Принципы формирования собственного капитала п/п.
Основной целью формирования капиталасоздаваемого п/п является привлечение достаточного его объема активов, а также оптимизация его структуры обеспечения условий последующего эффективного использования.
Процесс формирования капитала создаваемого предприятия имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:
1. К формированию капитала создаваемого п/п не могут быть привлечены внутренние источники финансовых средств, которые на этой стадии его жизненного цикла отсутствуют.
2. Основу формирования стартового капитала создаваемого п/п составляет собственный капитал его учредителей.
3. Стартовый капитал, формируемый в процессе создания нового п/п, может быть привлечен его учредителями в любой форме.
4. Собственный капитал учредителей (участников) создаваемого предприятия вкладывается в него в форме уставного капитала.
5. Особенности формирования уставного капитала нового предприятия определяются организационно-правовыми формами его создания.
6. Возможности и круг источников привлечения заемного капитала на стадии создания предприятия крайне ограничены.
7. Формирование капитала создаваемого предприятия за счет заемных и привлеченных источников требует, как правило, подготовки бизнес-плана.
8. Риски, связанные с формированием (и последующим использованием) капитала создаваемого предприятия характеризуются довольно высоким уровнем.
Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия представляет собой процесс расчета реально необходимого объема финансовых средств, которые могут быть эффективно использованы на первоначальной стадии его жизненного цикла.
Оптимизация общей потребности в капитале п/п достигается различными методами:
Балансовый методосновывается на определении необходимой суммы активов, позволяющих новому предприятию начать хозяйственную деятельность, т.е общая сумма активов создаваемого предприятия равна общей сумме инвестируемого в него капитала. По формуле:
пк = па + прк,где Пк — общая потребность в капитале для создания нового п/п;Па — общая потребность в активах, определенная на стадии разработки его бизнес-плана; Прк предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала.
Метод аналогийоснован на установлении объема используемого капитала на предприятиях-аналогах. Предприятие-аналог для осуществления такой оценки подбирается с учетом его отраслевой принадлежности, региона размещения, размера, используемой технологии, начальной стадии жизненного цикла и ряда других факторов.
Метод удельной капиталоемкостирасчет основывается на использовании показателя «капиталоемкость продукции», который дает представление о том, какой размер капитала используется в расчете на единицу произведенной (или реализованной) продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей экономики путем деления общей суммы используемого капитала (собственного и заемного) на общий объем произведенной (реализованной) продукции. При этом общая сумма используемого капитала определяется как средняя в рассматриваемом периоде.
При формировании структуры капитала создаваемого п/п рассматриваются две схемы:
I. Полное самофинансированиепредусматривает формирование капитала создаваемого предприятия исключительно за счет собственных его видов, соответствующих организационно-правовым формам нового бизнеса.
II. Смешанное финансированиепредусматривает формирование капитала создаваемого предприятия за счет как собственных, так и заемных его видов, привлекаемых в различных пропорциях.
На выбор схемы оказывает влияние ряд факторов (Организационно-правовая форма п/п; Отраслевые особенности деятельности п/п; Размер п/п; Конъюнктура рынка капитала; Уровень налогообложения прибыли).
Общая потребность в капитале определяется методом прямого счета или косвенным методом.
Прямой метод: потребность в основном капитале рассчитывается как сумма стоимости необходимых основных фондов, затрат на подготовку и наладку производства, оборотных средств. Размер финансовых ресурсов, необходимых для формирования оборотных средств предприятия, рассчитывается как произведение среднедневных расходов и продолжительности одного оборота (периода оборота).
Косвенный метод: определяется общая потребность в капитале на основе показателя капиталоемкости продукции, который представляет собой величину капитала, используемого в расчете на единицу произведенной или реализованной продукции. Показатель капиталоемкости умножается на планируемый среднегодовой объем производства (или реализации) продукции, и к полученному произведению прибавляются затраты, связанные с созданием нового предприятия.