Глава 1. Элементы, структура, система, часть и целое, взаимосвязь и целостность в ИСЭПП

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента Мирошниченко Яны Александровны
Отделение заочное Факультет Экономики и управления

группа 23э13бГМУ12

На тему: Элементы, структура, система, часть и целое, взаимосвязь и целостность в ИСЭПП

Руководитель:

  _______________

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой:

   
(подпись, фамилия)  

«___» декабря 2016г.

Москва, 2016

Содержание

Введение……………………………………………...………………..…...…...3

Глава 1. Элементы, структура, система, часть и целое, взаимосвязь и целостность в ИСЭПП……………………………………..…………...……..5

1.1. Сущность понятий «политический процесс» и «экономический процесс»……………………………………………………………………...…..5

1.2. Основные понятия системного подхода: система, функция, структура, элемент, эмерджентность……………………………………………………….8

1.3. Открытость экономической или политической системы…………….….12

Глава 2. Исследование социально-экономических и политических процессов, системный подход, целостность…………………………..……14

2.1. Функциональная надежность социально-политической или экономической системы………………………………………………………...14

2.2. Исследование социально-экономических и политических процес­сов: системный подход ……………………………………...……………………….15

Заключение………..…………………………………….………………………23

Список использованных источников и литературы……………...…….....25

Введение

Исследование социально-экономических и политических процессов – это область научных знаний, которая в настоящее время находится в стадии становления, является актуальной, служит для формирования необходимого объема знаний и представлений у общества об особенностях и сущности общественных изменений, о способах и методах их анализа.

Политические, социально-экономические процессы - общественные изменения, которые касаются политических и экономических основ, это комплекс процессов формирования и функционирования политической и социально-экономической систем, характеризующие динамику изменений ее параметров на том или ином уровне хозяйственных и общественных отношений.

Актуальность рассмотрения и изучения общественных изменений обусловлена установлением демократических основ в российской государственности, а также развитием рыночных отношений.

Научные экономические подходы, со всей своей достоверностью и обоснованностью, позволяют анализировать и решать в современном российском обществе экономические задачи со всей их трудностью, должны быть основой для принимаемых в стране управленческих решений в качестве руководства к действию хозяйственной политики.

Научные дискуссии и споры, ведущиеся на протяжении последних лет, касаются проблемы объективных закономерностей развития мировой, и в частности, отечественной экономики.

При исследовании социально-экономических процессов довольно часто возникают потребности в актуализации вопросов приемлемости экономических идей и концепций, складывающихся в историческом контексте, и представленных в теоретических исследованиях отечественных школ, а также зарубежных экономистов, различных течений и направлений экономической мысли на разных этапах ее эволюции.

Как известно, общество является достаточно сложной системой управления, которая состоит из относительно самостоятельных систем: политической, экономической, культурной, духовной, этнонациональной и некоторых других. При этом каждая из них выполняет строго специфические для нее функции.

Как известно, знание ИСЭиПП в первую очередь необходимо работникам органов государственного и муниципального управления. В одних случаях они со знанием дела должны оценить исследования этих явлений и процессов, проводимые соответствующими специалистами, а также сделать необходимые выводы и дать нужные рекомендации. В других случаях они могут либо сами провести исследование в составе группы специалистов, либо возглавить исследование.

Исследовать СЭиПП — это значит определить:

1) их сущность и реальное содержание, то что они представляют из себя объективно, в действительности;

2) устойчивую направленность развития изучаемых процессов, или тенденции;

3) присущие им противоречия, тем самым раскрыть проблемы их функционирования и развития в сложившихся условиях;

4) социальные силы (такие как классы или другие социальные группы), в интересах которых развиваются те или иные СЭиПП.

Цель курсовой работы: изучение социально-экономических и политических процессов: (элементы, структура, часть, целое, взаимосвязь, целостность).

Задачи:

- выделить элементы, структуру, систему, часть и целое, взаимосвязь и целостность в ИСЭПП;

- определить сущность понятий «политический процесс» и «экономический процесс;

- выделить основные понятия системного подхода: система, функция, структура, элемент, эмерджентность;

- исследовать социально-экономические и политические процессы, системный подход;

- изучить функциональную надежность социально-политической или экономической системы.

Объектом изучения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» являются происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы. Эти процессы также представляют собой объект изучения и других наук: политической экономии, социологии, социальной философии, политологии и некоторых других наук. Таким образом, объект исследования у данных наук общий, однако предметы исследования разные. Перечисленные науки по-разному подходят к изучению объекта исследования, они исследуют различные его стороны, преследуют разные цели.

Социаль­но-экономические и политические процессы, выступающие в качестве предмета исследований, являются достаточно динамичными и сложными, и поэтому именно в отношении к ним со­циальное знание мобилизует все свои способности, чтобы обеспечить их понимание, объяснение и возможность управления ими.

В структуру курсовой работы включены введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Основные понятия системного подхода: система, функция, структура, элемент, эмерджентность

Как известно, выделение категориального значения «системы» необходимо во-первых для того, чтобы обозначить рамки-границы для этого слова-понятия. Во-вторых, это нужно, чтобы не преувеличивать и не преуменьшать его значение. Системщики готовы всё считать системой, в том числе и то, что объективно не является таковой. К примеру, мир они рассматривают как систему. Абсолютизация системности может быть связана с трактовкой системы как порядка, то есть в расширенном значении.

Со времен Аристотеля элемент рассматривается в качестве минимального компонента системы или же как ее максимальный предел расчленения. Этим фиксируется и определяется внутренняя граница тела. Тело выступает по отношению к другим телам, как нечто существующее само по себе, пребывающее в самом себе. По отношению к телам, расположенным вне его, в виде системы, целого, а по отношению к телам, находящимся внутри него, в качестве того или иного элемента. Элементы и система как бы окаймляют внутреннее “пространство” тела, а структура его «наполняет» [12].

При взгляде на соотношение целого и частей идут от целого, воспринимают и видят, в первую очередь, целое, при этом части от непосредственного восприятия могут быть скрыты. При взгляде на соотношение системы и элементов идут от элементов к системе. Система от непосредственного восприятия также может быть скрыта. Внутри всей системы находятся отдельные элементы: Солнце, Земля, разные планеты, — мы их видим, и только после уже постигаем наблюдениями, умом, расчетами, что все они составляют одну систему. О системе говорят также в тех случаях, когда собирают какое-то сложное устройство из разных элементов [12].

Объективно, любое целое является системой, а система — целым. Еще одно зримое отличие между системой и целым: система показывается обычно в виде разнородных элементов, в то время как для целого как будто все равно, из каких частей — однородных или разнородных — оно состоит [12].

Хочется подчеркнуть, что система и целое (целостность) не имеют самостоятельного значения подобно вещи, телу и т.п. Целое и система - не виды материи. Как материальные образования их нельзя представлять. Целое и система – это всего лишь стороны-характеристики-определения материальных образований-тел наравне с другими сторонами-характеристиками-определениями. Тело можно представить как целое, систему. Но, в то же время, оно и совокупность элементов, частей, т. е. нечто, состоящее из элементов и частей. Тело имеет определенную структуру, строение, т. е. нечто, имеющее структуру и строение.

Тело характеризуют категории: система, элементы, структура. Система определяет тело как упорядоченное целое.

Элементы характеризуют состав тела, а структура - порядок размещения элементов относительно друг друга.

Структура лишь подразумевает, предполагает целостность того, структурой чего она является. В то время как система - это сама целостность.

Общенаучные методы исследования включают системный подход, который заключается в изучении того или иного явления. Он подразумевает исследование любого изучаемого явления как определенной системы взаимодействующих элементов, его составляющих. Такой подход изображается как соответствующий способ научного мышления, который, прежде всего, состоит в том, чтобы зафиксировать основные элементы исследуемого процесса или явления и изучить их взаимодействия [9, с. 35].

Основные понятия системного подхода: система, структура, функция, элемент, эмерджентность.

Система - это множество взаимосвязанных элементов с присущим только им новым качеством, которое отсутствует у отдельных элементов.

Под структурой понимают относительно устойчивую фиксацию связей между элементами системы, неизменную относительно внешних преобразований.

Элемент-это не разложимый компонент сложных объектов и процессов в данной системе.

Целостность системы – это ее относительная независимость от внешней среды и других систем [9, с. 36].

Эмерджентность – это невозможность привести свойства системы к свойствам ее элементов.

Параметр – это оперативно выраженный элемент изучения системы, который служит формой локализации информации о признаках и свойствах этой системы.

Функция – это вид действия подсистемы, который обеспечивает целостность данной системы.

Как известно, базу системного анализа составили работы У.Р. Эшби и Л. фон Берталанфи, а также труды американских ученых А. Рапопорта и Н. Винера. Все они в какой-то степени опирались на тектологию («Всеобщую организационную науку») русского ученого и философа А.А. Богданова (Малиновского).

Системный анализ, представляя собой определенный способ научного мышления, включает логические основы: понимание системы, то есть того, что она собой представляет; учет разнообразия систем и выделение отдельных их видов; научные представления об их характере и механизмах функционирования; научные знания об эволюции систем и др. Несомненно, к логическим основам системного анализа относится и система понятий, в рамках которой осмысливаются содержание, сущность, развитие и функционирование систем. Еще один логический принцип системного исследования — нахождение путей развития изучаемой системы (как внутренних, так и внешних), что, в частности, предполагает исследование структуры и функций данной системы, механизма ее воспроизводства, а также механизма ее развития, формирования у нее новых свойств и соответствующих способов адаптации к внешней среде — природной и социальной. В конечном счете, значимым логическим основанием и одновременно методологическим принципом системного анализа выступает учет многообразия систем, в том числе социальных, выделение основных их видов по разным основаниям.

Цели системного анализа определяются пониманием его содержания и сути, обусловлены его логическими основами и заключаются в том, чтобы выявить и изучить основные элементы исследуемого явления или процесса как определенной системы. Это достигается при помощи анализа данного явления, мысленного разделения его на элементы и их изучения. Обязательно учитывается тот факт, что данные элементы могут проявлять себя только в связях и взаимодействиях между собой, которые предопределены характером данной системы и природой. Из этого следует еще одна цель: изучить содержание этих связей и взаимных влияний, представить развитие и функционирование исследуемого явления как целостной системы на уровне науки. Это достигается с помощью общенаучного метода исследования, такого, как синтез. Как уже упоминалось, благодаря ему проявляются эмерджентные свойства системы, которые отсутствуют у ее элементов, однако появляющиеся в процессе их взаимодействия, тем самым достигается еще одна цель системного анализа явлений. Понятие «анализ» толкуется в данном случае широко, так как включает в себя и синтез: подобное широкое толкование метода анализа часто встречается в литературе по системному анализу.

Заключение

Таким образом, политический и экономический процесс – это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, функционировании политических и экономических институтов, в реализации ими своих социальных ролей, претворяющихся под влиянием внешних и внутренних факторов.

Объектом исследования социально-экономических процессов является анализ мягких систем, имеющих разную степень внутренней структуризации. Характерной чертой такого анализа является полагание равновероятных альтернатив, которые оцениваются на основе гиб­ких формализуемых и неформализуемых процедур.

В зависимости от выбора методологии системного описания осу­ществляется использование того или иного метода в исследовании системы. Предложенные методы можно разделить на три группы: методы анализа, регулирования ипроектирования. Благодаря первым отслеживается текущее состояние исследуемой системы; благодаря вторым появляются способы направленного воздействия на есте­ственное поведение систем; благодаря третьим определяются перспек­тивы целостного развития системы с заданными свойствами.

Исследование социально-экономических и политических процес­сов становится составной частью системного подхода и проявляется через комплекс соответственных понятий. Самыми важными из них выступают следующие.

Система - это множество взаимосвязанных между собой элемен­тов, включающее особое качество, которое отсутствует у составляющих ее элементов.

Элемент - неразложимый в данной системе компонент сложных объектов и процессов.

Структура - относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы, инвариантная относительно внешних преобра­зований.

Целостность системы - это качество, показывающее относительную независимость системы от сре­ды и других систем.

Как известно, открытость экономической или политической системы проявляется в целевой и ценностной ориентированности иерархичности и историчности существования системы, эмпирической согласованности и квантованности, многоаспектности и коммуникативности,.

Выделим, что целостность социально-политической системы проявляется в наличии трех независимых ветвей власти, реально действующем кодексе Законов, многопартийности, всеобщих выборах в высший законодательный орган страны,наличии сети автомобильных и железных дорог,независимости средств массовой информации, разделении духовной и светской жизни..

Элементами общества являются:

- регионы;

- государственные институты;

- политические партии;

- населенные пункты;

- животный мир страны.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента Мирошниченко Яны Александровны
Отделение заочное Факультет Экономики и управления

группа 23э13бГМУ12

На тему: Элементы, структура, система, часть и целое, взаимосвязь и целостность в ИСЭПП

Руководитель:

  _______________

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой:

   
(подпись, фамилия)  

«___» декабря 2016г.

Москва, 2016

Содержание

Введение……………………………………………...………………..…...…...3

Глава 1. Элементы, структура, система, часть и целое, взаимосвязь и целостность в ИСЭПП……………………………………..…………...……..5

1.1. Сущность понятий «политический процесс» и «экономический процесс»……………………………………………………………………...…..5

1.2. Основные понятия системного подхода: система, функция, структура, элемент, эмерджентность……………………………………………………….8

1.3. Открытость экономической или политической системы…………….….12

Глава 2. Исследование социально-экономических и политических процессов, системный подход, целостность…………………………..……14

2.1. Функциональная надежность социально-политической или экономической системы………………………………………………………...14

2.2. Исследование социально-экономических и политических процес­сов: системный подход ……………………………………...……………………….15

Заключение………..…………………………………….………………………23

Список использованных источников и литературы……………...…….....25

Введение

Исследование социально-экономических и политических процессов – это область научных знаний, которая в настоящее время находится в стадии становления, является актуальной, служит для формирования необходимого объема знаний и представлений у общества об особенностях и сущности общественных изменений, о способах и методах их анализа.

Политические, социально-экономические процессы - общественные изменения, которые касаются политических и экономических основ, это комплекс процессов формирования и функционирования политической и социально-экономической систем, характеризующие динамику изменений ее параметров на том или ином уровне хозяйственных и общественных отношений.

Актуальность рассмотрения и изучения общественных изменений обусловлена установлением демократических основ в российской государственности, а также развитием рыночных отношений.

Научные экономические подходы, со всей своей достоверностью и обоснованностью, позволяют анализировать и решать в современном российском обществе экономические задачи со всей их трудностью, должны быть основой для принимаемых в стране управленческих решений в качестве руководства к действию хозяйственной политики.

Научные дискуссии и споры, ведущиеся на протяжении последних лет, касаются проблемы объективных закономерностей развития мировой, и в частности, отечественной экономики.

При исследовании социально-экономических процессов довольно часто возникают потребности в актуализации вопросов приемлемости экономических идей и концепций, складывающихся в историческом контексте, и представленных в теоретических исследованиях отечественных школ, а также зарубежных экономистов, различных течений и направлений экономической мысли на разных этапах ее эволюции.

Как известно, общество является достаточно сложной системой управления, которая состоит из относительно самостоятельных систем: политической, экономической, культурной, духовной, этнонациональной и некоторых других. При этом каждая из них выполняет строго специфические для нее функции.

Как известно, знание ИСЭиПП в первую очередь необходимо работникам органов государственного и муниципального управления. В одних случаях они со знанием дела должны оценить исследования этих явлений и процессов, проводимые соответствующими специалистами, а также сделать необходимые выводы и дать нужные рекомендации. В других случаях они могут либо сами провести исследование в составе группы специалистов, либо возглавить исследование.

Исследовать СЭиПП — это значит определить:

1) их сущность и реальное содержание, то что они представляют из себя объективно, в действительности;

2) устойчивую направленность развития изучаемых процессов, или тенденции;

3) присущие им противоречия, тем самым раскрыть проблемы их функционирования и развития в сложившихся условиях;

4) социальные силы (такие как классы или другие социальные группы), в интересах которых развиваются те или иные СЭиПП.

Цель курсовой работы: изучение социально-экономических и политических процессов: (элементы, структура, часть, целое, взаимосвязь, целостность).

Задачи:

- выделить элементы, структуру, систему, часть и целое, взаимосвязь и целостность в ИСЭПП;

- определить сущность понятий «политический процесс» и «экономический процесс;

- выделить основные понятия системного подхода: система, функция, структура, элемент, эмерджентность;

- исследовать социально-экономические и политические процессы, системный подход;

- изучить функциональную надежность социально-политической или экономической системы.

Объектом изучения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» являются происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы. Эти процессы также представляют собой объект изучения и других наук: политической экономии, социологии, социальной философии, политологии и некоторых других наук. Таким образом, объект исследования у данных наук общий, однако предметы исследования разные. Перечисленные науки по-разному подходят к изучению объекта исследования, они исследуют различные его стороны, преследуют разные цели.

Социаль­но-экономические и политические процессы, выступающие в качестве предмета исследований, являются достаточно динамичными и сложными, и поэтому именно в отношении к ним со­циальное знание мобилизует все свои способности, чтобы обеспечить их понимание, объяснение и возможность управления ими.

В структуру курсовой работы включены введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Элементы, структура, система, часть и целое, взаимосвязь и целостность в ИСЭПП

Наши рекомендации