Коэффициент обеспеченности реализации оборотным капиталом

Порядок вычисления этого коэффициента, позволяющего взглянуть на ликвидность под другим углом, показан на рис. 9.3. При помощи отноше­ния оборотного капитала к выручке можно анализировать такие аспекты бизнеса, которые остаются в тени при использовании двух предыдущих коэффициентов.

Ранее мы определили оборотный капитал как разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Теперь соотнесем эту раз­ность с выручкой от реализации и представим ее как долю в процентах.

В то время как для вычисления коэффициентов текущей и срочной лик­видности использовались показатели только из баланса, при определе­нии значения данного коэффициента необходимо учитывать текущие операции, данные отчета о прибылях и убытках. Так, величина выручки от реализации отражает в некоторой степени поток денежных средств от операций, циркулирующий во всей системе, т. е. по всем подразделениям компании. Таким образом, при помощи этого коэффициента можно осу­ществить привязку краткосрочной ликвидности к годовому потоку денеж­ных средств*.

Кроме того, он позволяет выявить тенденции, которые остаются неза­меченными при использовании других коэффициентов ликвидности. Мо­гут быть ситуации, когда значения коэффициентов текущей и срочной ликвидности остаются стабильными, а значение данного коэффициента падает. Это может случиться, если объем продаж нарастает очень быстро, а величина оборотного капитала остается прежней.

Следует, однако, различать ситуации между нехваткой оборотных средств и таким способом управления компанией, при котором требуется меньше оборотных средств. Последнее — признак высокого профессионализма менеджеров. Современные тенденции — иметь более низкое значение от­ношения оборотного капитала к выручке от реализации, что часто дости­гается за счет существенного сокращения товарно-материальных запасов.

Ситуация, при которой, как показывает баланс, компании не хватает ресурсов для поддержания достигнутого масштаба операций, называ­ется чрезмерным расширением (overtrading). Это случается, если ком-

коэффициент обеспеченности реализации оборотным капиталом - student2.ru * Существует коэффициент, точнее увязывающий ликвидность с показателем потока денежных средств. Он рассчитывается как отношение потока денежных средств от основной деятельности компании к среднегодовым краткосрочным обязательствам. Данный коэффициент показывает покрытие краткосрочных обязательств потоком денежных средств. — Прим. научн. ред.




Глава 9. ЛИКВИДНОСТЬ 133


коэффициент обеспеченности реализации оборотным капиталом - student2.ru

Часть III. КОРПОРАТИВНАЯ ЛИКВИДНОСТЬ

пания очень быстро наращивает масштабы деятельности или если она была не полностью профинансирована на предыдущих этапах развития. Первым симптомом указанной угрозы становится хроническая нехватка денежных средств для обеспечения повседневных потребностей в них. В результате возникает угроза банкротства. Возможным способом вы­хода из такого опасного положения является обращение к долгосроч­ным займам.

Как видно на рис. 9.3, среднее значение коэффициента обеспеченности реализации оборотным капиталом для корпорации US Consolidated Com­pany Inc. равняется 8%. Исследования, проведенные в 1992 г., показывают, что тот же показатель для ведущих компаний Великобритании составлял около 11%.

ЦИКЛ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА

Может быть, самый наглядный способ представления значения оборотно­го капитала в обеспечении деятельности компании показан на рис. 9.4.

Данные по оборачиваемости товарно-материальных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности в этом случае взяты из отчетности корпо­рации US Consolidated Company Inc. Значение этих счетов в том, что они отражают так называемые спонтанные статьи. Они меняются в зависимо­сти от изменения объемов продаж. Конечно, у каждой компании есть своя политика в отношении всех указанных инструментов, например товарно-материальных запасов, при помощи которых (и многих других) менед­жеры управляют ее деятельностью, однако чаще всего они не выражаются в абсолютных показателях, а задаются в долях от объемов продаж. А при существенном росте этих объемов это обязательно скажется и на значе­ниях указанных коэффициентов.

Выразим каждый счет, используя число дней (рис. 9.4), т. е. периоды оборотов

На сумму Число дней в млрд. долл. Товарно-материальные запасы 36,5 44 Дебиторская задолженность 35 41 Кредиторская задолженность 21,8 26

Эти данные приведены на рис. 9.4, чтобы показать, сколько, например, дней проходит от момента, когда компания платит денежные средства поставщикам исходных материалов, до того дня, когда потребитель гото­вой продукции платит за нее.




Глава 9. ЛИКВИДНОСТЬ ' 135

Часть III. КОРПОРАТИВНАЯ ЛИКВИДНОСТЬ

День, когда товары получены, обозначен на диаграмме как нулевой (0-й). Если учесть, что среднее время хранения запасов на складах до их реализации равняется 44 дням, день, обозначенный как 44-й, показывает, когда компания в среднем продает готовую продукцию. Потребителю тре­буется в среднем 41 день, чтобы погасить возникшую дебиторскую задол­женность, поэтому денежные средства поступят в компанию на 85-й день, если отсчитывать от нулевого.

В то же самое время компания, учитывая средний срок в 26 дней, в те­чение которого она пользуется кредитом поставщика (срок погашения кредиторской задолженности), заплатит ему на 26-й день. Временной раз­рыв между оттоком денег из компании (ее платой поставщику) и оплатой счетов ее клиентами составляет 59 дней (85 - 26). Кроме того, в течение всего цикла компания также должна выплачивать заработную плату и нести все накладные расходы.

Именно такой временной разрыв между собственными платежами и получаемыми денежными средствами приводит к возникновению необхо­димости в оборотном капитале, величину которого легко вычислить (в том числе и для рассматриваемого примера). Если взять временной разрыв в 59 дней, то для увеличения выручки от реализации на 1 млн. долл. требу­ется 162 тыс. долл. (1 млн. долл. х 59/365) оборотного капитала. Другими словами, увеличение объема продаж на каждый миллион долларов вызы­вает потребность в дополнительных 162 тыс. долл. Быстро растущие ком­пании, особенно небольшие, часто упускают эту сторону бизнеса из виду и оказываются неприятно удивлены (если выразить это наиболее мягко), когда при высоких объемах продаж и растущей прибыли сталкиваются с острой нехваткой денежных средств.


Наши рекомендации