Анализ финансовых результатов

1. Провести динамический и структурный анализ отчета о финансовых результатах (таблица 10), выявить основные причины изменений показателей прибыли за анализируемые периоды, оценить качество прибыли.

Выводы:

Данные, приведенные в табл. 10 показывают, что выручка от продаж в отчетном периоде увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 85,43%, что является положительным моментом и свидетельствует о росте деловой активности субъекта хозяйствования. Проводя анализ структуры выручки, можно отметить, что она претерпела существенные изменения по сравнению с предыдущими периодами.

Рост удельного веса себестоимости продаж в структуре выручки с 24,96 % в предыдущем году до 37,60 % в отчетном, свидетельствует об отрицательном влиянии данного фактора на прибыль от продаж. Это явилось результатом того, что темпы роста от себестоимости (279,33 %) превышают темпы роста выручки 185,43 %). Данные тенденции позволяют сделать вывод о росте себестоимости единицы продукции и о снижении рентабельности продаж.

В структуре выручки преобладают прочие расходы над прочими доходами, что привело в свою очередь, к тому, что прибыль до налогообложения гораздо ниже прибыли от продаж.

В отчетном году предприятием получена чистая прибыль более чем в пять раз выше прибыли 2015 года. В целом, делая вывод по финансовым результатам предприятия, нужно отметить, что АО «Вертолеты России» осуществляет свою деятельность эффективно.

Таблица 10

Динамика показателей и структура отчета о финансовых результатах

Показатели     2016 г. 2015 г. 2014 г. Изменение
За отчетный период За два смежных периода
тыс.руб. % к вы-ручке тыс.руб. % к вы-ручке тыс.руб. % к вы-ручке тыс.руб. Тпр, % % к вы-ручке тыс.руб. Тпр, % % к вы-ручке
Выручка от продажи продукции, товаров, услуг 185,43 х 1100,74 х
Себестоимость проданных продукции, товаров, услуг 37,60 24,96 64,08 279,33 12,64 645,92 -26,48
Валовая прибыль 62,40 75,04 35,92 154,20 -12,64 1912,17 26,48
Коммерческие расходы 5,50 0,01 х 0,00 76772,43 5,49 х 5,50
Управленческие расходы 7,44 13,83 72,82 -10464 99,69 -6,40 112,42 -65,38
Прибыль от продаж 49,46 61,19 -1515464 -36,90 149,89 -11,73 -1475,29 86,36
Доходы от участия в других организациях х х х х 183,38 х х х -7531078 х -183,38
Проценты к получению 4,67 7,63 39,47 113,56 -2,96 130,25 -34,80
Проценты к уплате 7,81 13,23 69,23 109,50 -5,42 124,25 -61,42
Прочие доходы 1,11 1,22 25,18 167,43 -0,12 -534287 48,33 -24,07
Прочие расходы 13,45 44,33 111,96 -4725580 56,27 -30,88 132,25 -98,51
Прибыль до налогообложения 33,97 12,48 29,94 504,80 21,49 1248,74 4,03
Текущий налог на прибыль                        
в т.ч. постоянные налоговые обязательства 6,48 3,76 19,50 319,82 2,72 365,94 -13,01
Изменение отложенных налоговых обязательств 0,00 0,53 2,57 -129135 0,13 -0,53 -105570 0,16 -2,57
Изменение отложенных налоговых активов 0,31 1,79 16,08 -295550 32,37 -1,48 -518986 21,42 -15,77
Прочее 0,54 1,79 19,69 -194348 55,49 -1,26 -566282 29,96 -19,15
Чистая прибыль отчетного периода 34,19 11,95 23,76 530,61 22,24 1583,92 10,43



2. Оценить изменения основных показателей рентабельности за анализируемый период (таблица 11), дать их интерпретацию, сделать основные выводы по результатам анализа.

Формулы:

1. Рентабельность активов = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов × 100%

2. Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка × 100%

3. Рентабельность продукции = Прибыль от продаж / Себестоимость × 100%

4. Рентабельность основной деятельности = Прибыль от продаж / (Себестоимость + Управленческие расходы + Коммерческие расходы) × 100%

5. Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала × 100%

6. Рентабельность инвестированного капитала = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость инвестированного капитала × 100%

Таблица 11

Основные показатели рентабельности

  Показатель   2016 г.   2015 г. Изменение за отчетный период
Рентабельность активов, % 14,17 2,91 11,27
Рентабельность продаж, % 49,46 61,19 -11,73
Рентабельность продукции, % 131,53 245,11 -113,59
Рентабельность основной деятельности, % 97,86 157,66 -59,80
Рентабельность собственного капитала, % 30,65 6,92 23,72
Рентабельность инвестированного капитала, % 21,40 4,63 16,77


Таким образом, наблюдается рост показателей эффективности использования капитала и снижение показателей рентабельности финансовых результатов.

В 2016 г. произошло незначительное уменьшение показателей: снизился уровень рентабельности продаж на 11,73 п.п., уровень рентабельности продукции – на 113,59 п.п.; уровень рентабельности основной деятельности снизился на 59,80 п.п.

Следует отметить, что, не смотря на снижение показателей в динамике, все они имеют достаточно высокие значения, гораздо выше среднеотраслевых.

Показатель рентабельности собственного капитала увеличился на 23,72 п.п., однако высокое значение показателя (выше нормы) может получиться из-за слишком высокого финансового рычага, что негативно влияет на финансовую устойчивость организации.

3. Оценим влияние факторов на изменения показателей рентабельности собственного капитала организации с использованием «диаграммы Du Pont», выполним факторный анализ и дадим объяснение полученных результатов.

Таблица 12

Оценка влияния оборачиваемости активов, рентабельности продаж и мультипликатора собственного капитала на эффективность использования собственного капитала

Показатели Изменения
Чистая прибыль
Выручка от продаж
Активы 100221304,5 109050324,5
Рентабельность продаж 11,949 34,192 22,243
Оборачиваемость активов 0,243 0,415 0,171
Отношение активов к собственному капиталу 2,382 2,162 -0,220
Рентабельность собственного капитала 6,92 30,65 23,72
Влияние на изменение рентабельности собственного капитала:      
- рентабельности продаж х х 12,89
- оборачиваемости активов х х 13,95
- мультиплакатора капитала х х -3,11

Трехфакторная модель «DU Pont» отражает экономический рост организации и выглядит следующим образом:

Rk = A/CК ∙ В/А ∙ Пч/В ∙ 100%,

где А – активы; СК – собственный капитал; В – выручка; Пч – чистая прибыль; А/СК – коэффициент финансовой зависимости; В/А – оборачиваемость активов (ресурсоотдача); Пч/В – рентабельность продаж (чистая маржа).

Методика «DU Pont» позволяет дать комплексную оценку основным факторам, влияющим на эффективность деятельности организации: коэффициенту финансовой зависимости, деловой активности и рентабельности продаж (маржа прибыли). Стратегия повышения рентабельности за счет трех перечисленных факторов тесно связана со спецификой деятельности организации.

Изменение рентабельности собственного капитала произошло за счет изменения:

- рентабельности продаж: 22,243×0,243×2,382=12,89

- оборачиваемости активов: 34,192×0,171×2,382 = 13,95

- мультипликатора собственного капитала: 34,192×0,415×-0,220 = -3,11

Наши рекомендации