Тема № 2: «Методические основы финансового менеджмента».

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Список литературы:

1.Ковалёв В. В. «Введение в финансовый менеджмент».

2. Бланк И. А. Серия «Библиотека финансового менеджмента»

· «Управление активами»;

· «Управление капиталом»;

· «Управление прибылью»;

· 2-х том. «Основы финансового менеджмента»

3. Стоянова Е. С. «Финансовый менеджмент: теория и практика»

4. Ковалёв. В. В. «Финансы предприятий»

5. Ван Хорн «Основы управления финансами фирмы»

6. «Финансовый менеджмент» под редакцией Шохина.

Тема №1

«Содержание и функции финансового менеджмента»

1.Цели, задачи и функции финансового менеджмента.

2.Финансовый механизм и его основные элементы.

3. Базовые концепции финансового менеджмента.

4. Базовые показатели финансового менеджмента.

5. Методы оценки денежных потоков.

Вопрос №1.

Финансовый менеджмент рассматривается как важнейшая составная часть общего менеджмента на предприятии, и представляет собой процесс управления финансами, кругооборотом капитала и получение оптимальных, с точки зрения экономической ситуации, доходов.

Финансовый менеджмент рассматривают как систему отношений и управленческих воздействий по поводу привлечения капитала, его оборота, приводящего к формированию и использованию его финансовых ресурсов.

В рамках неоклассических и неолиберальных представленных теорий фирм финансовый менеджмент – это система управленческих воздействий, направленных на повышение благосостояния собственников.

С позиции альтернативных направлений экономической мысли финансовый менеджмент рассматривается как система управленческих воздействий, нацелены на достижение финансовой устойчивости, повышение имиджа фирмы в процессе реализации её целевой функции, и повышение стоимости фирмы или стоимости её бизнеса.

В любом случае содержание финансового менеджмента сводится к процессам управления финансовыми отношениями, возникающими в результате финансово-хозяйственной деятельности, финансовыми ресурсами и денежными потоками.

Содержание финансового менеджмента раскрывается в сферах его применения:

1) Сфера финансового анализа и финансового планирования, в рамках которой формируется финансовая стратегия.

2) Инвестиционная деятельность. В этой сфере ведётся поиск источников финансирования инвестиций, определяется объём инвестирования, и оцениваются эффективные направления инвестирования.

3) Управление источниками финансирования. Осуществляется поиск источников, определяется цена этих источников, разрабатывается система непрерывности финансирования текущей деятельности и возможности обслуживания источников финансирования.

4) Управление непосредственно финансовой деятельностью. В рамках этой сферы обеспечивается оптимальный уровень доходности с позиции достаточности использования ресурсов и повышения инвестиционной привлекательности фирмы.

Финансовый менеджмент состоит из 2-х подсистем:

1. Управляемая или объект управления.

Под этой системой понимают совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота капитала, а также различных видов денежных, финансовых и кредитных отношений.

2. Управляющая или субъект управления.

Под ней понимают совокупность управленческих воздействий – механизмов, осуществляемых управленческим персоналом с помощью специальных методов, инструментов, приемов и технических средств.

Функции финансового менеджмента выделяют по объекту и субъекту.

Функции по объекту:

- воспроизводственная

- контрольная

Функции по объекту:

- функция анализа

- функция планирования и прогнозирования

- функция координации

- функция регулирования

- функция стимулирования, мотивационная

- функция учета и контроля

Вопрос №2.

Финансовый механизм представляет собой совокупность методов, рычагов, инструментов управленческого воздействия субъектов финансового менеджмента на объект финансового менеджмента

Финансовый механизм включает нормативно-правовое регулирование управления финансами и денежно-кредитными отношениями и информационно-аналитическое обеспечение.

а) Нормативно-правовое регулирование представлено законодательными актами, инструктивными и нормативными материалами Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Государственного таможенного комитета и других органов исполнительной власти.

б) Система информационно-аналитического обеспечения предполагает использование стандартных технологий (Консультант, Гарант, Интернет), а также внутренняя система- система управленческого учёта.

Методы:

- налогообложение;

- страхование;

- кредитование;

- самофинансирование;

- инвестирование и т. п.

Финансовые инструменты – под ими понимается (международные стандарты) любой договор или контрактные права между двумя контрагентами, в результате которых у одно контрагента возникает финансовый актив, а у другого финансовое обязательство долгового или долевого характера.

К финансовым активам относят:

- денежные средства;

- контрактное право получить от другой фирмы денежные средства или

любой другой вид финансового ресурса;

-контрактные права обмена финансовыми инструментами с другими

фирмами на потенциально выгодных условиях;

- долевые ценные бумаги другой компании.

К финансовым обязательствам относятся:

- контрактные обязательства выплаты денежных средств или предоставление

какого-либо финансового актива другой фирме;

- финансовое обязательство обмена финансовыми инструментами.

Финансовые инструменты бывают:

1) Первичные (денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, ссуды, займы, кредиты, акции, облигации, векселя.

2) Вторичные (производные ценные бумаги).

Финансовые рычаги и стимулы – штрафы, пени, неустойки, процентные ставки, льготы по налогообложению и кредитованию, нормы амортизации, страховые тарифы.

Система информационного обеспечения предполагает, как получение предприятием информации из внешней среды, так и её предоставление во внешнюю среду. Это представление строится на основе бухгалтерской отчётности, которая является доступной для различных гру4пп пользователей.

Пользователи:

а) Внутренние – доступна вся информация, которая излагается в официальной отчётности (владельцы, совет директоров, правление, менеджеры разных уровней, работники)

б) Внешние – с прямым финансовым интересом (настоящие и потенциальные инвесторы, кредитующие банки, страховые компании, любые другие специализированные кредитно-финансовые институты); непрямой финансовый интерес (профсоюзы, заказчики, поставщики, консалтинговые фирмы, оценочные и аудиторские фирмы, налоговы6е органы, органы статистики, арбитражные суды, внебюджетные фонды).

Вопрос №3.

Финансовый менеджмента базируется на ряде взаимосвязанных основных концепций, развитых в рамках теории финансов. Это концепции денежного потока, временной ценности денежных ресурсов, компромисса между риском и доходностью, цены капитала, асимметричности информации, агентских отношений, альтернативных затрат. Дадим краткую их характеристику.

Как отмечалось выше, одним из основных разделов работы финансового менеджера является выбор целесообразного вложения денежных средств. В частности, это делается в рамках анализа инвестиционных проектов, в основе которого лежит количественная оценка связанного с проектом денежного потока как совокупности генерируемых этим проектом потоков и оттоков денежных средств в разрезе выделенных временных периодов. Концепция денежного потокапредполагает:

А) идентификацию денежного потока, его положительность и вид;

Б) оценку факторов, определяющих величину его элементов;

В) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

Г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

Временная ценность –объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.

Инфляция присуща практически любой экономике, причем бытовавшее в нашей стране в течение многих лет сугубо негативное отношение к этому процессу не вполне корректно. Происходящие в условиях инфляции перманентное обесценение денег вызывает, с одной стороны, естественное желание их куда-нибудь вложить, т.е. в известной мере стимулирует инвестиционный процесс, а с другой – отчасти и объясняет, почему различаются деньги, имеющиеся в наличии и ожидаемые к получению.

Вторая причина различия – риск неполучения ожидаемой суммы – также достаточно очевидна. Любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступления денежных средств, имеет нулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполнен частично. Представьте себе ситуацию, когда вам нужно сделать выбор между двумя потенциальными покупателями вашей продукции: первый предлагает гарантированную сумму 10 тыс. долларов в виде предоплаты, второй – обещает выплатить 15 тыс. долларов, но через месяц. Из неофициальных источников располагаем информацией о том, что второй покупатель втянут в судебное разбирательство и в случае неблагоприятного исхода может понести колоссальные убытки, к его банкротству. По мнению вашего финансового консультанта, вероятность такого исхода равна 0.3. Таким образом, если сравнить варианты без учета риска возможного неполучения платежа, то второй покупатель явно более предпочтительнее. Если риск учитывается, то выбор становится уже не столь очевидным, поскольку, хотя ожидаемый доход примерно такой же (15*0,7+0*0,3=10,5 тыс. долларов), вероятность неполучения денег достаточно высока.

Третья причина – оборачиваемость – заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода.

Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагает сравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируемых в разные периоды, для финансового менеджера концепция временной ценности денег имеет особое значение.

Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем зависимость между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходностью; верно и обратное. Безусловно, в финансовом менеджменте могут ставиться и решаться предельные задачи, например максимизация доходности или минимизация риска., однако чаще всего речь идет о достижении разумного соотношения между риском и доходностью.

Категория риска в финансовом менеджменте принимается во внимание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, формированию инвестиционного портфеля, выбору тех или иных финансовых инструментов, принятию решений по структуре капитала, обоснованию дивидендной политики и др.

Деятельность любой компании возможна лишь при наличии источников ее финансирования. Они могут различаться по своей экономической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени управляемости, привлекательности с позиции тех или иных контрагентов и т.п. Однако наиболее важной характеристикой источников средств, вероятно, является цена капитала. Смысл концепции цены капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену. Так, за банковый кредит нужно платить проценты, причем эта цена может иметь и стохастическую природу (например, цена источника «облигационный заем» с плавающей купонной ставкой). Цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Не случайно количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.

В условиях рыночной экономики большая часть компаний в той или иной степени связана с рынком капитала. Крупные компании выступают там в роли кредиторов, и в роли инвесторов, участие мелких компаний чаще всего ограничивается решением краткосрочных задач инвестиционного характера. В любом случае принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность операций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка капитала. Логика подобных операций такова. Объем сделок по покупке или продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от многих факторов, в том числе и от информации. Предположим, что на рынке, находившемся в состоянии равновесия, появится новая информация о том, что цена акций некоторой компании занижена. Это приведет к немедленному повышению спроса на акции и последующему росту цены до уровня, соответствующего внутренней стоимости этих акций. Насколько быстро информация отражается на ценах, характеризуется уровнем эффективности рынка.

Прежде всего подчеркнем, что в приложении к рынку капитала термин «эффективность» понимается, следовательно не в экономическом, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. В научной литературе рассматриваемая концепция известна как гипотеза эффективности рынка (ЕМН).

Согласно этой гипотезе при полном и свободном доступе участников рынка к информации цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее реальной стоимости. В условиях эффективного рынка любая новая информация по мере поступления немедленно отражается на ценах на акции и другие бумаги. Более того, эта информация поступает на рынок случайным образом, т.е. нельзя заранее предсказать, когда она поступит в какой степени будет полезна.

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении ряда условий:

- рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;

- информация становится доступной всем субъектам рынка капитала одновременно, и ее получение не связано с какими-либо затратами;

- отсутствуют трансакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;

- сделки, совершаемые отдельным физическим и юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;

- сверхдоходы от сделки с ценными бумагами как равновероятное прогнозируемое событие для всех участников рынка невозможны.

Очевидно, что не все сформулированные условия выполняются в реальной жизни в полном объеме: информация не может быть равнодоступной, она не бесплатна, существуют налоги, затраты и т.п.

Есть две основные характеристики эффективного рынка.

1. Инвестор не имеет логически обоснованных аргументов большего чем в среднем дохода на инвестированный капитал при заданной степени риска. Это вовсе не означает, что инвестор не сможет получить или не получит более высокого дохода, главное в другом – такой исход не может быть ожидаемым.

2. Уровень дохода на инвестированный капитал есть функция степени риска (лучший пример – процентные ставки по краткосрочным ценным бумагам). Точная зависимость, конечно, известна, ясен лишь характер связи: чем выше риск, тем больше должна быть доходность. Требование более высокой доходности, безусловно отражается на рыночной цене акций.

Тем не менее считается, что гипотеза ЕМН на практике может реализовываться в одной из трех форм, т.е. выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную, сильную.

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. потенциальный инвестор не может инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, анализируя тренды; иными словами, анализ динамики цен, каким бы тщательным и детализированным ни был, не позволит «обыграть рынок», т.е. получить сверхдоходы. Итак, в условиях слабой формы эффективности рынка невозможен более или менее обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистических данных о динамике цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участником информацию. С практической точки зрения это означает. что аналитику не нужно изучать статистику цен, отчётность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитических агентств, в том числе и прогнозного характера, поскольку вся подобная общедоступная информация немедленно отражается на ценах.

Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то никто не сможет получить сверхдоходы от игры на акциях, даже инсайдеры, т. е. лица, работающие в компании и/или в силу своего положения имеющие доступ к информации, являющейся конфиденциальной и способной принести им выгоду. Достаточно очевидно, что о существовании сильной формы эффективности можно лишь предполагать.

Безусловно, создание эффективного рынка, возможное в принципе, на практике нереализуемо. Ни один из существующих рынков ценных бумаг не признаётся аналитиками как эффективный в полном смысле этого слова, хотя существование слабой формы эффективности некоторых рынков подтверждается эмпирическими исследованиями.

Концепция ассиметричности информации тесно связана с концепций эффективности рынка капитала. Смысл её состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии ассиметричной информации. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эту информацию они могут использовать различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может дать её обнародование.

В известной мере ассиметричность информации способствует и существованию собственного рынка капитала. Дело в том, что каждый потенциальный инвестор имеет своё суждение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости ценной бумаги, базирующееся чаще всего на убеждении, что именно он владеет информацией, возможно, не доступной другим участника рынка. Чем большее число участников придерживается такого мнения, тем более активно осуществляются операции купли/продажи. Поэтому достижение абсолютной информационной симметрии равносильно подписанию смертного приговора рынку.

С другой стороны, гипертрофированная информационная симметрия также противопоказана рынку. Это хорошо продемонстрировано в работе Дж. Акерлофа, посвящённой анализу рынка подержанных автомобилей. Логика его суждений такова. Среди поддержанных автомобилей могут встречаться как вполне приличные, так и совершенно негодные машины. Если информационная симметрия велика, то потенциальные покупатели не смогут различить такие автомобили, и будут стараться максимально занизить цену, что сделает невыгодным продажу приличных автомобилей и приведёт к тому, что доля негодных машин будет возрастать. Увеличение вероятности покупки такой машины приведёт к новому снижению средней цены на рынке и, в конце концов, к исчезновению рынка.

Рынок капитала принципиально не слишком отличается от рынка товаров, однако определённая информационная асимметрия является непременным атрибутом, определяющим его специфику, поскольку этот рынок, как никакой другой, весьма чувствителен к новой информации. При определённых обстоятельствах влияние информации может иметь цепной характер и приводить к катастрофическим последствиям.

Концепция агентских отношений становится актуальной в условиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса. Дело в том, что большей части компаний, по крайне мере тех, которые определяют экономику страны, в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею. Интересы владельцев компании и её управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе рассчитано на перспективу.

Выделяют и более дробные классификации конфликтующих подгрупп управленческих работников, каждая из которых отдаёт приоритет своим групповым интересам. Для того чтобы в известной степени нивелировать возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп и, в частности, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы компаний вынуждены нести так называемые агентские издержки. Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.

Концепция альтернативных затратиграет весьма важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора вариантов политики кредитования покупателей и др. Альтернативные затраты, называемые также ценой шанса, или ценой упущенных возможностей, представляют собой доход, который могла бы получить компания, если бы предпочла иной вариант использования своих ресурсов.

Пример. Компания имеет избыточные производственные мощности, которые можно: а) использовать для увеличения объёмов производства на 100 тыс. ед. в год; б) сдать в аренду за 20 тыс. дол. в год.

Если выбран первый вариант, то альтернативными затратами его как раз и будут 20 тыс. дол. Ясно, что эти затраты можно выразить как в абсолютных, так и в относительных показателях.

Концепция альтернативных затрат играет важную роль и при принятии текущих решений, например в отношении управления дебиторской задолженностью.

Пример. Компания вынуждена поддерживать среднегодовой уровень дебиторской задолженности в сумме 100 млн. руб., что равносильно омертвлению собственных оборотных средств. Альтернативой этому, в идеале, могло бы быть, например, депонирование данной суммы в коммерческом банке под 12% годовых.

Эти 12% и являются альтернативными затратами выбранного варианта использования собственных оборотных средств.

Отметим, что логика альтернативных затрат заложена в методики обоснования скидок, предоставляемых покупателям для ускорения оплаты за товары, проданные в кредит.

Особенно ярко концепция альтернативных затрат проявляется при организации систем управленческого контроля. С одной стороны, любая система контроля стоит определённых денег, т. е. связана с затратами, которых, в принципе, можно избежать; с другой стороны, отсутствие систематизированного контроля может привести к гораздо большим потерям.

Даже краткая характеристика рассмотренных концепций позволяет получить представление об их исключительной важности. Знание их сути и взаимосвязи необходимо для принятия обоснованных решений в отношении управления финансами компании.

Теория агентских отношении

Агентские отношения. Владельцы предприятия — его акционеры предоставляют менеджерам право принятия решений, что создает потенциальный конфликт интере­сов, который рассматривается в рамках обшей концеп­ции — теории агентских отношений. Агентские отношения в финансовом менеджменте — это отношения: I) между акционерами и менеджерами и 2) между кредиторами и акционерами.

Агентские конфликты потенциально возникают в тех случаях, когда директор предприятия владеет менее чем 100% его акций, а предприятие использует заемный капи­тал. Потенциальные агентские конфликты имеют важное значение для крупных предприятий, поскольку, как пра­вило, менеджеры владеют лишь небольшим процентом их акций. В такой ситуации максимизация богатства акционе­ров может быть отнюдь не главной целью менеджеров.

О. Вильямсон указал на то, что главной целью менед­жеров-агентов является увеличение размеров предприятия. Р. Маррис показал, что цель менеджеров - увеличение темпов роста предприятия. Это весьма важное обстоятель­ство, так как современные представления теории и исто­рии экономического развития свидетельствует о том, что именно рост является главным фактором успеха предприя­тия и главной задачей финансовых менеджеров. Создавая крупные и стремительно растущие предприятия, менед­жеры: 1) закрепляют за собой свои места, поскольку скуп-ка контрольного пакета акций новыми инвесторами стано­вится менее вероятной; 2) увеличивают собственные власть, статус и оклады; 3) создают дополнительные возможности роста для своих подчиненных. Однако не следует забывать, что менеджеры могут проявлять нена­сытный аппетит к окладам и привилегиям, к щедрым благотворительным пожертвованиям в ущерб интересам акционеров.

Агентские издержки. Менеджеров можно побудить дей­ствовать на благо акционеров с помощью стимулов, огра­ничений и наказаний. В связи с этим возникают три важ­нейшие категории агентских издержек: 1) издержки на осуществление контроля за деятельностью менеджеров, например затраты на проведение аудиторских проверок; 2) издержки на создание организационной структуры, ограничивающей возможность нежелательного поведения менеджеров, например введение в состав правления вне­шних инвесторов; 3) альтернативные затраты, возникаю­щие в тех случаях, когда установленные акционерами правила ограничивают действия менеджеров, противоре­чащие цели увеличения богатства акционеров. Увеличение агентских издержек приемлемо, пока оно в результате

I проводимых мер перекрывается ростом прибыли. Стимулирование менеджеров выгоднее и предпочтитель­нее полного контроля их действий. Помимо контроля менеджеров побуждают действовать в интересах акционе­ров следующие механизмы: 1) системы стимулирования на основе показателей результативности и эффективности деятельности предприятия в виде опционов на приобрете­ние акций предприятия или, что более эффективно, в виде наградных пакетов акций; 2) непосредственное вмешательство акционеров путем вступления в контакт с руководством предприятия или внесения предложений, которые должны быть поставлены на голосование на еже­годных собраниях акционеров; 3) угроза увольнения, если его инициаторы наберут нужное число голосов акционе­ров; 4) угроза скупки контрольного пакета акций новым инвестором, который, как правило, сменяет руководство. Агентский конфликт «акционеры — кредиторы». Кредито­ры имеют право на часть доходов предприятия в размерепроцентов и выплат в счет погашения основного долга, а также на активы предприятия в случае его банкротства. Но контроль за решениями, от которых зависят рентабель­ность и рисковость активов, осуществляют акционеры, действующие через менеджеров предприятия.

Кредиторы ссужают средства под проценты, ставка которых, кроме прочего, зависит от: 1) рисковости име­ющихся у предприятия активов; 2) ожидаемой рисковос­ти будущих дополнительных активов; 3) существующей структуры капитала предприятия; 4) ожидаемых будущих решений, затрагивающих структуру капитала предприятия. Кредиторы определяют свои требования доходности, учи­тывая эти факторы.

Акционеры, действующие через менеджеров, могут направить средства предприятия в сферу более рискован­ных проектов по сравнению с проектами предшествующих периодов и ожиданиями кредиторов. Тогда увеличение риска приведет к повышению требуемой доходности по долго­вым обязательствам предприятия и к снижению рыночной стоимости невыплаченного долга, т.е. к потерям кредиторов.

Теория асимметричной информации

Асимметричная информация имеет место, когда менед­жер знает о будущем своего предприятия больше, чем наблюдающие за ней аналитики и инвесторы. В этом слу­чае менеджеры могут на основе имеющейся у них закры­той информации определить, что цена акций или облига­ций их предприятия завышена или занижена. Существуют различные степени асимметрии, так как руководство пред­приятия всегда лучше, чем посторонние наблюдатели, информировано о его перспективах. Однако нередко эта разница в информированности часто слишком мала, что­бы оказать влияние на действия менеджеров.

Сигнализация. Асимметричная информация может ока­зывать значительное влияние и на финансовые рынки, и на решения, принимаемые менеджерами. Для того что­бы обеспечить высокую котировку акций, предприятия, менеджеры должны информировать рынок о скрытом от него потенциале предприятия. Такие действия называют

Вопрос №4.

Базовые показатели разбиты на группы, позволяющие оценивать различные стороны результативности финансового управления и определять практические зоны.

1. Показатели ликвидности и платёжеспособности (три коэффициента ликвидности)

2. Показатели финансовой устойчивости (коэффициентный метод и метод абсолютных показателей)

Коэффициентный метод:

а) коэффициент автономии или финансовой независимости

Тема № 2: «Методические основы финансового менеджмента». - student2.ru ;

б) коэффициент финансовой зависимости или коэффициент концентрации капитала или коэффициент соотношения собственного и заёмного капитала

Тема № 2: «Методические основы финансового менеджмента». - student2.ru ;

в) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами запасов (от 0,6 до 1);

г) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами оборотных активов (больше 0,1)

д) коэффициент маневренности

Тема № 2: «Методические основы финансового менеджмента». - student2.ru .

Абсолютные показатели: в этом случае используется расчёт излишков или недостатков источников финансирования запасов и затрат.

Источники финансирования:

- собственные оборотные средства;

- функционирующий капитал;

- нормальные источники финансирования запасов и затрат.

+ D СОС = СОС – З

+ D ФК = ФК – З

+ D НИФЗ = НИФЗ – З

СОС = Собственный капитал – Внеоборотные активы

ФК = СОС + Долгосрочные обязательства

НИФЗ = ФК + Краткосрочные обязательства (кредиты и займы)

3. Показатели деловой активности: показатели оборачиваемости активов, пассивов и отдельных их видов.

Показатель финансового цикла = Время оборачиваемости запасов + Время оборачиваемости дебиторской задолженности – Время оборачиваемости кредиторской задолженности => 0

Если «+» и растёт – очень длительный период замораживания денег.

Если «-» - положительно, если нет задолженности, штрафов, неустоек и т. д.

4. Показатели рентабельности:

- рентабельность продаж;

- рентабельность продукции (основной деятельности);

- экономическая рентабельность активов;

Тема № 2: «Методические основы финансового менеджмента». - student2.ru

Двухфакторная формула Дюпона.

Тема № 2: «Методические основы финансового менеджмента». - student2.ru , где

Тема № 2: «Методические основы финансового менеджмента». - student2.ru - показатель деловой активности (коэффициент оборачиваемости или

коэффициент трансформации активов);

Тема № 2: «Методические основы финансового менеджмента». - student2.ru - коммерческая маржа;

- чистая рентабельность собственного капитала:

Тема № 2: «Методические основы финансового менеджмента». - student2.ru

Трёхфакторная формула Дюпона.

Тема № 2: «Методические основы финансового менеджмента». - student2.ru

Тема № 2: «Методические основы финансового менеджмента». - student2.ru - чистая коммерческая маржа;

Тема № 2: «Методические основы финансового менеджмента». - student2.ru - мультипликатор (сколько с каждого рубля собственного

капитала организация создаёт собственных активов).

Вопрос №5

Одним из основных элементов финансовой системы является оценка денежных потоков (С1, С2, …, Сn), генерируемых в течение ряда временных периодов в результате реализации какого-либо проекта или иного вида вклада.

Элементы Сi потока могут быть либо независимыми, либо связанными между собой определёнными алгоритмами.

Мы рассмотрим элементы денежного потока, которые являются одновременными, т. е. нет чередования оттоков и притоков денежных средств. Также считаем, что генерируемые в рамках одного временного периода, поступления не распределены внутри периода, а сконцентрированы в одной из его границ, либо в его начале, либо в его конце.

В первом случае поток называется потоком пренумерандо, или авансом, во втором случае – поток постнумерандо.

На практике большее распространение получил денежный поток постнумерандо. Именно этот поток лежит в основе методик анализа инвестиционных проектов.

Оценка денежного потока может выполняться в рамках решения двух задач:

1) Прямой задачи, т. е. проводится оценка с позиции будущего.

2) Обратной задачи, т. е. проводится оценка с позиции настоящего.

Прямая задача предполагает суммарную оценку наращенного денежного потока, т. е. в её основе лежит будущая стоимость.

Обратная задача предполагает суммарную оценку дисконтного денежного потока, т. е. в её основе лежит приведённая стоимость.

Одним из ключевых понятий финансовых и коммерческих расчётов является понятие аннуитета. Аннуитет представляет собой частный случай денежного потока, в котором длительность всех периодов равна между собой. Аннуитет ещё называется финансовой рентой или просто рентой.

Любое денежное поступление называется членом аннуитета, а величина постоянного временного интервала между двумя последними денежными поступлениями называется периодом аннуитета или периодом ренты.

Если число равных временных интервалов ограничено аннуитет называется срочным. Интервал времени от начала первого периода аннуитета до конца последнего периода называется сроком аннуитета. Срок аннуитета можно определить, умножая его период на количество денежных поступлений.

Если в течение каждого базового периода начисление процентов денежного поступления происходит р раз, то аннуитет называется р-срочным. В качестве базового периода выступает календарный год.

Как и в общем случае выделяют два типа аннуитета: постнумрандо (обычный) и пренумерандо (авнсовый).

Примером срочного аннуитета постнумерандо могут служить регулярно поступающие рентные платежи за пользование сданным в аренду земельным участком, в случае если договором предусматривается регулярная оплата аренды по истечении очередного периода. В качестве срочного аннуитета пренумерандо выступает схема периодических денежных вкладов на банковский счёт в начале каждого месяца, с целью накопления достаточной сумы для крупной покупки.

Началом аннуитета является начал

Наши рекомендации