Анализ показателей самофинансирования

Целью анализа самофинансирования является представление выбранных организацией принципов распоряжения собственным капиталом.

Так как финансовая устойчивость организации зависит от величины собственных средств, имеет смысл понять, насколько эффективно организация использует источники увеличения собственного капитала и насколько рационально распоряжается собственными средствами.

Основной источник увеличения собственного капитала организации - это чистая прибыль. Направления использования чистой прибыли могут быть различными. Чистая прибыль может направляться на увеличение собственных средств (нераспределенная прибыль, средства фондов), может быть направлена на выплату дивидендов, поддержку социальной сферы, выплату процентов по кредитам, оплату штрафов, пеней, НДС по суммовым разницам и т.д.

Коэффициент самофинансирования показывает, какая часть чистой прибыли предприятия направлена на его развитие, то есть на увеличение накопленного капитала.

Капитал самофинансирования = ∆Накопленного капитала / Чистая прибыль (за период),

(формула 1.25)

где ∆Накопленного капитала - прирост накопленного капитала в анализируемом периоде, ден. ед.

Источником информации о приросте накопленного капитала является агрегированный Баланс. Также можно воспользоваться информацией таблицы «Анализ изменений статей Баланса». Чистая прибыль определяется за интервал анализа (не нарастающим итогом) по данным отчета о финансовых результатах.

Логично предположить, что, с точки зрения финансового состояния предприятия, основную долю чистой прибыли рационально направлять на увеличение собственного капитала.

Если основным направлением использования чистой прибыли являются прочие цели (низкий коэффициент самофинансирования или устойчивая тенденция на его снижение), можно сделать вывод, что предприятие недостаточно эффективно использует потенциал увеличения собственных источников финансирования. Как следствие, может возрастать потребность предприятия в заемных источниках финансирования, которые в настоящее время достаточно «дорогие».

Используя данные аналитического учета, рекомендуется проанализировать прочие направления использования чистой прибыли и оценить возможности их сокращения (или отказа).

Значение коэффициента самофинансирования, превышающее 100%, свидетельствует, что рост накопленного капитала связан не только с направлением чистой прибыли на развитие предприятия, но и с ростом прочих составляющих накопленного капитала (например, с получением целевого финансирования).

При отрицательных значениях чистой прибыли либо отрицательных приростах накопленного капитала рассчитывать коэффициент самофинансирования не имеет смысла.

Прирост собственного капитала может быть направлен на финансирование постоянных активов либо на финансирование оборотного капитала.

Коэффициент мобилизации накопленного капитала позволяет определить, какая часть прироста накопленного капитала направлена на увеличение оборотных средств.

Коэффициент мобилизации накопленного капитала = ∆ЧОК / ∆Накопленного капитала,

(формула 1.26)

где ∆ЧОК - прирост чистого оборотного капитала предприятия в анализируемом периоде, ден. ед.

Значение коэффициента мобилизации, превышающее 100%,свидетельствует о том, что финансирование чистого оборотного капитала осуществлялось не только за счет собственных средств, но и за счет выбытия (продажи) части постоянных активов.

При отрицательных значениях прироста оборотных средств и (или) накопленного капитала рассчитывать коэффициент мобилизации нецелесообразно.

Таким образом, логику проведения анализа самофинансирования можно представить так, как показано на рисунке 11. Вначале определяется, какая часть чистой прибыли направляется на увеличение накопленного капитала, и далее - на финансирование оборотных средств либо постоянных активов.

Рис. 1.8. Логика распределения прибыли

Анализ показателей самофинансирования - student2.ru

Анализ показателей самофинансирования - student2.ru

Анализ показателей самофинансирования - student2.ru

Анализ показателей самофинансирования - student2.ru

В зависимости от этапа развития предприятия приоритетным может быть финансирование либо постоянных активов, либо оборотного капитала. Однако, в любой ситуации желательно сохранять Баланс между указанными направлениями использования собственных средств. Об этом напоминает правило финансового менеджмента: за счет собственных средств должны финансироваться как постоянные активы, так и часть оборотных средств.

Для характеристики финансового менеджмента организации может быть использован коэффициент обеспеченности долгосрочных активов собственными средствами, который определяет степень покрытия постоянных активов инвестированным капиталом.

Коэффициент обеспеченности долгосрочных активов собственными средствами (КОДАСС) = Инвестированный капитал / Постоянные активы,

(формула 1.27)

где Инвестированный капитал = Собственный капитал + Долгосрочные обязательства. Расчет показателя осуществляется по данным агрегированного Баланса.

Коэффициент ОДАСС позволяет проконтролировать соблюдение предприятием важного правила финансового менеджмента: за счет собственного капитала должны быть профинансированы постоянные активы и часть оборотных средств.

Для финансово устойчивого предприятия коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций должен быть больше 1. При этом наблюдается положительная величина чистого оборотного капитала. Значение коэффициента меньше 1 говорит о том, что за счет заемных средств финансируется весь оборотный капитал и часть постоянных активов. В этом случае финансовое положение организации является неустойчивым и возникает серьезная угроза проблем с погашением заемных средств.

Коэффициент ОДАСС, не достигающий 1, может быть индикатором рискованной инвестиционной политики. В данном случае под нерациональной инвестиционной политикой понимается то, что масштабы инвестиций превышают финансовые возможности предприятия.

При недостаточном объеме собственных источников финансирования рекомендуется проанализировать возможности увеличения собственного капитала организации. В этом случае особенно актуальным становится анализ прибыльности.

§ 1.12. Отчет о прибылях и убытках (форма №2) и его подготовка к анализу

Отчет о финансовых результатах - это бухгалтерский документ, представляющий результаты деятельности предприятия за определенный период. Результаты отражаются по отдельным направлениям деятельности организации - основной, прочей операционной и внереализационной. Оценка результатов осуществляется путем сопоставления доходов и расходов за определенный период.

Отчет о финансовых результатах содержит следующие характеристики результатов деятельности организации:

Выручка от реализации - это стоимость реализованной продукции или оказанных услуг (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов) за отчетный период.

Для торговых и снабженческо-сбытовых предприятий в данной строке показывается общая сумма поступлений от реализации товаров.

Прибыль от основной деятельности (прибыль от реализации) представляет собой разность между выручкой от реализации и затратами на реализованную продукцию.

Экономический смысл прибыли от основной деятельности состоит в оценке эффективности производственной деятельности предприятия.

Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) представляет собой массу прибыли до ее налогообложения. Поэтому иногда эта строка именуется как «Прибыль до уплаты налогов». Балансовая прибыль формируется из прибыли (убытков) от основной деятельности, а также прочих операционных и прочих внереализационных доходов (расходов).

Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов - ключевая характеристика эффективности деятельности предприятия. Чистая прибыль является основным источником увеличения собственного капитала предприятия. Показатель рассчитывается как разница между Балансовой прибылью и налогом на прибыль.

Направления использования чистой прибыли (отвлечения средств) определяются самим предприятием. Чистая прибыль может быть направлена на формирование фондов и резервов предприятия (увеличение собственного капитала), выплату дивидендов, погашение кредитов, уплату штрафов и пеней, содержание объектов социальной сферы и прочее.

Анализ отчета о финансовых результатах следует начинать с преобразования его в более удобный для исследования вид.

Подготовка формы №2 для анализа заключается в переводе отчета нарастающим итогом в отчет за интервал анализа и выделении маржинальной прибыли.

Принятая в России форма Отчета о финансовых результатах не позволяет получить представление о структуре затрат на производство продукции (оказание услуг). В форме №2 не предусмотрено выделение постоянных и переменных затрат, что обедняет анализ прибыльности. В частности, отсутствует информация для проведения анализа безубыточности и ценовой политики предприятия.

Для построения более информативного отчета о прибылях и убытках целесообразно разделить затраты на реализованную продукцию на переменную и постоянную составляющие.

Переменные затраты (издержки) – это затраты, изменение которых связано с изменением объема произведенной продукции.

К переменным затратам в большинстве случаев относятся затраты на сырье и материалы (прямые затраты), покупные изделия, сдельная заработная плата, технологическая энергия и топливо, транспортно-заготовительные расходы.

Постоянные затраты (издержки) – это затраты, не изменяющиеся при изменении объемов производства. Как правило, это затраты, связанные с обслуживанием производственного процесса (административно-управленческие, сбытовые расходы).

Примером постоянных затрат могут служить амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам, топливо и энергия на обслуживание производственного процесса (освещение, отопление), заработная плата персонала, не зависящая от объемов произведенной продукции (оклады, оплата простоев).

Нередко постоянными являются затраты, учитываемые как общецеховые, общехозяйственные (общезаводские) расходы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО). Как правило, к постоянным затратам относится основная доля затрат вспомогательных производств - например, гальванических, кузнечных цехов (производств).

Рис.1.9. График зависимости постоянных и переменных затрат от объема производства

Анализ показателей самофинансирования - student2.ru

Необходимо отметить, что абсолютная величина постоянных затрат может изменяться по периодам в зависимости от масштабов и условий деятельности. Например, в летние периоды постоянные издержки могут сокращаться за счет снижения затрат на отопление и освещение зданий. Увеличение постоянных затрат может быть связано с проведением текущего ремонта, приобретением имущества на условиях лизинга и т.п.

В общем случае, высокая доля постоянных затрат в себестоимости может объясняться:

· Недозагруженностью производственных фондов;

· Особенностями технологического процесса.

Если доля постоянных затрат в себестоимости продукции высока или растет, возрастает риск получения убытков в случае сокращения объемов реализации.

Отнесение затрат к переменным или постоянным зависит от особенностей технологического процесса, принятой на предприятии системы оплаты труда и т.п., поэтому должно осуществляться индивидуально для каждого предприятия. Разделение затрат на переменную и постоянную составляющие (выделение доли постоянных затрат в себестоимости) желательно осуществлять для каждого анализируемого периода.

Разница между выручкой от реализации и переменными затратами носит название маржинальная прибыль.

Маржинальная при быль = Выручка – Переменные затраты

(формула 1.28)

Маржинальная прибыль имеет принципиальное значение при анализе прибыльности, так как позволяет проанализировать причины убытков, определить границы безубыточности деятельности, охарактеризовать тенденции ценовой политики организации.

С экономической точки зрения, маржинальная прибыль представляет собой «резерв» покрытия постоянных расходов и получения прибыли.

Анализ прибыльности

Цель анализа прибыльности - оценить способность предприятия приносить доход на вложенные в текущую деятельность средства.

Анализ прибыльности выполняется на основании отчета о финансовых результатах, переведенного из нарастающего итога в отчет за интервал.

Анализ прибыльности необходимо начинать с общей характеристики доходности отдельных направлений деятельности предприятия, а также описания динамики изменения доходности в течение анализируемого периода.

Необходимо определить, под влиянием каких основных причин изменялись объемы получаемой прибыли в течение анализируемого периода. Например, это может быть изменение выручки от реализации, изменение уровня переменных или постоянных затрат, прочих операционных и внереализационных доходов (расходов).

В свою очередь, изменение выручки от реализации может быть связано с изменением номенклатуры реализуемой продукции (реализуется продукция, имеющая различный уровень спроса на рынке), изменениями в работе маркетинговых служб, изменением цен на реализуемую продукцию и т.д.

Величина переменных затрат может меняться вследствие изменений номенклатуры реализуемой продукции (разный уровень затрат на производство различных изделий), изменений цен на закупаемые сырье и материалы. Постоянные затраты могут варьироваться в результате изменения цен на постоянную составляющую затрат, в результате ввода новых фондов, изменения технологии производства продукции и т.п.

С точки зрения устойчивости предприятия в перспективе, целесообразно, чтобы основная часть доходов формировалась за счет основной деятельности, но не за счет прочих операций, носящих случайный характер (прочие операционные и внереализационные доходы). Если результаты деятельности организации во многом определяются величинами прочих операционных и внереализационных доходов и расходов, необходим их подробный анализ и контроль. Для анализа прочей операционной и внереализационной деятельности недостаточно информации Баланса и формы №2, необходимы данные аналитического учета.

Наши рекомендации