Международный обмен интеллектуальной собственностью

Глава 29

Мировой рынок интеллектуальной собственности представляет собой сферу деловой активности, в которой происходит передача (на коммер­ческих условиях) прав на использование тех или иных объектов интеллек­туальной собственности. Процесс передачи прав в сфере хозяйственных операций относится к сфере услуг, поэтому рассматриваемый рынок вхо­дит в состав обширнейшего и весьма разнообразного по видам деятельно­сти мирового рынка услуг и развивается в соответствии с его основными тенденциями.

Неуклонно развивающаяся международная торговля знаниями в раз­личных формах, начиная с середины XX в., существенно изменила струк­туру всей мировой торговли. В эпоху, когда наука все в большей мере превращается в производительную силу, появилось много новых форм мирохозяйственных отношений, в основе которых лежит передача научно-технических, производственных и управленческих знаний и опыта.

По аналогии с традиционными товарными рынками мировой рынок интеллектуальной собственности представляет собой сложную систему экономических отношений между продавцами и покупателями. Однако на этом рынке мы имеем дело не с вещными товарами, а с уступкой прав на использование научно-технических достижений.

Передача прав собственности от автора (собственника) интеллекту­ального продукта субъекту инновационной деятельности происходит на основе взаимного согласия — взаимного обмена «выгодами». Первичный собственник интеллектуального продукта, уступая право собственности (или часть функций собственности), получает соответствующее эквива­лентное вознаграждение. Новый же собственник интеллектуального про­дукта получает выгоду при его конечной реализации в ходе инновацион­ной деятельности либо при перепродаже этого продукта.

Формы обмена объектами интеллектуальной деятельности с юриди­ческой точки зрения обычно разделяют на две группы.

К первой группе могут быть отнесены объекты, правовая охрана кото­рых обеспечивается на основе соответствующих норм внутреннего законо­дательства и международных соглашений. Это охраняемые объекты промышленной собственности, т.е. изобретения, полезные модели, про­мышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, а также научно-технические сведения, защищаемые нормами авторского права инструкции и другие виды технической документации). Существенными особенностями прав промышленной собственности, входящих в первую группу, являются следующие:

права приобретаются в результате получения от соответствующего государственного органа специального охранного документа;

порядок приобретения, использования, защиты прав промышлен­ной собственности регламентируется специальными законами по охране отдельных объектов;

данные права являются территориальными, они действуют только в пределах границ государства, где они приобретены;

большая часть этих прав носит временный характер, т.е. действует в течение срока, не превышающего установленного соответствующим законом;

их обладателям предоставляется монополия на использование
объекта — изобретения, полезной модели, промышленного образца,
товарного знака, фирменного наименования.

Ко второй группе относят научно-технические достижения, не пользу­ющиеся такой правовой охраной, в частности ноу-хау. Следует подчерк­нуть, что именно отсутствие правовой охраны в форме охранного до­кумента, т.е. патента, а не какие-либо различия в техническом уровне, является основным критерием отличия ноу-хау от охраняемых объектов промышленной собственности, в частности от изобретения.

Ноу-хау не является объектом исключительного права и для него характерно следующее:

отсутствие государственной регистрации, а следовательно, до­кумента (патента, свидетельства), закрепляющего за его обладателем ис­ключительное право на объект промышленной собственности;

отсутствие предоставляемой патентом юридической монополии, обеспечивающей его обладателю исключительную возможность поддер­живать экономическую монополию на объекты техники и технологии;

единственный источник, определяющий содержание ноу-хау,— это договор между его продавцом и покупателем;

отсутствие специального нормативного акта, объединяющего все правила, касающиеся использования ноу-хау, а также сопутствующих производственных и деловых секретов.

В последние десятилетия происходят серьезные изменения в струк­туре контрактов на продажу объектов интеллектуальной деятельности. Все больше заключается контрактов, содержащих продажу материальных товаров в дополнение к основной части — нематериальной. В результате в практике международного бизнеса проявляется тенденция, заключа­ющаяся в том, что формула

Оборудование + Услуги + Технологические знания остепенно заменяются обратной формулой

Знания + Услуги + Оборудование,

т.е. оборудование и материалы все чаще сопутствуют поставкам знаний и услуг.

Наши рекомендации