Доходы и расходы организаций. Выручка от реализации продукции, направления ее использования.

Доходы организации - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников.

Доходы организации в зависимости от характера и условий их получения подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы

Доходы и расходы организаций. Выручка от реализации продукции, направления ее использования. - student2.ru

Под выручкой от продажи товаров, работ и услуг понимаются денежные средства, поступившие на расчетный счет или в кассу организации в результате получения экономической выгоды.

Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся организации со стороны других юридических и физических лиц.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления от этой деятельности — арендная плата.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, связанные с этой деятельностью — лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности.

57. Расходы организаций, их содержание и состав.

Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Таблица 3.1. Классификация расходов организаций

Признак классификации Виды расходов
Экономическое содержание Материальные, трудовые, денежные
Участие в бизнес-процессе Производственные, коммерческие, непроизводственные
Агрегированные расходы по видам потребляемых ресурсов § Материальные затраты § Затраты на оплату труда § Амортизация § Прочие затраты
Зависимость от объема производства (реализации) Постоянные и переменные
Способы распределения между видами продукции Прямые и косвенные
Степень агрегирования Одноэлементные и комплексные
Использование в системе управления Прогнозные, плановые и фактические
Расходы в зависимости от направления деятельности организации § Инвестиционные § На текущую деятельность § На потребление

Расходы на амортизацию связаны с потерей величины стоимости активов с течением времени. При этом амортизационные затраты определяются как разность между стоимостью средств производства и их предполагаемой остаточной стоимостью. Расходы на производство и реализацию продукции, определя­ющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспо­могательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат. В группу «расходы на оплату труда» входят выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда, выплаты по установленным системам премирования, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, выплаты компенсирующего характера, стоимость бесплатного питания, коммунальных услуг, жилья, форменной одежды; оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск;

Доходы и расходы организаций. Выручка от реализации продукции, направления ее использования. - student2.ru

К «Прочим расходам» относятся арендные платежи за арендуемое имущество; затраты на командировки по установленным нормам; оплата услуг по охране имущества; расходы на оплату консультационных и аудиторских услуг; расходы на рекламу; на подготовку и переподготовку кадров; оплата услуг связи, вычислительных центров, банков.

58. Финансовые результаты предпринимательской деятельности. Прибыль, ее значения и основы распределения.

Финансовые результаты (выручка, прибыль) являются обобщающими результатами хозяйственной деятельности предприятия и служат основными показателями ее эффективности.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия.

На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда её извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

• является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

• является источником формирования бюджетов разных уровней.

На каждом предприятии формируется несколько показателей прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель — валовая прибыль, а на ее основе — прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда на предприятии, уровень себестоимости. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Распределение прибыли — форма реализации разработанной дивидендной политики и политики формирования собственных инвестиционных ресурсов, в процессе которой полученная (намеченная к получению) прибыль распределяется по основным направлениям ее предстоящего использования.

Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) — получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

Наши рекомендации