Профессиональные и общие компетенции выпускника

Профессиональные и общие компетенции выпускника

Специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника среднего профессионального образовательного учреждения по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей.
ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.3 Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.
ПК 1.4 Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуры дел и формировать документы в дела.
ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.
ПК 1.8 Осуществлять телефонное обслуживание, прием и передачу факсов.
ПК 1.9 Осуществлять подготовку дел к передаче на архивное хранение.
ПК 1.10. Составлять описи дел, осуществлять подготовку дел к передаче в архив организации, государственные и муниципальные архивы.
ПК 1.11 Выдавать в соответствии с поступающими запросами архивные копии и документы.
ПК 2.1. Осуществлять экспертизу ценности документов в соответствии с действующими законодательными актами и нормативами.
ПК 2.2. Вести работу в системах электронного документооборота.
ПК 2.3. Разрабатывать и вести классификаторы, табели и иные справочники по документам организации.
ПК 2.4. Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в том числе, документов по личному составу).
ПК 2.5. Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.
ПК 2.6 Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.
ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.

Общие компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника среднего профессионального образовательного учреждения по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».



Код Наименование результата обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Введение

Формой выпускной квалификационной работы для выпускников ГБПОУ РО «РКИУ» по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» (углубленная подготовка) является дипломная работа.

Она выполняется индивидуально под руководством назначенного приказом по колледжу руководителя. К выполнению выпускной квалификационной работы допускаются лишь те студенты, которые полностью выполнили учебный план по данной специальности.

Приказом по ГБПОУ РО РКИУ закрепляется тема выпускной квалификационной работы, руководитель дипломника и рецензент выпускной квалификационной работы.

Оценка выпускной квалификационной работы выставляется во вкладыш в диплом установленного образца и является подтверждением квалификации выпускника по указанной специальности.

Выпускная квалификационная работа является завершающим этапом в учебном процессе по подготовке специалистов в области документационного обеспечения управления и архивоведения. Вместе с тем выпускная работа выступает, как одна из наиболее активных форм конкретной связи теоретического обучения с практической работой.

Подготовка выпускных квалификационных работ направлена на развитие и закрепление у студентов навыков глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической, статистической и другой специальной литературы; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.

При подготовке дипломных работ необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на оформление текста. Следует помнить, что научное содержание дипломных работ всегда несет на себе печать творческой индивидуальности автора, в то время как организация их подготовки - подчиняться общему порядку, а оформление — действующим государственным стандартам. Если рекомендации в отношении научного содержания следует воспринимать как консультативные, то сведения об организации подготовки работ и правила их оформления носят обязательный, нормативный характер. Это касается, прежде всего, оформления цитат, ссылок, примечаний, сносок и списка литературы.

Выпускная квалификационная работа должна носить характер теоретико-прикладного исследования по избранной студентом теме и иметь практическое значение для улучшения деятельности отдельных направлений работы кадровых служб организаций. К практически решаемым вопросам могут относиться предложения по улучшению их работы на основе информационных технологий.

Дипломная работа должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и выполняться по возможности по предложениям (заказам) предприятий, организаций или образовательных учреждений.

В целях оказания помощи при написании работы, а также для осуществления контроля каждому студенту назначается руководитель, с которым следует согласовывать все вопросы, связанные с подбором материала, написанием и оформлением работы.

Процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:

 выбор темы;

 назначение руководителя;

 выдача задания на подготовку дипломной работы;

 анализ задания на подготовку дипломной работы, определение цели, задач и

концепции дипломной работы;

 составление предварительного и развернутого плана, согласование с руководителем;

 составление графика написания и оформления дипломной работы;

 анализ источников и литературы по выбранной проблеме;

 систематизация и обобщение материала как результат работы над источниками;

 проведение исследований, расчетов, анализа полученных данных;

техническое оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дипломным работам, и сдача его руководителю;

 доработка текста по замечаниям руководителя и сдача окончательного варианта текста дипломной работы;

 письменный отзыв руководителя;

 подготовка предварительного плана защиты;

 решение о допуске дипломной работы к защите;

 рецензирование дипломной работы;

 подготовка к защите (разработка тезисов доклада для защиты, изучение отзыва руководителя и замечаний рецензента);

 защита дипломной работы на заседании государственной экзаменационной комиссии.

Структура дипломной работы

Материал дипломной работы должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированы. Нужно четко осознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем документационной деятельности и обосновании предложений по решению этих проблем.

По структуре дипломная работа должна содержать:

1. Титульный лист.

2. Задание на дипломную работу.

3. Отзыв научного руководителя.

4. Рецензия.

5. Содержание.

6. Введение.

7. Основная часть, состоящая из 2-3 глав и параграфов.

8. Заключение.

9. Список использованных источниов.

10. Приложения.

11. Приложение на диске.

Исходя из объема дипломной работы, может быть предложена следующая структура: введение (3-5с.); основная часть, состоящая из 2-3 глав (17-22с. каждая); заключение (до 2-3 с.).

В общий объем не включаются: приложения.

Объем дипломной работы должен составлять 60-80 страниц с приложениями.

Оформление текста дипломной работы

2.1 Общие требования

Текст работы должен быть оформлен следующим образом: машинописным способом на компьютере на одной стороне листа писчей бумаги формата А4 (210х297мм). Поля страниц: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм. Количество строк на странице 29-30.

Требования к тексту, оформляемому на компьютере:

режим обычный;

шрифт Times New Roman;

размер шрифта кегля 14;

межстрочный интервал 1,5.

Страницы нумеруют арабскими цифрами. Нумерация страниц работы сквозная. Номер проставляют по центру в верху листа без точки шрифтом Times New Roman, размер шрифта кегля 10. Первой страницей является титульный лист, второй - задание, номера страниц на них не ставят. Все разделы работы – введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения – включаются в общую нумерацию страниц работы без пропусков. Первой пронумерованной страницей будет страница, на которой размещается содержание работы (страница 3).

Общий объем работы должен содержать 55-65 страниц машинописного текста. В этот объем не включаются приложения, которые выпускник считает необходимым привести в качестве иллюстративного материала, поясняющего основной текст работы. Введение и заключение должны составлять по 3-4 страницы каждое.

2.2 Оформление элементов текста работы

Содержание работы включает названия всех разделов (глав) и подразделов (параграфов) с указанием номера страницы, на которой размещается начало соответствующего раздела или подраздела. Слово «СОДЕРЖАНИЕ» располагают в виде заголовка по центру заглавными буквами. Строкой ниже с правой стороны листа проставляют заглавную букву «С.» с точкой, под которой столбцом указывают номера страниц разделов и подразделов.

Разделы (главы) основной части работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами, при этом пишется слово «Глава». Подразделы (параграфы) нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. После номера подраздела точка не ставится. Введение, заключение, список использованных источников не нумеруют.

Заголовки всех разделов (глав) и подразделов (параграфов), а также названия Введение, Заключение, Список использованных источников, Приложения располагают по центру. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят, но если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

В работе заголовки разделов (глав), «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» выполняются заглавными буквами, а заголовки подразделов – строчными, начиная с заглавной буквы.

Подчеркивание заголовков, жирный шрифт и курсив не допускаются.

Между заголовками раздела, подраздела и основного текста оставляют одну пустую строку, что соответствует расстоянию в три интервала.

Каждый раздел, введение, заключение, список использованных источников, приложения необходимо начинать с новой страницы. Новый подраздел в разделе начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий подраздел. Не допускается отрывать заголовки раздела и подраздела от основного текста, располагая заголовок в конце одной страницы, а сам текст – на другой. Каждую страницу работы надо использовать полностью, пропуски допустимы лишь в конце разделов, но не подразделов.

Ниже приводится пример оформления заголовков раздела и подраздела.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Анализ динамики основных финансовых показателей ООО «АВС»

Основной текст подраздела…

Текст основной части пишется с соблюдением следующих требований.

Абзацы в тексте начинают печатать с отступом 1,25 см. В тексте необходимо поставить автоматический перенос слов и сделать отмену запрета висячих строк.

При наличии перечислений в тексте подраздела может использоваться один из следующих способов.

Первый способ. Перед каждым пунктом (элементом перечисления) следует ставить дефис («–»). Текст печатается строчными буквами с абзацного отступа, заканчивается точкой с запятой, после последнего пункта ставится точка. Этот способ можно использовать несколько раз в пределах одного подраздела.

Второй способ. Перед каждым пунктом ставится арабская цифра с круглой скобкой (после круглой скобки точка не ставится), текст печатается строчными буквами с абзацного отступа, заканчивается точкой с запятой, после последнего пункта ставится точка. Этот способ можно использовать только один раз в пределах одного подраздела.

В тексте работы разрешается применять только общепринятые или стандартные сокращения в виде словосочетаний: т.е. – то есть; и т.п. – и тому подобное; и т.д. и так далее; и др. – и другие.

Все прочие сокращения должны быть расшифрованы или в перечне сокращений, символов и специальных терминов, или при первом упоминании. В этом случае необходимо привести термин полностью, а затем в скобках дать сокращенное обозначение. Например: государственные краткосрочные облигации (ГКО), казначейские обязательства (КО). В дальнейшем изложении данное сокращение применяется без расшифровки.

Не допускается сокращать обозначения единиц физических величин без цифровых значений. Математические знаки необходимо применять только в формулах, в тексте они пишутся словами (минус, меньше, равно, больше или равно, не равно и т.д.). Числа до десяти в тексте при отсутствии размерностей, а также знаки «№» (номер) (не касается нормативной документации) и «%» (процент) пишут словами.

Числовые значения величин с обозначениями единиц измерения (руб., шт. и т.п.) записываются цифрами, а числа без единиц – словами. Например, «…объем продаж не превышает 50000 руб.», «…обследование проводилось по шести организациям».

Если приводится диапазон значений числовой величины, то единицу измерения пишут только после последнего значения. Например, «от 1 до 5 мм», «доверительный интервал от 60 до 90 процентов». При этом недопустимо отделять обозначение единицы измерения от числового значения, т.е. переносить их на следующую строку.

Условные символы, иностранные слова, формулы и др. вписываются в отпечатанный текст черной пастой или тушью. При этом плотность вписывания текста должна приближаться к плотности основного текста. Условные символы, иностранные слова и формулы могут быть также напечатаны на компьютере, для этого можно использовать соответствующие режимы и регистры, выбирая их из меню. Например, в меню «Вставка» имеется режим «Символ», используя который можно вписать в текст работы необходимые символы. Использование регистра «En» позволяет написать любой термин латинскими буквами.

Расчеты должны производиться в рублях или конвертируемой валюте (долларах США, евро и др.).

Текст работы должен содержать расчетные формулы, таблицы, схемы, графики, рисунки, сноски на цитируемые источники. Каждый из этих элементов текста должен быть грамотно оформлен. При выполнении трудоемких, многократно повторяющихся расчетов рекомендуется изложить в тексте работы основные положения расчета и расчетные формулы, привести один пример расчета, а результаты вычислений поместить в таблицах, вынесенных при необходимости в приложения.

Опечатки и описки в тексте должны быть исправлены. Работа, в которой обнаружены неисправленные опечатки и описки, а также грамматические ошибки, пропуски и пр. к защите не допускается.

2.2.1 Написание формул

Формулы должны быть выделены из текста в отдельную строку. Формлы в работе также как и абзацы в тексте начинают печатать с отступом 1,25 см. Выше и ниже каждой формулы следует оставлять не менее одной свободной строки.

Расшифровку каждого символа и его числовое значение приводят с новой строки непосредственно под формулой и в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Первую строку расшифровки начинают со слова «где» без двоеточия. Символ отделяют от пояснения знаком тире, обозначение единицы величин указывается после расшифровки значения символа через запятую. Расшифровку от последующего символа отделяют точкой с запятой.

После расшифровки формулы в новой строке повторяется формула с подстановкой вместо буквенных обозначений числовых значений, а в конце, после знака равенства, приводится результат с обозначением единицы измерения.

Особое внимание следует обращать на разделение строчных и прописных букв в формулах, индексов и показателей степени, расположение и длину дробной черты. Индексация буквенных обозначений применяется в целях установления различия между несколькими величинами, обозначенными одной и той же буквой. В качестве индексов применяются цифры, буквы, сокращенные слова. В отличие от обычных сокращений за индексами точка не ставится. Индексы обычно располагаются ниже линии основного знака. Не рекомендуется использовать для индекса более трех знаков.

Все формулы (если их более одной) следует нумеровать в пределах всей работы (или в пределах каждого раздела работы) арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

При сквозной нумерации формулы обозначают одной цифрой.

При нумерации в пределах одного раздела формулы обозначают двумя цифрами, разделенными между собой точкой.

Ниже приводится пример написания формулы в тексте работы с применением нумерации в пределах одного раздела.

Расчет темпа роста товарооборота производится по формуле представленной ниже.

Профессиональные и общие компетенции выпускника - student2.ru (2.1)

где Профессиональные и общие компетенции выпускника - student2.ru - темп роста товарооборота;

Профессиональные и общие компетенции выпускника - student2.ru - товарооборот отчетного периода;

Профессиональные и общие компетенции выпускника - student2.ru - товарооборот базисного периода.

Далее текст…

2.2.2 Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Таблицы, размещенные в основном тексте, должны иметь порядковые номера и названия. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Таблицу располагают в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Перед названием таблицы и после таблицы необходимо оставить по одной пустой строке. На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера (в таблице (1) или (таблица 1)).

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе или в пределах одного раздела.

При сквозной нумерации таблицы обозначают одной цифрой.

При нумерации в пределах одного раздела таблицы обозначают двумя цифрами, разделенными между собой точкой. Знак номера «№» перед цифрами не ставится. Если в работе только одна таблица, то ее не нумеруют.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, проводят. В первой части таблицы, где находится заголовок, должна помещаться шапка таблицы и не менее двух её строк. Над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы...», если таблица на этой странице не кончается, или «Окончание таблицы…». В каждой части таблицы повторяют её шапку.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть над другой в пределах одной страницы. В этом случае повторяется боковик таблицы. Слова «Продолжение таблицы…» и «Окончание таблицы...» используются как и в предыдущем случае.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками, если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. Цифры в графах таблицы должны иметь одинаковое число десятичных знаков, их располагают так, чтобы классы чисел по всем графам были точно один под другим. Дробные числа приводятся в виде десятичных дробей.

Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах измерения, то их указывают в заголовке каждой строки. Если все показатели, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице измерения, то обозначение единицы измерения помещают над таблицей справа, а при делении таблицы – над каждой ее частью. Например, в рублях.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы, как правило, ограничивают линиями. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте, и интервал 1. Например, 13 или 12 размер кегля.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Таблица должна быть расположена так, чтобы можно было читать без поворота текста работы или с поворотом по часовой стрелке. Допускается нумерация граф таблицы для облегчения ссылок в тексте работы.

Существуют некоторые общие правила оформления таблиц.

Таблицу рекомендуют размещать без переноса на другую страницу, при необходимости сократить ее можно, изменив размер шрифта и межстрочного интервала. При оформлении таблицы используется размер шрифта на один меньше, чем кегль основного текста.

Порядок расположения элементов одного заголовка принят такой:

словесное определение показателя;

буквенное обозначение показателя;

обозначение единицы;

указание об ограничении (от, до, не более, не менее).

Заголовок «В том числе» обязателен в тех случаях, когда в строках таблицы показывают не все слагаемые, а только некоторые. Заголовок «Итого» употребляют для частных, промежуточных итогов, заголовок «Всего» – для общих итогов, суммирующих все слагаемые.

Ниже приводится пример оформления таблицы:

Текст….

Таблица 2.1 - Анализ динамики и структуры оборотных активов 2016 года

Вид оборотных активов Наличие средств (руб.) Структура средств (%)
Предыдущего года Отчетного года Изме-нение (+/-) Предыдущего года Отчетного года Изме-нение (+/-)
Оборотные активы всего -
в том числе по видам: - Запасы         33,7   45,12   11,42
Сырье - -5326 2,2 - -2,2
Готовая продукция и товары для перепродажи         27,14   45,12   17,98
Расходы будущих периодов - -10539 4,36 - -4,36
- НДС 0,48 5,06 4,58

Текст…

Аналитический текст или комментарий к таблице не должен пересказывать её содержание, а должен содержать обобщающие данные и выводы, характеризующие изучаемое явление или процесс.

2.2.3 Оформление иллюстраций

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации могут иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, допускается нумерация в пределах каждого раздела. Перед названием иллюстрации и после необходимо оставить по одной пустой строке.

При сквозной нумерации рисунки обозначают одной цифрой.

При нумерации в пределах одного раздела рисунки обозначают двумя цифрами, разделенными между собой точкой. Знак номера «№» перед цифрами не ставится. Если в работе только один рисунок, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «Рисунок», номер рисунка и его наименование располагают посередине строки под рисунком через дефис. До рисунка и после названия рисунка необходимо оставить одну пустую строку.

При ссылках на иллюстрации следует писать «…в соответствии с рисунком (1)» при сквозной нумерации или «…в соответствии с рисунком (1.1)» при нумерации в пределах каждого раздела.

Ниже приводится пример оформления иллюстрации.

Текст…

 
  Профессиональные и общие компетенции выпускника - student2.ru

Рисунок 1.1 – Последовательность анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности

Текст…

Выполнение графиков (диаграмм) производят в системе координат. Оси координат, ограничивающие поле диаграммы, выполняют сплошной толстой линией. Линии координатной сетки и делительные штрихи проводят сплошной тонкой линией. Оси координат могут быть без стрелок или заканчиваться стрелками, но за пределами шкал. Значения положительных величин откладывают на осях вправо и вверх от точки отсчета.

Масштаб любой оси может быть различным, выбирается он из условия максимального использования всей площади графика и удобства отсчета величин с интерполяцией. Рядом с делениями сетки или делительными штрихами обозначающими начало и конец шкалы, должны быть указаны соответствующие числа (значения величин). Если началом отсчета является ноль, то его указывают один раз у точки пересечения шкал.

Иллюстрации должны размещаться так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом её по часовой стрелке. Можно располагать на одном листе несколько иллюстраций. В этом случае каждая из них нумеруется отдельно.

2.2.4 Оформление ссылок

В тексте работы могут быть приведены цитаты из различных источников. Цитировать текст нужно без малейших изменений, недопустимы замена слов, произвольные сокращения. Все приводимые в работе цитаты, заимствования и цифровые данные, взятые из работ других авторов должны иметь ссылки на источники. При этом возможны различные варианты.

Библиографические ссылки на источники бывают внутритекстовые и подстрочные.

Во внутритекстовых ссылках на источник, включенный в список использованных источников, после упоминания о нем или после цитаты из него в квадратных скобках проставляют номер, под которым этот источник значится в списке. Например: «Л.В. Донцова и Н.А. Никифорова [15] считают, что …». Если ссылаются на определенные страницы книги, то ссылки оформляют следующим образом: «В своей работе А.Д. Шеремет [28, с. 79] пишет о …». Если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в скобках указываются номера этих работ. Например: «Ряд авторов [21, 35, 46] высказывают аналогичную точку зрения…».

В подстрочных ссылках приводят полностью библиографическое описание источника, на который дается ссылка. Такая ссылка располагается под текстом на той же странице. Использование подстрочных ссылок целесообразно только при небольшом количестве источников и ссылок на них.

Если на одной странице дают подряд несколько ссылок на одну и ту же работу, то в повторных сносках приводят слова: «Там же» и номер страницы, с которой взята цитата. Когда на одной странице имеется несколько подстрочных ссылок, для их различия используется либо нумерация, либо символ звездочки (*). Номера ставятся на место степени выше основной строки и более мелким шрифтом, тот же номер повторяется перед описанием книги внизу страницы.

Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «в соответствии с данными таблицы (2.5)», «по данным рисунка (2.1)», «расчет показателя сделан по формуле (3.2)».

Не следует ссылаться на весь сборник статей или журнал в целом, включающий несколько работ. Список источников и ссылки должны содержать указание на конкретные работы, используемые при выполнении исследований.

2.2.5 Оформление списка использованных источников

Список литературных источников оформляют в соответствии с
ГОСТ-7.1.-84. Библиографическое описание документов.

В список использованных источников должны быть включены все нормативные материалы, монографии, статьи и пр., на которые есть ссылка или которые цитируются в тексте работы. Кроме того, в список могут включаться источники, которые не упоминаются в работе, но использовались в процессе работы и определенным образом повлияли на осмысление и раскрытие темы.

В списке использованных источников должно быть не менее 25 наименований документов, монографий, учебников, научных статей.

Предусматривается следующая последовательность расположения использованных источников в списке:

Конституция РФ, кодексы РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;

нормативно-методические материалы министерств и ведомств РФ;

отчетные материалы финансовых и налоговых органов, учреждений и организаций;

монографии, учебники, учебные пособия, статьи в научных сборниках, специализированных журналах и газетах.

Законодательные, нормативно-методические и отчетные материалы записываются либо в алфавитном, либо в хронологическом порядке. Обращать внимание на редакции нормативной документации! Монографии и другие литературные источники записываются только в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора или по первой букве названия источника, если присутствует коллектив авторов.

В списке необходимо указывать фамилию и инициалы автора (авторов) источника, его название, место издания, название издательства, год опубликования и общее количество страниц. Название места издания (город) указывается полностью (например, Краснодар:) за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, названия которых сокращаются (М.: и СПб.:). После места издания ставится двоеточие. Если название издательства неизвестно, то после названия места издания ставится запятая, а после нее год опубликования. В случаях, когда у источника несколько авторов, то обязательно указываются первые три, а остальные указываются как «и др.».

При указании в качестве источника периодического издания его название располагают после названия публикации, отделяя двумя косыми чертами (//), а затем указывают через точку год, номер издания и номер страницы.

Если известны авторы, публикуемых в Интернете материалов, то при оформлении ссылки указываются авторы, затем название статьи, после URL – ссылка (Богдановский Ф., Арутюнова Е. Здоровье сотрудника – успех компании. [Электронный ресурс] URL:http://osago-nadom.ru/index.php?issue_id=416&id=19/). Если ссылки на Интернет ресурсы начинаются с названия статьи и т.п., т.е. сайт Интернет указывается только в качестве места публикации, то они размещаются в списке по алфавиту и включаются в перечень периодических изданий (Добровольное медицинское страхование. [Электронный ресурс] URL:http//www.raexpert. ru/researches/panorama/personal/part1/). Если ссылка дается на адрес главной страницы, то указывается название сайта и ссылка (Всероссийский Союз Страховщиков. URL:http//www.ins-union.ru/).

Пример оформления списка использованных источников дается в приложении.

2.2.6 Оформление приложений

В приложения к работе выносится вспомогательный материал, который необходим для более полного освещения методов и результатов работы, но при этом загромождает основной текст. Это могут быть таблицы вспомогательных цифровых данных, распечатки с ЭВМ, формы бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, иллюстрации вспомогательного характера и др.

К работе должны быть приложены копии таблиц бухгалтерской (финансовой), статистической и оперативной отчетности, данные которой использованы выпускником в иллюстративных целях, в аналитических или иных расчетах.

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте работы.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ». Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложение, представленное более чем на одном листе, должно быть оформлено следующим образом: все последующие листы подписываются «ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ» с указанием его нумерации, а последний лист приложения «ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ» с указанием его нумерации. Пример оформления приложения, которое составляет более одного листа можно видеть на примере оформления приложения (К) к данной методичке.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается также обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами без указания знака «

Наши рекомендации