Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение

Виктор Алексеевич Ефимов

Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение

Библиотека Концептуальных Знаний –

«Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение»: ИГ «Высь»; Санкт-Петербург; 2011

ISBN 978-5-9573-2262-7

Аннотация

Целью настоящей работы является раскрытие приоритетов внешней концептуальной власти. Эти приоритеты позволяли библейским «пчеловодам» в интересах западной цивилизации устойчиво поддерживать режим нищенского существования в нашей стране, располагающей богатейшим природным и интеллектуальным потенциалом. За этим нет никаких заговоров, за этим стоят не осмысленные народом России схемы внешнего управления по полной функции, подмявшие как нашу государственность, так и процессы становления личности Человека Разумного. Так трудолюбивые пчелы всю жизнь без протестов и агрессий кормят работающих с ними пчеловодов.

Пчеловоды «пчеловодам» — рознь. Пора библейских «пчеловодов» в России закончилась.

Виктор Алексеевич Ефимов

Курс эпохи Водолея

От издателя

Дорогой читатель, благодарю вас, что вы нашли время и взяли в руки эту замечательную книгу. Она предлагает посмотреть на мир ясным взглядом и разобраться в природе наших личных и общественных проблем. Каждому из нас присуще желание жить наполненной и радостной жизнью. Текущие обстоятельства не часто предоставляют нам такую возможность.

Почему общество устроено так, что наши усилия приносят скромные результаты?

Почему день за днем счастья в нашей жизни становится все меньше, а количество проблем не уменьшается?

Чем мы можем растворить наш скептицизм и недоверие?

Какое восприятие даст нам способность действовать осмысленно и не растрачивать время своей жизни впустую?

Как «включить» нашу душу и жить в согласии с ней сейчас и всегда?

Материал данной работы необычен по охвату и способу изложения.

Книга направляет внимание сразу на две части нашей природы — разум и душу.

Читайте, размышляйте, наблюдайте и делайте собственные проверки и выводы. Помните: наше понимание прочно связано и вытекает из осознанного опыта. Проверяйте прочитанное действием, а проверив, не забывайте результатов.

Доброго вам пути и счастливой жизни!

Искренне, Петр Лисовский

Курс эпохи Водолея

Никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли.

А. С. Пушкин

Свет требует постоянной поддержки. Но в отсутствие света, тьма воцаряется сама по себе.

Введение

Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного — научиться жить на Земле по-человечески.

Бернард Шоу

На рубеже III тысячелетия планета Земля переходит из созвездия Рыб (148 г. до н. э. — 2012 г. н. э.) в созвездие Водолея (2012 г-4172 г.). Эта глобальная трансформация на астрологическом плане сопровождается уникальными переменами в информационном состоянии общества. В соответствии с Законом времени постоянно сокращающийся период обновления господствующих на планете Земля технологий (социальное время) в середине XX века сравнялся с неизменным (25 лет) во времени периодом смены поколений (биологическое время), а после этого, впервые в истории нынешней цивилизации, технологии стали обновляться за более короткое время, чем поколения. Это обстоятельство с неизбежностью порождает процесс смены логики социального поведения, который входит в активную фазу лишь в третьем поколении после выравнивания частот биологического и социального времени, то есть как раз на рубеже тысячелетий. В период до 2000 года логика социального поведения носила толпо-элитарный характер на всех уровнях социальной власти, организованной по принципу пирамиды с разделением всего общества на толпу и элиту. На верху глобальной пирамиды находился узкий круг посвященных (элита), ниже следовали их доверенные и приближенные, под каждым из них выстраивались локальные пирамиды с вовлечением толпы в их состав.

О принципах общественной жизни в ту пору с болью в душе говорил А. С. Пушкин:

Паситесь, мирные народы,

Вас не разбудит сердца клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды —

Ярмо с гремушками да бич.

Суть смены логики социального поведения состоит в том, что пора посвящений, когда однажды полученных тайных знаний, вследствие неизменности мира, хватало на всю оставшуюся жизнь, канула в Лету. «Царствуй лежа на боку», — подобная управленческая практика и ее приверженцы оказались несостоятельны. Хотя по инерции псевдоэлита еще имитирует некое подобие управления жизнью общества, тем не менее, уже все видят, как реальная власть утекает из их рук, подобно воде сквозь растопыренные пальцы. Теперь за время жизни одного поколения происходят многократные обновления, как технологий, так и связанных с ними идеологических, надстроечных явлений.

Нужно формировать качественно иное поколение управленцев, способных непрерывно учиться, осваивать новые знания, чтобы соответствовать текущим потребностям общества. Вследствие Закона времени господствовавшие в последние тысячелетия принципы толпо-элитарного управления обществом утратили свою дееспособность. Мера понимания и нравственности «элиты» стала настолько ничтожна, что применять этот термин по отношению к ней в глазах думающих людей выглядит как нелепость. И наоборот, серьезной, мировоззренчески значимой информацией интересуется в большей степени простой народ. Идет процесс опрокидывания пирамиды понимания и мировоззренческой состоятельности. Благодаря смене логики социального поведения, мир вошел в фазу формирования принципиально новой кадровой базы, новых взглядов на мировоззренческую, духовную и культурную основу жизни людей в эпоху Водолея. Что должен знать и понимать Человек будущего?

Этот вызов времени привел к появлению большого количества книг и исследований, претендующих на роль путеводителя новой эпохи, неизбежность наступления которой очевидна уже каждому. Однако на поверку все известные тиражные издания не соответствуют этим требованиям. В лучшем случае их глубина проникновения в существо происходящего ограничивается экономическим приоритетом, теми фактами, дальнейшее сокрытие которых становится невозможным даже для самого наивного читателя. При этом мы наблюдаем смелое разоблачение разного рода следствий, вторичных проблем: от несостоятельности доллара и кредитно-финансовой системы до нелепых методов государственного управления.

Однако авторы при этом не затрагивают фундаментальные причины, духовно-нравственные, мировоззренческие истоки становления и развития всех очевидных несуразностей нашего жизнеустройства. Фальшивость, жизненная несостоятельность таких внешне броских изданий, претендующих на эпохальность замысла, обусловлена приверженностью их авторов тысячелетним традициям уходящей эпохи, ее финансово состоятельным хозяевам. Устремленность в III тысячелетие самым нелепым образом сопровождается не только отжившими стереотипами и устаревшей богословской догматикой, но и самой символикой безвозвратно уходящей эпохи Рыб.

Делается ли фальсификация поиска стратегии будущего на заказ и за большие деньги или искренне по непониманию, не имеет значения для общества. Не нами подмечено, что дурак опаснее врага. Провокационная сущность публикуемых новинок станет очевидной читателям настоящего издания. Пока посвященные прошлой эпохи отрабатывали схемы сохранения прежнего, исчерпавшего себя толпо-элитарного устройства общества, в древнейшей системе знаний свято-русского жречества шло конструирование новых принципов жизнеустройства, мыслеформ эпохи Водолея. Их раскрытию и посвящено настоящее издание.

Термин «Курс», вынесенный в название книги, имеет два взаимосвязанных смысловых значения:

· направленность развития всех социальных процессов с фиксацией набора основополагающих целевых точек и контуров образа будущего;

· учебный курс, дающий представление читателям о различении и методологии познания сущности эпохи Водолея, а также о ее базовых отличительных признаках.

Вода — основа органической жизни на Земле; вместе с тем, во всех иносказаниях она является символом информации. Применительно к жизни здорового человеческого общества аналогом воды по своей значимости выступает культура. В изоляции от культуры принципиально невозможно становление здоровой, созидающей личности человека. А если живущее поколение уклонилось от русла Божьего промысла, его культура утрачивает здоровые основы и становление нового поколения происходит в искаженной, болезнетворной среде. Как результат — в обществе начинают доминировать реальные, а не сказочные «маугли» по организации их личностной и коллективной психики.

Человеком, в отличие от животного, не рождаются, а становятся. Но стать Человеком с большой буквы возможно только в результате трудов праведных над самим собой. Труд этот состоит в том, чтобы привнести в каждое мгновение своей жизни наибольшее количество праведных сознательных действий. Человек выплавляется в матрице той культуры, которая сопровождает его в процессе развития, а потом он начинает вносить свой вклад в преобразование исторически сложившейся культуры, оказывая тем самым опосредованное воздействие на судьбы последующих поколений. При этом все основные параметры личности закладываются в возрасте до 7 лет, а к 12 годам личность практически сформирована.

Ни одно из многочисленных телевизионных шоу по поводу отличия человека от животного не давало ответа на поставленный вопрос по существу. А между тем, принципиальное отличие человеческого общества от животного мира состоит, прежде всего, в наличии культуры и в вытекающей из этого возможности накапливать знания и опыт в течение тысячелетий, а не учиться только у мамы-кошки. Кроме этого, организация психики животного однозначно запрограммирована его генетикой, а вот психика человека не имеет такой программы, заданной от рождения. По организации своей психики, представитель вида «человек разумный» может постоянно развиваться, осознавая и реализуя в себе подобие Божеское, но может и деградировать, соскользнув на путь удовлетворения исключительно животных потребностей, утратив не только качества человека, но и его облик.

Все остальные отличительные признаки, включая разум и язык, — всего лишь следствие имеющихся возможностей учиться, и не только у родителей, как учатся котята у мамы-кошки, и своих современников, но и у давно ушедших поколений, на базе культуры, закладываемой и развиваемой тысячелетиями. При этом под культурой следует понимать генетически не наследуемые достижения общества, запечатленные на самых разных носителях информации, включая привычки и ценности родителей, и передаваемые от поколения к поколению в их преемственности и развитии. В то же время, потенциал возможностей освоения и дальнейшего развития культуры передается либо утрачивается в череде поколений на генетическом уровне, так как здоровая генетика способна воспроизводить тончайший уровень внимания — духовное зрение. Именно оно и позволяет подрастающему поколению впитать ценности на тончайшем, духовном уровне, которые человек способен пронести далее через все тяготы жизни.

В эпоху Рыб, уподобляясь рыбе, подавляющая часть человечества была озабочена лишь поиском чистых заводей и нужных течений, не помышляя о миссии замены принципиально не годной «воды» на качественно иную, хотя эта миссия от Бога дарована каждому из нас. Мистическое название новой эпохи свидетельствует о предстоящей замене «воды» в целом. Знаменательной в связи с этим выглядит выдержка из суфийской легенды «Когда меняются воды»:

Однажды Хидр (совершенный суфий), учитель Моисея, обратился к человечеству с предостережением.

— Наступит такой день, — сказал он, — когда вся вода в мире, кроме той, что будет специально собрана, исчезнет. Затем ей на смену появится другая вода, от которой люди будут сходить с ума.

Лишь один человек понял смысл этих слов. Он собрал большой запас воды и спрятал его в надежном месте. Затем он стал поджидать, когда вода изменится.

В предсказанный день иссякли все реки, высохли колодцы, и тот человек, удалившись в убежище, стал пить из своих запасов.

Когда он увидел из своего убежища, что реки возобновили свое течение, то спустился к сынам человеческим. Он обнаружил, что они говорят и думаютсовсем не так, как прежде. Он выпил новой воды и стал таким, как все. Тогда он совсем забыл о запасе иной воды, а окружающие его люди стали смотреть на него как на сумасшедшего, который чудесным образом исцелился от своего безумия.

Этот вариант рассказов приписывается Сеиду Саби-ру Али Шаху, святому ордена Чиштия, который умер в 1818 году (Идрис Шах «Суфизм», М., «Клышников», 1994).

Это иносказание, которое пережило века. Только в вымышленной сказочной реальности его можно понимать в том смысле, что речь идет о какой-то «трансмутации» природной воды (Н20), а не об иной «воде», характеризующей состояние культуры общества. Естественно, что с точки зрения человека, живущего в одном типе культуры, внезапно оказаться в другом, качественно ином типе культуры — означает выглядеть в ней сумасшедшим. Именно это мы можем наблюдать сегодня при взгляде на общественное сознание эпохи Рыб, если за основу взять мировоззрение эпохи Водолея.

Подобными образами пользуется на уровне второго смыслового ряда в своих произведениях и А. С. Пушкин. При этом под Мертвой водой он понимает информацию письменную, которую невозможно изменить, а под Живой водой — устную речь, которую невозможно в точности воспроизвести:

«А в той долине — два ключа. Один течет волной живою, по камням весело журча, тот льется мертвою водою».

(«Руслан и Людмила»)

Именно эти два чудодейственных источника, два ключа новой эпохи хранятся в глубинных пластах духовной культуры многонациональной Русской цивилизации. Сущность мировоззрения эпохи Водолея раскрывается нами с использованием этих ключей, тайных кодов к посвящениям свято-русского жречества, изложенным на наш взгляд в закодированной форме в бессмертных творениях А. С. Пушкина.

Цель настоящего издания — пробудить стремление у заинтересованных читателей к необходимости личного развития, поскольку именно оно лежит в основе общественного развития. Настало время практической подготовки той кадровой базы, которая будет способна приступить к исцелению нашего общества. В основе всех наших неурядиц лежит непонимание смысла жизни и предназначение жизни человека на Земле.

С позиции культуры эпохи Водолея современное человечество несовершенно во всех своих проявлениях и в большей степени напоминает клиентуру глобальной психбольницы, чем собрание здравомыслящих людей. Только пациент такого учреждения способен по своей инициативе вдохнуть с дымом сигареты до 100 ядовитых веществ и сам же заплатить за это «удовольствие». Но ведь даже бараны не курят, а тараканы не финансируют применяемый против них дихлофос. И этот откровенно клинический факт не единичен. В любой иной сфере жизнедеятельности современного общества (от организации системы денежного обращения и военно-политических «гуманитарных» операций до телевизионного репертуара и практики выстраивания отношений с единым для всех живущих на Земле Богом — Творцом и Вседержителем) вы столкнетесь с не менее яркими клиническими проявлениями в самой острой и необратимой фазе. Единственное, что требуется для их различения, — способность читателя выйти из-под колпака навязанных порочных стереотипов и оценок событий по авторитету исторически сложившейся традиции.

Наступят такие времена, когда самые опасные генные наркотические яды (алкоголь и табак) останутся только в музеях, посвященных истории эпохи Рыб. А самым недоуменным вопросом новой эпохи у стендов, демонстрирующих воздействие этих ядов на тело, душу и дух человека, будет вопрос: «Неужели действительно были такие времена, когда существа, наделенные разумом и волей, могли употреблять эти страшные яды внутрь, без физического принуждения?» При этом любые заболевания в возрасте до 80 лет станут столь же невероятны, как поломка двигателя автомобиля «Мерседес» до 80 тыс. км пробега.

Из нашего, теперь уже богатого практического опыта можно с удовлетворением отметить, что большинство из тех, кто освоил предлагаемую в данном издании информацию, кто пропустил ее через собственную душу, никогда в жизни, так же как и мы, не сделает глотка алкоголя или глотка табака. Мы не из общества борьбы за трезвость, и не в этом смысл нашей деятельности. Неприятие алкоголя и табака — это лишь второстепенное следствие мировоззренческого прозрения личности, ибо победить алкоголь можно только на этом уровне. Для нас отношение личности к алкоголю является своеобразной лакмусовой бумажкой меры понимания, ощущения Божьего промысла. Ибо первая заповедь жизни по-божески — не причинять вреда себе, и в том числе с помощью табака, алкоголя и иных наркотиков всех видов и оттенков.

Для планеты Земля характерны масштабные преобразования, но в наше время они не обязательно должны протекать в катастрофичном сценарии, как это было с вышедшей за пределы Божьего попущения Атлантидой. Она не была технократической цивилизацией, живущей на основе техносферы и зависящей от нее, как это имеет место ныне. Но она выстраивала те же чуждые Божьему промыслу иерархии «рабы — рабовладельцы», что и нынешняя, однако иными средствами: используя особые психологические практики вместо современного финансово-ростовщического инструментария порабощения. Нынешнее сумасшествие человечества представляет собой вкорененное и развившееся в нем печальное наследие Атлантиды. И есть все основания полагать, что оно может быть преодолено волей самих людей на базе дарованного человечеству Ума-Разума, без необходимого в противном случае вмешательства Свыше.

После гибели Атлантиды на Земле параллельно с человечеством, опустившимся до уровня каменного века, шло развитие и выживших жреческих родовых линий, сохранивших память о материальной и нематериальной культуре прежних цивилизаций. Однако целеполагание в вопросах общественного развития определяется исключительно нравственностью, интеллект (понимаемый здесь как совокупность Ума и Разума) отвечает лишь за организационные схемы, пути и скорость достижения поставленных целей. Однако при движении в сторону духовной гибели включаются механизмы самосохранения Человечества на уровне коллективного бессознательного и активизируется процесс дезорганизации неправедно управляющих систем (особенно это касается Руси), как в случае с нынешним системным финансовым кризисом. А потому выход из подобных управленческих, а как следствие, и финансовых коллапсов невозможен без изменения господствующей в обществе духовности и лежащих в ее основе нравственных правил.

Вот уже более трех тысяч лет после сокрытия истинных знаний о Мироздании древнеегипетской управленческой иерархией Амона человечество пребывает в системе глобального, целенаправленно сформированного мировоззренческого обмана. Жречество, отвечавшее за жизнере-чение в русле Божьего промысла, переродилось на нравственном уровне в знахарство и приспособило имевшиеся у него знания для обустройства жизни своих родовых линий и их приближенных за счет остальной части человечества. Штаб-квартира этого центра управления, ранее открыто стоявшего над фараонами, ушла в подполье и по мере развития управляемой глобализации перемещалась в места более комфортного проживания (Египет, остров Крит, Швейцария). Однако на нее по-прежнему замкнута система власти «фараонов» сегодняшнего дня, президентов и прочих глав государств Евро-Американского конгломерата.

На данный момент для российской и мировой общественности, вместо навязанных ложных стереотипов, предлагается принципиально иная целостная система знаний о методах выявления Правды-Истины, обо всех явлениях бытия от философии, политики и богословия до экономики, психологии и управления. Эти знания позволят исключить тот парадокс, когда население страны, самой богатой в плане ресурсов, включая человеческий потенциал, влачит нищенское существование. Причем это противоестественное состояние внедряется в сознание людей как якобы безальтернативная норма.

Однако это не новое явление. Еще в XIX веке M. Е. Салтыков-Щедрин так охарактеризовал подобный парадокс жизни нашего общества: «Мужик даже не боится внутренней политики, потому просто, что не понимает ее. Как ты его не донимай, он все-таки будет думать, что это не „внутренняя политика", а просто божеское попущение, вроде мора, голода, наводнения, с тою лишь разницею, что на этот раз воплощением этого попущения является помпадур (администратор-управленец — наше пояснение при цитировании). Нужно ли, чтобы он понимал, что такое внутренняя политика? — на этот счет мнения могут быть различны; но я, со своей стороны, говорю прямо: берегитесь, господа! потому что, как только мужик поймет, что такое внутренняя политика, — ni-ni, c'est fini! (кончено)» («Помпадуры и помпадурши»).

Но то же самое можно сказать и о понимании людьми внешней политики (политики правящего класса государства за пределами его юрисдикции) и глобальной политики (политики в отношении всего человечества, проводимой теми или иными государствами и социальными группами).

Каждый из разделов предлагаемой вниманию читателя книги посвящен какой-то одной теме и ориентирован на возможность ее понимания независимо от остальных разделов. Однако в жизни все проблемы взаимоувязаны и переплетены друг с другом, вследствие чего в некоторых разделах есть вынужденные частичные повторы информации, представленной в других разделах. Поэтому ценность излагаемого материала для читателя определяется его способностью осмыслить целостность и взаимосвязь всех тематических разделов в пределах цельного образа его миропонимания. Мы искренне надеемся, что внимательный читатель, непосредственно чувствующий течение Жизни, сможет увидеть за отдельными главами книги все полотно будущего целиком, как говорится, «увидит лес за деревьями».

Цель настоящего издания — пробудить интерес читателя к освоению мировоззрения эпохи Водолея, дать практические ключи тем родовым линиям, которые ориентированы на свое устойчивое развитие в преемственности поколений. На базе этой информации идет формирование принципиально новой кадровой базы, способной уже в ближайшее время перевести страну в режим самовластного (суверенного) демократического управления, возможного исключительно на базе своей собственной Концепции общественной безопасности или образа жизни по-Божески, в Правде и справедливости.

В заключительной части книги приводится глоссарий, в котором читатель может найти разъяснение терминов, использованных в тексте.

Истоки всех ошибок

Если искать метафору, кратко и емко характеризующую роль и место философии в системе образования, то можно сказать, что философия во многом аналогична камертону. С одной стороны, на камертоне невозможно исполнить даже самую простенькую мелодию, а с другой стороны, при отсутствии или фальшивости камертона проблематично настроить инструменты для игры в оркестре, если его участники не обладают абсолютным слухом.

Понятно, что если музыканты оркестра ориентированы на два разных камертона, один из которых, вместо «ля» первой октавы, издает какой-то другой звук, то игра такого оркестра будет фальшива, что приведет к дисгармонии даже при безупречной технике дирижера и исполнителей.

Если же в оркестре один камертон, но фальшивый, — проблемы тоже будут, хотя и иного характера. Дело в том, что «ля» первой октавы имеет такую длину акустической волны, что 1/4 ее равна расстоянию между слуховыми рецепторами правого и левого уха среднестатистического человека. И поскольку музыка оказывает воздействие непосредственно на эмоциональную сферу человека, то сползание оркестра вверх либо вниз по абсолютной шкале высоты звучания способно оказать эмоциональное воздействие, отличное от замысла композитора, хотя оркестр будет играть слаженно.

Так и философия сама по себе не способна решить ни одной прикладной задачи непосредственно. На этом обстоятельстве основаны мнения многих прикладников о бесполезности философии вообще вследствие ее абстрактности или «ненаучности». И точно так же, как и в оркестре, отрасли науки и образовательные программы не могут быть согласованы друг с другом, если философского «камертона» нет или он фальшивит, а ученые — узкие специалисты-отраслевики, не имеющие за душой общей для них всех мировоззренческой основы, соответствующей высшим правилам жизни. Но ведь жизнь Мироздания едина и целостна, и потому специалисты всех отраслей знания должны понимать и дополнять друг друга. Имея общее основание в ценностях и мировоззрении, мы будем иметь дело со слаженным оркестром разнообразных профессий, нашей государственности, семейного быта — всей разнородной деятельностью людей в гармонии с Природой.

Пока же ошибки во всех видах деятельности людей — объективная историческая данность. Но ошибки во всякой деятельности могут быть отнесены к одному из двух видов. Так называемые «случайные» ошибки, непредсказуемо возникающие в ходе деятельности. Они носят индивидуально-субъективный характер и в массовых процессах имеют тенденцию к среднестатистическому уравновешиванию, а потому хотя и замедляют движение, но не меняют направленности развития общества. Подобно этому, многочисленная стая гусей безошибочно держит средневзвешенный нужный курс, в отличие от отбившегося от стаи одиночного гуся, неспособного улететь на юг из-за собственной индивидуальной ошибки.

Вместе с тем, для людей характерны и системные ошибки, которые запрограммированы ложными целями и порочными принципами, положенными в основу организации соответствующей сферы жизнедеятельности общества. Во многом системные ошибки обусловлены изъянами в системе образования, вытекающими из философских, методико-педагогических пороков системы образования, которые являются следствием системных ошибок прошлых времен.

Но общество заинтересовано в устранении системных ошибок и снижении статистики «случайных» ошибок, которые при более глубоком рассмотрении психологии личности предстают как системные ошибки иных порядков, проявляющиеся в специфических обстоятельствах. И ключом к устранению генераторов ошибок обоих видов является философия, которая должна играть роль безупречного камертона в системе специализированных отраслей науки и образования.

Пока же отсутствие стройности в «оркестре» нашего общества и человеческой цивилизации в целом становится все более тяжелым по своим последствиям, поскольку его слушатели — Мироздание и Вседержительность — оказывают сдерживающее, подавляющее воздействие на дурных «музыкантов». И дело здесь, к сожалению, не в фальши отдельных «исполнителей»: мы имеем дело с ошибками иного рода, проистекающими из фальшиво звучащих «камертонов» господствующих научных школ философии, положенных в основу системы образования и воспроизводимых ею.

Одним словом, философский камертон необходим, но он не должен быть фальшивым.

Рис. 6. Усадьба Гончаровых «Полотняный завод»

В излучине реки Суходрев барская усадьба: парк, сад, конюшни, оранжереи, дворец[16], церковь, жилища для прислуги. Там, где река разделяется на два рукава, — заводская плотина и сама бумажная фабрика и полотняный завод. В лучшие времена Гончаровы были практически монополистами в производстве парусного полотна, и годовой бюджет их клана составлял порядка 1/15 бюджета Российской империи. На другом берегу реки по обе стороны от дороги — усадьбы крепостных, работавших на фабрике. При этом барская усадьба занимает больше места, чем весь рабочий поселок крепостных — по сути рабов.

Принципы порождения инфраструктуры поселения, сложившиеся во времена крепостного права, можно кратко выразить так: усадьбы впритык одна к другой; максимум площади усадьбы крепостного отходил под огород; дома минимального размера (в два окошка). Эта инфраструктура поселения — следствие крепостного права и один из инструментов воспроизводства соответствующей психологии крепостных в преемственности поколений.

Крепостного права уже почти 150 лет как нет, сам поселок при фабрике вырос, фабрика уже давно утратила свой экономический вес в отрасли и стратегическую значимость в государстве, но принципы порождения инфраструктуры поселения, сложившиеся тогда, действуют по-прежнему. Поселок Полотняный завод застроен большей частью домишками в два окошка на улицу, почти впритык друг к другу. Говорить о том, что этот стиль застройки — результат свободного творчества людей, не приходится, прежде всего, потому, что там, где крепостного права не было, стиль застройки поселений и архитектура жилищ иные.

На фотографиях ниже виды архитектурно-ландшафтного заповедника Кижи. На верхней представлен дом Сергеевой. По современным понятиям это «элитный коттедж из высококачественных бревен». На нижней фотографии — общий вид усадьбы Ошевнева. Тоже «элитный коттедж». Но в XIX веке оба дома считались «середняцкими», то есть так выглядело жилье основной статистической массы населения в этом крае. К обоим жилым домам примыкают комплексы хозяйственных построек, видны пандусы, по которым воз можно было завести на второй этаж или выехать с возом на улицу, хотя есть и летние въезды на уровне земли — чтобы в снегопады не тратить силы на расчистку подъездов к воротам. Усадьбы расположены достаточно далеко друг от друга, чтобы обеспечить уединение каждой семье, и достаточно близко для того, чтобы люди жили по-соседски, оказывая друг другу разного рода помощь, и могли бы общаться. Такая форма застройки отличается от хуторской системы, при которой семьи живут практически полностью обособленно друг от друга.

Очевидно, что там, где крепостного права не было, труженики на протяжении веков в свободном творчестве вырабатывали иные принципы создания инфраструктуры поселения, привязки его к местности, а также иную архитектуру жилищ. Все это существенно отличается от тех античеловечных принципов, что сложились в регионах действия крепостного права и продолжают действовать как при застройке городов, так и при застройке сельских поселений. Понятно, что в северном крестьянском и станично-казацком стиле организации жизни поселения выражалась и воспроизводилась в преемственности поколений отличная от рабской свободно-творческая психология. По существу, идея ландшафтно-усадебной урбанизации предполагает вернуться к этим принципам, но на основе современных и перспективных технологий.

При этом надо понимать, что психологическая инерция — реальный фактор, и большинство коттеджных поселков, возведенных в последнее десятилетие в разных регионах России, выражают психологию крепостного права. Участки в 10–20 соток и на них коттеджи, архитектура которых редко когда ориентирована на жизнь семьи нескольких поколений. Это коттеджный аналог большой коммунальной квартиры, не решающий ни одной из социально-биосферных задач, которые могут и должны быть решены при воплощении в жизнь идеи ландшафтно-усадебной урбанизации.

Для того чтобы успешно осуществить идеи ландшафтно-усадебной организации, требуется ясное понимание унаследованных от прошлого стереотипов хозяйствования. Требуется последовательная политическая воля на пути преодоления этих стереотипов и воплощения замыслов в жизнь.

При строительстве и эксплуатации жилых, административных и производственных зданий и сооружений следует использовать автономные энергоэффективные технологии. Энергоэффективный дом — это такой дом, в котором оптимизированы все энергетические процессы. Экспериментальная практика строительства домов такого рода показывает, что в этом случае удается снизить текущие энергозатраты в 10 раз. Так как в средних широтах самым энергоемким звеном является отопление, то в энергоэффективном доме, прежде всего, должны быть снижены до своего минимума тепловые потери. Согласно современным стандартам, энергоэффективным домом можно считать дом, в котором для отопления и горячего водоснабжения достаточно энергии от индивидуальных возобновляемых источников энергии: солнечных батарей, компактных гидроэлектростанций, энерговетроустановок и т. п. Минимизация потребления энергии делает такой дом более экологичным, так как выработка энергии почти всегда сопряжена с отрицательными воздействиями на окружающую среду. Кроме того, энергоэффективные технологии строительства позволяют экономить значительные материальные и финансовые средства на отоплении, освещении и содержании зданий и сооружений по завершении строительства на протяжении многих десятилетий их предстоящей службы. Так, неоправданно толстые, с точки зрения сопромата, стены в кирпичных постройках прошлых веков — выражение того, что предки предпочитали один раз потратиться на кирпич, нежели потом постоянно тратиться на дрова.

Производственно-хозяйственная структура поселения должна быть организована с учетом создания необходимого количества рабочих мест и проблем сезонной занятости на селе. Вопросы занятости населения могут решаться следующим образом:

· в сельском хозяйстве занятость населения организована соответственно сезонным потребностям в трудовых ресурсах;

· промышленные предприятия могут развивать свои мощности, учитывая возможности привлечения дополнительных трудовых ресурсов в период межсезонья сельскохозяйственных работ;

· сельскохозяйственные предприятия, если они привязаны к инфраструктурам транспорта и энергетики, могут создавать вспомогательные промышленные производства для работы на них в периоды межсезонья основного персонала;

· промышленные предприятия могут быть привязаны к той же транспортной инфраструктуре, и население окрестных населенных пунктов может на них работать;

· средства доставки персонала — личный автотранспорт и автобусы служебной развозки.

Если посмотреть на технологическую структуру современных производств, то предприятий, весь технологический цикл которых должен быть сосредоточен в одном месте, в силу чего вокруг них неизбежно сложится большой город, не так уж и много. Большинство производств таковы, что составляющие их технологические модули могут быть рассредоточены по разным населенным пунктам, объединенным эффективной транспортной инфраструктурой.

Конечно, дополнительные расходы на транспорт увеличивают себестоимость продукции, что неприемлемо, если подразумевается, что человек предназначен для обеспечения эффективности экономики. Если общепризнано, что назначение экономики — обеспечить качество жизни, достойное человека, то рассредоточение технологических модулей по небольшим населенным пунктам обеспечит и трудоустройство населения, и качество его жизни, более высокое, нежели это имеет место ныне и в городах, и в сельской местности.

Особую роль играют леса. В климатической зоне России именно они являются основой поддержания водного баланса территорий и продуктивности их биоценозов. Поэтому освоение лесного фонда должно идти не вахтовым методом в интересах временщиков, реализующих принцип «спилить лучшее, вывести и продать», а на базе местного трудового потенциала, ориентированного на воспроизводство лесных угодий. Только в этом случае можно рассчитывать на бережное экологически выверенное освоение лесных богатств и поддержку лесными биоценозами жизни в соседствующих регионах.

Соблю

Наши рекомендации