Направления по эффективному использованию финансовых ресурсов ГУ РО Фонда социального страхования РФ по РС(Я)

Имеющая в стране система социальной защиты, разумеется, не реальна. В основном она унаследована от советских времен и лишь слегка дополнена современными страховыми принципами. Хуже другое: система социальных ведомств лишена единой законодательной базы. Нет, в частности, полноценного корпуса законов об обязательном социальном страхования. Все это создает большие трудности для функционирования всей системы социальных ведомств.

На пути реформирования социального страхования встречается не мало трудностей. Наиболее реальную угрозу дальнейшему реформированию социального страхования в настоящее время представляется наступивший в стране социально-экономический кризис. Все настойчивее выдвигается предложение об исключении из бюджета Фонда социального страхования так называемых нестраховых выплат, в том числе на санаторно-курортное лечение и другие формы оздоровления застрахованных и их детей.

Расходы на санаторно-курортное лечение нельзя считать нестраховыми. Это неотъемлемая часть системы соцстраха, её профилактическое направление, цель и задачи которого заключаются в снижении заболеваемости среди работников и их детей, в экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Прогнозируемое сокращение поступлений в бюджет социального страхования в период кризиса может отрицательно сказаться и на обеспеченности застрахованных пособиями. Кроме того, это может привести к отсрочке принятия федерального закона «о государственном социальном страховании по временной нетрудоспособности, материнству и на случай смерти», который предусматривает дальнейшее совершенствование условий предоставления пособий по социальному страхованию.

Реформы должны быть сбалансированными. Начинаться они должны с тщательной инвентаризации деятельности социальных ведомств. Поэтому шаги социальных реформ следует системно просчитать, взвесив любые возможные издержки.

Принятие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти» позволит решить много проблем во-первых урегулирует нормы обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, во-вторых позволит увеличить размеры пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и др.

В законопроекте расширен круг лиц, подлежащих страхованию в обязательном порядке, за счет лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и лиц, осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду. Тем самым более полно реализуется социальное обеспечение граждан в случае болезни, материнства и других случаях, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

В проекте закона учтено предложение профсоюзов о сохранении зависимости размера пособия по временной нетрудоспособности от общего стажа работы и о сокращении с трех до двух количества стажевых групп. предусматривается установить данное пособие в размере 80 процентов для работников со стажем работы до 15 лет и в размере 95 процентов для работников со стажем работы 15 и более лет. В целях повышения заинтересованности страхователя в создании здоровых условий труда предлагается оплату первых трех дней нетрудоспособности работников вследствие заболевания осуществлять за счет средств работодателя, что в Республике Саха (Якутия) уже применяется.

В проекте закона также конкретизированы страховые случаи и виды социального страхования, условия и размеры обеспечения по ним; сняты ограничения по заработку для пособий по временной нетрудоспособности;

размеры пособий увязаны с прожиточным минимумом трудоспособного населения Российской Федерации, а не с минимальным размером труда.

В целях исключения многообразия правил расчета среднего заработка предлагается унифицировать их путем введения единых общих правил. Это безусловно скажется как на правильности расчетов сумм пособий, так и на загруженности бухгалтеров организаций.

В проекте закона предусматривается увеличить размер пособия по уходу за ребенком и выплачивать его в размере 50 процентов среднего заработка застрахованного, но не менее 170 рублей и не более 60 процентов прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что по мере преодоления последствий социально-экономического кризиса в стране названные выше проблемы реформирования социального страхования будут решаться в полном объеме.

Социальному страхованию уделяется особое внимание. Созданы все предпосылки к тому, чтобы оно стало реально действующим механизмом. Ведь процент отчисления от заработной платы не так уж мал. Другое дело, что далеко не все выплаты заработной платы проходят через кассу предприятия. Так называемый “черный нал” продолжает оставаться частью нашей реальности.

В России государственное обязательное социальное страхование представлено социальными внебюджетными фондами.

Формирование этих фондов осуществляется путем взносов во внебюджетные фонды посредством единого социального налога.

В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но тем не менее на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует произ­водить за счет средств, выделенных другим государственным социаль­ным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму пре­мии страховому активу, выплачива­емую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена. И это не единичный случай.

Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во внебюджетные фонды – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ.

Данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

К сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов для осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном виде она подходит только на 10-15%.

Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью.

Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены.

Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Имеющая в стране система социальной защиты, разумеется, не реальна. В основном она унаследована от советских времен и лишь слегка дополнена современными страховыми принципами. Хуже другое: система социальных ведомств лишена единой законодательной базы. Нет, в частности, полноценного корпуса законов об обязательном социальном страхования. Все это создает большие трудности для функционирования всей системы социальных ведомств.

На пути реформирования социального страхования встречается не мало трудностей. Наиболее реальную угрозу дальнейшему реформированию социального страхования в настоящее время представляется наступивший в стране социально-экономический кризис. Все настойчивее выдвигается предложение об исключении из бюджета Фонда социального страхования так называемых нестраховых выплат, в том числе на санаторно-курортное лечение и другие формы оздоровления застрахованных и их детей.

Центральный вопрос заключается в определении оптимальных для настоящего этапа пропорций между личным вкладом работника в отдельные государственные фонды социального страхования, увязанным с размером и объемом выплачиваемых пособий (принцип самоответственности), и долей средств, направляемой на перераспределение в пользу лиц с более низкими доходами и периодами страховых взносов.

Формирование системы обязательного социального страхования в стране требует следующие предложения:

Ø разработка доктрины системы социального страхования для России (философии социального страхования и его места в системе социальной защиты населения, роли социальных субъектов в вопросах финансирования и управления);

Ø разработка методологических основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки, фиксирующие границы правового пространства личного страхования, с одной стороны, и социальной помощи, с другой;

Ø разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства), с ролевых их позиций страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;

Ø определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечиваемых различными видами социального страхования;

Ø определение 4-5 базовых правовых институтов социального страхования, которые бы включали все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования всех форм и видов защиты;

Ø определение финансовых механизмов видов социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политики в стране;

Ø определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием — моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.

Важнейшей задачей формирования новой модели социального страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования: работодателей, работодателей и работников.

Введение страховых платежей для работников и участие в финансировании социального страхования государства позволит снизить страховую нагрузку работодателей, повысить личную ответственность работников и оптимизировать весь массив экономических интересов в этой сфере. Кроме того, по сравнению с действующей системой предлагается ввести следующие новые виды социального страхования:

Ø страхование профессиональных и региональных пенсий, что позволит финансово обеспечить существующие виды досрочных пенсий (за работу во вредных условиях труда и “северных” досрочных пенсий);

Ø страхование по безработице, которое будет решать задачи по профессиональному переобучению и трудоустройству безработных;

Ø страхование по уходу одиноких пенсионеров, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в регулярной и систематической помощи на дому.

Новая модель социального страхования потребует и повышения демократичности в управлении социальным страхованием, а перспективным направлением для этого может служить разработка и принятие федерального закона о товариществах взаимного страхования.

Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.


Наши рекомендации