Комплексные методы учета влияния инфляции на показатели бухгалтерской отчетности. Метод общей покупательной способности

Метод общей покупательной способности, применяемый для представления информации бухгалтерской отчетности, отличается от традиционной практики ведения учета в исторических ценах в первую очередь используемой единицей измерения.

Назначение метода - показать, как изменится отчетность, составленная по исторической стоимости, с учетом изменения общей покупательной способности на определенную дату.

Ориентиром при оценке влиянии инфляционных процессов традиционно служит индекс потребительских цен (ИПЦ). Значение индекса в базовом периоде принимается за 100%, а его изменения выражаются в виде процентов от уровня базового года.

Среди индексов цен, применяемых для корректировки статей отчетности, можно прежде всего выделить индексы, рассчитываемые Госкомстатом РФ:

• индекс потребительских цен (ИПЦ). Данный инструмент тради-ционно используется в качестве ориентира при определении уровня инфляции;

• индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП).Данный индекс ориентирован на учет отраслевой специфики.

ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.

Расчет ИПЦ производится с месячной периодичностью. Ежемесячно исчисляются индексы цен к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года. Для пересчета макроэкономических показателей в сопоставимые цены осуществляется расчет индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года.

Ежеквартально определяются индексы цен на конец квартала, к концу предыдущего квартала, к соответствующему кварталу предыдущего года, к соответствующему кварталу базисного года, к базисному году.

Расчет индексов цен за квартал, период с начала года, период за ряд лет производится «цепным» методом, т. е. путем перемножения соответственно месячных, квартальных или годовых индексов потребительских цен.

ИПЦ за месяц публикуется в ежемесячном экономическом докладе

Госкомстата России и размещается на сайте Госкомстата в информационной системе Интернет.

ИПЦ по России в целом ежеквартально публикуется в «Российской газете» до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Информация об ИПЦ за год публикуется в ежегодных статистических изданиях «Российская Федерация в цифрах», «Российский статистический ежегодник», «Регионы России», а также в статистическом сборнике «Цены в России».

Порядок публикации ИПЦ на региональном уровне определяется территориальными органами государственной статистики.

Общая покупательная способность, измеренная с помощью общего индекса цен, показывает тенденцию поведения всех цен на товары и услуги в экономике в направлении роста, падения, стабилизации в средйем, а также отражает изменение стоимости денег.

С помощью индекса цен покупательная способность денежной единицы одного периода может быть приведена к покупательной способности денежной единицы другого периода.

Формула приведения денежных единиц одного периода к денежным единицам другого периода имеет вид: Новый индекс/Старый индекс.

Допустим, текущий индекс составляет 115%. Объект основных средств был приобретен за 100 тыс. руб., когда данный индекс цен составлял 104%.

Пересчет исторической стоимости с учетом изменения покупательной способности будет следующим: (115/104) • 100 000 = 110 577 руб.

Смысл произведенного пересчета состоит в следующем: с учетом изменения покупательной стоимости денежных средств ранее приобретен-

ный за 100 тыс. руб. объект основных средств должен был бы стоить 110 577 руб. в переводе на сегодняшние деньги.

Рассмотрим методику основных корректировок, выполняемых при использовании метода общей покупательной способности:

• статьи активов и пассивов делятся на две группы: монетарные(денежные) и немонетарные (неденежные). При этом к монетарным (денежным) статьям относятся как собственно статьи денежных средств, так и те статьи активов и обязательств, которые подлежат получению или оплате в фиксированной сумме. В первую очередь к ним относят статьи дебиторской и кредиторской задолженностей. К монетарным (денежным) также могут быть отнесены статьи финансовых вложений (монетарные активы) и полученных кредитов и займов (монетарные пассивы);

• рассчитывается величина прибыли или убытка, связанная с влия-нием инфляции на монетарные статьи баланса. Полученная величина прибыли (убытка) отражается в отчете о прибылях и убытках отдельной строкой в дополнение к прочим традиционным статьям;

• немонетарные статьи отчетности пересчитываются с учетом изме-нений общего уровня цен с использованием соответствующего индекса;

• скорректированное значение нераспределенной прибыли определя-ется после пересчета остальных статей баланса.

Необходимость корректировки, связанной с влиянием изменения покупательной способности на денежные (монетарные) статьи активов и обязательств, продиктована тем, что под влиянием инфляции данные статьи отчетности изменяют свою покупательную способность. Происходит обесценение денежных средств и дебиторской задолженности, что приводит к возникновению убытков. В то же время обесценение под влиянием инфляции кредиторской задолженности сопровождается возникновением скрытой прибыли. Совокупное влияние изменения покупательной способности на монетарные статьи баланса будет определяться их первоначальным соотношением или величиной чистой денежной позиции на начало года, а также результатом изменения денежных средств в отчетном периоде.

Можно выделить следующую последовательность расчета выигрышей и потерь от изменения общего уровня цен.

1. Рассчитывается чистая денежная позиция (положительная или отрицательная) на начало данного периода. Для этого сумма монетарных (денежных) активов уменьшается на величину монетарных (денежных)

обязательств по их состоянию на начало периода. Величина чистой денежной позиции на начало года корректируется с учетом изменения общего уровня цен к концу данного периода.

2. Рассчитывается сумма всех поступлений отчетного периода, увеличивающих чистую денежную позицию по любым причинам (выручка от продажи продукции или оказания услуг, операционные и внереализационные доходы, поступления, увеличивающие величину собственного капитала, но не включаемые в расчет финансового результата, например от эмиссии акций и др.). Полученная величина корректируется с учетом изменения общего уровня цен к концу данного периода.

3. Рассчитывается сумма уменьшения чистой денежной позиции вотчетном периоде. При этом должны быть учтены все причины: текущие расходы, капитальные вложения, закупки материальных ценностей, налоги и т. д. Полученная величина должна быть скорректирована с учетом изменения общего уровня цен на конец данного периода.

4. Определяется расчетная чистая денежная позиция на конец данного периода как сумма результатов расчетов пп. 1 и 2 за вычетом результата, полученного в п. 3.

Расчетная чистая денежная позиция на конец периода = п. 1 +

+ п. 2 - п. 3.

5. На основании показателей бухгалтерского баланса рассчитывается фактическая чистая денежная позиция на конец отчетного периода.

6. Расчетная чистая денежная позиция на конец периода сопоставляется с фактической чистой денежной позицией на конец периода. Результат сопоставления будет характеризовать собой прибыль или убыток за период от влияния инфляции на монетарные статьи активов и пассивов.

Если расчетная чистая денежная позиция на конец периода превышает фактическую, то получен убыток. Если расчетная чистая денежная позиция на конец периода меньше фактической, то получена прибыль.

Рассмотренные особенности метода общей покупательной способности позволяют выделить следующие его достоинства по сравнению с другими методами представления информации отчетности. Итак, этот метод:

1) отражает изменение покупательной способности денежныхсредств и покупательной способности капитала;

2) позволяет более обоснованно подойти к вопросу распределениячистой прибыли, чем традиционный учет по исторической стоимости;

3) учитывает влияние инфляции на денежные активы и обязательства организации.

В то же время следует отметить присущие методу недостатки:

• он не учитывает частных изменений цен на активы. Предполага-ется, что цены на активы изменяются в соответствии с изменением общего уровня цен;

• сложность и условность выбора индекса цен, необходимого дляпересчета статей отчетности. Использование для пересчета ИПЦ или ИЦП даст различные результаты, причем отклонения могут быть существенными;

• деление на монетарные (денежные) и немонетарные (неденежные)статьи является достаточно произвольным. Ряд статей бухгалтерского баланса - таких, например, как «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения», с определенными допущениями могут быть отнесены к составу и монетарных, и немонетарных активов. Аналогичная проблема возникает при обосновании возможности отнесения к монетарным пассивам долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов организации;

• не учитывает конкретные сроки приобретения активов. Органи-зации, имеющие высокую оборачиваемость активов, располагают активами, стоимость которых максимально приближена к текущим ценам;

• не учитывается влияние научно-технического прогресса. Так, дажепри общем росте цен цены на продукцию электронной промышленности, в первую очередь компьютеры, под влиянием научнотехнического прогресса снижаются.

Недостатки метода общей покупательной способности призван компенсировать метод восстановительной стоимости (текущих затрат).

Наши рекомендации