По широте номенклатуры затрат: функциональный бюджет; комплексный бюджет
По методам разработки: стабильный бюджет; гибкий бюджет
Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров доходов, затрат и прибыли, состоит разделов: 1) текущие расходы; 2) доходы от текущей (операционной) хозяйственной деятельности.
Капитальный бюджет - форма доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных средств, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.п., состоит разделов: 1) капитальные затраты (затраты на приобретение внеоборотных активов); 2) источники поступления средств (инвестиционных ресурсов).
Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат - например бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий и т.п.
Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат - например, бюджет отдельного магазина, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.
Стабильный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия - например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.
Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, "привязанных" к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показателем может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем реализации товаров. В этом случае расходы в целом планируются по следующему алгоритму:
ОЗо = Ипост + ОР * Ипер,
где ОЗо — общий объем текущих затрат по конкретному подразделению операционной сферы деятельности торгового предприятия;
Ипост — запланированный объем постоянных статей бюджета;
Ипер — установленный норматив переменных статей затрат бюджета на единицу товарооборота;
ОР — объем товарооборота.
Особой формой бюджета выступает платежный календарь, разрабатываемый по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.) и по торговому предприятию в целом (в этом случае он детализирует текущий финансовый план поступления и расходования денежных средств).
Платежный календарь составляется обычно на предстоящий месяц (в разбивке по дням, неделям и декадам). Он состоит из следующих двух разделов: а) график расходования денежных средств (или график предстоящих платежей); б) график поступления денежных средств. График расходования денежных средств отражает сроки и суммы платежей предприятия в предстоящем периоде по всем (или конкретным) видам его текущих финансовых обязательств. График поступления денежных средств разрабатывается по тем видам движения средств, по которым имеется возвратный их поток; он фиксирует сроки и суммы предстоящих платежей в пользу торгового предприятия.
Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет повысить эффективность финансовой деятельности предприятия, обеспечить ее целенаправленность.
9.3. Финансовый план, как раздел бизнес – плана организации
Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели: для внутрифирменного планирования, для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т. е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта,
Бизнес - план - это документ, формирующий стратегию развития организации на определенном временном интервале. В деятельности предприятия он выполняет функций:
1. представляет концепцию деятельности предприятия на определенный период;
2. определяет механизм формирования капитала предприятия, источники его финансовых ресурсов, целесообразность и эффективность привлечения заемных средств;
3. является инструментом, с помощью которого можно оценить фактические результаты деятельности предприятия и сопоставить их с прогнозируемыми значениями.
В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразделения предприятия. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования, разрабатывается на пятилетний срок. При этом показатели первого планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет — с поквартальной.
В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план состоит из трех разделов:
I. Резюме (выводы) II. Основная часть III. Стратегия финансирования
Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, в котором обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, размер прибыли, дивидендов, каков срок окупаемости и возврата.
Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов. В их числе:
1. Прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг).
2. План доходов и расходов.
3. План денежных поступлений и выплат.
4. Баланс активов и пассивов.
5. План по источникам и использованию средств.
6. Расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности).
Указанные планы составляются на период не менее трех лет. При этом расчеты первого года делаются с месячной разбивкой.
Финансовый план предприятия составляется в виде баланса его доходов и расходов со следующей структурой:
Доходы и поступления средств
1. Прибыль от реализации продукции
1. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов)
2. Планируемые внереализационные доходы, в т.ч.:
доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;
доходы, полученные по ценным бумагам;
3. доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях;
4. доходы от сдачи имущества в аренду.
5. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по нематериальным активам.
6. Поступление средств от других предприятий, в том числе:
в порядке долевого участия в строительстве;
по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.
6. Поступления из внебюджетных фондов.
7. Прочие доходы.
II. Расходы и отчисления средств
1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).
2. Распределение чистой прибыли, в том числе:
на накопление (по направлениям использования);
на потребление (по направлениям использования).
3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе:
за счет амортизационных отчислений;
за счет других источников финансирования (по видам источников).
4. Прочие расходы.
Расчет плановой суммы прибыли. Предприятия самостоятельно рассчитывают объем своей прибыли и определяют направления ее использования после уплаты налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды. При расчетах прибыль от реализации продукции определяется как разность между плановой суммой выручки (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов) и плановой величиной себестоимости продукции.
Расчет суммы амортизационных отчислений производится умножением среднегодовой балансовой стоимости основных фондов на норму амортизационных отчислений. При этом балансовая стоимость рассчитывается по следующей формуле:
Сб = Со + Рт + Зм,
где Со - балансовая стоимость основных фондов;
Со - стоимость оборудования;
Рт - расходы на транспортные услуги по доставке оборудования;
Зм - затраты на монтажные и строительные работы. Среднегодовая стоимость основных фондов рассчитывается по следующей формуле:
С=Сн+ СвМ/12 – (Сл(12 – М1)/12),
где С — среднегодовая стоимость основных фондов (по группам основных фондов);
Сн — стоимость основных фондов на начало планового года;
Св — стоимость основных фондов, вводимых в плановом году;
Сл, — стоимость основных фондов, выбывающих в плановом году;
М — число месяцев функционирования основных фондов, вводимых в плановом году;
М1 — число месяцев функционирования основных фондов, выбывающих в плановом году.
Расчет планового объема оборотных средств. Потребность в оборотных средствах по сырью, запчастям, материалам определяется методом прямого расчета: умножением однодневного расхода сырья и материалов на норматив их расхода в днях. Каждое предприятие определяет норматив расхода сырья и материалов исходя из сложившейся или планируемой потребности. Так, норматив по сырью определяется:
Нс = К*Д,
где Нс – норматив по сырью;
К – стоимость среднедневного расхода сырья;
Д – норма запаса в днях.
Потребность в оборотных средствах по незавершенному производству предприятие определяет умножением однодневного выпуска продукции по себестоимости на норматив незавершенного производства в днях.
Потребность в оборотных средствах по готовой продукции определяется путем умножения однодневного выпуска продукции по себестоимости на норматив оборотных средств по готовой продукции.
Потребность в денежных средствах в кассе и в пути определяется умножением размера однодневного оборота по розничным ценам на норматив запаса денежных средств в днях.
Общая потребность в оборотных средствах рассчитывается сложением всех перечисленных выше сумм потребностей.
Прирост оборотных средств за год рассчитывается в виде разницы между общей потребностью в оборотных средствах на конец планового периода и суммой оборотных средств на начало планового периода (т. е. на конец отчетного периода).
Основным разработчиком финансового плана, бизнес – плана и раздела «Стратегия финансирования» является финансовый менеджер организации.
Этапы формирования финансовой стратегии организации | |
Определение общего периода формирования финансовой стратегии | |
Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка | |
Формирование стратегических целей финансовой деятельности организации | |
Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации | |
Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности | |
Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии | |
Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии |