Антиинфляционная политика государства в 2011 году

- таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);

- продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года);

- для поддержания стабильного уровня цен на зерно на внутреннем рынке в октябре 2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах 24-25 млн.тонн (свыше этих пределов вводятся повышенные тарифы);

- ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;

- повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;

- ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);

- регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;

- снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);

- заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);

- расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);

- прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;

- повышение ставки рефинансирования

- сокращение государственных расходов на оборону и МВД;

- сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юрлицам и ипотечным программам);принятие трех антимонопольных проекта, в которых уточняются такие понятия, как вертикальное соглашение, государственные или муниципальные преференции, ограничение конкуренции и возможные согласованные действия хозяйствующих субъектов, способные нанести вред конкуренции.

Закон определяет критерии определения монопольно высокой цены товара (цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже).

Рядом поправок рассматривается применение закона в сфере естественных монополий. Так, правительству РФ предоставляется право установления правил недискриминационного доступа на товарные рынки и к объектам инфраструктуры, используемым субъектами естественных монополий.

Закон вводит запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке электроэнергии, предусматривает распространение антимонопольных требований к торгам на запрос котировок, уточняет условия рассмотрения жалоб на нарушение антимонопольного законодательства и основания для направления предостережений.

Изменения вносятся и в Кодекс об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Так, законом предусматривается административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, результатом которого является устранение или ограничение конкуренции. Такое нарушение со стороны должностных лиц влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию сроком до трех лет; на юридических лиц - от 1/100 до 15/100 размера выручки правонарушителя, но не менее 100 тыс. руб. Если же правонарушение совершено на рынке товаров и услуг, цены и тарифы на которые регулируются законодательством РФ, то штраф за такое преступление будет составлять от 3/1000 до 3/100 размера выручки правонарушителя.

Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ:

снижение ставок таможенных пошлин;

изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);

регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;

ужесточение контроля над ценами;

дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).;

в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);

ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);

для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.

введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;

перераспределение большей части продовольственной продукции на внутренний рынок. Предлагается создание новой модели распределения продовольственной продукции: а) насыщение внутреннего рынка; б) создание резерва на предстоящий период; в) продажа на внешние рынки. На момент 2011 года действовала модель, ориентированная в основном на внешний рынок.

Валютная система.

Валютная система – форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Валютные отношения – разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте.

Различают:- национальную;- мировую;- региональную валютные системы.

Структуру мировой (и региональной) валютной системы можно представить следующим образом:

- виды денег, выполняющих функции международного платежного и резервного средства,

- межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости,

- межгосударственная регламентация режимов валютного курса,

- межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности,

- режим мировых рынков валюты и золота,

- международные валютно-кредитные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Европейский валютный институт).

Первая мировая валютная система (Парижская), юридически оформленная межгосударственным соглашением на Парижской конференции (1867), была основана на золотомонетном стандарте.

Вторая мировая валютная система (Генуэзская) была основана на золотодевизном стандарте. Она была оформлена межгосударственным соглашением на Генуэзской международной экономической конференции (1922г.)

Третья мировая валютная система получила название Бреттон-Вудской, принятой на Международной валютно-финансовой конференции ООН в 1944г.

При золотомонетном стандартеисчисление цен товаров осуществляется в золоте.

При золотослитковом стандарте в обращении отсутствуют золотые монеты и их свободная чеканка. Обмен банкнот и других неполноценных денег производятся только на золотые слитки весом 12,5 кг, для чего требовалось предъявлять в банк довольно крупную сумму денег.

При золотовалютном (золотодевизном) стандарте банкноты обмениваются на девизы, т.е. на иностранную валюту, разменную на золото.

Страны, не имеющие своего золотого запаса, ставили в зависимость объем выпуска национальных валют от золотого запаса стран с золотослитковым стандартом.

Основные черты Бреттон–Вудской валютной системы:

-Функция мировых денег, по–прежнему сохраняется за золотом в той мере, в какой оно продолжало быть средством окончательных расчётов между странами и всеобщим воплощением общественного богатства;

-Наряду с золотом в качестве международных платёжных средств, резервных (ключевых) валют в международном обороте использовались национальные денежные единицы $ США и в значительном меньшем объёме Ј Великобритании;

3.Резервные валюты могли обмениваться на золото. Цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены и до 1968г. почти не откланялась от неё;

4.Приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуществлялся на основе официально согласованных странами, членами МВФ валютных паритетов , выраженных в золоте и в $ США.

5.Рыночные курсы валют не должны были откланяться от фиксированных долларовых паритетов этих валют более, чем на 1%, т.е. все валюты жёстко привязывались к доллару;

6.Обратимые национальные валюты свободно обменивались на валютных рынках на $ и одна на другую по курсам, которые могли колебаться в указанных выше пределах;

7.Межгосударственное регулирование валютных отношений стран осуществлял МВФ;

8.В целях смягчения кризиса отдельных валют государства прибегали в отдельных случаях к взаимопомощи, которая осуществлялась путём предоставления странами друг другу через механизм МВФ и другими путями кредита в иностранной валюте для финансирования платёжного баланса.

С 1 августа 1971г. был прекращён обмен доллара на золото и отменена официальная долларовая цена золота, роль резервных валют стали выполнять марка и японская йена.

На смену Бреттон–Вудской денежной системе пришла Ямайская, оформленная Соглашением стран членов МВФ в Кингстоне в 1976 г.

В Ямайской валютной системе была отменена официальная цена золота (демонетизация золота). Однако золото осталось международным резервным средством.

Роль мировых денег была передана новой форме мировых кредитных денег – СДР (или бумажное золото) – специальные права заимствования (Special Drawing Rights), которые были созданы в 1969г. СДР – это безналичные деньги в виде записи на счетах страны в МВФ.

В 1979г. была создана европейская валютная система, которая включал в себя создание Европейского валютного союза и план перехода на единую валюту.

Требования конвертации заключаются в следующем: каждая страна должна была придерживаться определенных жестких параметров развития национальных экономик. т.е. государственный долг должен быть не более 60% ВВП, дефицит государственного бюджета в пределах 3%, контроль за низкой инфляцией, поддержание стабильного обменного курса и ставки банковского процента.

ЕВС – международная (региональная) валютная система – совокупность экономических отношений, связанных с функционированием валюты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран.

Цели создания ЕВС: обеспечить достижения экономической интеграции; создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системы, основанной на долларовом стандарте; оградить «Общий рынок» от экспансии $.

Валютная система России

Сформирована в соответствии с Уставом МВФ. Основные элементы системы оформлены в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно закону валюта РФ включает находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа банкноты и монеты Банка России, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Валютные резервы России включают запасы валюты ЦБ РФ и Министерства финансов РФ в наличной форме, в виде депозитов в банках-нерезидентах, а также ценных бумаг, выпущенных нерезидентами. В официальные валютные резервы не входят остатки в инвалюте на корсчетах банков-резидентов в ЦБ РФ.

Осуществляя регулирование международной ликвидности России, ЦБ РФ стремится поддерживать международные резервы на уровне, достаточном для обеспечения трехмесячного импорта плюс погашения международной задолженности РФ на предстоящий год.

В июле 1992г. был установлен режим «плавающего» валютного курса, управляемого Центральным банком посредством валютных интервенций.

Курс доллара к рублю устанавливается на основе котировок текущего рабочего дня биржевого и внебиржевого сегментов внутреннего валютного рынка, а курсы других валют рассчитываются методом кросс-курса на основе официального курса доллара к рублю и котировок валют к доллару либо на международных валютных рынках текущего рабочего дня, либо на основе официальных курсов доллара к этим валютам.

Органами валютного регулирования в РФ является ЦБ РФ и Правительство РФ.

Банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит их, опубликовывает информацию по валютным операциям.

Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

Платежный баланс РФ.

Платежный баланс-это документ, в котором отражается движение денежных средств в виде платежей из страны в страну и соотношение сумм платежей, переведенных страной за границу и поступивших в страну за определенный период(месяц, кварта, год). платежный баланс можно охарактеризовать как валютный бюджет страны. ПБ, в котором поступление денежных средств превышает их расходование, называется активным, а баланс, в котором расходование средств превышает поступление, называется пассивным. Он состоит из четырех укрупненных статей: сальдо счеты текущих операций; сальдо счета операции с капиталом и финансовыми инструментами; чистые ошибки и пропуски; изменение валютных резервов. Сальдо счета текущих операций(торговый баланс) отражает соотношение экспорта и импорта товаров и услуг, а также доходы от инвестиций и оплату труда, текущие трансферты. Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами отражает соотношение экспорта и импорта капитала. ПБ РФ впервые был составлен в 1992г по методологии МВФ. Основным источником валютных поступлений России является экспорт товаров, в котором превалирует нефть, газ, древесина, чугун, сталь, оружие. в составе импорта преобладают машины и оборудование, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье. На состояние ПБ оказывают влияние ряд факторов как внешних, так и внутренних. К внешним факторам относятся: динамика цен на мировом рынке, а также изменением курса рубля по отношению к доллару, евро и другим конвертируемым валютам. Внутренними факторами являются: состояние промышленного и сельскохозяйственного производства, политическая и социальная обстановка в стране. Преодоление дефицита ПЛ зависит от экономической и финансовой стабилизации; укрепления денежного обращения; восстановления доверия к национальной денежной единице рублю; переориентации курса экономического развития на инновационно-инвестиционной основе; создания условий для внутреннего инвестирования.

Наши рекомендации