Управление территориальной устойчивостью

Принципы устойчивого развития, изложенные в Основных положениях Стратегии устойчивого развития России[49]:

1. Каждый человек имеет право на здоровую и деятельную жизнь в гармонии с природой в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде.

2. Социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение жизни всех людей, сохранение природы и природных ресурсов, усиление ответственности за деятельность, наносящую ущерб окружающей среде.

3. Право на развитие должно осуществляться так, чтобы обеспечить равенство возможностей развития и сохранение окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений. Экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность должны в равной степени определять основные критерии развития.

4. Рациональное природопользование должно основываться на неистощительном использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, на своевременной утилизации отходов и их безопасном захоронении.

5. Защита окружающей среды - необходимая часть устойчивого развития. Необходимо опережающее принятие эффективных мер по недопущению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф.

6. Хозяйственная деятельность человека должна становиться социально и экологически безопасной и сопровождаться уменьшением различия в уровне жизни людей, масштабов бедности и нищеты, усилением взаимосвязи экономики и экологии, формированием единой (сбалансированной) экологизированной системы экономического развития. Следует отказаться от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или таких, экологические последствия которых недостаточно изучены.

7. Демографическая политика должна учитывать стратегические цели устойчивого развития и формировать у населения сознательное отношение к планированию семьи.

8. Устойчивое развитие должно учитывать все аспекты безопасности страны.

9. Постепенный отказ от ценностей общества потребления, рационализация масштабов и структуры личного потребления населения.

10. Сохранение для всех народов и этносов, проживающих в Российской Федерации, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов национальной политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию.

11. Переход к устойчивому развитию должен осуществляться на основе международного сотрудничества и глобального партнерства и подкрепляться принятием соответствующих международных соглашений и иных правовых актов. Тесное сотрудничество со странами СНГ и устойчивые добрососедские отношения с ними должны быть всегда одним из важнейших приоритетов внешней политики России.

12. Суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реализовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государств за нарушение глобальных экосистем. Повышение ответственности за экологические правонарушения, учет экологических последствий принимаемых решений.

13. Свободный доступ к экологической информации.

14. Сохранение крупнейших экологически устойчивых зон Земли должно стать предметом ответственности всех государств мира. В связи с этим, Россия должна настаивать на введении глобальной экологической ренты.

15. Ведущая роль в реализации устойчивого развития государства как гаранта обеспечения экономического развития, социальной справедливости и охраны окружающей природной среды.

16. Хозяйственная деятельность должна вестись преимущественно на уже освоенных территориях, следует постепенно отказываться от хозяйственного использования новых территорий.

Приблизительно с середины 90-х годов в России возникла тенденция к разработке территориальных программ устойчивого развития – региональных и муниципальных. Данная тенденция сохраняет свою актуальность и в настоящее время, однако при формировании программ устойчивого развития на муниципальном уровне возникают существенные противоречия. Сложившиеся в России механизмы формирования финансово-экономических ресурсов территорий, невысокая доля собственных средств в бюджетах – все это приводит к интенсификации эксплуатации природных ресурсов как существенного источника доходов территории.

Комиссией по проблемам устойчивого развития при Государственной думе РФ разработаны «Основные положения стратегии устойчивого развития России». Документ состоит из 9 глав. Первая глава – раскрывает суть понятия «устойчивое развитие», определяет цели, задачи, принципы данной концепции, дает основы для дальнейшей детализации концепции. Во второй главе рассматриваются внешнеполитические аспекты устойчивого развития. Три главы в соответствии с сущностью концепции устойчивого развития посвящены соответственно экологическому, экономическому и социальному аспектам устойчивого развития. Отдельно выделены аспекты природопользования и экологизации хозяйственной деятельности, а также стратегии развития науки и высоких технологий. Отдельные главы посвящены территориальному аспекту устойчивого развития РФ.

Очевидно, что концепция устойчивого развития территории – сложный, многоаспектный документ, который должен охватывать максимально полно все сферы социально-экономической системы.

Так, например, по методике Института проблем освоения Севера на территории можно выделить 6 подсистем: человек и его «индивидуальное развитие», социальная, экономическая, инфраструктура, управление, окружающая среда и ресурсы (рис. 3).

Очевидно, что в отношении региональных экономических систем отложенная устойчивость ограничена применением исключительно временного, а не пространственного механизма. Т.е. устойчивость экономической системы будет достигаться за счет прогнозирования возмущающих факторов и реализации адаптивных мер по их компенсации.

Управление территориальной устойчивостью - student2.ru Управление территориальной устойчивостью - student2.ru

Рис. 3 Структура муниципального образования как социально-экономической системы.

Наши рекомендации