Балансовый метод предприятия

Критерии и факторы выбора местоположения предприятия, особенности размещения предприятий разной производственной направленности.

Основной критерий - размер прибыли - означает максимизацию положительной разности между получаемым доходом (выручкой) затратами для каждого пункта месторасположения.

Достижение других экономических целей (объема оборотов, доли на рынке и др.) и всех неэкономических (престиж, социальная стабильность и др.) устанавливается в сравнении с критерием прибыльности и друг с другом путем взвешивания по определенной шкале для каждого фактора размещения фирмы.

Кроме того, могут быть и неэкономические критерии:

-политическое влияние;

-стабильный рост и надежность предприятия;

-научно-техническая политика;

-социальная и экономическая стабильность;

-престиж;

-сохранение самостоятельности фирмы.

Все факторы месторасположения бизнеса объединяются в четыре группы.

1. Заготовительно-ориентированные, включающие:

-земельные участки (структура, цены покупки или аренды);

-сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, транспортные издержки);

-трудовые ресурсы (потенциал рабочей силы в зависимости от численности и уровня жизни в данном месте, школы, театры, возможность проведения досуга, уровень оплаты труда, квалификация кадров, мотивация).

2. Факторы, ориентированные на изготовление:

-естественные особенности (почвы, климат);

-технические и инфраструктурные особенности (пространственная близость к партнерам по кооперации, к используемой инфраструктуре).

3. Факторы, ориентированные на сбыт:

-потенциал сбыта (структура населения и соответствующая ей структура потребления, покупательная способность, конкуренция в данной местности);

- пути сообщения (магистральные связи, транспортные издержки);

-деловые контакты (наличие квалифицированных маклеров, бирж, агентов по рекламе, ярмарок).

4. Факторы, устанавливаемые государством и местными органами власти:

-система хозяйствования (хозяйственное и торговое право);

-лицензионные и сертификационные нормы;

-условия перевода капитала и прибыли;

-юридические требования к учредительным документам организации, к отчетности, бюджетному контролю и аудиту;

-трудовое законодательство;

-риск изменения хозяйственного устройства, (т.е. риск политической нестабильности, экспроприации, ограничения в деятельности предприятий);

-регулирование пересечения границы (таможни, законы внешней торговли и управление ими);

-меры по защите окружающей среды и (регулирование нагрузок на окружающую среду, возмещение наносимого ущерба, платежи за природные ресурсы);

-государственная помощь (субсидии, целевые программы для отдельных районов, административная поддержка).

17) Разработка годового плана фирмы методом бюджетирования, бюджет продаж, его назначение и обоснование.

Классическая схема годового бюджетирования

Классическая система годовых бюджетов имеет следующие особенности:

-бюджеты составляются на год с разбивкой по месяцам;

-для каждого центра прибыли составляются отдельные бюджеты, которые -впоследствии консолидируются в сводный бюджет по компании;

-планирование затрат может осуществляться по отделам и службам (как внутри центра прибыли, так и по компании в целом), если ставится задача контролировать затраты каждого отдела либо в целом по подразделениям;

-затраты планируются только по значимым статьям, все небольшие статьи группируются и планируются одной суммой, при планировании затраты разделяются на переменные и постоянные;

-продажи планируются по группам продукции либо по топ-позициям (позиции, доля продаж которых составляет 80% общих продаж по компании)

ассортиментные позиции, объем продаж по которым незначителен, сворачиваются в группу «прочие»;

-перечень групп или топ-позиций не должен быть большим, чтобы система была гибкой к изменениям;

-разрабатывается единый формат бюджетных таблиц для всех центров ответственности.

Бюджет продаж.

Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

Балансовый метод предприятия

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

Балансовый метод позволяет выявить согласованность взаимозависимых показателей на основе составления отдельных балансов.

При изучении деятельности предприятия составляют балансы материальных ресурсов, баланс производственной мощности, баланс доходов и расходов предприятия и др. Составление балансов позволяет выявить неиспользованные резервы производства.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках.

Балансовый метод широко используется для измерения влияния факторов на обобщающий показатель. Он широко применяется в аналитических расчетах, когда факторы представляют собой алгебраическую сумму (аддитивную модель). В его основе лежит составление балансов, представляющих собой аналитическую формулу равенства итогов его правой и левой сторон. Применение метода возможно при наличии строго функциональной зависимости между показателями и итогами баланса. Форма представления результатов анализа балансовым методом, как правило, табличная.

Балансовый метод планирования означает, что планы составляются в виде взаимно уравновешивающихся таблиц, где с одной стороны, учитываются ресурсы, а с другой - - соответствующие потребности. В ходе составления планов разрабатываются материальные балансы ( например, по металлу, топливу, электроэнергии и другим видам продукции), стоимостные ( например, баланс доходов и расходов), балансы трудовых ресурсов. Балансовый метод используется на всех уровнях планирования - начиная с планирования деятельности предприятий и кончая балансом народного хозяйства в целом. На всех уровнях обоснованный план - это план, исходящий из реально имеющихся ресурсов, предусматривающий эффективное их использование, максимальную отдачу от вкладываемых в хозяйство средств.

Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

Применение балансового метода планирования обеспечивает взаимное согласование всех разделов и показателей плана.

7) Нормативный метод планирования, виды норм и нормативов.

Нормативный метод это метод планирования основанный на применении для обоснования плановых, программных и прогнозных документов норм и нормативов. Нормы — это абсолютные показатели, отражающие расход ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции, работ, услуг. Различают нормы технико-экономические, финансовые, социально-экономические, экологические и т.д. Например, норма расхода конкретного вида металла, пластмасс на 1 станок, машину; норма жилой площади на 1 человека в городе, на селе. Нормативы — это относительные показатели, характеризующие уровень использования ресурсов (коэффициент выхода готовой продукции из исходного сырья, материалов, уровень рентабельности производства, норматив отчисления от прибыли и т.д.).

Через систему норм и нормативов осуществляется взаимодействие между государством и хозяйствующими субъектами, решаются проблемы социально-экономического развития страны, определяются потребности в ресурсах, продукции, услугах, рассчитываются производственные возможности, устанавливаются пропорции. Нормы и нормативы являются важнейшей составляющей всей совокупности информационных данных, характеризующих основные элементы производственного процесса, который предполагает взаимодействие предметов и орудий труда, самого труда; развитие социальной сферы, защиты населения, рациональное использование природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирование и движение финансовых потоков и т.д.

Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Последние применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

По направлениям использования нормы и нормативы подразделяются на:

нормы затрат труда (нормы выработки — количество изделий на одного рабочего или в единицу времени в принятых единицах измерения) или затраты времени на изготовление единицы изделия (трудоемкость или нормы обслуживания и т.д.); нормы использования материальных ресурсов (нормы расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии); нормы и нормативы использования основных производственных фондов (оборудования, машин, агрегатов, транспортных средств) в натуральных показателях, а также в стоимостном измерении (выпуск продукции на 1 рубль основных производственных фондов); нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства (производство национального дохода на 1 рубль затрат, на 1 рубль основных производственных фондов и др.); нормы и нормативы капитальных вложений и капитального строительства (нормативы удельных капитальных вложений, нормы продолжительности строительства и др.); финансовые нормы и нормативы (нормы амортизации, нормативы отчисления от прибыли в бюджет, нормативы рентабельности и др.); социально-экономические нормы (нормы потребления на душу населения продовольственных и непродовольственных товаров, нормы жилой площади в городской и сельской местностях, минимальный потребительский бюджет); нормы и нормативы охраны окружающей среды (степень очистки воды, воздуха от вредных веществ, извлечение из руд полезных ископаемых и др.).

По периоду действия выделяют текущие нормы и нормативы, используемые при разработке годовых прогнозных и плановых документов, и перспективные (средне – и долгосрочная перспектива).

По характеру распространения нормы разделяются на местные, отраслевые и межотраслевые. Если нормы применяются только на конкретном предприятии — это местные; на предприятиях, относящихся к одной отрасли, — отраслевые; на предприятиях, принадлежащих к различным отраслям, — межотраслевые нормы.

По уровню агрегирования норм и нормативов выделяют: макроуровень, уровень министерств (ведомств), предприятия.

По методам разработки нормы подразделяются на расчетно-аналитические, опытные и отчетно-статистические. Наиболее прогрессивными являются расчетно-аналитические, устанавливаемые на основе технически и экономически обоснованных расчетов. Для их определения используются современные методики и инструкции, учитываются передовой опыт производства и последние достижения науки и техники. При установлении опытных норм исходят из экспериментальных данных с учетом достигнутых передовых методов работы и всестороннего анализа резервов производства. Их принимают в том случае, когда из-за отсутствия соответствующих расчетных данных невозможно применить расчетный метод. Отчетно-статистические нормы рассчитываются на основе статистических данных за прошлый период. Они страдают всеми недостатками, присущими прошлому периоду, не отражают планируемых (прогнозируемых) достижений научно-технического прогресса, не стимулируют использование имеющихся резервов производства. Такие нормы устанавливаются только тогда, когда нельзя их определить расчетным или опытным методами.

8) Графические методы планирования

Графический метод планирования. Означает составление планов при помощи графиков и номограмм. Позволяют обеспечить наглядность процессов планирования и использования оптимизации разрабатываемых планов.

Преимущества и недостатки данного метода: графики и номограммы помогают наглядно представить изменение показателей в плановом периоде. Однако этот метод в чистом виде имеет ограниченное применение.

График Гантта, разработанный в начале XX в., представляет собой таблицу, в которой отражается загрузка в течение предстоящего периода каждой единицы оборудования, сроки профилактики, перерывы и пр.

Балансовый метод предприятия - student2.ru

Информация помещается в квадранте, образованном пересечением строки времени и столбцов. В квадранты вносятся также сведения о фактическом выполнении заданий, поэтому график может служить и надежным инструментом текущего контроля.

Сетевые графики разрабатываются с конца 1950-х гг. С их помощью осуществляется планирование процесса реализации крупномасштабных проектов. На сетевом графике удобно представлять в виде цепной диаграммы последовательность и взаимосвязь многоходовых действий по реализации планового задания, например, движение изделий и их отдельных частей по технологической цепочке.

В основе построения графиков лежит определение всех видов работ, необходимых для достижения поставленной цели (действительных, предполагающих вьшолнение реальных действий, затраты времени и ресурсов; работ ожидания, требующих только времени; фиктивных работ, отражающих лишь логику развития соответствующих процессов).

Работы связывают между собой события, характеризующие определенные состояния объекта управления. Они могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы; промежуточными, представляющими собой результат одной или нескольких работ; завершающими, свидетельствующими о достижении поставленной цели.

Любая последовательность работ в сети, при которой конечное событие каждой работы совпадает с начальным событием следующей за ней, получила название путь. Путь может быть полным, когда его начало совпадает с исходным событием, а конец — с завершающим; частичным (от исходного события до промежуточного или от промежуточного до конечного); критическим (самым длинным в сетевом графике от исходного до завершающего события). Критический путь определяет предельную продолжительность выполнения задания.

Балансовый метод предприятия - student2.ru

Цель и события изображаются на графике кружками, в которых указывается их содержание и порядковый номер, расшифровывающиеся в прилагаемом тексте, а работы — стрелками, ведущими от одного кружка к другому. Стрелки несут на себе информацию о времени, необходимом для выполнения работы, и связанных с нею затратах. Время изображается цифрой над стрелкой, а затраты — под ней. Если для перехода от одного события к другому затрат времени и труда не требуется, связь между событиями на графике изображается пунктирной линией.

Сетевой график дает возможность составить наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, к которому привязываются все остальные процессы: диспетчеризация, выдача заданий на выполнение определенных работ, наблюдение и контроль за их осуществлением. Высокая степень формализации графика позволяет при этом широко применять компьютерные технологии.

9) Экономико-математические методы планирования

Экономико-математические методы лежат в основе экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов. С их помощью на основе использования вычислительной техники имеется возможность разрабатывать ряд альтернативных вариантов плана и выбирать из нескольких вариантов оптимальный.

Сущность и содержание экономико-математического метода в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей финансовых показателей и факторов, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание математического процесса, т. е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.).

В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

Y = f(x),

где Y – показатель;x– факторы.

Корреляционная связь – это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только большом количестве наблюдений. Корреляционная связь выражается уравнениями регрессии различного вида. Например, однофакторные модели вида:

♦ линейного Y = AO + A1X; ♦ параболы Y = AO + A1X1 + А2 Х2;

многофакторные модели вида:

♦ линейного Y = AO + A1 X1 + … + An Хп ♦ и др.

В экономико-математическую модель должны включаться не все, а только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую непригодными для практического использования.

Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.

Например, с помощью экономико-математического метода можно построить модель зависимости прибыли от объема выручки, которая выражается линейным уравнением вида: Y = AO + A1X,

где Y – прибыль, руб.; X – выручка, руб.; A 1 – коэффициент регрессии, показывающий, на сколько рублей увеличивается прибыль при увеличении выручки на 1 руб.; АО – сумма прибыли, определяемая совокупным действием всех других факторов, кроме выручки, руб.

Разновидностью экономико-математических методов является оптимизация плановых решений. Сущность и содержание метода оптимизации плановых решений сводятся к разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

♦ минимум приведенных затрат;

♦ максимум приведенной работы;

♦ минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;

♦ минимум текущих затрат;

♦ минимум времени на оборот капитала, т. е. ускорение оборачиваемости средств;

♦ максимум дохода на 1 руб. вложенного капитала;

♦ максимум рентабельности капитала (или суммы прибыли на 1 руб. вложенного капитала);

♦ максимум сохранности финансовых ресурсов, т. е. минимум финансовых потерь (финансового и валютного риска).

Указанные затраты представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведенных к одинаковой размерности.

10) Рыночные исследования в целях разработки плана предприятия, прогнозирования спроса на тот или иной товар. Типы рынков.

Для решения новой производственной или коммерческой задачи необходимо заранее ее спланировать. Любое мероприятие, требую-щее вложения средств, должно начинаться с разработки внутрифир-менного документа, называемого бизнес-планом.

В составлении бизнес-плана обязательно должен принимать учас-тие владелец предприятия или его руководитель. Некоторые разделы бизнес-плана не могут быть выполнены без участия специалистов, в этом случае можно воспользоваться помощью сторонних консуль-тантов. Привлечение экспертов целесообразно, например, при раз-работке следующих вопросов: учет и отчетность, страхование, про-гноз результатов хозяйственной деятельности, потребности в капи-тале, налоги, юридические вопросы.

Бизнес-план должен:

* быть составлен предельно ясно и точно и поэтому требует тща-тельной проработки;

* давать конкретное представление о том, как будет функциони-ровать предприятие, какое место оно займет на рынке;

* содержать все производственные характеристики будущего пред-приятия, детально описывать схему его функционирования;

* раскрывать принципы и методы руководства предприятием,

* содержать программу управления финансами, без которой не-возможно начать любое дело и обеспечить его эффективность;

* показывать перспективы развития производства инвесторам и кредиторам.

Бизнес-план используется в следующих случаях, а именно для:

–принятия основных решений на этапе становления фирмы;

–обеспечения доступа к источникам заемного капитала;

–оценки результатов хозяйственной деятельности;

–проверки обоснованности заложенных плановых ориентиров;

–корректировки прогнозов;

–определения потребности в капитале и денежных средствах;

–повышения эффективности управления.

Бизнес-план используется и как инструмент стратегического планирования. Это особая область бизнес-планирования. Стратегическое планирование совершенно необходимо, если фирма собирается ра-ботать долго и выигрывать в конкурентной борьбе. Современный бизнес строится на смелых, продуманных решениях, но ему совершенно чужд авантюризм. Долгосрочное планирование создает своего рода “оборонительный рубеж” для предприятия. Западные специалисты особо подчеркивают: ошибочно думать, что руководить предприятием можно только с помощью финансовых рычагов -- этого недостаточно.

Сам бизнес-план, даже очень удачный, не является гарантией успеха. После его принятия следует организовать его реализацию, наметить сроки, персонально ответственных лиц, методы контроля и стимулирования, предусмотреть возможные отклонения и пути их преодоления. Реализация бизнес-плана требует гораздо более напряженной работы, чем его составление.

***

Рынок – совокупность всех отношений, а так же форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Типы рынков по объему купли-продажи: 1) Рынок товаров и услуг: Существует в виде товарных бирж, предприятий оптовой торговли, ярмарок и аукционов. 2) Рынки факторов производства (товары производственного потребления): Купля-продажа земли, полезных ископаемых, технических ресурсов. 3) Рынок труда. 4) Рынок научно-технических разработок и инноваций.

Рынки по типу конкуренции: 1) Рынок свободной (совершенной) конкуренции: все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности. 2) Рынок несовершенной конкуренции: рынок чистой монополии, монополистической конкуренции.

Рынки по территориальному признаку: - местный, -национальный, -региональный, -мировой.

Рыночная экономическая система выполняет различные функции: 1) Посредничество между производителем товаров и их потребителями 2) Ценообразование 3) Информационная 4) Регулирующая 5) Санирующая (освобождение от неэффективного производства)

Признаки свободного рынка: 1) Неограниченное число его субъектов и свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг. 2) Наличие у каждого участка конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке. 3) Мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров.

По своему типу, кроме прочего, различаются совершенный и несовершенный рынки. Совершенный рынок отличается

• "прозрачностью" (полной обозримостью),

• однородностью (однотипностью товара),

• отсутствием привилегий (предпочтений).

"Прозрачным" рынок является тогда, когда все его участники, т.е. оференты и потребители, знают все рыночные данные (например, предлагаемые и запрашиваемые количества товаров, их качество, цены, условия поставок и оплаты).

Однородными товары являются тогда, когда между ними нет никакой разницы (ни в обработке, ни в упаковке). Однородными товарами называются также заменимые (взаимозаменимые) товары. Им противостоят незаменимые или разнородные товары.

11) Стратегия и тактика предприятия, их направления и виды. Стратегия предприятия, определение его целей и задач являются привилегией и обязанностью высшего управленческого звена компании, в то время как реализовывать стратегию приходится сотрудникам предприятия на уровне структурных подразделений. Определение ключевых показателей эффективности: Ограниченное количество. Единство для всей организации. Измеримость, возможность дать показатель в цифровом выражении. Прямая связь с важнейшими факторами успеха. Подконтрольность, т.е. возможность влиять на факторы. Стимул для сотрудника. Стратегии: 1. Проникновение на рынок. 2. Развитие рынка. 3. Разработка товара. 4. Диверсификация. Примерами постановки тактических задач могут быть следующие: 1. Провести усиленную рекламную кампанию в связи с падением спроса. 2. Расширить номенклатуру товара на основе уточненных данных о потребностях потребителей. 3. Расширить ассортимент услуг, предоставляемых сервисными службами для привлечения новых покупателей. 4. Увеличить долю рынка в связи с сокращением объема продаж конкурентами. 5. Конструктивно улучшить товар в соответствии с требованиями конкретного рынка

12) Стратегический анализ деятельности фирмы на основе матрицы БЕГ. Методика формирования продуктового анализа предприятия и анализ его диверсификации. Матрица БKГ (англ. BCG matrix) — инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном[1] для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке. Данный инструмент теоретически обоснован. В его основу заложены две концепции: жизненного цикла товара (вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения (горизонтальная ось). Обоснованность продуктового планирования обеспечивается при соблюдении требований:• наличия эффективной маркетинговой системы в областях стратегических интересов и специализации предприятия;• наличия эффективной системы научно-технического прогнозирования, способствующего раннему распознаванию перспективных направлений развития науки и техники в областях специализации предприятия;• использования системы ранжирования и отбора предложений при формировании продуктового портфеля, основанной на применении объективных множественных критериев;• наличия эффективной и динамичной информационной системы обеспечения маркетинга, научно-технического прогнозирования и планирования инноваций;• использования научных методов оценки и экономического обоснования инновационных предложений и проектов. Общий процесс продуктового планирования инноваций содержит три основные стадии расчетов:

• формирование продуктовых предложений;• оценка предложений и отбор продуктов;

• формирование сбалансированного плана.

13) Прогнозирование показателей деятельности фирмы методами средних темпов роста и корреляционно-регресионного анализа. Корреляционный и регрессионный анализ являются довольно сложной операцией. Исходными предпосылками для их проведения являются: случайный характер факторов, нормальное распределение факторов и результативного показателя, стохастическая независимость факторов. Необходимые условия применения корреляционного анализа. 1. Наличие достаточно большого количества наблюдений о величине исследуемых факторных и результативных показателей (в динамике или за текущий год по совокупности однородных объектов).2. Исследуемые факторы должны иметь количественное измерение и отражение в тех или иных источниках информации. Применение корреляционного анализа позволяет решить следующие задачи:1) определить изменение результативного показателя под воздействием одного или нескольких факторов, т.е. определить, на сколько единиц изменяется величина результативного показателя при изменении факторного на единицу;

2) установить относительную степень зависимости результативного показателя от каждого фактора. Средний темп роста (снижения) - обобщенная характеристика индивидуальных темпов роста ряда динамики. В качестве основы и критерия правильности исчисления среднего темпа роста (снижения) применяется определяющий показатель - произведение цепных темпов роста, равное темпу роста за весь рассматриваемый период. Следовательно, если значение признака образуется как произведение отдельных вариантов, то необходимо применить среднюю геометрическую. Средний темп роста представляет собой средний коэффициент роста, выраженный в процентах (Т = К*100). Для равностоящих рядов динамики результатов производственной деятельности расчеты по средней геометрической сводятся к исчислению средних коэффициентов роста из цепных коэффициентов роста

14) Сегментация рынка и ее учет в процессе планирования работы фирмы. Сегментация - разбиение рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. Фирма определяет разные способы сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них. Выбор целевых сегментов рынка - оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами. Позиционирование товара на рынке - обеспечение товару конкурентного положения на рынке и разработка детального комплекса маркетинга. Географическая сегментация - деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.Демографическая сегментация -- деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса. Социально-экономическая сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования. Психографическая сегментация -- деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей. Сегментация на основе выгод -- деление рынка на группы в зависимости от выгод, пользы, которые ищет потребитель в продукте.

15) Оптимизация объема продаж в целях максимизации прибыли на основе учета ценовой эластичности спроса на товар, а так же эффекта операционного и финансового рычага (ЭОР и ЭФР). Воздействие цены на объем продаж является результатом изменения потребительского спроса, которое определяется желанием и способностью рынка платить новую цену за товар. Эта концепция известна как ценовая эластичность спроса. Она находится под влиянием двух основных факторов: отношения потребителя к товару и предпочтений в свойствах товара. Первый фактор затрагивает саму природу товарного предложения — комплекс свойств товара — и те отношения, которые существуют у целевого рынка к этим свойствам. Второй фактор, влияющий на ценовую чувствительность потребителя, относится к существующим альтернативам к данному товару, в форме продуктов конкурентов. Ценовая эластичность спроса на данный товар зависит от доступности, привлекательности и цены его альтернатив. Эффект финансового рычага – приращение рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью активов и ценой заемных средств (средней расчетной ставкой процента за использование заемных средств). Методика определения эффективности привлечения заемных средств посредством выявления эффекта финансового рычага включает следующие этапы:1) определение рентабельности всего капитала (заемного и собственного);2) нахождение плеча финансового рычага: ПФР=ЗС/СС где ПФР – плечо финансового рычага;ЗС – заемные средства;СС – собственные средства.

Наши рекомендации