Операционный анализ в системе управления

Под операционным рычагом OL (англ.-operatingleverage) понимают средство, позволяющее управлять операционной прибылью путем изменения структуры производственных расходов. Определяющим в такой структуре является вес постоянных расходов в общей сумме расходов предприятия по обычным видам деятельности.

Эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки порождает изменение операционной прибыли.

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Чтобы обеспечить безопасность и безубыточность своего производства, предприятие с небольшой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции (в физическом выражении), чем предприятие с более высокой их долей в суммарных издержках.

Валовая маржа, или валовой маржинальный доход, есть разница между выручкой от реализации и переменными издержками. Максимизация валовой маржи — одна из основных целей менеджмента, т.к. именно она является источником покрытия постоянных затрат и формирования прибыли.[2]

Порог рентабельности (ПР) — показатель, который называют точкой безубыточности, отражающий ситуацию, при которой предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом объем продаж, находящихся ниже точки безубыточности, влечет за собой убытки, а выше точки безубыточности — прибыль.

Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает, насколько фактическая выручка от реализации превышает порог рентабельности, и чем больше эта величина, тем финансово устойчивее предприятие.

Уровень безубыточности помогает измерять влияние отдельных управленческих решений на финансовый результат (например, расширение производственных мощностей, изменений ассортимента продукции или воздействие внешних факторов на доходность предприятия).

Пороговую выручку от реализации (порог рентабельности) вычисляют по формуле:

1. Порог рентабельности (пороговая выручка) = Постоянные затраты/(Выручка – Переменные затраты)

2. Пороговая выручка = Постоянные затраты/Коэффициент маржинального дохода

3. Пороговое количество продукции = Постоянные затраты/Ц ед.прод. – Пер.зат.ед.прод.

4. Коэффициент маржинального дохода (Кмд) показывает его удельный вес в выручке от реализации (в деловом обороте предприятия).

5. Кмд = Маржинальный доход/Выручка от реализации

6. Запас финансовой прочности (ЗФП) = Выручка от реализации - Порог рентабельности = или в % к сумме выручки от реализации.

Сила операционного рычага рассчитывается отношением валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Данный показатель всегда рассчитывается для определенного объема продаж. С изменением объема продаж меняется и сила операционного рычага.

1. Эффект производственного рычага = Маржинальный доход/прибыль от продаж

2. Эффект производственного рычага = (Выручка –Переменные затраты)/Прибыль от продаж

Это означает, что для определения, на сколько процентов увеличится прибыль в зависимости от изменения выручки от продаж, следует процент роста выручки от продаж умножить на полученную единицу. (Скажем, выручка от продаж вырастет на 7%, тогда прибыль соответственно увеличится на 35% (7% х 5, если значение ЭПР =5).

Для финансового аналитика функция прогнозирования объемов производства и прибыли — одна из наиболее приоритетных. Более того, если наложить динамику прибыли на различные экономические условия, то можно сделать полезные выводы о направлениях работы руководства предприятия.

Операционный анализ показывает также чувствительность, т. е. возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта товаров, и в частности отвечает на вопрос: насколько можно изменить объем продаж без потери прибыли.

Решение данного вопроса связано со следующей ситуацией. В современных условиях на первый план выходит проблема не роста массы прибыли, а ее сохранение в заданных самим предприятием параметрах, обеспечивающих оптимальное соотношение между производственными и социальными выплатами и величиной налоговых платежей. Часто эти ограничения не соответствуют максимально возможному уровню прибыли.

В основу анализа чувствительности положен объем производства, который обеспечивает исходный финансовый результат при изменении одного из следующих показателей: постоянных издержек, переменных издержек и цены за единицу изделия.

Рассмотрим возможные варианты.

1. Если изменяются постоянные издержки (СИ), то объем производства (Qt) в физическом выражении, обеспечивающий исходные (базовые) условия, определяют по формуле:

Операционный анализ в системе управления - student2.ru

где МД1— маржинальный доход в отчетном периоде; К°чд— коэффициент маржинального дохода в базисном периоде; Цо— цена за единицу изделия в базисном периоде.

2. Если изменяются переменные издержки (ПИ), то объем производства (Q2) устанавливают по формуле:

Операционный анализ в системе управления - student2.ru

3. Если изменяется цена (Ц), то объем производства (Q3) в физическом выражении вычисляют по формуле:

Операционный анализ в системе управления - student2.ru

где МД° и МДХ — базовый и новый маржинальный доход; КймдиК]^ — базовый и новый коэффициенты маржинального дохода, доли единицы; Дои Д, — базовая и новая цена за единицу продукции.

Проявление эффекта операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью, а именно:

1. Положительное воздействие операционного рычага начинает проявляться только после преодоления предприятием точки безубыточности своей деятельности. Предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные операционные расходы. При высоком удельном весе постоянных затрат точка безубыточности лежит гораздо правее при наращивании объёмов реализации продукции. Исходя из выше изложенного утверждения, положительное воздействие операционного рычага может наблюдаться только по пшенице, ржи, просу, гречихе, ячменю, овсу, овцам и козам.

2. После преодоления точки безубыточности, чем выше удельный вес постоянных затрат, тем большей силой воздействия на прирост прибыли обладает наращивание объёма реализации продукции. На прирост прибыли, из выше указанных видов продукции, через наращивание объёма реализации влияют пшеница, рожь, просо, гречиха, ячмень овёс, овцы и козы.

3. Наибольшее положительное воздействие операционного левериджа достигается в непосредственной близости к точке безубыточности (после её преодоления).

4. Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объёма реализации продукции в ещё большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли. Аналогично, по мере приближения к точке безубыточности в обратном направлении, негативный эффект операционного левериджа будет возрастать.

5. Эффект производственного левериджа стабилен только в коротком периоде. Это объясняется тем, что постоянные операционные затраты остаются неизменными лишь временно. В процессе роста объёмов реализации продукции происходит скачок постоянных затрат и хозяйству необходимо преодолевать новую точку безубыточности.

4.3.Уровень безубыточности. Ценообразование на основе затрат и рынка.

Точка безубыточности, соответствующая объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль. Рассчитанный объем реализации (выпуска) продукции сопоставляется с проектной мощностью создаваемого предприятия, что позволяет оценивать коэффициент запаса финансовой устойчивости. В натуральном выражении определяется как отношение величины постоянных расходов к разности цены продукции и величины переменных затрат на единицу продукции.

Операционный анализ в системе управления - student2.ru Где : Тб –точка безубыточности Зс – условно постоянные издержки, не изменяющиеся при изменении объема производства; Ц – цена единицы продукции; Зп – условно переменные издержки на единицу продукции; N – количество единиц выпущенной продукции

Рынок и цена – это категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок.

Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

Различные подходы к ценообразованию обусловлены учетной политикой, требованиями рынка, ориентацией на конкурентов. Для традиционных условий реализации продукции производственной фирмы руководитель может воспользоваться формулой "Себестоимость плюс", а для вычисления цены оказанных услуг - методом «по времени и материалам».

Подход с формулой «Себестоимость плюс» заключается в вычислении ограниченной (неполной) себестоимости, к которой добавляется соответствующая процентная надбавка - delovgoru.ru. В зависимости от калькулирования традиционным методом или в западной директ-костинг различают два метода формирования «предельной» продажной цены: по поглощению (производственной себестоимости) и по вкладу (переменной себестоимости). Метод поглощения использует в качестве базы производственную себестоимость единицы продукта. Коммерческие и управленческие расходы, а также желаемая прибыль не распределяются на единицу и включаются в процентную надбавку.

В процессе ценообразования важным является выбор стратегии ценообразования. В случае установления цены на совершенно новый вид продукции предприятием выбирается либо стратегия «снятия сливок», либо стратегия глубокого проникновения на рынок. Стратегия «снятия сливок» применяется тогда, когда предприятие, создавшее абсолютно новый вид, на первом этапе его реализации устанавливает максимально возможную цену, а потом, по мере усиления конкуренции, снижает ее. [3]

Важным аспектом ценообразования является ассортиментная дифференциация. Подход к ценообразованию меняется, если товар является частью товарной номенклатуры. В этом случае задача ценообразования заключается в разработке такой системы цен, которая обеспечила бы максимум прибыли по номенклатуре в целом.

Увеличение прибыли и рентабельности возможно не только за счет резервов снижения полной себестоимости, но и за счет изменения соотношения между ценой на реализуемую продукцию и переменными затратами. Использование маржинального анализа в целях поиска резервов увеличения прибыли и рентабельности связаны с определением более рентабельной в составе выпускаемой предприятием продукции.

Один из способов, позволяющих определить прибыльность отдельных видов продукции, основан на использовании методов «ценового коэффициента». Ценовой коэффициент для каждого вида продукции – это отношение суммы покрытия в единице продукции к цене за единицу продукции. Таким образом, приоритетное значение по степени влияния на прибыль имеет изменение цены и менее существенное — колебание постоянных издержек. Данное соотношение указывает на значительный запас финансовой прочности предприятия.

Чем выше значение ценового коэффициента, тем выше маржинальный доход (прибыль + общехозяйственные расходы) и соответственно выше потенциальная прибыльность данной продукции. Поэтому целесообразно производить изделия, имеющих наибольший ценовой коэффициент.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое конечный финансовый результат
  2. Формирование чистой прибыли
  3. Сущность рентабельности
  4. Охарактеризуйте основные показатели рентабельности
  5. Сущность и значение операционного анализа
  6. Раскройте содержание понятия порог рентабельности
  7. Что означает запас финансовой прочности (ЗФП)
  8. Уровень безубыточности
  9. Как проявляется эффект производственного рычага
  10. В процессе ценообразования в
  11. Выбор стратегии ценообразования
  12. Ценовой коэффициент для каждого вида продукции
  13. Сущность управление расходами и доходами организации.
  14. Показатели прибыльности и рентабельности.
  15. Операционный анализ.
  16. Анализ безубыточности деятельности организации.
  17. Ценообразование на основе затрат и рынка.
  18. Расчет запаса финансовой прочности

Наши рекомендации