всех или почти во всех странах эта помощь объяснялась двумя причинами. Во-первых, плохо изученные, малоощутимые и с трудом поддающиеся оценке риски внешнего рынка во всем мире значительнее таковых на внутреннем рынке, а от нередко сопровождающей их политической опасности нельзя оградиться обычными способами. Во-вторых, несходство механизмов финансирования, образовавшихся в большинстве стран, само по себе влекло за собой столь значительные нарушения правил конкуренции, что экспортные кредиты стали одной из наиболее болезненных точек международной конкуренции. Дело зашло так далеко, что предприятиям, не способным обеспечить одинаковый уровень с предложениями соперников, грозило неизбежное разорение. Поскольку вмешательство государства, стремившегося дать им такую возможность, просто помогало им справиться с трудностью, которую они не были в состоянии устранить, то предприятия к такой поддержке относились, как к чему-то само собою разумеющемуся. Действительно, в эпоху обособленных финансовых рынков эти различия в возможностях внешнего финансирования проистекали от различий экономического положения и внутренней политики разных стран, которые в каждой из них определялись прежде всего уровнем внутреннего накопления, процентными ставками, состоянием платежного баланса, валютной и финансовой политикой. Внутренние рынки не кроились по единой мерке, а на внешних царили конкуренция и арбитражные суды.
Два эти обстоятельства дополнялись почти всеобщим стремлением к поощрению экспорта (в те времена капиталовложения не особенно ценились и никто не задумывался о политике в области импорта). Причины тому были разные: то нехватка валюты, то неурегулированность внешних платежей, то курс на интернационализацию деятельности предприятий, но любая политика исходила из убеждения, что экспорт следует поддерживать не только потому, что дело это непростое, но также и потому, что он особенно благотворен для страны.
Наконец, стало ясно, что в менее развитых странах запасы валюты и даже внутренние накопления недостаточны для выделения денег на нужды развития, то есть на ввоз средств производства. Порою они были слишком скудны даже для простого сохранения места национальной экономики в мировом товарообмене. Возникла, таким образом, необходимость восполнить их нехватку с помощью внешнего финансирования на исключительно благоприятных условиях — за счет финансовых вливаний или чрезвычайно щедрых торговых кредитов.
В итоге совокупное действие усилий, направленных на решение четырех задач: оградиться от наиболее опасных рисков, уравнять условия конкуренции, содействовать экспорту и открыть недостаточно денежные рынки повлекло за собой долгую череду операций, подробное описание которых навеяло бы скуку, однако напоминание наиболее существенного даст о них общее представление.
Наиболее важной чертой этих мер является взятие на себя государством забот об устранении политического риска. Речь идет о защите от последствий заранее не оговоренных мер, принимаемых каким-либо правительством и ведущих к расторжению договора, препятствующих его оплате или выполнению, либо лишающих предприятие его капиталовложений. Особенность этого риска в том, что обычно не представляется возможным обезопасить себя от него. Не следует путать неограниченные полномочия государств с самоуправством или беззаконием. Правительство, парламент могут на вполне законном основании прибегнуть к совершенно оправданной мере, радикально нарушающей условия договора либо причиняющей огромный вред: изменение налоговой системы, введение контроля за валютным обменом, обязательное реинвестирование прибыли, национализация, и т.д. За исключением незначительных операций в хорошо изученных странах с предсказуемым политическим курсом, предприятия не могут позволить себе такой риск, во многих случаях угрожающий самому их существованию, а посему они стараются застраховаться от него. Но застраховаться от превратностей политической жизни невозмож-
но, было бы затруднительно подсчитать на рациональной основе сумму премий и выплат на покрытие таких рисков. Действуя по разным каналам, чаще всего прибегая к государственному страхованию кредитов (КОФАСЕ во Франции, Гермес в Германии, ЕСГД в Великобритании, ИНА в Италии), государства берут на себя расходы, связанные с таким риском, в объеме и на условиях, менявшихся с течением времени и в зависимости от страны.
Если политический риск, включающий невыплату долга государством-должником или зависящими от него учреждениями изначально и почти всегда обеспечивался государственными гарантиями, неплатежеспособность иностранного частного должника стала гарантироваться не сразу, а постепенно, в то время, как нужда в таких гарантиях была настоятельна. Неполнота финансовой информации об иностранных покупателях и отсутствие конкретного знакомства с ведением ими дел, трудности в обеспечении надежных поручительств выплаты должных сумм и на весь срок некоторых видов финансирования (до десяти лет, с учетом времени производства) вынудили многие страны включить этот вид неплатежеспособности в число рисков, под которые ими давались страховые гарантии.
Особенность экспорта заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев он в гораздо большей мере, чем продажи на внутреннем рынке, сочетается с финансированием, предлагаемым поставщиком (кредит поставщика) или его банкиром (покупательский кредит), и не столько с использованием средств, собранных клиентом. Большая сумма экспортных кредитов, даже высококачественных, могла бы, в отсутствие гарантий, создать чрезмерные опасности для финансовой устойчивости наиболее деятельных операторов за границей — предприятий и даже банков. Насущная необходимость избежать того, что в данных условиях могло бы побудить отказаться от экспорта, естественно, способствовало оправданному вмешательству государства.
Выравнивание условий конкуренции относится главным образом к средне — и долгосрочному финансированию экспорта, причем условия эти определяются не столько состоянием конкуренции, сколько собственными возможностями внутренних механизмов финансирования каждой страны. Для этих целей большинство правительств располагает механизмами и специализированными банковскими учреждениями: Французский Банк для внешней торговли (ФБВТ) во Франции, Эксимбанк в США, Медиокредито Нейтрале в Италии. Эти механизмы обладают двумя преимуществами: во-первых, всегда располагают необходимыми ресурсами (следовательно, не подлежат возмож-
ным кредитным ограничениям), а, во-вторых, дают возможность пользоваться субсидированными, то есть более низкими, чем рыночные, процентными ставками.
Разумеется, все то, о чем шла речь выше, тесно связано с расширением экспорта, и столько усилий не прилагалось бы, если бы к этим причинам не добавились другие, однако основная цель повлекла за собой ряд других мер, направленных к тому, чтобы побудить предприятия проникнуть на иностранные рынки, а посему амортизирующих трудности экспорта. В их число входят все мероприятия, направленные на уменьшение риска неудачи освоения нового рынка, включая страхование риска неудачи, страхование предложения, ярмарочное страхование, и имеющие целью обеспечить минимальную компенсацию авансированных расходов в расчете на реализованный оборот. Сюда же можно отнести организацию государственными агентствами — во Франции Французским Комитетом экономических мероприятий за границей (ФКЭМГ) — участия в торговых выставках или профессиональных салонах, которые за необычайно низкую цену избавляют предприятие от любых хлопот, включая сооружение стендов, составление каталога, проведение рекламы, и т.д. К достижению той же цели направлены операции технического сотрудничества экономического характера (во Франции под управлением АТСПЭ1), смысл которых состоит в том, чтобы познакомить предпринимателей с техническим оборудованием и сблизить их с предприятиями, использующими это оборудование, чтобы не быть забытым в ходе будущих консультаций или обращений с деловыми предложениями. Сюда же относятся гарантии валютного обмена (для стабилизации паритета), предварительное финансирование под устойчивый процент (для укрепления процентной ставки), а также система мер, характерная только для Франции — гарантии от экономического риска (чтобы ограничить влияние на стоимость контракта роста цен, который мог бы произойти вследствие инфляции, превышающей среднее ее значение для стран ОЭСР). Эти три перечисленных меры улучшают условия предложения в чувствительных местах и могут положительно отразиться на покупателе, давая ему возможность воспользоваться как устойчивостью паритетов и процентных ставок, так и известной свободой маневра в стремлении ограничить последствия использования пункта о пересмотре контрактных цен.
1 Агентство технического сотрудничества в промышленности и экономике.
Комплекс указанных мер следовало бы дополнить всеми существующими механизмами субсидирования. Перечислять их все нет нужды, достаточно упомянуть сельское хозяйство и судостроение, обратив внимание на не утраченное и дополнительно приобретенное ими значение.
Последняя из названных в этом перечне причин состоит в необходимости освоения новых рынков. Она находится рядом с тремя уже упомянутыми, но дополняет их иным подходом к государственной поддержке, поскольку она сообразуется уже не с условиями, возникшими вследствие конкуренции, а с тем, что нужно клиенту либо приемлемо для него. А это в свою очередь ведет к приспособлению условий финансирования либо с особенностями экономики страны покупателя ввиду скудости ее ресурсов (есть еще и кредиты поддержки), либо с особенностями самого проекта ввиду его предполагаемой окупаемости (таково мнение банкира, ставшего главным идеологом деловых подходов Эксимбанка), либо, наконец, с теми, которые благоприятствовали бы заключению большого числа крупных контрактов (такова точка зрения коммерсанта, представлявшего Францию при подписании в 70-х годах многочисленных финансовых протоколов, в частности, с СССР). В последнем случае трудность состояла в том, чтобы создать разновидность финансирования, представляющую собой нечто среднее между помощью, предоставляемой на чрезвычайно выгодных условиях, и экспортными кредитами, выделяемыми на более благоприятных нежели рыночные условиях, но предполагающими такие достаточно жесткие механизмы использования, как точно оговоренные сроки предоставления кредита, уровень задатка, местное финансирование, процентные ставки. С этой целью во Франции были созданы в 1962 году так называемые «смешанные кредиты», соединявшие в рамках одного и того же финансирования экспортные кредиты и выплаты в виде помощи. Мало кто из конкурентов смог последовать этому примеру, чаще всего они сурово осуждали усмотренное ими нарушение правил конкуренции, поскольку затруднения, с которыми они столкнулись в попытках ввести и у себя такой смешанный тип финансирования, не склонял их, естественно, к снисходительности.
Характерная для всех этих мер помощи особенность заключается в применении общих механизмов к конкретным условиям: к такому-то контракту, такому-то капиталовложению, такому-то участию в выставке, такой-то задаче, поставленной перед экспортерами. Таким образом, каждый случай рассматривается в отдельности на основе изучения местных условий, осуществляемого дипломатическими миссиями, которые в некоторых
странах, особенно в странах, широко пользующихся кредитом, уделяют этому значительную часть своего рабочего времени. Кстати, меры такого рода могут служить превосходным инструментом экономической дипломатии. Предоставление какой-либо стране кредитов на льготных условиях, как это случилось в 70-е годы на основе франко-советских протоколов, считалось важнейшим средством укрепления экономических и даже политических связей.
Существовало лишь два ограничителя для развития такой системы финансирования. Во-первых, предельно допустимое расхождение с условиями финансирования и страхования, предлагаемыми рынком, чтобы эти условия оставались достаточно привлекательными. Во-вторых, финансовые расходы, которые могли позволить себе государства, предоставляющие такого рода льготы, ибо предоставить субсидию значило заплатить за валюту, которую она собирается приобретать, цену, превышающую ее нормальный паритет. Однако, и с той, и с другой точки зрения в середине этого отрезка времени произошли важные перемены. Благодаря внедрению новой технологии и разрегламентации финансовых операций, в области финансирования появилась возможность находить на рынках обильные источники средств на гибких, меняющихся по обстоятельствам, условиях, зачастую лучше отвечающих потребностям покупателя. Одновременно с этим порядок, заведенный в рамках ОЭСР относительно экспортных кредитов и государственной помощи привел к тому, что первые стали не так явно облекаться в форму уступок, а вторые теперь более походили на безвозмездные субсидии. Таким образом, экспортные кредиты приобрели большее сходство с видами кредита, предлагаемыми на рынках, в то время, как стала заметнее их разница с субсидиями на развитие, что способствовало смягчению конкуренции и, в конечном счете, перевело ресурсы и способы финансирования экспорта в разряд обыденных операций. Знаменательно, что Французский Банк для внешней торговли (ФБВТ), созданный в конце войны для нужд финансирования экспорта, потерял на этих операциях свой главный торговый фонд, но затем перестроился, кстати, успешно, в банк финансирования предприятий и, в конечном счете, слился с Национальным кредитом, еще одним учреждением государственного финансирования, также лишившимся привилегий в распределении среднесрочных кредитов на переоборудование промышленности. Международная деятельность новообразованного учреждения НАТЕКСИС ничем особенным сейчас не отличается.
Наконец, уместно напомнить, что возможность выдавать субсидии на нужды экспорта значительно офаничена международными соглашениями.
Нечто подобное происходило и в области страхования кредитов. В лоне Европейского союза политический риск не имеет более смысла, и страхование кредитов должно быть только частным. На других континентах в экономике мощных государств существуют сходные особенности, уменьшающие политический риск, так что частные страховщики и банки могут позволить себе страхование большего объема рисков. Мало-помалу образовались общественные регистрационные и справочные агентства, собирающие сведения о предприятиях. Они усовершенствовали методику работы, создали международные учреждения, благодаря которым появилась возможность быстро получать нужную информацию, достоверность которой надежно гарантируется и которая постоянно проверяется и уточняется. На рынках предлагаются новые способы защиты от риска при валютном обмене, что в большинстве случаев делает ненужными использование услуг государственного страхования кредитов. Добавим для полноты картины, что многие их этих учреждений были приватизированы, в том числе Французская Компания страхования экспортных кредитов (КОФАСЕ).
Как мы убедились, пересмотры имеют далеко идущие последствия, но наиболее сильные изменения претерпевают, по сути, методы и ближайшие цели, на магистральных направлениях они не столь заметны. Вскрывая глубоко лежащие побудительные причины, двигавшие правительствами, можно увидеть новый облик экономической дипломатии, понять, каким курсом она идет и какими средствами может располагать.
Новые мотивации
Мотивации 50-х и 60-х годов, как и используемые средства, по всей видимости, устарели.
Уже недостаточно увеличивать экспорт, поскольку часть продаваемой продукции обязательно иностранного происхождения и поскольку существуют и другие способы оживить свою деятельность на международном уровне. Если бы экономическая дипломатия по прежнему отдавала предпочтение только экспорту, ей грозила бы опасность вступить в противоречие со многими стратегическими установками предприятий. Разумеется, не стоит бросаться из одной крайности в другую и приходить к выводу, что объем экспорта таков, что заниматься им уже не стоит. Не нужно забывать о том, что его уровень есть важная составляющая внутренней деловой активности, а посе-
му, чем он значительнее, тем лучше. Тем не менее, поскольку он стал просто одним из показателей международного положения экономики той или иной страны, он не служит более единственным надежным свидетельством ее конкурентоспособности.
Обеспечение положительного сальдо торгового баланса и сбалансированности стали бы ответом на некоторые из сделанных замечаний, поскольку такая более масштабная задача свела бы в единое целое импорт и секторальные показатели, но постановка такой задачи предполагает для начала весьма тщательные аналитические исследования для нужд определенной политики в сфере промышленности и услуг, охватывающей все вплоть до мельчайших подробностей, время которых пока еще не наступило.
Более разумно было бы зарабатывать валюту, потому что тогда можно было бы подвести общий фактический баланс всего товарообмена, но во времена общей конвертируемости и отмены контроля над валютным обменом, проблема уже не сводится прежде всего к валюте, а функционирование рынков производных финансовых инструментов меняет их исходные посылки.
Таким образом, решение ни одной из этих задач не может более принести удовлетворительного результата. Их формулировка исходила из убеждения, что государство целенаправленными, точечными воздействиями на производство и предприятия может оказаться в состоянии устранить кое-какие недостатки, восстановить нарушенное в отдельных секторах равновесие или выправить пошатнувшееся положение. Это было возможно в прежние времена, когда пути международной экспансии осваивать было легче, чем сегодня. В самом деле, одно из последствий глобализации и универсализации выражается в том, что предприятия получили гораздо более разнообразный, чем прежде, выбор способов экономического развития. Следуя своей общей стратегии, но и по каждому виду товаров в отдельности и для каждой страны в отдельности, они имеют отныне возможность выбирать между экспортом или производством своих товаров за границей, а потому вкладывать капитал либо у себя в стране, либо за границей, производить товары собственными силами или через партнеров, которые могут быть субподрядчиками, обладателями лицензии, наделенными правом беспошлинной торговли или просто союзниками. Лишь один подход окончательно и бесповоротно исключен — пренебрежение внешними рынками, замыкание на внутреннем. Исчезла надобность в крестовых походах государства на предприятия, дабы побудить их обратить свои взоры к внешнему миру,
все необходимое уже сделано. По всей видимости, остается лишь убедить и сориентировать некоторые плетущиеся в хвосте малые и средние предприятия, но доведение до нужного уровня мелких и средних производителей, сколь бы похвальным и (полезным) ни было это дело, представляется, если оно ничем не подкреплено, несколько куцей задачей для экономической дипломатии страны, притязающей на участие в международной жизни. Качеством, наиболее подходящим для наверстывания упущенного и движения вперед, является не величина предприятий, а их способность рассуждать, действовать и завоевывать место под солнцем на мировом рынке.
В мире огромных возможностей, в котором мы живем, государства уже не могут строить свою деятельность, формулируя простые краткосрочные задачи. Предприятия сами должны выбирать наилучшие направления своего развития. Вот почему именно вокруг предприятий нужно формулировать на будущее цели отечественной экономической дипломатии, а, следовательно, новой ее задачей могут стать их прогресс, укрепление, приобретение ими веса в мировой экономике. Не так уж важно, что они занимаются экспортом, важно, чтобы они крепко держали в руках свой рынок сбыта. Не так уж важно, чтобы они зарабатывали валюту, важно, чтобы они зарабатывали. Не так важно, чтобы они сами изготовляли товары, важно, чтобы их марка приобрела известность. Не так важно, чтобы они производили продукцию в других странах, важно, чтобы они добывали там средства на создание новых изделий.
Но какой же от этого прок своей стране, спросят нас? Должна ли экономическая дипломатия бездумно следовать за предприятиями? Разумеется, нет, у нее свои цели, но они могут совпадать с интересами предприятий, тем более, что непонятно, зачем нужна экономическая дипломатия, которой безразличен их вклад в экономику своей страны. Единственная трудность состоит в том, чтобы оценить полезность их вклада в эпоху, когда, как мы уже видели, национальная принадлежность предприятий не столь очевидна, как прежде, когда в любом случае, поскольку они по необходимости выходят на международный уровень, укреплять отечественные предприятия значит укреплять тем самым иностранные предприятия, с которыми связаны отечественные. Приходится, таким образом, довольствоваться простыми критериями, памятуя о том, что они привязаны к сложной действительности. Обращают на себя внимания два из них. Первый: национальная принадлежность предприятия определяется культурой его менеджмента. Второй: значительность вклада предприятия в экономику страны определяется стоимостью создаваемого на нем квалифици-
рованного труда. Первый критерий подлежит, естественно, оценке в каждом конкретном случае, и, хотя его нельзя втиснуть в жесткие рамки или взвесить на лабораторных весах, его значение можно обозначить вполне определенно: он несет в себе все разнообразие деловой культуры, в котором воплощены достижения академической науки и научно-исследовательских институтов, профессиональное мастерство, и дух единства общества, а также склад человеческих отношений, рождающих этот дух. Хотя второй критерий столь же неодносложен, значение его не менее очевидно: создавать добавленную стоимость и приращение богатства, которое а свою очередь сводится к требованию более квалифицированного труда, нововведений, умения расширять профессиональный кругозор специалистов, способности возглавить грядущие экономические революции.
1 В соответствии с экономическим курсом, основанным исключительно на объеме экспорта и сбалансированности доходных и расходных статей торгового баланса, тысяча франков, < Наши рекомендации
|