Кластер - инструмент повышения конкурентоспособности

Стартовые предпосылки для формирования кластеров:

Наличие конкурентоспособных предприятий.

n В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: относительно высокий уровень производительности компаний и секторов, входящих в кластер; высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономические показатели деятельности компаний (такие как прибыльность, акционерная стои­мость).

2.Наличие в регионе конкурентных преимуществ для
развития кластера.

n Например, выгодное географическое положение; доступ к сырью; наличие специализированных людских ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализи­рованных учебных заведений и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, необходимой инфраструктуры и другие факторы. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории могут рассматриваться: сравнительно высокий уровень привлеченных иностранных инвестиций на уровне предприятий или секторов, входящих в кластер.

Географическая концентрация и близость.

n Ключевые участники кластеров находятся в географической близости друг к другу и имеют возможности для активного взаимодействия.

4. Широкий набор участников и наличие «критической
массы».

n Кластер может состоять из компаний, производящих конечную продукцию и услуги, как правило, экспортируемые за пределы региона, системы поставщиков комплектующих, оборудования, специализированных услуг, а также профессио­нальных образовательных учреждений, НИИ и других поддерживающих организаций. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и в секторах, входящих в кластер, количество компаний и организаций относящихся к секторам, входящим в кластер.

Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров.

n Одним из ключевых факторов успеха для развития кластеров является наличие рабочих связей и координации усилий между участниками кластера. Эти связи могут иметь различную природу, включая формализованные взаимоотношения между головной компанией и поставщиками, между самими поставщиками, партнерство с поставщиками оборудования и специализированного сервиса; связи между компаниями, ВУЗами и НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных НИОКР и образовательных программ. Контакты между компаниями малого и среднего размера могут быть связаны также с координацией их усилий по коллективному продвижению товаров и услуг на существующие и новые рынки.

Типы кластеров

n Промышленные кластеры представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, объединенных в производственную цепочку, в рамках которой создается конечный продукт и добавленная стоимость.

n Инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности, представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления, общественных организаций, вузов и т.д.).

В отличие от обычных форм кооперации и координации субъектов кластерные системы характеризуются следующими особенностями:

n наличием предприятий-лидеров, определяющих долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;

n территориальной локализацией основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;

n устойчивостью кооперационных связей хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;

n долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках ее бизнес-программ и стратегических целей.

Кластеры направлены на достижение следующих целей:

n повышение конкурентоспособности участников кластера за счет внедрения новых технологий;

n снижение затрат и повышение качества соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в качестве, логистике, инжиниринге, информационных технологиях и т.д.;

n обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга;

n консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.

Наши рекомендации