ЛЕКЦИЯ 1. Контроллинг как инструмент управления предприятием

Содержание

Введение

ЛЕКЦИЯ 1. Контроллинг как инструмент управления предприятием

1.1. Предпосылки формирования и развития контроллинга

1.2.Сущность контроллинга. Цель контроллинга.

1.3. Задачи и функции контроллинга

ЛЕКЦИЯ 2. Информационная поддержка контроллинга

2.1. Источники информации

ЛЕКЦИЯ 3.Создание системы контроллинга на предприятии

3.1. Создание службы контроллинга на предприятии

3.2. Структура и состав службы контроллинга

РАЗДЕЛ 4. Контроллер, его функции и обязанности.

4.1 Кто такой контроллер

4.2. Функции контроллера в теории и практике управления

4.3. В чем разница между деятельностью контроллера и финансиста?

РАЗДЕЛ 5. Прикладной контроллинг

5.1. Контроллинг маркетинга

5.2. Контроллинг логистики

5.3. Финансовый контроллинг

5.4. Контроллинг инвестиций

5.5. Контроллинг инноваций

Заключение

Глоссарий

Список рекомендуемой литературы

Введение

В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.

Поэтому необходим некий инструмент, который позволит:

  • своевременно выявлять неблагоприятные ситуации внутри предприятия;
  • верно определять и ставить цели перед руководством предприятия;
  • выявлять причины, вызвавшие неблагоприятную ситуацию;
  • обеспечивать информационную поддержку управления бизнес-процессами на предприятии;
  • прогнозировать изменение состояния дел на предприятии под воздействием тех или иных управленческих воздействий, или тех или иных факторов внешней или внутренней среды.

Для решения вышеописанных задач современные условия функционирования предприятий предлагают использование такого инструмента, как контроллинг.

Контроллинг – инструмент, позволяющий оперативно получать и обрабатывать информацию, на основе которой принимаются оперативные и стратегические управленческие решения. Контроллинг занимает особое место в системе управления предприятием.

В западных странах контроллинг успешно работает. А что касается России, то это направление для российских предприятий новое, и службы (отделы) контроллинга встречаются в России очень редко. В настоящее время руководители многих крупных и средних предприятий делают попытку организации службы контроллинга на своих предприятиях.

В данных лекциях будет рассмотрена теоретическая основа контроллинга: вы узнаете о сущности, целях, задачах, функциях контроллинга, о видах контроллинга, об информационной поддержке контроллинга, о создании системы контроллинга, о службе контроллинга на предприятии, ее структуре и составе, о контроллере, как об основном элементе службы контроллинга. Кроме того, в данном учебном пособии будет рассмотрен прикладной контроллинг в различных сферах предпринимательской деятельности, а именно: контроллинг маркетинга, финансов, логистики, инвестиций, инноваций.

ЛЕКЦИЯ 1.

Контроллинг как инструмент управления предприятием

Содержание лекции:

Задачи и функции контроллинга

Цель системы контроллинга определяет основные ее функции и задачи.

Задачи контроллинга

1. Создание информационной системы поддержки принятия управленческих решений на базе данных, поступающих из бухгалтерского, производственного и управленческого учетов.

2. Планирование деятельности предприятия.

3. Оперативный контроль деятельности всех структурных подразделений и всей организации в целом.

4. Координация деятельности системы управления организацией.

Теперь рассмотрим функции контроллинга. Вначале говорилось, что основная цель контроллинга – достижение поставленных перед организацией целей, которые помогают осуществить функции контроллинга.

Поскольку цели организации зависят от множества факторов, например, желания руководителя, деятельности конкурентов и иных факторов внешней и внутренней среды, то в определенные моменты времени цели перед организацией могут стоять абсолютно разные. Поэтому функций контроллинга может быть огромное количество. Перечислим основные.

Функции контроллинга

1. Сбор и обработка информации на разных «ярусах» системы управления, необходимой для принятия управленческих решений и планирования деятельности организации;

2. Формирование системы стратегического и оперативного планирования и поиск информации для осуществления данного процесса;

3. Координация управленческой деятельности по достижению поставленных целей;

4. Разработка методов контроля по реализации планов (бюджетов);

5. Ведение контроля по реализации планов (бюджетов);

6. Сбор, обработка информации в ходе и после реализации плана, ее анализ и предоставление руководству организации для принятия управленческих решений;

7. Обеспечение рациональности управленческого процесса;

8. Исследование тенденций развития предприятия в условиях рыночной экономики.

Теперь Вы знаете, что контроллинг – это инструмент стратегического и оперативного управления предприятием, согласно которому принимаются управленческие решения, ведущие к достижению поставленных целей перед организацией. В основе контроллинга лежит аналитическая работа (анализ поступающей информации в службу контроллинга), сравнение плановых показателей с фактическими, информационное обеспечение, координация работы всех подразделений организации.

Кроме того, Вы знаете задачи и функции контроллинга. Функции контроллинга зависят от ряда причин: желания руководителя, организационной структуры и т.д.

ЛЕКЦИЯ 2.

Источники информации

Для эффективного функционирования любого предприятия необходима информация о деятельности конкурентов, о ситуации в стране, о виде продукции (услуг), которые пользуются наибольшим спросом, о среднерыночных ценах на выпускаемую предприятием продукцию, оказываемую услугу, о ситуации внутри предприятия и т.д. Поэтому можем сделать вывод, что информация является основным ресурсом для любого предприятия, поскольку без наличия информации менеджер не может принять управленческое решение.

Информация – главный ресурс роста производительности предприятия.

Информация позволяет:

¨ устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности;

¨ принимать обоснованные и своевременные управляющие решения;

¨ координировать действия подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей.

Для того, чтобы улучшить процессы управления предприятием и производство, менеджеру необходимо собирать, анализировать всю информацию, которая поступает как из внутренней, так и из внешней среды. Далее рассмотрим потоки информации. А.М. Карминский и П.В. Нестеров в своей книге «Информатизация бизнеса» выделяют четыре потока информации: два внешних и два внутренних.

Внешняя деловая среда (или макросфера) – совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием.

Отношения определяют взаимодействие между предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, а также конкурентами. Согласно оценкам экспертов, наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов.

К факторам внешней среды, влияющим на цели организации, относятся:

  • поставщики
  • материалы
  • капитал
  • трудовые ресурсы
  • государственные органы
  • законы
  • потребители
  • конкуренты
  • технология
  • состояние экономики
  • социокультурные факторы
  • политические факторы
  • отношения с местным населением.

Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.

В качестве внутренних источников информации могут выступать:

  • транзакционные системы, предназначенные для операционной работы, в том числе с клиентами, включая клиентов филиалов и представительств;
  • система внутрифирменного электронного документооборота;
  • документы из электронных хранилищ;
  • документы на бумажных носителях.

Как видно, потоки информации слишком велики, поэтому намного удобней использовать современные информационные технологии, а именно автоматизированную информационную систему. Она должна обеспечить возможность комплексного использования всей гаммы информационных источников для решения традиционных и нерегламентированных аналитических задач. Для этого система поддержки принятия решений должна базироваться на концепции единого информационного пространства.

ЛЕКЦИЯ 3.

ЛЕКЦИЯ 4.

Кто такой контроллер

Существует такая точка зрения, что контроллер является начальником службы внутренних планово-экономических расчетов, то есть он – расчетчик. В таком случае получается, что контроллер следит за всем и всеми на предприятии и всегда что-то считает и никто без его ведома не может сделать ничего. Но тогда, выходит, что мы можем отождествить понятие контроллер и генеральный директор. А это далеко не так.

Поэтому такая точка зрения – ошибочна. Контроллера можно назвать «экономическим руководителем», который с помощью количественной информации помогает руководителям структурных функциональных направлений – сбыта, производства, закупок – уверенно принимать управленческие решения.

Контроллер не контролирует, а заботится о том, чтобы каждый мог контролировать себя сам в процессе достижения поставленных руководством целей, прежде всего целей по прибыли.

Кроме того, контроллер является также генератором целей и планов. Контроллинг предлагает сигнальную систему отклонений, которые должны направить менеджера на осуществление корректирующих мероприятий, чтобы плановый курс достижения цели действительно был выдержан, насколько это возможно.

Для выполнения поставленных перед контроллером задач ему необходим набор инструментов. И в первую очередь, это будет управленческий учет.

Управленческий учет– это система учета доходов и расходов, нормирования, планирования, контроля, анализа, которая позволяет принимать оперативные управленческие решения и устранять проблемы будущего развития предприятия.

Итак,

Контроллер– это человек, работающий в организации, помогающий высшему руководство принимать управленческие решения, используя управленческий учет, как основной инструмент в своей деятельности.

ЛЕКЦИЯ 5.

Прикладной контроллинг

Контроллинг маркетинга

Содержание темы:

Контроллинг маркетинга как система организации контроллинга результатов маркетинговой деятельности предприятия. Составляющие контроллинга маркетинга: подсистемы контроля и аудита.

Маркетинг-микс. Четыре основные сферы деятельности маркетинга: продукт, цена, место (условие) продажи, стимулирование. Политики маркетинга: в отношении продукта, сбытовая, ценовая, коммуникационная.

Контроллинг маркетинга как эффективное средство управления на предприятии. Задачи контроллинга маркетинга.

Регулирующая деятельность контроллинга. Принципы, на которых основан механизм контроллинга: движения и торможения, своевременности, стратегического сознания, документации.

Стратегический контроллинг маркетинга. Методы стратегического контроллинга маркетинга: анализ стратегического портфолио, методическая и информационная поддержка менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта, координация стратегических планов.

Оперативный контроллинг маркетинга как решение задач по формированию и контролю основных сфер деятельности и политики маркетинга.

Основные инструменты контроллинга маркетинга. Портфолио–анализ как подход к управлению отдельными стратегиями относительно продуктов и рынков. GAP-анализ как анализ отклонений фактического развития ситуации от запланированного. Расчет маржинальной прибыли как анализ эффективности мероприятий в области маркетинга. Сравнительный анализ как анализ причин и факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности.

В условиях трансформации российской экономики в деятельности хозяйствующих субъектов значительно увеличилось значение фактора неопределенности, повысился риск. Выживание предприятий в таких условиях зависит от действия долгосрочных факторов. Их учет возможен в рамках реализации маркетинговой стратегии, направленной на поддержание и развитие производства, повышение профессионального и квалификационного уровня сотрудников предприятия, улучшение ассортимента и рост конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоение новых рынков.

Сегодня главная проблема на большинстве предприятий связана с неумением правильно организовать маркетинг. Из-за нехватки информации они не могут найти продукт, который требует рынок. Поэтому основной задачей контроллинга маркетинга является информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов.

Контроллинг маркетинга– это система организации контроллинга результатов маркетинговой деятельности предприятия. Он включает подсистемы контроля и аудита, которые предполагают соответственно планирование, организацию и проведение процессов измерения, ревизии и оценки результатов реализации концепций, стратегий и планов маркетинга, эффективности управления мероприятиями для достижения тактических и стратегических целей маркетинга.

Конкретное сочетание инструментов маркетинга для достижения поставленных предприятием целей, направленных на увеличение прибыли или рост объемов продаж, называется маркетингом-микс. Выделяют четыре основные сферы деятельности маркетинга, известные еще под названием 4»Р»: продукт (product), цена (price), место, условие продажи (place), стимулирование (promotion).

Соответственно им выделяют следующие политики маркетинга:

  • политика в отношении продукта
  • сбытовая политика
  • ценовая политика
  • коммуникационная политика.

Контроллинг маркетинга выступает эффективным средством управления на предприятии, направленным на решение маркетинговых проблем. Задача контроллинга – при фактических расхождениях с планом привести в движение механизм, способный, несмотря на отклонения, достигнуть цели путем сравнения фактических и запланированных результатов своевременно определить место возникновения затруднений с реализацией плана и с помощью регулирующих мероприятий обеспечить получение запланированной прибыли и достижение других намеченных показателей.

Регулирующая деятельность контроллинга – сигнализировать об отклонениях, допущенных в одной сфере деятельности, другим отделам, посоветовать им необходимые действия, помочь воплотить их для достижения плановых границ в целом.

Как важный элемент управления предприятием контроллинг помогает руководству в процессе определения и реализации стратегических и оперативных целей развития. В рамках этого различают стратегический и оперативный контроллинг маркетинга.

Стратегический контроллинг маркетинга включает стратегическое планирование и контроль, которые предусматривают:

  • анализ стратегического портфолио
  • методическую и информационную поддержку менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта
  • координацию стратегических планов.

Оперативный контроллинг маркетинга предусматривает решение задач по формированию и контролю основных сфер деятельности и политики маркетинга.

Среди основных инструментов контроллинга маркетинга можно выделить следующие:

1. Портфолио-анализ – подход к управлению отдельными стратегиями относительно продуктов и рынков. Портфолио-анализ является инструментом для выработки стратегических рекомендаций. Его основная цель – помощь в рациональном распределении ограниченных ресурсов между различными рынками товаров, на которых он распределен. Портфолио-анализ позволяет сформулировать выводы по:

  • возможной стратегии по группе товаров
  • оценке денежных потребностей и потенциалу рентабельности
  • распределению объема продаж по квадрантам, для чего можно оценить равновесие портфеля направлений деятельности и товаров.

2. GAP-анализ – в контексте контроллинга означает анализ отклонений фактического развития ситуации от запланированного. Рекомендации, полученные в результате портфолио-анализа, требуют дальнейшей конкретизации в виде постановки целей и разработки стратегий их достижений, исходя из реальной ситуации на рынках. Для этого служит GAP-анализ, который является ядром стратегического планирования.

3. Расчет маржинальной прибыли – с помощью этого метода анализируется эффективность мероприятий в области маркетинга.

4. Сравнительный анализ – анализ причин и факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности предприятия в сфере маркетинга.

Существуют различные программные средства для осуществления на предприятии функций контроллинга маркетинга. С их помощью решаются основные задачи контроллинга. Большинство этих средств используют для решения задач контроллинга маркетинга его основные инструменты, перечисленные выше.

Контроллинг логистики

Содержание темы:

Понятие логистики как науки о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков.

Концепция логистики как система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности. Основные положения концепции логистики: реализация принципа системного подхода; отказ от выпуска универсального технического и подъемно-транспортного оборудования; гуманизация технологических процессов; учет логистических издержек; развитие услуг сервиса; способность логистических систем к адаптации.

Понятие логистической функции. Два вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции: в сфере снабжения, в фазе производства, в сфере управления. Координационные функции: выявление, анализ потребностей, анализ рынков, прогнозирование поведения источников рынков, обработка данных по заказам, оперативное планирование.

Задачи контроллинга логистики. Действия контроллера в сфере логистики.

Планирование потребности в материалах. Функции контроллинга логистики. Определение потребностей подразделений и предприятия в целом. Разработка и анализ моделей управления складскими запасами.

Контроллинг как выбор методов заказов. Принцип, на котором основан выбор методов заказов. Основные методы заказов. Эффективное управление складскими запасами.

Расчет издержек. Предпосылки проведения расчетов издержек. Виды издержек. Места возникновения издержек.

Контроль экономичности. Информационное обеспечение подготовки решений. Контроллинг логистики как информационная поддержка принятия решений. Формирование оптимальных стратегий предоставления материалов. Выработка рекомендаций для руководства.

Логистика – это наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики. Основными ее положениями являются следующие:

1. Реализация принципа системного подхода.

2. Отказ от выпуска универсального технического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям.

3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда.

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

С учетом современных задач логистики различают два вида функций: оперативные и координационные.

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения.

К функциям в сфере снабжения относятся управление движения продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

Функция управления распределением продукции охватывает оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся: выявление, анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства, анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков, обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар.

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирмы.

Таким образом, главная задача контроллинга логистики заключается в осуществлении текущего контроля за экономичностью процессов складирования и транспортирования материальных ресурсов. Контроллер должен обеспечивать руководство предприятия информацией, необходимой для принятия решений в сфере логистики, а также осуществлять согласование и оптимизацию материальных потоков с другими процессами, протекающими на предприятии.

На основе информации, которая содержатся в программах, устанавливающих качество, вид, количество производимых в единицу времени продукции, контроллинг определяет потребности подразделений и предприятия в целом в материалах, полуфабрикатах и комплектующих. Одной из функций контроллинга логистики является разработка и анализ моделей управления складскими запасами. Анализ моделей управления запасами сводится к установлению последовательности процедур снабжения и пополнения запасов, при которой обеспечиваются минимальные суммарные затраты, связанные с заготовками, хранением продукции и убытками из-за неудовлетворенного спроса. Контроллинг занимается выбором методов заказов, но все они основаны на одном моменте: складской запас пополняется после того, как объем запасов на складе достигнет определенного минимального значения, или по прошествии определенного периода времени.

Контроллинг занимается также расчетом издержек, основанных на системном охвате работ в области логистики. Места приемов материалов, полуфабрикатов и комплектующих, система транспортировки ресурсов на предприятии, а также склад готовой продукции являются основными местами возникновения издержек. Контроллинг логистики позволяет рассчитать плановые издержки на основе определения планового количества потребления запасов, определенного по плановым ценам.

Как уже отмечалось выше, первоочередная задача контроллинга – это контроль экономичности в сфере логистики. Контроллинг обеспечивает информационную поддержку принятия решений, существенных для достижения целей предприятия. Он определяет степень готовности поставщиков, затраты на складирование, транспортные издержки, выбирает подходящие места для складирования. С помощью служб контроллинга менеджеры формируют наиболее подходящие стратегии предоставления материалов подразделениям, рассчитывают структуру сети дистрибьюторов, выбирают оптимальную систему складирования.

При осуществлении контроля над экономичностью контроллер вырабатывает рекомендации для руководства, на основе которых достигается оптимальная система затрат.

Финансовый контроллинг

Содержание темы:

Комплексный подход к решению проблем эффективного функционирования предприятия. Задачи финансового управления: поддержание рентабельности, обеспечение платежеспособности. Рентабельность как эффективность функционирования предприятия. Платежеспособность как способность предприятия платить в счет своих обязательств.

Финансовый контроллинг как набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий. Традиционные проблемы учета и управления, которые решает финансовый контроллинг: низкая платежная дисциплина структурных подразделений; неконтролируемая дебиторская задолженность; слабое управление затратами; ошибочное определение прибыльности филиалов и видов бизнеса; недостаток оборотных средств.

Задачи финансового контроллинга: обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия; согласование финансового и внутрипроизводственного учета; взаимоувязка внутренней и внешней сред предприятия с помощью бюджетирования; ориентирование на достижение финансово-экономических показателей.

Методы финансового контроллинга для поддержания ликвидности; структурное поддержание ликвидности; текущее обеспечение ликвидности; поддержание ликвидных резервов; финансирование.

Структурное поддержание ликвидности. Удержание сбалансированной структуры капитала. Возможность привлечения дополнительных финансовых средств. Согласование частичных планов с помощью плановых и информационных инструментов.

Текущее обеспечение ликвидности. Потоки платежей, поступления и выплаты, относящиеся к финансированию, инвестированию и собственному капиталу, – финансовый план.

Поддержание ликвидных резервов. Положительный и отрицательный моменты наличия ликвидных средств.

Основные элементы финансового контроллинга: кратко-, средне- и долгосрочное планирование.

Инструменты финансового контроллинга: коэффициенты ликвидности, временные сравнения балансов, схема показателей, основанная на разбиении позиций в балансе и отчете о прибылях/убытках, анализ потоков платежей, анализ работающего капитала, финансовая «паутина», баланс движения средств и финансовый план.

Управление предприятием в современных условиях предполагает комплексный подход к решению проблем эффективного функционирования, обусловленных внешними и внутренними факторами. Рыночная экономика требует от субъектов хозяйствования улучшения бизнес-процессов, ориентации на решение приоритетных проблем, что характеризуется постоянным прогрессом: разработкой и внедрением новых продуктов, технологий, оборудования, методов организации производства и т.д. Но при этом надо уделять внимание и иным вопросам, связанным, в частности, со сферой финансового управления.

К основным задачам финансового управления предприятием относят поддержание рентабельности и обеспечение платежеспособности6. Рентабельность показывает эффективность функционирования предприятия, то есть способность генерировать дополнительный продукт, а платежеспособность отражает способность предприятия в необходимых объемах и вовремя платить в счет удовлетворения своих обязательств, покупать нужное количество ресурсов для функционирования и развития. Сегодня все субъекты хозяйствования существуют на принципах самостоятельности и ответственности, поэтому обеспечение платежеспособности имеет высокое значение. Так как каждое предприятие должно поддерживать платежеспособность, то ему необходимо активное управление финансовыми процессами.

Управление каким-либо процессом требует соответствующего информационного обеспечения. Состояние платежеспособности, его динамику и тенденции изменения обеспечивает необходимой информацией финансовый контроллинг.

Финансовый контроллинг– это набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия.

С помощью финансового контроллинга могут быть решены традиционные проблемы учета и управления:

  • низкая платежная дисциплина структурных подразделений
  • неконтролируемая дебиторская задолженность
  • слабое управление затратами
  • ошибочное определение прибыльности филиалов и видов бизнеса
  • недостаток оборотных средств.

Для решения этих проблем финансовый контроллинг выполняет следующие задачи:

Ø обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия;

Ø согласование финансового и внутреннего производственного учета;

Ø взаимоувязка внутренней и внешней среды предприятия посредством бюджетирования;

Ø ориентирование на достижение финансово-экономических показателей.

Финансовый контроллинг обеспечивает поддержание ликвидности с помощью следующих методов:

· структурное поддержание ликвидности

· текущее обеспечение ликвидности

· поддержание ликвидных резервов

· финансирование.

Контроллеры, используя данные методы, концентрируют основные усилия в фазах планирования и контроля.

Структурное поддержание ликвидности стремится удерживать сбалансированную структуру капитала, чтобы обеспечить предприятию возможность привлечения дополнительных финансовых средств.

Финансовый контроллинг согласует частичные планы в рамках этого метода с помощью плановых и информационных инструментов и, когда необходимо, стремится к выравниванию структурного дисбаланса.

Текущее обеспечение ликвидности направлено на финансовый план, куда включены все потоки платежей, поступления и выплаты, относящиеся к финансированию, инвестированию и собственному капиталу.

Для формирования резервов ликвидности используется излишек ликвидных средств. Положительным моментом наличия ликвидных резервов является то, что они обеспечивают финансовую безопасность предприятия, а отрицательным – то, что они уменьшают рентабельность. Поэтому финансовый контроллинг следит, чтобы платежеспособность предприятия гарантировалась с минимальными издержками.

В качестве основных элементов финансового контроллинга различают кратко-, средне- и долгосрочное планирование.

Долгосрочное финансовое планирование связывают с инвестиционным планированием, но его информационная точность снижается при удалении планового момента времени.

Среднесрочное финансовое планирование предусматривает уточнение запланированных выплат, их объемов и сроков. Оно дополняет долгосрочное планирование.

Краткосрочное финансовое планирование используется в рамках подробного финансового плана с плановым периодом 3-12 месяцев.

Инструментами финансового контроллинга являются следующие:

  • коэффициенты ликвидности;
  • временные сравнения балансов;
  • схема показателей, основанная на разбиении позиций в балансе и отчете о прибылях/убытках.

У финансового контроллинга также есть инструменты, которые не получили широкой известности и применения:

Ø анализ потоков платежей (кэш-флоу-анализ);

Ø анализ работающего капитала;

Ø финансовая «паутина»;

Ø баланс движения средств и финансовый план.

Помимо приведенных выше существует целый ряд других методик финансового анализа, в той или иной мере нашедших применение на практике.

Контроллинг инвестиций

Содержание темы:

Контроллинг инвестиций как обслуживание сферы инвестиционной деятельности. Главные направления контроллинга инвестиций: планирование и координация деятельности в сфере инвестиций; проект-контроллинг; бюджетный контроль инвестиционного проекта; контроль реализации инвестиций.

Задачи контроллинга инвестиций: составление данных по инвестиционным решениям; координация получения информации; развитие средств планирования инвестиций; установление бюджета инвестиций; проверка и контроль инвестиционных заявок; проведение расчета инвестиций; контроль проекта по существу дела и по времени; текущий подсчет инвестиций; контроль бюджета; инициирование новых инвестиционных проектов; выработка предложений по реализации инвестиционных проектов.

Процесс принятия решений в контроллинге инвестиций. Шаги по выбору оптимальных проектов на этапах поиска и оценки: создание системы инвестиционного планирования, формирование концепции проведения инвестиционных расчетов, определение критериев для принятия решений, установление качественных для инвестиционных расчетов параметров, проведение инвестиционных расчетов для крупных проектов, осуществление контроля за инвестиционными проектами, проведение расчета эффективности инвестиционных проектов.

Реализация задач контроллинга инвестиций: разработка методов проведения инвестиционных расчетов и оценки рисков, нормирование и контроль данных.

Методы инвестиционных расчетов: статические, динамические, функционально-стоимостный анализ.

Статические методы инвестиционных расчетов: расчет сопоставления затрат, расчет сопоставления прибыли, расчет рентабельности, расчет амортизации, расчет стоимости машино-часа, статическое сравнение сроков окупаемости.

Динамические методы инвестиционных расчетов: метод приведенной величины дохода, метод внутренней нормы доходности, метод внутренней процентной ставки, метод аннуитета, метод динамического срока окупаемости, метод оценки стоимости капитала, динамический расчет амортизации.

Функционально-стоимостный анализ – метод, указывающий на возможные пути улучшения стоимостных показателей.

Основной задачей контроллинга инвестицийявляется обслуживание сферы инвестиционной деятельности

Его главными направлениями являются следующие:

· планирование и координация деятельности в сфере инвестиций

· проект-контроллинг

· бюджетный контроль инвестиционного проекта

· контроль реализации инвестиций.

В задачи контроллинга инвестиций входят:

1. Составление данных по инвестиционным решениям.

2. Координация получения информации.

3. Развитие средств планирования инвестиций.

4. Установление бюджета инвестиций.

5. Проверка и контроль инвестиционных заявок.

6. Проведение расчета инвестиций.

7. Контроль проекта по с

Наши рекомендации