Методы затратного подхода при оценке машин и оборудования.

Сущность затратного подхода заключается в том, что в качестве меры рыночной стоимости принимаются затраты (или издержки) на создание и реализацию оцениваемого объекта. Хотя стоимость, оцененная на основе затратного подхода, может значительно отличаться от рыночной стоимости, так как между затратами и полезностью нет прямой связи, тем не менее встречается немало случаев, когда оправдан именно этот подход (например, для целей страхования отдельных составляющих имущества, при судебном разделе имущества между собственниками, при распродаже имущества на открытых торгах, для бухгалтерского учета основных фондов и при их переоценке). В России, где фондовый рынок только формируется и рыночная информация почти отсутствует, затратный подход часто оказывается единственно возможным.

Чтобы понять смысл стоимости, определяемой на основе затрат рассмотрим обычную ситуацию, когда потребитель хочет приобрести объект оборудования. В общем случае у него возможны три варианта действий: 1) купить готовый объект на рынке; 2) заказать изготовление объекта какому-либо производителю; 3) изготовить объект своими силами.

При первом варианте потребитель выходит на открытый рынок общается с несколькими дилерами и получает информацию о запрашиваемых ими ценах Ц1, Ц2, ЦЗ. Время на приобретение минимально, объект уже готов, его можно осмотреть и проверить, убедиться, что он подходит для потребителя. Этот случай возможен для машин и оборудования универсального типа, имеющих массовое потребление (например, грузовые автомобили, автобусы универсальные станки, прессы и другие технологические машины, электродвигатели, трансформаторы и т.д.).

При втором варианте потребитель выходит на одного или нескольких производителей данного вида оборудования и заказывает изготовление объекта, при этом он получает информацию о возможных величинах стоимости изготовления по договорам с разными производителями (Д1, Д2, ДЗ). Потребителю придется ждать изготовления объекта. В момент заказа объекта еще нет, и есть риск приобрести "не совсем то, что заказывал".

При третьем варианте потребитель решает изготовить объект своими силами, если, конечно, он располагает соответствующей производственной базой. Здесь также возможны варианты: собрать объект из готовых покупных узлов; изготовить объект самому от начала до конца, какие-то узлы изготовить своими силами, а какие-то купить. Прорабатывая варианты, получают несколько значений себестоимости изготовления объекта (С1, С2, СЗ).

Если первый вариант является чисто рыночным, и совокупность получаемых цен создает базу для определения рыночной стоимости, то второй и третий варианты дают информацию о стоимости, рассчитанной по затратам на изготовление объекта. Очень многие объекты машин и оборудования не могут быть приобретены на открытом рынке, и для них возможны только второй и третий случаи. Это машины и оборудование специального назначения, уникальные объекты, изготовляемые только по индивидуальным заказам.

Можно ли стоимость, которую определяют на основе затрат, считать рыночной? Вообще признаки рыночности здесь присутствуют, хотя и в ограниченном виде. Ведь есть конкурирующие варианты и есть лица, предлагающие эти варианты. Например, могут быть несколько предприятий-производителей, принимающих заказы на изготовление как всего объекта в целом, так и отдельных его частей. Поэтому стоимость, определяемую по затратам, можно считать частично рыночной.

В ходе оценки определяют рыночную сметную стоимость, так как конкуренция между производителями приводит к усреднению и снижению нормы рентабельности. Конечно, в условиях монопольного рынка могут иметь место сверхприбыли, и почти ничто не сдерживает взлета нормы рентабельности.

Отличительным признаком применения затратного подхода является проведение поэлементных расчетов, т.е. крупный объект (например, технологический комплекс) расчленяется на составные части: технологические машины (станки), конвейеры, роботы, средства механизации, управления и т.д., делается оценка каждой части в

отдельности с применением наиболее подходящего метода, а затем стоимость всего комплекса получается суммированием стоимостных показателей его частей. При этом исходят из того, что у потребителя в принципе есть возможность не только заказать изготовление данного комплекса в целом, но и создать его из отдельно покупаемых частей.

254. Методы оценки машин и оборудования, опирающиеся на сравнительный подход. Алгоритм действий по подготовке информации, выбор аналогов. Анализ и подготовка ценовой информации.

Сравнительный подход – это принцип определения стоимости, заключающийся в анализе цен на объекты, аналогичные оцениваемому объекту. При этом исходят из правила замещения, согласно которому рациональный инвестор не заплатит за данный объект больше, чем стоимость доступного к покупке аналогичного объекта, обладающего такой же полезностью, что и данный объект. Поэтому цены на аналогичные объекты служат отправной информацией для расчета стоимости данного объекта.

В общем случае для реализации сравнительного подхода выполняют следующие работы. Прежде всего, изучают соответствующий рынок и собирают информацию о ценах спроса и предложения на группу продукции, к которой относится оцениваемый объект. Надежность оценки в значительной мере зависит от количества и качества собранной информации. Когда информации собрано достаточно, то необходимо убедиться, что продаваемые или проданные объекты действительно сопоставимы с оцениваемым объектом по функциям, потребительским свойствам, показателям надежности, безопасности, экологичности и другим эксплуатационным характеристикам. Затем ценовую информацию верифицируют, т. е. выясняют, не искажены ли цены: какими-либо необычными обстоятельствами. Проверяют также достоверность источников, из которых почерпнута информация. После проведенной подготовки ценовую информацию тем или иным методом обрабатывают, получая в конечном счете искомую стоимость объекта. Прежде чем приступить к рассмотрению методов оценки, отметим несколько! замечаний по поводу выбора аналогов и анализа цен.

Алгоритм действия по подготовки информации, выбор аналогов.

Результат оценки на основе сравнительного подхода во многом зависят от того, какие объекты взяты в качестве аналогов и соблюдено ли условие однородности выборки. Изделие может быть признано аналогом для оцениваемого изделия, если оно, во-первых, имеет то же функциональное назначение, что и оцениваемое, во-вторых, оба сравниваемых изделия по технико-эксплуатационным параметрам и характеристикам принадлежат к одному классификационному виду (типу, роду, классу) и, в-третьих, у них имеется сходство в принципе действия и конструкции.

Таким образом, при подборе аналога нужно соблюсти его полное функциональное и классификационное подобие и частично конструктивно-технологическое сходство с оцениваемым объектом.

Функциональное сходство заключается в идентичности главной функции, выполняемой сравниваемыми объектами. Однако многие оцениваемые объекты являются многофункциональными и кроме главной функции могут выполнять еще одну или несколько добавочных. Обычно добавочные функции являются результатом дооснащения объекта дополнительными устройствами, например, автомобиль с прицепом, пресс с роботом, станок с автоматической загрузкой заготовок и т.д. В случае гибридных объектов приходится подбирать аналог или аналоги для каждой его функциональной части отдельно.

Функциональная аналогия – условие необходимое, но недостаточное. Требуется еще соблюдение классификационной однородности, т.е. оцениваемый объект и его аналог должны относиться к одному классу, подклассу или виду по соответствующему классификатору на объекты техники. Так, горячештамповочный пресс и паровоздушный молот функционально взаимозаменяемы, с их помощью можно производить одинаковые поковки, однако аналогами их не назовешь, поскольку они относятся к совершенно разным классификационным группам. Поэтому будет некорректным определять цену пресса по цене молота.

После того, как оценщики убедились в наличии функциональной и классификационной аналогии у сравниваемых объектов, они приступают к анализу параметрического сходства. В составе параметров всегда есть 2-3 функционально обусловленных параметра (параметры назначения). У аналогов они должны совпадать или быть очень близкими по значению. Так, у металлорежущих станков - это размеры детали и точность обработки; у подъемных кранов - грузоподъемность и зона обслуживания; у электродвигателей - мощность и число оборотов ротора и т.д. Помимо обусловленных имеется множество других, вторичных параметров, которые у объектов могут в той или иной степени отличаться по величине.

Обеспеченность информацией об аналогах влияет на выбор метода расчета стоимости. Если есть близкие аналоги, то применяют метод прямого сравнения, я если есть только приближенные аналоги, то - метод статистического моделирования цены.

Процедура подбора аналогов довольно трудоемка и требует хорошего знания предметной области. Облегчить эту работу и сделать ее более эффективной оценщику помогут специальные базы данных, снабженные информационно-поисковыми системами.

Анализ и подготовка ценовой информации.

Цены отобранных аналогичных объектов необходимо подвергнуть серьезному анализу. Минимальный объем сведений, который нужно иметь о каждой цене:

1. Время (месяц, год) действия зафиксированной цены. В условиях высокой инфляции и нестабильного рынка значение цены без указания времени ее действия - ничего не значащая цифра.

2. Денежная единица, в которой выражена цена. Если цена выражена в рублях, то целесообразно сразу привести ее значение в долларах по курсу на время действия.

3. Характер цены по источнику происхождения. Цена может быть либо ценой предложения, либо ценой сделки, и это должно быть отмечено. Как правило, цены сделки несколько ниже цен предложения.

4. Место продажи (регион России).

5. Износ объекта в процентах или год выпуска.

6. Наличие или отсутствие НДС в цене.

7. Наличие в цене транспортных и прочих издержек продавца.

Включение транспортных расходов в цену называется системой франкирования. Термин "франко" показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от изготовителя или дилера к потребителю транспортные расходы включаются в цену товара.

Наши рекомендации