Факторы, влияющие на формирование денежных потоков предприятия.

Внешние факторы:

1. Конъюнктура товарного рынка. Повышение конъюнктуры товарного рынка приводит к росту объема положительного денежного потока по этому виду хозяйственной деятельности, и наоборот.

2. Конъюнктура фондового рынка. Характер этой конъюнктуры влияет на возможности формирования денежных потоков за счет эмиссии акций и облигаций предприятия, и на формирование объемов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов.

3. Система налогообложения предприятий. Изменения в налоговой системе – появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот и т.п. – определяют соответствующие изменения в объеме и характере отрицательного денежного потока предприятия.

4. Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции. Определяется порядок приобретения продукции – на условиях ее предоплаты; на условиях наличного платежа («платежа против документов»); на условиях отсрочки платежа (предоставления коммерческого кредита).

5. Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов. Расчет наличными деньгами ускоряет осуществление потоков, а расчеты чеками, аккредитивами и другими платежными документами потоки замедляют.

6. Доступность финансового кредита. Формирование положительных денежных потоков предприятия – при получении финансового кредита, отрицательных – при его обслуживании и амортизации суммы основного долга.

7. Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования.

Внутренние факторы:

1. Жизненный цикл предприятия. На разных стадиях жизненного цикла формируются не только разные объемы денежных потоков, но и их виды (по структуре источников формирования положительного денежного потока и направлений использования отрицательного денежного потока).

2. Продолжительность операционного цикла. Чем короче продолжительность этого цикла, тем больше оборотов совершают денежные средства, инвестированные в оборотные активы, и соответственно тем больше объем и выше интенсивность как положительного, так и отрицательного денежных потоков предприятия.

3. Сезонность производства и реализации продукции. Определяет ликвидность потоков в разрезе отдельных временных интервалов.

4. Неотложность инвестиционных программ. Формирование потребности в объеме соответствующего ОДП, увеличивая одновременно необходимость формирования ПДП.

5. Амортизационная политика предприятия. Амортизационные потоки оказывают существенное влияние на объем положительного денежного потока предприятия в составе основной его компоненты – поступлении денежных средств от реализации продукции. При осуществлении ускоренной амортизации активов в составе чистого денежного потока возрастает доля амортизационных отчислений и соответственно снижается доля чистой прибыли предприятия.

6. Коэффициент операционного левериджа. Существенное воздействие на пропорции темпов изменения объема чистого денежного потока и объема реализации продукции.

7. Финансовый менталитет владельцев u менеджеров предприятия. Выбор консервативных, умеренных или агрессивных принципов финансирования активов и осуществления других финансовых операций определяет структуру видов денежных потоков предприятия, объемы страховых запасов отдельных видов активов, уровень доходности финансовых инвестиций.

Формирование системы целевых параметров организации денежных потоков предприятия

Система целевых параметров организации денежных потоков предприятия представляет собой описанные в фор­мализованном виде желаемые показатели его денежного оборота, позволяющие направлять формирование и рас­пределение денежных ресурсов в долгосрочной перспективе и оценивать эффективность этого процесса.

1.Подчиненность главной цели управления денежными потоками. Система целевых параметров организации денежных потоков разрабатывается для реализации в долгосрочной перспективе главной цели управления этими потоками — максимизации благосостояния соб­ственников предприятия.

Наши рекомендации