Метод чистой современной стоимости (NPV)

Этот метод предназначен для оценки экономического эффекта, а также выбора из множества альтернативных более выгодного варианта инвестирования.

Данный метод позволяет учитывать фактор времени за счет приведения всех денежных потоков экономической жизни проекта к их современной величине, оценить возможности достижения заданной нормы доходности, обеспечиваемой по другим успешным проектам инвестирования или по процентной ставке надежного банка, и некоторого резерва (сверхприбыли).

При получении результата определяется следующее: Если чистый дисконтированный доход NPV>0, то в течение экономической жизни проект возместит инвестиционные затраты I0, обеспечит получение прибыли согласно заданной норме дисконта r, и ее некоторый резерв (сверхприбыль), равный NPV. Если NPV<0, то заданная норма прибыли не обеспечивается и проект убыточен. При NPV=0 проект окупается, но сверхприбыли нет.

NPV = PV - I0 = Метод чистой современной стоимости (NPV) - student2.ru - I0 (1)

где: I0 – сумма инвестиций на начало действия проекта,

PV – современная стоимость денежного потока, приведенная к начальному моменту вложения инвестиций в проект (t=0);

n – число периодов реализации проекта;

CFt – поток платежей в периоде t, представленный в виде регулярных поступаемых через равные промежутки времени платежей произвольной величины;

r – норма дисконта.

В формуле (2) инвестиции рассматриваются с учетом дисконтирования за весь расчетный период:

Метод чистой современной стоимости (NPV) - student2.ru (2)

где: Rt – результаты, достигаемые на t-ом шаге;

Zt – затраты, осуществляемые на том же шаге;

Т – горизонт расчета, равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта.

Pt = (Rt - Zt) – эффект, достигаемый на t-ом шаге;

Метод чистой современной стоимости (NPV) - student2.ru – коэффициент дисконтирования;

r – норма дисконта (в относительных единицах).

19. Стратегия и методы ценообразования.

Ценообразование – установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.

Все методы ценообразования могут быть разделены на две основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе цены:

1) ориентация на издержки производства — затратные методы;

2) ориентация на конъюнктуру рынка — рыночные методы.

Затратные методы ценообразованияпредполагают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины (нормы рентабельности). К ним можно отнести следующие методы.

1) Метод полных издержек - состоит в суммировании совокупных издержек.

2) Метод прямых затрат - состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли.

3) Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли – определяется критический объем производства (ниже которого выручка не покрывает затрат), а затем, исходя из целевого размера прибыли рассчитывается необходимый объем выпуска и цена 1 шт. товара.

4) Метод учета рентабельности инвестиций – позволяет оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить произведенные капиталовложения.

Рыночные методы ценообразования.При использовании методов рыночного ценообразования производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна.

Рыночные методы ценообразования подразделяются на 2 группы:

1) Рыночные методы с ориентацией на потребителя - ориентированы на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса (характер реакции спроса на снижение или рост цены), а также на ценностное восприятие потребителем их продукции.

2) Методы установления цены с ориентацией на конкурентов.

Стратегия ценообразования— это выбор возможной динамики изменения исходной цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.

1. Стратегия высоких цен (стратегия «снятия сливок») предусматривает продажу товара сначала по цене значительно выше издержек производства, а затем - последовательное понижение цены. Это относится к товарам-новинкам.

2. Стратегия низких цен, или стратегия «проникновения» на рынок. Это делается с целью стимулирования спроса, вытеснения конкурентов, формирования потребительских предпочтений. Затем цены могут повышаться, покупатели все равно останутся приверженными данному продукту.

3. Стратегия дифференцированных цен проявляется в установлении цен в сочетании со всевозможными скидками и надбавками к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей.

4. Стратегия льготных цен направлена на работу с покупателями, в которых заинтересована фирма, предлагая им товар по льготной цене.

5. Стратегия неокругленных цен (психологические цены), при которой покупатель покупает товар не за 100 руб., а за 99 руб. В этом случае покупатель рассматривает эти цены как низкие или как доказательство тщательного подсчета и установления цены фирмой.

При определении базовых цен на информационные продукты и услуги можно используются различные методы:

· Затратный метод, основанный на оценке затрат производителя (продавца):Цена = Себестоимость + Фиксированная норма прибыли;

· Агрегатный метод ценообразования, применяемый для продукции и услуг, агрегируемых из уже существующих модулей, элементов, видов услуг, файлов и др.;

· Параметрический метод ценообразования, основанный на формировании цены на базе оценки и соотношения качественных параметров сетевых продуктов;

· Ценообразование на основе текущих цен, применяемые для информационных продуктов или услуг, которые хотят предложить на рынке. Выбираются аналоги и анализируются их текущие цены. Это позволяет определить "коридор" цен на продукты и услуги.

Стратегия ценообразования на информационном рынке представляет собой выбор возможной динамики изменения исходной цены информационного продукта или услуги, наилучшим образом соответствующей целям фирмы.

Стратегия строится в зависимости от того, устанавливаем ли мы цену на новый информационный продукт или на информационные продукты, уже имеющиеся на рынке.

Различают следующие стратегии установленных цен на ИТ-предприятиях:

· Стратегия "снятия финансовых сливок" (skimmingpricepolicy), которая заключается в том, что фирма выводит свои информационные продукты на рынок по максимальной цене, добиваясь высокой величины покрытия;

· Стратегия прочного внедрения (penetrationpricepolicy), которая связана с установлением возможно низкой цены для завоевания определенной доли рынка и вытеснения конкурентов. Далее цена меняется с учетом рыночной ситуации;

· Стратегия установления цен на уже существующие товары, связанная с использованием стратегии скользящей падающей цены;

· Кроме того, существует стратегия преимущественной цены, суть которой состоит в достижении преимущества по отношению к конкурентам по издержкам или по качеству информационных продуктов, предлагаемых по более высоким ценам.

Наши рекомендации