Предприятия с иностранными инвестициями на территории Санкт-Петербурга

Практическая реализация инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге демонстрирует как мощный потенциал города в данной сфере экономико-правовой деятельности, оцениваемый по установленным в главе первой критериям, так и ряд пробелов в правовом регулировании и организации процесса привлечения иностранных ресурсов в региональную экономику.

«Балтийская жемчужина» - крупный проект мирового масштаба, осуществляемый при поддержке Правительств Российской Федерации и Китая, а также двух городов-побратимов - Санкт-Петербурга и Шанхая. Проект предусматривает создание в юго-западной части Санкт-Петербурга микрорайона, включающего жилую и коммерческую недвижимость. Сумма инвестиций в проект, рассчитанный на 8 лет, достигает 2 млрд. долларов США.[377] Проект реализуется ЗАО «Балтийская жемчужина» - дочерней компанией Шанхайской Заграничной Объединенной Инвестиционной Компании в Санкт-Петербурге (инвестор), которая учреждена пятью акционерами (Шанхайская индустриально-инвестиционная компания, Корпорация «Greenland Group», Компания «Brilliance», Международная корпорация «Jin Jiang», Шанхайский промышленный центр развития «Евразия»). Проект получил поддержку Администрации Санкт-Петербурга еще в 2002 году. 14 мая 2005 года мэр Шанхая Хань Чжен и Губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко подписали Декларацию о дружбе Санкт-Петербурга и Шанхая и Инвестиционное соглашение. Проект планировки объекта был утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 января 2006 г. № 47.[378] Затем 21 марта 2006 г. последовало подписание Соглашения о стратегическом сотрудничестве при реализации проекта инвестором, Импортно-Экспортным банком Китая и Санкт-Петербургом.

За короткий период с июля 2006 г. по июнь 2007 г. был построен первый объект – Деловой центр «Балтийская жемчужина».

При реализации проекта обнаружился ряд проблем, коренящихся в недостатках процедурной составляющей законодательства в отношении подготовки инвестиционных соглашений и обоснования их условий. Так, проявилась недостаточная прозрачность процедуры утверждения соглашений. В результате инициативные общественные группы даже требовали проведения референдума по проекту. Требования были отклонены Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, но неинформированность и непонимание горожанами задач и условий проекта явились веским аргументом в пользу изменения административных процедур в части формирования и учета общественного мнения. Установленные Конституцией Российской Федерацией права граждан и юридических лиц на получение достоверной информации по вопросам, непосредственно затрагивающим законные интересы указанных субъектов, должны реализоваться в процедурах установления и координации внешнеэкономических связей.

Другая проблема - административные барьеры в виде отсутствия оперативных механизмов привлечения дополнительных инвестиций. Так, инвестор готов был вложить 30 млрд. рублей вместо запланированных 10 миллиардов в транспортную инфраструктуру. Однако, по словам Ю. Крушинского, тогда ведущего менеджера департамента подготовки проектирования и строительства ЗАО «Балтийская жемчужина», «у государства нет механизмов, чтобы принять эти деньги; из-за этого приходится упрощать проект».[379]

Административно-правовые проблемы проявились в процедурах предоставления земельных участков и утверждения градостроительной концепции. Специалистами высказывалось мнение о том, что российским компаниям земельный участок обошелся бы в сумму от 600 млн. до 1 млрд. долларов, а шанхайский инвестор заплатил за 206 гектаров 10 млн. долларов. В свою очередь эклектичные результаты архитектурного конкурса по застройке территории привели аналитиков к выводу: «архитектура «Жемчужины» китайских товарищей пока волнует меньше всего – закрепить бы само свое присутствие и финансовое влияние в городе на Неве; экономические интересы китайской стороны заключаются прежде всего в том, что на территории «Жемчужины» появятся представительства различных банков и компаний Поднебесной, а также транспортный терминал, который будет полностью контролироваться китайцами».[380]

Особый интерес представляет деятельность иностранных инвесторов – автомобильных корпораций.

В декабре 2007 г. выпуск продукции в Санкт-Петербурге начал завод компании «Тойота Мотор Корпарейшн» в рамках нескольких инвестиционных проектов в отрасли автомобилестроения в промышленной зоне «Шушары», имеющих важное значение для развития так называемых депрессивных территорий. Проекты дают развитие как новым промышленным технологиям (отход от отверточного производства), так и транспортной инфраструктуре и энергетике. В зоне «Шушары-2» были начаты строительство завода компании «Дженерал Моторз» (бюджет – 300 млн. долларов) и подготовка площадки для завода компании «Сузуки Мотор Корпарейшн». Осуществлять выпуск автомобильных комплектующих в зоне «Шушары-2» уже тогда планировали компании «Магна Интернэшнл» и «Сумитомо Корпорейшн».[381]

Основой проекта выступил Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Правительством Санкт-Петербурга и компанией «Тойота Мотор Корпарейшн», вступивший в силу 20 апреля 2005 года. Санкт-Петербург принял на себя проектирование и строительство автомобильных дорог по периметру земельного участка, подъездной автодороги, электроподстанции.[382]

Меморандум о взаимопонимании между Санкт-Петербургом и компаниями «Сузуки Мотор Корпарейшн» и «Иточу Корпарейшн» вступил в силу 8 июня 2007 года. Прогнозируемая производительность – 30 тысяч автомобилей в год. Бюджет проекта – 2990 млн. рублей.

Компания «Тойота Мотор Корпарейшн» прогнозировала выпуск 25 тысяч автомобилей в год с последующим выходом на мощность 200 тысяч автомобилей в год. Бюджет проекта, реализуемого инвестором ООО «Тойота Мотор Мэнуфэкчуринг Россия» – 100 млн. долларов США.[383] «Тойота» - первый из реализованных «под ключ» городских стратегических инвестиционных проектов, остальные 17 находятся на разной стадии развития.

Соглашение об инвестировании по осуществлению проекта строительства нового автозавода ООО «Дженерал Моторз Авто» в Санкт-Петербурге было подписано 29 мая 2006 года губернатором Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко и вице-президентом корпорации «Дженерал Моторз» К.-П. Фостером. Планируемые инвестиции – 115 млн. долларов.[384] 7 июня 2006 года строительство завода признано стратегическим инвестиционным проектом.[385] «Дженерал Моторз» получил стандартный набор налоговых льгот. С начала 2007 г. вступила в силу новая редакция закона о предоставлении налоговых льгот для промышленных организаций, осуществивших на территории Санкт-Петербурга в течение трех календарных лет инвестиции в основные средства на сумму не менее 3 млрд. руб.[386] Закон на пять лет полностью освобождал от налога на имущество. Устанавливаются льготы и по налогу на прибыль. Уже в марте 2007 г. вице-президент корпорации «Дженерал Моторз» К.-П. Фостер объявил, что концерн намерен увеличить инвестиции со 115 до 300 миллионов долларов.

В феврале 2007 года признана стратегическим инвестором Санкт-Петербурга кампания «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» - дочерняя компания корпорации «Нисан Мотор Ко. ЛТД».[387] Планируемый объем инвестиций в промышленной зоне «Каменка-1» составит 5,5 миллиарда рублей. Первоначальная мощность завода – 50 тысяч автомобилей в год с дальнейшим расширением производства до 500 тысяч. Соглашение об организации промышленной сборки автомобилей «Ниссан» было подписано в июне 2006 года в рамках Х Петербургского международного экономического форума министром экономического развития и торговли Российской Федерации Г. Грефом и президентом компании «Ниссан» К. Гоном. В дополнение к соглашению Санкт-Петербург и компания «Ниссан» приняли Меморандум о взаимопонимании. В соответствии с подписанным соглашением компании «Ниссан» будут предоставляться таможенные льготы при импорте автомобильных компонентов для осуществления промышленной сборки.

В 2006 году инвестиционная деятельность автомобильных корпораций активизировалась на основе установления правового режима «промышленной сборки». В будущем в правовом механизме закрепления инвестора на российском рынке не планируется использование таможенного режима «свободный склад» заводом «Форд Моторс» в г. Всеволожск (Ленинградская область).

С юридической точки зрения употребляемая аналитиками категория «режим промышленной сборки» не является самостоятельной таможенной процедурой (таможенным режимом в терминах Таможенного кодекса России 2003 г.), а представляет собой режим производственной деятельности, для ведения которой предоставляются льготы, в том числе по уплате таможенных платежей.[388]

Режим производственной деятельности «промышленная сборка» регламентируется совместным приказом Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минфина России от 15 апреля 2005 г. [389] № 73/81/58н «Об утверждении порядка, определяющего понятие «промышленная сборка» и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автомобильных компонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов» (с изменениями на 24.12.2010 г.)[390]. В соответствии с Порядком, определяющим понятие «промышленная сборка», основанием для классификации товаров как предназначенных для промышленной сборки является наличие Соглашения, заключенного между Министерством экономического развития России и российским юридическим лицом – производителем автотранспортных средств. В данном соглашении указываются перечень, количество и стоимость автомобильных компонентов на условиях «склад продавца» по согласованию с Минпромэнерго России, а также план-график выхода предприятия на проектную мощность с разбивкой плана выпуска моторных транспортных средств по годам и обязательства российского юридического лица о предоставлении таможенным органам необходимой отчетности для контроля целевого использования ввозимых автомобильных компонентов или их частей. Заметим, что такие соглашения в 2007 г. имелись только у ЗАО «Форд Мотор Компании» и ООО «Дженерал Моторз Авто».[391]

Льготный режим промышленной сборки способствует увеличению степени локализации производства, что представляется аналитикам наиболее проблемным пунктом в инвестиционных соглашениях. В последние годы высказываются предложения поднять минимальный объем производства предприятий по сборке иномарок, дающий право ввозить автомобильные компоненты по льготным тарифам, с 25 до 100 тысяч автомобилей в год и обязательную долю локализации за первые пять лет работы завода с 30 % до 70 % (как это установлено в США). Пока иностранные фирмы не заинтересованы развивать производство автомобильных компонентов в России «ввиду малых объемов выпуска», предпочитая сначала обеспечить сбыт за счет создания дилерской сети. Зарубежные производители могут быть более заинтересованы в создании дочерних банковских структур и продвижении кредитных программ по сбыту новых автомобилей.

В настоящее время четко проявился акцент Правительства Санкт-Петербурга на создании на территории города автомобильного кластера – комплекса автомобильных предприятий полного производственного цикла, включая поставку комплектующих. При этом планируется в течение ближайших пяти лет тридцать и более процентов комплектующих получать уже от отечественных производителей. Таким образом, значительный промышленный сектор Санкт-Петербурга с крупными иностранными инвестициями начинает работать на весь российский автомобильный рынок. Планируется, что объем продаж петербургских автозаводов должен составлять 10 % от всего объема выпуска городской продукции. Как неоднократно отмечала Губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, создание в Санкт-Петербурге высокотехнологичных автомобильных заводов способствует формированию новой для города отрасли промышленности, и у Санкт-Петербурга есть реальный шанс стать «российским Детройтом».[392]

В связи со сказанным представляется важным обстоятельством, что иностранные автокорпорации пришли на рынок Северо-Запада России сравнительно давно, однако условия для их развития не были такими благоприятными, как первом десятилетии XXI века.

Так, компания «Форд» одной из первых пришла в российскую автомобильную промышленность.

Основные результаты деятельности завода «Форд» в Ленинградской области позволяют достаточно достоверно оценить эффективность инвестиционного проекта. Здесь уместно отметить, что большинство аналитиков считает: компания «Форд» осуществляет свою деятельность фактически в двух субъектах Российской Федерации – и в Санкт-Петербурге, и в Ленинградской области.

Открытие нового завода «Ford Motor Company» полного производственного цикла официально состоялось 9 июля 2002 года в г. Всеволожск Ленинградской области. Предприятие «полностью принадлежит и находится под управлением международной автомобильной компании».[393] Инвестиции в его строительство и расширение составили более 230 миллионов долларов США. На базе предприятия создано более 2000 новых рабочих мест.[394]

Создание завода началось с подписания в июле 1999 г. инвестиционного соглашения с Правительством РФ «о создании на базе существующих производственных мощностей Ленинградской области автозавода мирового класса».[395] В 2006 году «Форд Мотор Компани» принял стратегическое решение увеличить производство до 60 тысяч автомобилей в год.

Это позволило компании заручится поддержкой Правительства Российской Федерации в реализации инвестиционного проекта по производству автомобилей в ЗАО «Форд-Всеволжск». Согласно предварительным договоренностям предусматривался выпуск 25 тысяч легковых автомобилей на площадях государственного предприятия «Русский дизель» в г. Всеволожске Ленинградской области. Особенностью производства стало то, что на территории ЗАО «Форд-Всеволожск» появилась возможность размещения свободного таможенного склада с соответствующим таможенным режимом.[396] Для первого года функционирования этого склада были предусмотрены квоты на вывоз акционерным обществом со своей территории и ввоз на остальную таможенную территорию Российской Федерации 12,7 тыс. автомобилей.

Было заключено соглашение об аренде земельного участка площадью в 27 гектаров[397] ЗАО «Форд Всеволожск» у Правительства Ленинградской области. Этот документ предусматривает фиксированную ежегодную плату и действителен в течение 49 лет. Американская компания «Ford», владеющая ЗАО «Форд Всеволожск», инвестировала в первую очередь завода около 150 миллионов долларов, при этом, на начальной стадии вложения составляли 5 миллионов долларов ежемесячно.

Одним из важнейших шагов в становлении предприятия стало подписание соглашения между компанией «Ford Motors» и «Промышленно-строительным банком» «об образовании совместного предприятия «Форд-Всеволожск» по производству автомобилей в Ленинградской области».[398] В соответствии с данным договором «Промстройбанк» стал приоритетным поставщиком услуг компании «Форд-Всеволожск» и занимался кредитованием деятельности нового завода, финансированием оптовых продаж и ведением всех счетов.

Еще в 2002 году «Форд Мотор Компани» планировал в течение ближайших 10 лет выйти на стопроцентное изготовление запчастей, экспортируемых на Запад. Подготовка инженерных кадров проводилась в специализированных центрах Англии, Испании, ЮАР. Предприятие совместно с администрацией Всеволожского района создало учебный центр для обучения рабочих. Все это привело к тому, что инвестиции в Ленинградскую область по итогам 2000 года составили около 400 млн. долл.,[399] а «общая сумма привлеченных в 2001 году инвестиций составила около 1 млрд. долл.».[400]

Развитие подобных предприятий не только увеличивает приток инвестиций в регион, но позволяет развивать и компании, выпускающие автомобильные детали, так как «в соответствии с инвестиционными соглашениями иностранные корпорации имеют обязательства в течение пяти лет довести уровень локализации комплектующих до 50%, что позволит открыть для производителей автокомпонентов, отвечающих мировым стандартам, емкий рынок и большие перспективы».[401]

Компания использует уникальные решения по улучшению эффективности производства и по контролю за качеством. Первоначальная мощность завода «Форд» составляла 15 тысяч автомобилей в год, а уже к концу 2006 года - уже 66,5 тысяч.[402] 26 апреля 2007 года на заводе компании «Форд Всеволожск» был собран юбилейный, стотысячный автомобиль «Ford Focus».[403] К этому времени доходная часть бюджета Ленинградской области увеличилась более чем в 4 раза.[404]

Российский автомобильный рынок за 2006 год достиг 5-го места в Европе во многом благодаря «Форду».[405] Значимых показателей компания «Форд Мотор Компани» добилась не без помощи того, что первой стала субсидировать процентную ставку по кредиту на покупку автомобилей собственного производства в России.

Российская Федерация также предпринимала шаги по улучшению инвестиционного климата: так, например в 2006 году были внесены изменения в таможенный тариф, предусматривающие расширение перечня автомобильных компонентов, предназначенных для промышленной сборки, что дало импульс развитию смежных отраслей промышленности, таких, как металлургия, химия, легкая промышленность. Необходимо обратить внимание на направленность этих федеральных мер именно в сторону поддержки конкретных инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время уровень локализации завода ЗАО «Форд Мотор Компани» составляет более 40% от себестоимости автомобиля,[406] а отечественными партнерами «Форд Мотор Компани» по выпуску автокомпонентов выступают: «Борский стекольный завод» (Нижний Новгород); «Эласт-технологии» (Санкт-Петербург); «Автоарматура» (Санкт-Петербург); «Стандарт-пласт Иваново» (Иваново); «Центрспиртпромпереработка» (Московская область); «JCI» (Санкт-Петербург).[407]

Таким образом, представляется важным обеспечить и на федеральном, и на региональном уровне организационные и правовые условия для интеграции автомобильных предприятий с иностранными инвестициями на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в интересах развития отечественной автомобильной промышленности, избегая искусственной конкуренции инвесторов.

Хотя Северо-Запад России географически тяготеет к западноевропейским странам, связи региона с США также весьма существенны. Пищевые продукты, табак, промышленное оборудование, автомобили – это неполный список товаров, поставляемых из США в различных формах. Впоследнее время рос интерес российских компаний к американским франчайзерам. Компании США являются активными инвесторами в экономику Северо-Запада России, особенно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Американская торговая палата в Санкт Петербурге (American Chamber of Commerce, St. Petersburg Chapter - AmCham) курирует более ста компаний, в число которых входят дочерние предприятия таких корпораций как Ford, Intel, Motorola, Caterpillar, Otis, Coca-Cola, International Paper, Sun Microsystems, Gillette, Radisson SAS, Pepsi Cola и другие.[408]

В Санкт-Петербурге на промышленных предприятиях работают, по разным оценкам, от 300 до 400 тысяч человек (более 20% всех занятых на крупных и средних предприятиях), где промышленный сектор обеспечивает 27% налоговых поступлений в бюджет и 41% общего объема прибыли предприятий. Председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли В. Бланк подтверждал заинтересованность Администрации Петербурга в приходе в город именно крупного капитала как российского, так и зарубежного: город будет предпринимать меры, главная цель которых - обеспечить прирост прямых инвестиций в промышленность.[409]

Уже в 2002 году по инвестиционному потенциалу, показателям трудовых ресурсов (более трех млн. человек с высоким уровнем образования и квалификации), уровню потребительского спроса, географическому положению Санкт-Петербург находился на втором месте в России, а по минимуму инвестиционных рисков - на первом. [410]

Существенным моментом развития внешнеэкономических связей является их историческая обусловленность и стабильность. Так, в России продукция компании “Gillette” появилась еще в 1915 г., когда в Петроград был продана первая партия бритвенных станков. В современных условиях представительский офис “Gillete” был открыт в Санкт-Петербурге уже в 1993 г., символизируя возвращение старых деловых контактов. [411]

Для корпорации “Gillette” Северо-Запад России – это прежде всего большой и цивилизованный рынок бритвенных систем и косметики. На этом рынке борьбу ведут 3 ведущие марки - Gillette, Schick и Bic, и Gillette имеет преимущественное положение, занимая 75% рынка.[412]

Для точности необходимо отметить, что в 1991 году в Санкт-Петербурге было организовано совместное предприятие компании Gillette и советского предприятия «Ленинец». В 1993 году завод выпустил свою первую продукцию – станки для бритья Atra, а в 1995 году предприятие начало выпускать одноразовые станки для бритья торговой марки Gillette на одном из производственных участков совместного предприятия. В 1998 году началось строительство нового современного производственного центра, который должен был объединить все производственные мощности в одно масштабное производство.[413] В этом же году корпорация начала активное продвижение на местный рынок своего нового бренда Mach3, на который в последствии был зарегистрирован рекордный спрос. Отметим, что в отличие от региональной, деятельность корпорации в целом по России не была в эти годы успешной: сообщение о проблемах Gillette привело к резкому (на 10% всего за один день) падению котировок ее акций на американском фондовом рынке.[414] Однако, подобные события не отразились на продвижении компании в Северо-Западном регионе.

Завод Gillette в Санкт-Петербурге был введен в строй в 1999 году и стал самым заметным производственным предприятием Санкт-Петербурга того времени. Общие вложения в проект компании Gillette составили 40 миллионов долларов США.[415]

В 2000 году компания Gillette становится полным и единственным владельцем завода «Петербург Продактc Интернешнл» и получила первое место и диплом победителя конкурса в номинации “Лучший иностранный инвестор Санкт-Петербурга 2000 года”.[416]

Немаловажно, что в октябре 2002 г. в ходе сертификационного аудита завода компании “Gillette” в Санкт-Петербурге была рекомендована выдача сертификата соответствия системам экологического менеджмента. [417] Этот шаг является очень важным в области экологической деятельности предприятия и обещает потенциальные выгоды, связанные с улучшением его экологического имиджа, а именно: 1) упрощенный порядок получения кредитов от международных финансовых организаций; 2) продвижение на мировые рынки товаров и услуг; 3) понижение страховых взносов; 4) поддержку со стороны местных органов власти.[418]

Хотя и существует мнение, что подобного рода сертификация является средством конкурентной борьбы, но по нашему мнению такая инициатива позволяет повышать экологические стандарты как в целом по России, так и в Северо-Западном регионе, а также повышает уровень региональной и федеральной экологической безопасности. Экологические критерии становятся весомыми в ряду иных, определяющих оценку инвестиционных проектов.

Для дальнейшего развития технической базы завода и его производственных мощностей в 2003 году из Чехии была завезена большая партия современного оборудования.[419]

По итогам за 2004 и 2005 годы Правительство Санкт-Петербурга включило завод в число 20-ти крупнейших налогоплательщиков региона. В 2004 г. ЗАО “Петербург Продактс Интернешнл” завершило стратегический инвестиционный проект по расширению производственного центра Gillette в Петербурге, стоимостью около 20 млн. долл. По итогам 2004 г. компания "Петербург Продактс Интернешнл" перечислила в бюджет Петербурга 15 млн долл.[420] В Пушкине и Павловске отмечали, что 1/3 поступлений в бюджет приносит ЗАО “Петербург Продактс Интернешнл” совместно с компанией Кока-Кола.[421]

Коллектив завода ЗАО “Петербург Продактс Интернешнл” составляет более 600 постоянных сотрудников, которые имеют поддержку по различным социальным программам.

Однако на пути развития представительства компании “Gillette” в Северо-Западном регионе отмечались и определенные препятствия.

Несмотря на значительные усовершенствования в области правового регулирования предпринимательской деятельности, корпорации “Gillette” приходилось тратить значительную часть иностранных инвестиций на судебные тяжбы, связанные с конфликтами между многочисленными поставщиками товаров, производимых компанией, на территории Северо-Западного региона. Так, к судебным разбирательствам относится дело о доменах “gilette.ru” и “gillette.ru”. В итоге ЗАО “Петербург Продактс Интернешнл” пришлось уступить право пользования данными доменами компании “Камео”.[422]

В настоящее время доля парфюмерно-косметической отрасли (в которой лидирующие позиции заняты компанией “Gillette”) в общем товарообороте Северо-Западного региона составляет лишь около 5 %. Объем реализации парфюмерно-косметической продукции на рынке Санкт-Петербурга, к примеру, составляет 550-560 млн. руб. в год. При этом ведущим производителем остается компания «Невская косметика», которой по различным оценкам принадлежит до 50% городского рынка парфюмерно-косметических товаров. [423] Таким образом, пока не приходится говорить о тенденциях монополизации рыночных сегментов со стороны иностранных компаний.

Промышленную деятельность корпорации “Gillette” в Северо-Западном регионе рассматривают как стратегически важную по следующим причинам:

- компания обеспечивает заметный приток инвестиций, а также значительные поступления в бюджет Санкт-Петербурга;

- предпринимательская деятельность компании на территории региона позволяет сформировать прочную базу для установления политико-экономических связей государств на международном уровне;

- предприятие обеспечивает своих сотрудников различными социальными программами, создает хорошие условия труда, полностью соответствующие российскому трудовому законодательству;

- сертификация предприятия по системе экологического менеджмента вносит вклад в укрепление экологической безопасности Российской Федерации, а также способствует привлечению в регион новых транснациональных корпораций, признающих всемирные экологические стандарты;

- компания способствует развитию инфраструктуры региона, а также широкомасштабному внедрению IT-систем, повышая предпринимательскую бизнес-культуру как на региональном, так и на общероссийском уровне.

В настоящее время Санкт-Петербург реализует целый ряд новых значительных проектов с участием иностранных партнеров. Следует подчеркнуть, что в основе таких внешнеэкономических взаимодействий лежит механизм государственно-частного партнерства, включая создание особых экономических зон. В процессе оптимизации внешнеэкономических связей Правительством Санкт-Петербурга применяется «экономическое зонирование» проектов в промышленных зонах (например, промышленные зоны «Шушары», «Парнас», «Пушкинская») наряду с поддержкой проектов в особых экономических зонах и технопарках.

В процессе координации внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга «экономическое зонирование» гармонично сочетается с кластерным подходом при формировании промышленной структуры под руководством координационных советов по развитию кластеров.

В настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует более тысячи предприятий с иностранным капиталом, на которых занято свыше 200 тысяч человек. В городе создали свои представительства 98 компаний из списка крупнейших компаний по рыночной капитализации согласно рейтингу Financial Times 500.[424]

При использовании механизма ГЧП успешно осуществляются такие крупные проекты, как развитие аэропорта «Пулково», разработка проекта строительства линии легкорельсового транспорта, соединяющей центр города с аэропортом «Пулково», строительство Орловского тоннеля под рекой Невой, строительство мусороперерабатывающего завода в Левашово.

С 2007 года по решению Правительства Санкт-Петербурга осуществляется модернизация аэропортового комплекса «Пулково». Пулково – единственный аэропорт в России, активно развивающийся на базе государственно-частного партнерства.[425] По соглашению о ГЧП от 29 апреля 2010 г. ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» осуществляет управление операционной деятельностью аэропорта «Пулково». Соглашение предусматривает тридцатилетний срок действия и подписано тремя сторонами – Правительством Санкт-Петербурга, ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» и ОАО «Аэропорт «Пулково» (предприятие, сто процентов акций которого принадлежат Санкт-Петербургу). ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» является международным консорциумом с участием ВТБ Капитал, компании Fraport AG (ведущий мировой оператор аэропортов со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне, Германия) и инвестиционная группа Coplouzos (Греция). Консорциум представляет собой организационную форму объединения независимых предприятий и организаций, созданного с целью координации их предпринимательской деятельности. В 2011 году началось строительство нового терминала аэропорта «Пулково», который в настоящее время уже функционирует.

Среди проектов развития транспортной инфраструктуры выделяется строительство автомагистрали «Западный скоростной диаметр».

В настоящее время Правительство Санкт-Петербурга развивает кластерный подход к формированию экономики города. При этом первоначально определились как наиболее перспективные автомобильный, фармацевтический и высокотехнологичный кластеры.

В рамках развития автомобильного кластера в 2010 году компания «Скания» создала предприятие по сборке грузовиков в производственной зоне «Шушары» и в 2011 году выпустила уже более тысячи автомобилей, планирует расширять ассортимент готовой продукции. В 2011 году концерн «Ман» на вторичном рынке арендовал площади в промышленной зоне «Шушары» с планами выпуска автобусов и грузовиков в 2012 году. Реализуется инвестиционный проект промышленного парка по производству автомобильных компонентов компании «Sungwoo Hitech».

Рост выпуска транспортных средств в Санкт-Петербурге впечатляет: 2010 год – 69 932 шт., 2011 год – уже 259 301 шт.

Развитие высокотехнологичного кластера связывается в настоящее время с развитием Особой экономичекой зоны технико-внедренческого типа (33 компании-резидента). Интенсивно решается задача обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой отделений ОЭЗ «Нойдорф» в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга и «Ново-Орловское» в Приморском районе Санкт-Петербурга. В рамках Федеральной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»[426] осуществляется проект создания на территории Невского района Санкт-Петербурга научного и технологического парка (ИТ-парк). Для апробации модели функционирования бизнес-инкубатора в рамках конструкции ИТ-парка с 2009 года ОАО «Технопарк СПб» реализует пилотный проект бизнес-инкубатора «Ингрия» (70 компаний-резидентов). С 2008 года фиксируется рост доходов от деятельности бизнес-инкубатора «Ингрия».

Фармацевтический кластер Санкт-Петербурга формируется в рамках Стратегии развития фармацевтической промышленности России на период до 2020 года, утвержденной в октябре 2009 года Министерством промышленности и торговли РФ.[427] Правительство Санкт-Петербурга утвердило в апреле 2010 года Концепцию развития фармацевтического кластера, а также План мероприятий по реализации концепции и создало Координационный совет по развитию кластера.[428] В июне 2011 года подписаны соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и компаниями «Пфайзер», «Астра Зенека», «МСД Фармасьютикалс» и др.

Позитивной тенденцией развития кластерной системы является зарождение и рост новых кластеров. Так, в настоящее время речь идет о создании радиологического кластера. Первая встреча представителей радиологического кластера Санкт-Петербурга с руководителям компании СамЮнг Юнитех (SamYuong Unitech Co. Ltd, Сеул, Корея) состоялась в ноябре 2011 года при участии представителя Министерства экономического развития РФ – координатора международного сотрудничества по направлению модернизации «Ядерные технологии». Признание указанного кластера приоритетным де-юро и де-факто создаст возможность улучшить высокотехнологичную медицинскую помощь населению и увеличить объем оказываемой помощи.

В 2013 году в Санкт-Петербурге определился более широкий круг кластеров: добавились судостроительный кластер и кластер радиоэлектроники.

Перспективным подходом в экономико-правовой политике Санкт-Петербурга является объединение кластерной и инновационной стратегии. В процессе координации внешнеэкономических связей Санкт-Петербург ориентируется на формирование центра современных инновационных производств и в 2012 году занял второе место по инновационному развитию среди субъектов Российской Федерации. В международном рейтинге инновационных городов мира «Innovation cities global rating» (Международное инновационное агентство «2thinkNow», Австралия) за 2012-2013 годы Санкт-Петербург располагается на 84 месте. В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2011 г. № 835 реализуется комплексная программа «Наука. Промышленность. Инновации» на период 2012-2015 годов,[429] нацеленная на формирование в Санкт-Петербурге конкурентоспособной инновационной системы, которая является значимой частью инновационной системы Российской Федерации.

В рамках стимулирования конкретных инновационных проектов с иностранным участием в Санкт-Петербурге созданы центры научно-исследовательских разработок крупнейших мировых корпораций: Intel, Oracl, EMC, Motorola, Quest, T-Systems, Google, Hewlett-Packard, Exigen Services. Развитие инновационной деятельности связывается с формированием Особой экономической зоны Санкт-Петербурга.

В 2013 году структура управления процессом привлечения иностранных ресурсов выстраивается на принципе «одного окна», понимаемом широко и обеспечивающем инвестору наиболее благоприятные административно-информационные условия в контактах с органами государственной власти. В указанную структуру управления входят Совет по инвестициям,[430] Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга,[431] Агентство по привлечению инвестиций. Совет по инвестициям – координационный орган, возглавляемый Губернатором Санкт-Петербурга и определяющий инвестиционную политику. Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию инвестиционной политики города, определяющий целесообразность и способы участия Санкт-Петербурга в осуществлении инвестиционных проектов, формирующий инвестиционные карты по ключевым отраслям экономики. Агентство по привлечению инвестиций определяет инвестиционно-маркетинговую стратегию, ведет реестр перспективных инвестиционных проектов, формирует пакеты готовых инвестиционных предложений, осуществляет профессиональную поддержку инвесторов при входе на инвестиционную площадку. Открыты почти два десятка информационных деловых центров Санкт-Петербурга в зарубежных странах.

Расширяется множество сфер экономики Санкт-Петербурга, перспективных для привлечения инвестиций, и конкретных привлекательных инвестиционных проектов. В настоящее время статус «стратегический инвестиционный проект Санкт-Петербурга» уже имеют 28 проектов с общим объемом инвестиций более 800 млрд. руб.

В целях развития экономического сотрудничества созданы представительства торгово-промышленных палат зарубежных государств. Установлению инвестиционных контактов с иностранными партнерами содействуют 18 Информационных деловых центров, сформированных Санкт-Петербургом в Германии, Австрии, Италии, Финляндии, Норвегии и других странах.

Расширению внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга способствует ежегодный Петербургский международный экономический форум. Так, в 2012 году в рамках работы форума было п

Наши рекомендации