Заставить работать власть на любом уровне ответственности
Ранее рассказывалось о том, как действует экономическая дипломатия, получив новые задачи и новые темы, но в своем традиционном качестве — переговоры с другими государствами по поводу использования суверенных прав: права, определять степень открытости границ, права чеканить свою монету, права определять юридические условия деятельности своих соотечественников. Хотя экономическая дипломатия государств и отправляет свои исконные обязанности, она не без труда приспосабливается к новым темам, которыми ей приходится заниматься, хотя бы потому, что основание всемирных либо региональных организаций и возложенные на них обязанности вызывают к жизни новые органы власти, создают новые полномочия для ведения переговоров с государствами и, следовательно, новую дипломатию, порою с более широким кругом компетенции. Например, в Европейском союзе торговая и сельскохозяйственная политика входят в ведение Сообщества,
та же участь ждет и валютную политику, после введения евро. Переходя к новым сферам деятельности, экономическая дипломатия в какой-то мере удаляется от государства и попадает под начало других властей, и это первая перемена в ее положении, с последствиями которой нам предстоит познакомиться ниже.
Второй перемены нужно ждать от изменений в отношениях государств и в их окружении, а также от ставших независимыми от них экономической и предпринимательской деятельности, но чтобы понять каковы будут последствия, необходимо составить себе прежде всего ясное сужение о происходящем в наши дни.
Бесспорно, финансовые рынки, масштабы деятельности предприятий и способы их снабжения стали полностью международными, нет сомнения и в том, что исчезли определенные функции государств, а их дипломатия лишилась некоторых сфер, но заключать на этом основании, будто движущие силы экономики более не берут государства в расчет, будто государства утратили всякую возможность оказать хотя малейшее воздействие на эти силы, или, более того, что экономическая дипломатия якобы окончательно замкнулась в организации многостороннего мира, значило бы несколько вольно трактовать факты. Эти изменения неотвратимо ведут к тому, что государства лишаются некоторых своих атрибутов и роли, однако, вопрос в том, было ли утраченное существенно важно, не возникло ли оно вновь в ином облике, не заменили ли его другие функции лучше отвечающие современным потребностям? Ибо, если есть перемены, значит, есть и новые возможности. И если предприниматели не спрашивают более мнения правительства по всякому поводу, это к лучшему, и ведет к оздоровлению обстановки. Сталкиваясь с совершенно новыми проблемами и логикой поступков, государства вряд ли способны дать здравый совет о выборе стратегии или об управлении предприятиями. В лучшем случае они могут обменяться отдельными оценочными суждениями, чтобы помочь принять решение. Нет оснований сожалеть о минувшей поре смешения жанров.
Представляется, вполне очевидным, что пора расстаться с представлением о государстве, как о власти, все решающей и на все влияющей. Государства не обладают более исключительным правом контролировать экономические и социальные процессы, поскольку новые технические средства, транспорта и информации лишили их рычагов власти, которые они использовали в полном смысле слова, например, подвергая регулированию все, что пересекало границы. И предприятия, и капиталы становятся все более мобильными, и уже, по существу, не
отмечены более печатью какой-либо национальной принадлежности в чистом виде. Это, безусловно, означает, что правительства не в состоянии более заниматься без посторонней помощи некоторыми вещами, будь то управление макроэкономикой либо централизованная промышленная политика (технология меняется слишком быстро, многослойный облик предприятий, деятельность которых охватывает филиалы, союзников и партнеров, меняется столь же быстро), но они по прежнему отвечают за распределение бюджетных средств, за обложение налогами любой собственности, которая не обладает мобильностью и которую нельзя вывести за границу, за сохранение единства общества, за налаживание разных уровней ответственности, и т.д. Таким образом, происходящие перемены отнюдь не означают, что представители экономической дипломатии разговаривают сами с собой.
Во-первых, государства, отображением коих она является, отвечают за процветание своих стран. Процветание зиждется более не на обладании природными богатствами (новые индустриальные страны их почти не имеют, а Сингапур, Гонконг, Южная Корея и Формоза совершенно лишены), ни на традиционной промышленности (уже смонтированное оборудование представляет собой скорее недостаток — вполне может оказаться, что оно уже устарело), а на высоком качестве деловой обстановки на предприятиях и вообще участников экономических процессов. Последним нужна устойчивая валюта, правила, обеспечивающие свободу и прозрачность рынков, юридическая безопасность среды, в которой происходит их деятельность, надежная защита промышленной собственности. Они не хотят рвать со своими национальными корнями, способствующими их сплоченности и сохранению отличительных черт. О полезности их свидетельствует дух единства, унаследованный итальянскими, японскими и немецкими предприятиями от своей национальной почвы. Нетрудно убедиться, насколько выгодны, например, предприятиям, перебравшимся в США, деятельность наиболее динамичных рынков, использование базисной валюты — доллара, профессионализм надзорных учреждений (ФАА для сельскохозяйственной продукции и продовольствия, ФДА для фармацевтических и химических препаратов), субсидии от правительства на нужды научно-исследовательской работы, высокое качество университетского образования и дипломатия, защищающая их интересы за границей. Вообще говоря, чем сложнее устроено общество, тем сильнее оно испытывает потребность в правилах, законах, хорошем административном управлении и налаженном правопорядке. Кстати, поддержка государственной власти вполне совместима с рыночной
1 См. на эту тему: Porter M.E. The competitive advantage of nations. New York: The Free Press, 1990. |
средой, если не становится ей помехой. В этом можно убедиться на примере новых индустриальных стран. Своим успехом они обязаны прежде всего умелому использованию возможностей мирового рынка, мудрой политике и мощной моральной поддержке всего общества. Эти страны развивались при содействии государственной власти: таможенной защиты, государственных дотаций и капиталовложений, построенной на общественной солидарности политике, и т.д. В конечном счете, их успех в международной экономике имеет национальные корни. Во-вторых, очевидно, что одна из возможных для государства стратегий заключается в совершенствовании своей способности принимать международные капиталовложения, ибо богатство в большей мере зависит от прочности положения предприятия, чем от его национальной принадлежности. Эта способность выражается в хорошо обученной рабочей силе, интенсивности научных исследований и развития, совершенстве технического обеспечения транспорта и средств связи, высокоразвитой промышленности (в частности, субподрядные предприятия, сфера услуг), профессионализме администрации, налогообложении обеспечивающем конкурентоспособность, наконец, уровне обратной связи с обществом. Она предполагает также некоторые компоненты издержек, ибо все строится на сравнениях между странами: (заработная плата/производительность труда), (налоги/услуги, оказываемые предприятиям государственными властями), или (услуги государственных учреждений/ эффективность). Соперничают отныне и внутриполитические курсы — государства на свой лад участвуют, как и предприятия, в международной конкуренции. В каком-то смысле они обзаводятся своего рода «рыночным набором» (marketing mix), складывающимся в частности, из общей суммы налоговых отчислений, выплат на нужны социального обеспечения, качества людских ресурсов, надежности почтовой службы и аэропортов. Как и предприятиям, им нужно сохранить свое место на рынке, прибегая при необходимости, дабы выгодно отличаться от других, к политике ниш, то есть уделяя особое внимание наиболее выигрышным секторам, где можно добиться исключительных преимуществ. Примерами таких ниш являются сочетание Силиконовой Долины с экспертизой венчурного капитала или Лондонского Сити с незначительным налогообложением квалифицированных кадров. Такая стратегия конкурентоспособного государства (этим понятием следовало бы заменить концепцию сравнительных преимуществ1 Рикардо) основана
на политике, доступной любому государству и заключающейся как в некоторых внутренних мерах, так и в мерах на международном уровне, входящих в концепцию экономической дипломатии. Ей поручено не только помогать, опираясь, в частности, на сведения, почерпнутые при сравнительном изучении на международном уровне и собиравшиеся на протяжении многих лет, в подготовке адекватных мер, но также и в извлечении из них наибольшей выгоды за границей. До недавнего времени ее задача в области капиталовложений заключалась в том, чтобы содействовать капиталовложениям отечественных предприятий в других странах. Отныне ей надлежит также облегчать вложения капитала иностранными предприятиями в своей стране, особо благоприятствуя наиболее результативным, более других умеющим получить наибольшую отдачу от человеческого капитала и оборудования на местах и создать добавленную стоимость. С этой точки зрения, политика г-жи Тетчер, с распростертыми объятиями принимавшей капиталовложения японской автомобильной промышленности в Великобритании во второй половине 80-х годов, не заслуживает выпавшей на ее долю хулы. Правда, этот шаг она сделала, не согласовав его со своими партнерами по ЕЭС, и влила в европейское автомобилестроение, и без того работавшее на пределе своих возможностей, новые производственные мощности и грозных конкурентов, но это был единственный способ поддержать на плаву и, главное, вдохнуть новую жизнь в сбавившую обороты британскую промышленность, пусть ценой утраты старинных марок автомобилей. Сразу становится ясно, какой путь был преодолен за три четверти столетия. Если прежде от экономической дипломатии требовали защиты отечественного производства, в наши дни ее задача — соблазнить иностранных производителей.
Среди мер, принимаемых для создания условий, наиболее благоприятствующих деятельности предприятий, должна занять свое место политика в области использования международных людских ресурсов со всем, что она влечет за собой в отношении регулирования притока иммигрантов, и которая не должна сводиться лишь к выдаче виз и видов на жительство. Недостаточно руководствоваться частными беседами в поисках способа пополнить образование наиболее одаренных студентов в лучших учебных заведениях иностранных государств, привлечь в страну наиболее блестящих выпускников или специалистов — надо сделать так, чтобы за рубежом знали об имеющихся возможностях, надо договариваться о программах обмена, о равноценности получаемых дипломов, о стипендиях и об условиях приема в высшие учебные заведения.
Такая политика привлечения кадров проводится некоторыми странами, в том числе Францией, в отношении иностранных инвесторов по причинам, в большей мере связанным, по крайней мере, на первых порах, с особыми соображениями, например, оздоровлением пришедших в упадок районов или созданием рабочих мест, чем с мировой стратегией, что служит объяснением разнообразия принимаемых мер. Города, департаменты, районы, центральные административные органы, как, например, Центр по промышленному развитию территории (ЦПРТ), имеющий в своем распоряжении уполномоченных за границей и, разумеется посольства с их сетью опорных пунктов экономической экспансии, отныне развивают свою деятельность в обоих направлениях (извне и вовне Франции). Этот пример дает хотя бы некоторое представление о каналах и механизмах, с помощью которых осуществляются в наши дни международные отношения.
В-третьих, государства суть средоточие законности полномочий, те границы, в которых свершается демократический выбор граждан. Таким образом, они обладают суверенными правами на территорию, на которой вершат свою власть. Именно они создают международные организации с их обязанностями, уставом, политикой, и, наконец, юрисдикцией. Вместе с тем они узаконивают переход полномочий и придают ему вес. Это они претворяют в жизнь решения этих организаций в пределах своих границ, будь то контроль банковских операций в соответствии с Базельским соглашением или директивы Европейского союза. В подобных случаях на государство ложится международная ответственность, оно становится ядром, вокруг которого строится все, и ниже, и выше. «Ниже» может включать в себя регионы, департаменты и коммуны, равно как и неправительственные организации или независимые органы децентрализованной власти, которые, хотя и пользуются большой свободой, получают свои полномочия и обязанности от государства. Легко заметить, таким образом, что в мире, черты которого вырисовываются прямо у нас на глазах, лишь международные организации располагают достаточной властью, чтобы вести переговоры за границей, но лишь государства облечены достаточной законностью, чтобы добиться выполнения принятых решений.
Из сказанного для экономической дипломатии следуют выводы двоякого рода.
Во-первых, она должна с полной определенностью извлечь уроки из утраты государствами монополии на управление внешней экономической политикой и внести ясность в распределение ответственности между различными центрами, склады-
вающимися наряду с государствами и становящимися плацдармами экономической дипломатии: Большая семерка для регулирования макроэкономики, стабилизации валютных курсов и контроля за спекулятивными операциями; международные регулирующие агентства, такие, как ВТО, МВФ, МБРР, крупные объединения, связанные с капиталовложениями, торговлей и, в некоторых случаях, с выработкой общей политики, такие, как НАФТА и Европейский союз, организации регионального уровня, занимающиеся оказанием предприятиям различных услуг. Среди них находятся государства, на которые возложены многочисленные обязанности, но, главное, ответственность вне их пределов за законность всего в целом, а в своих границах — за тесное сочетание экономической и социальной сфер. Экономическая дипломатия должна, с одной стороны, содействовать улучшению структур построений, не всегда отличающихся прочностью (Большая семерка не имеет ни постоянных отделений, ни достаточного представительства), или лучшему пониманию (регионы не знают, какая роль им отводится), а, с другой стороны, установить связь между этими различными центрами и собственной экономической дипломатией, которой рано или поздно обзаведется каждый их них.
Во-вторых, экономическая дипломатия должна пробудить сознание того, что в этом многополярном мире грань между экономикой внешней и внутренней стирается и что по мере того, как универсализация все сильнее влияет на самые мелкие аспекты экономики, управлять ей необходимо, сообразуясь с международными условиями, а не пренебрегая ими или вопреки им. Любой анализ ситуации и политики должен быть нацелен на международную действительность, что, разумеется отнюдь не значит, что он не должен быть направлен к национальному процветанию и благополучию, что, естественно, и должно быть его исходным предназначением. Ничего нельзя решать, не зная, что происходит и что было решено во внешнем мире, но и это отнюдь не значит, что международная жизнь подчинила себе все без исключения. Остались еще свободные секторы, о которых упоминалось выше, и они значительны, но и там следует принимать в расчет предоставляемые возможности (более емкие рынки, более разнообразные предложения, большая свобода в использовании капиталов, более гибкая система финансирования), ограничивающие факторы (все более многочисленные договоры, правила и регламенты) и конкуренцию (преимущества более широкого выбора, цен и услуг), из которых складывается новая действительность. Итак, экономическая дипломатия должна быть теснее увязана со всем, происходящим в стране, чтобы до начала переговоров
располагать всей необходимой информацией и стать органичным участником на стадии выполнения их итогов. Она должна также научиться лучше разъяснять, либо через своих сотрудников, либо через других лиц, суть своей деятельности. Никогда прежде жизнь каждого из нас не зависела настолько от международных переговоров и решений международного значения, никогда прежде эти последние не были так сложны и не определялись в столь высокой степени усилиями специалистов. Экономическая дипломатия должна научиться делать удобопонятным загадочный язык посвященных, чтобы объяснять и убеждать. Конечно, преподавать уроки и обращаться к широкой аудитории не входит в круг профессиональных обязанностей дипломатов, более привыкших беседовать с коллегами, и здесь, по-видимому, нельзя обойтись без помощи специалистов в сфере коммуникации. ТеЫ не менее, необходимо, чтобы дипломатия непосредственно участвовала в работе так, чтобы смысл ее был понятен всем- Следовало бы призадуматься над непониманием, недоверием и неосновательными слухами, ходящими о европейском строительстве, ГАТТ и ВТО. То обстоятельство, что разобраться э сущности Маастрихтского договора можно, лишь обратившись за разъяснениями к специалистам, отнюдь не помогло населению голосовать со знанием дела в странах, где был устроен референдум по поводу его ратификации, и в высшей степени огорчительно, что не сочли нужным унифицировать основные документы Европейского союза ни по этому поводу, ни в связи с принятием последующих документов, в частности, Амстердамского договора 1997 года. Разумеется, ввиду того, что при разработке международных соглашений, все более явственно накладывающих свою печать на законодательство отдельных стран, приходится считаться с самыми разными юридическими традициями, они не становятся более понятными, а это лишний повод не жалеть сил ради того, чтобы сделать их вразумительными. Если экономическая дипломатия не найдет нужных слов, чтобы люди постигли смысл ее деятельности, может оказаться, что она возводит свои изящные сооружения на зыбком основании.
Таким образом, экономическая дипломатия обрела новую жизнь в новых темах и новых задачах. Никогда еще она не развивала столь кипучей деятельности. Происходившие в ней изменения, о которых недавно шла речь, были направлены как бы вверх, в сторону вовлечения в круг ее забот вопросов все более сложных, охватывающих области деятельности, к кото-
рым она не имела прежде отношения, находившиеся в исключительном ведении внутренней политики, но при этом она по прежнему исполняла свои исконные государственные обязанности: законотворчество, регламентация, арбитраж, попечение об общественном благе, ведение переговоров и заключение соглашений с государственными властями других стран. Короче говоря, она устанавливала новые правила сообразно изменившейся обстановке.
Значит ли это, что главное бремя ответственности лежит на экономической дипломатии на уровне общего и что на уровне частностей, то есть в области повседневной и стратегической деятельности, она безоружна, должна просто наблюдать со стороны происходящее, не имея возможности вмешаться, разве что уподобляться мухе, вьющейся над головой лошадей, впряженных в дилижанс, произносить ободряющие речи, присутствовать среди гостей, приглашенных на церемонию открытия или в лучшем случае, улаживать пустячные дела, открывать двери посольства в случае покушения на людей или на их материальные блага и поднимать на флагштоке флаг, если ей сопутствует удача? А, может быть, это способ постижения логики рынков и противоборства конкурентов, чтобы поддерживать предприятия в их оперативной деятельности? Или, выражаясь ученым языком, способна (должна) ли экономическая дипломатия заниматься одновременно макро- и микроэкономикой?
Попытаемся ответить на этот вопрос в следующей главе.
Глава VI
ПРЕДПРИЯТИЯ, ГОСУДАРСТВА
И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ:
НОВАЯ СТРАТЕГИЯ НА РЫНКАХ
Находиться рядом с предприятиями, вступающими на иностранные рынки, и поддерживать их — такова одна из самых традиционных задач экономической дипломатии, но в этом выражается в то же время и естественное, неподвластное рассудку, желание помочь соотечественникам. Но это также и род занятий, по всей видимости обреченный на исчезновение новым курсом в международных экономических отношениях. Отчего бы, в самом деле, французское правительство должно почитать своим долгом пустить в ход всевозможные средства, дабы поддержать предприятие, продающее свою продукцию в Штутгарте, но предоставить его самому себе, если оно продает ее в Страсбурге, всего в ста пятидесяти километрах оттуда, но по сию сторону границы? Много ли проку от дипломатии и оказанной ею помощи, когда многочисленные специалисты по части информации, консультирования, подготовки рынка, коммуникации и лоббирования, все профессионалы один лучше другого, наперебой предлагают свои услуги?
Несмотря на то, что эти вопросы, внушенные, казалось бы, здравым смыслом, грозят пересмотром в корне сложившихся представлений, экономическая дипломатия не ушла из этой сферы. Даже государства с наиболее развитой экономикой, наиболее профессиональными предприятиями, даже те среди них, кто гордится самыми высокими показателями, по прежнему заботятся о том, чтобы их предприятиям оказывалась поддержка в оперативной деятельности. Ни США, ни Германия, ни Великобритания, ни Италия, ни даже Франция, то есть государства, занимающие наиболее высокие места в экономике мира, не считают, что тратить на это часть средств посольств или зарубежных служб своих специализированных агентств значит бросать деньги на ветер1. Между тем, ввиду глубоких изменений в экономической жизни, появилась необходимость
1 Исключение составляет одна Япония, которая около 1980 года перестроила свои службы на содействие импорту в ответ зарубежным критикам, упрекавшим ее в недостаточном стремлении импортировать.
в столь же глубоких изменениях в целях и методах. Чтобы составить себе представление о масштабах подобного пересмотра достаточно мысленно обозреть завершающуюся вторую половину столетия. В 1950 году экономическая дипломатия оказывала материальную, нередко финансовую помощь под флагом государственной ответственности, служившей основанием для использования инструментов могущества нации. Ныне, по прошествии пятидесяти лет, она более полагается на коммерческие методы в рамках политики развития предприятий, с целью подготовить их к лучшему использованию рыночного потенциала.
Повествуя об этих постепенных переменах, нельзя не вспомнить о вызвавших их первопричинах и в то же время не задать вопрос о разумности и полезности использования государственных средств ради успешной деятельности предприятий за границей, а это значит, что речь идет в первую очередь о деятельности дипломатических миссий, о посольствах и их службах, экономических и торговых отделах, именуемых на французский лад Постами экономической экспансии (ПЭЭ), а также о руководящих ими экономических и торговых советниках1. В этой системе центральные администрации, распоряжаясь, используя средства и процедуры, играют, разумеется, главную роль, о которой не следует забывать, но в настоящей главе действие разворачивается на уровне, на котором функционируют предприятия, когда имеется в виду их оперативная работа.