Аудит условий труда и безопасности

Аудит условий трудаи безопасности%: - это анализ и оценка эффективности управления системой трудоохранной деятельности, осуществляемой экономическим субъектом в пределах собственной и/или подведомственной территории и в рамках своих полномочий и обязанностей.
Проверка носит системный или выборочный характер и включает в себя контроль соблюдения государственных требований, касающихся условий труда, охраны труда и техники безопасности, охраны окружающей среды, страхования профессиональных рисков обеспечения санитарно-гигиенических условий труда, медицинского обслуживания персонала и профилактики профессиональных заболеваний.
В этой связи можно выделить основные направления и соответствующие им комплексные задачи аудиторской проверки: 1) эффективность организации социально-трудовых отношений сферы охраны труда: а) состояние социально-трудовых отношений на предприятии (в организации); б)обеспечение законодательно установленных требований ох раны труда, льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда; 2) эффективность организации условий труда и техники безопасности: а) эффективность мероприятий по улучшению условий труда; б) реализация положений законодательства об аттестации и сертификации рабочих мест по условиям труда; в) организация системы технико-технологической безопасности труда; г) организация системы экологической безопасности предприятия; д) организация системы санитарно-бытового обеспечения персонала; е) обеспечение социально-психологической безопасности труда; ж) обеспечение психофизиологической безопасности труда.
Основные законодательные и нормативно-правовые документы. 1) Конституция РФ (ст. 37, п. 3). 2) федеральные законы РФ: • «Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-ФЗ; • «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ; 3) Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1 и 2); 4) Трудовой кодекс Российской Федерации; 5) Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1,2); 6) нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования по охране труда (в соответствии с задачей аудита: ГОСТ, ОСТ, СанПиН и др.). 7) методические указания, инструкции, иные регламентирущие документы министерств и ведомств, а также нормативные правовые акты субъектов РФ по охране труда (в соответствии с задачей аудита).
Важный этап работы аудитора – анализ и оценка характера и уровня развития социального партнерства, призванного согласовывать взаимодействие работников и работодателя по вектору общности интересов в росте прибыли (дохода) предприятия, что создает предпосылки для направления финансовых средств на улучшение условий труда, расширение услуг социального характера (питание, медицинское обслуживание, отдых и т.д.).
Кроме того, аудитор использует соответствующие обязательства работодателя в коллективном договоре и результаты внутреннего аудита.
Проверку льгот и компенсаций (последние выполняют функцию доплат к заработной плате (доходу) работающих в опасных и/или вредных и иных особых условиях труда) целесообразно начинать с общей оценки структуры затрат на рабочую силу, выделяя расходы на оплату труда, в том числе надбавки и доплаты, расходы на профессиональное обучение, культурно-бытовое обслуживание, выплаты на питание, страховые взносы на добровольное (медицинское и другие виды) страхование и пр. Такой подход позволит предметно проанализировать направления и величины затрат в сфере условий труда и безопасности, выявить динамику искомых показателей.
Практическое решение задачи требует от аудитора ответа на три основных взаимосвязанных вопроса: а) какова степень обоснованности мероприятий; б) как используются внутренние резервы организации труда и управления для улучшения условий труда; в) какова реальная выгода для персонала от предпринимаемых мер.
Выбор показателей и критериев эффективности в сфере условий труда базируется, в основном, на известных методиках с учетом оценки эффективности мер по профилактике неблагоприятного воздействия условий труда (показатели: условная годовая экономия, годовой экономический эффект, срок окупаемости капитальных затрат, достигаемые за счет роста производительности, снижения потерь рабочего времени от заболеваемости, экономии фонда социального страхования и т.д.).
Оценка экономической эффективности аудиторской проверки может быть сделана различными способами.
Расчет коэффициента эффективности - как отношение разницы между суммами предотвращенных и текущих затрат к капитальным затратам.
Например, при проведении внутреннего аудита условий труда расчет коэффициента можно выполнить следующим образом: в сумму предотвращенных затрат включить: а) размер предотвращенного убытка в связи с условиями труда; б) сумму экономии от проведения аудита собственными силами; в) иные возможные суммы затрат (например, минимальный размер предотвращенного убытка от потери контракта); в сумму текущих затрат включить: а) оплату труда аудиторов; б) затраты на обеспечение аудита (например, на разработку и размножение анкет, проведение анкетирования); в капитальные затраты включить: а) стоимость методики проведения аудита; б) затраты на разработку программы аудита; в) амортизацию оргтехники.
Недостатки аудиторской проверки могут быть вызваны переоценкой возможностей применения современных психометрических методов и психофизиологических методик для формирования объективного мнения аудитора о когнитивных процессах и личностных характеристиках работников.
     

Аудит увольнений.





Миссия аудита увольнений: 1) оценка соблюдения положений законодательства при сокращении и высвобождении персонала; 2) оценка эффективности деятельности, направленной на закрепление кадрового потенциала субъекта экономики
Основные законодательные и нормативные правовые документы:   6) Конституция Российской Федерации; 7) Трудовой кодекс Российской Федерации; 8) Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1 и 2; 9) коллективный договор, трудовые договоры (контракты); 10)внутренние документы: а) по учету кадров 6) по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом в) по организации предприятия г) по организационно-нормативному регулированию деятельности:
Основные направления и комплексные задачи проверки.   4) контроль обеспечения положений законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при увольнении работников по инициативе работодателя (администрации); 5) контроль регулирования трудовых отношений при увольнении с работы по инициативе работников или по соглашению сторон; 6) оценка эффективности управления развитиемперсоналаорганизации (повышение уровня квалификации и опережающее обучение, политика стимулирования, закреплении персонала и создания условий для инициативного и качественного труда).
Аудитор запрашивает в кадровой службе три списка уволенных: а) по собственному желанию; б) по инициативе администрации; в) в связи с выходом на пенсию.  
Аудитор анализирует: коэффициенты оборота, сменяемости, текучести, динамика которых позволяет оценить количественные вариации по персоналу в целом, по отдельным категориям, а также с учетом профессиональных и возрастных изменений.
 
Аудитор просматривает внутренние документы предприятия по вопросам увольнения: зарегистрированные заявления, жалобы, решения профсоюзной организации, изучает круг вопросов, по которым необходимо получить дополнительные свидетельства для последующей правовой оценки политики увольнений, проводимой работодателем.
При изучении мероприятий аудитор проверяет:   • обоснованность выводов администрации о необходимости сокращения (высвобождения) персонала, оптимизационный характер сокращений; • правовой характер, формат и итоги консультаций работодателя и выборного профсоюзного органа; • целесообразность и эффективность мер, альтернативных сокращению: обучение и переобучение работников для занятия вакансий рабочих мест, сокращение рабочего времени и временные отпуска с частичной компенсацией потерь заработной платы; • затраты по мероприятиям: а) затраты на организационное и финансовое обеспечение альтернативных сокращению вариантов (например, внутреннее трудоустройство в связи с вводимыми изменениями условий труда) и возможный эффект, который в таком случае может быть достигнута перспективе; б) затраты на проведение сокращения: законодательно обусловленные льготы и компенсации, возможные, судебные издержки; • степень и своевременность информирования персонала о причинах и задачах планируемых организационных изменений.
Аудитор анализирует факты коллективных или массовых (более 10% численности) сокращений по инициативе работодателя.

Аудит вознаграждений

В качестве вознаграждений рассматриваются единовременные поощрительные выплаты: а) вознаграждения по итогам работы за год; б) вознаграждения за выслугу лет (стаж работы); в) единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплат; г) стоимость бесплатно выдаваемых работникам акций; д) стоимость выдаваемых в качестве поощрений подарков.
Основные законодательные и нормативные правовые документы:   6) Конституция Российской Федерации (ст. 17,19, 37); 7) Трудовой кодекс Российской федерации; 8) Гражданский кодекс Российской Федерации; 9) документация предприятия по организационно-нормативному регулированию; 10) документация предприятия по организационно-распорядительной деятельности.
В процессе проверки аудитор оценивает соблюдение законодательства о труде, обеспечение установленного порядка начисления и выплаты вознаграждений, организации внутреннего контроля.
Главная цель аудита – оценка места и роли вознаграждений в общей системе оплаты труда предприятия (организации), возможностей усиления их стимулирующих функций.
Основные комплексные задачи проверки: 1) соблюдение положений законодательства о труде. 2) учет и контроль начисления и выплаты вознаграждений: 3) оценка эффективности стимулирующей роли единовременных поощрительных выплат: 4) оценка состояния внутреннего контроля.
Предлагаемый подход позволит уже на начальном этапе работы заложить фундамент для формирования трех базовых факторов убедительных свидетельств аудитора: достоверности, достаточности, своевременности.
Результаты проверки фиксируются в рабочих Документах аудитора, формат которых уточняется с учетом аудиторского задания, характера решаемых задач, организационных условий проверки.
Аудитор оценивает качество информации по вознаграждениям, руководствуясь следующими критериями: • объективность; • своевременность; • оптимальность; • эффективность.  
В процессе аудита возникает необходимость проконтролировать правильность начисления средней заработной платы. Аудитор должен обратить особое внимание на следующие возможные нарушения: а) факты более одной выплаты за одинаковые показатели (критерии) условий вознаграждения в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода; б) арифметические ошибки при расчете суммы, которая включается в средний заработок за каждый месяц расчетного периода по вознаграждениям за выслугу лет (стаж работы), иным вознаграждениям по итогам работы за год; в) неправильный расчет суммы, включаемой в расчет среднего заработка при неполной отработке работником расчетного периода; в сомнительных случаях аудитору нужнопро- смотреть всю первичную документацию по учету рабочего времени, при необходимости – по пособиям по беременности и родам, справки по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства и др.; г) ошибки в расчетах среднего заработка при повышении суммы вознаграждений; д) ошибки в расчетах при снижении суммы вознаграждения за производственные упущения.
При контроле исчисления среднего заработка по категориям персонала аудитор контролирует, как правильно ведутся расчеты среднечасовой, среднедневной, среднемесячной и среднегодовой заработной платы.
Основные методы, применяемые аудитором: Ø проверка документов, Ø сопоставление информации, Ø проверка арифметических расчетов Ø подтверждение, опросы персонала.
Оценка эффективности стимулирующей роли единовременных поощрительных выплат. При оценке эффективности вознаграждений необходимо как минимум изучить их корреляционные связи с результатами индивидуального и коллективного труда во взаимосвязи экономических прямых (формы оплаты труда), экономических косвенных (по» ощрительные выплаты: премии, вознаграждения) и неденежных (профессиональное обучение, профессиональная культура управления и ад.) методов стимулирования.
Первый этап Второй этап Третий этап – общая оценка фактов ров труда и их влияния на мотивацию. – выяснение степени экономической обоснованности и целесообразности поощрительных выплат и показателей. –определение стадии реального воздействия системы поощрений на трудовые мотивы.
Оценка состояния внутреннего контроля. Некоторые характерные нарушения таких проверок: а) необоснованные выплаты вознаграждений по трудовым соглашениям и по совместительству; б) выплата «серых» вознаграждений (в «конвертах»); в) возможно намеренное смешение понятий о выплате вознаграждений за «конечные производственные результаты» (прирост объема продукции, рост выработки и др.); вознаграждения выплачиваются из фонда оплаты труда и выплаты премий за аналогичные конечные результаты, которые должны выплачиваться из прибьли, –такая «невинная путаница» может скрывать нарушение законодательства.

Наши рекомендации