Кризисы, их классификация, причины
Возникновения и последствия
Кризис- это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде (в переводе с греческого языка кризис означает выход, решение конфликта, поворотный пункт).
Проявляясь на восходящих этапах жизненного цикла предприятия (организации и роста) кризис тормозит их развитие, удлиняя продолжительность соответствующей стадии. На стадиях же спада и умирания кризис, наоборот, сокращает их продолжительность.
Если интерпретировать понятие «кризиса» вышеизложенным образом, то из этого следует, что опасность кризиса в жизнедеятельности предприятия существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.
В своем развитии кризис может проходить несколько этапов (рис. 2.5).
- латентный (этап скрытого кризиса), когда система выглядит здоровой;
- явного кризиса, когда противоречия прорываются наружу;
- депрессии (стагнации);
- выход из кризиса. Следует отметить, что типичными для кризиса являются два варианта выхода из него: это или оживление производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, завершающееся достижением докризисного уровня, или ликвидация предприятия как юридического лица.
| |||||||||||||||||||||||||
|
Вследствие особенностей жизненного цикла кризисы неизбежны в деятельности любого предприятия. При этом кризис следует рассматривать как объективно необходимый и неизбежный процесс, создающий возможность для интенсификации развития предприятия.
Уильямом Кристеком определено несколько форм кризисов, представленных в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Сравнение соответствующих форм кризиса, базовых стратегий и финансового состояния предприятия
Форма кризиса | Базовая стратегия | Финансовое состояние |
Потенциальный кризис Начало кризисного процесса, еще не реального, но уже возможного. Достоверные симптомы кризиса отсутствуют. | Стратегия роста и стратегия стабильности Характеризуются высокими или положительными тем-пами развития и уста-новлением целей от достиг-нутого | Нормальное финансовое состояний Экономические показатели не выходят за определенные пределы. Текущие финан-совые значения экономичес-ких показателей соответст-вуют планово-нормативным значенииям. |
Латентный (скрытый) кризис Характеризуется скрытыми или начинающимися кри-зисными воздействиями, ко-торые еще не определяются имеющимися у предприятия методами | Переход от стратегии роста или стабильности к стратегии сокращения Развитие предприятия нельзя отнести ни к одной из базовых стратегий | Предкризисное финан-совое состояние Появляются проблемы в разных областях деятельности предприятия, ухудшаются отдельные экономические показатели |
В зависимости от действий менеджмента предприятие может вернуться в нормальное финансовое состояние, либо перейти в кризисное состояние, либо остаться в предкризисном финансовом состоянии | ||
Острый преодолимый кризис Усиливается влияние де-структивных факторов. Тре-буется мобилизация все больших сил и потенциала для преодоления кризиса. Но у предприятия еще остается возможность его преодолеть. | Стратегия сокращения Происходит сокращение объема ассортимента вы-пускаемой продукции, уход с отдельных сегментов рынка, устойчивая тенденция ухудшения показателей | Кризисное финансовое состояние Характеризуется значи-тельным нарушением финансовой устойчивости, препятствующей нормаль-ному осуществлению хозяйственной деятель-ности. В виду низкой ликвидности активов возникает устойчивая неплатеже-способность. |
Острый непреодолимый кризис Экономические требования по преодолению кризиса значительно выше имею-щеегося потенциала пред-приятия. Заканчивается, как правило, ликвидацией пред-приятия |
Применительно к конкретному предприятию обычно выделяют следующую последовательность развития кризиса: кризис стратегии, кризис результатов финансовой деятельности, кризис ликвидности.
Классификация кризисов
Все многообразие кризисов можно классифицировать по целому ряду признаков:
-по масштабам проявления;
- по проблематике кризиса;
- по степени соответствия основным подсистемам структуры предприятия;
- по степени предсказуемости;
- по формам проявления;
- по степени глубины протекания;
- по продолжительности протекания.
По масштабам проявления кризисы можно классифицировать на общие и локальные. Общие охватывают деятельность всего предприятия (или значительной его части), локальные поражают функционирование отдельных его подсистем. Однако в каждом конкретном случае необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру, среду функционирования, взаимное влияние отдельных подсистем друг на друга и целый ряд других факторов.
По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис охватывает лишь отдельную проблему или группу проблем. Однако несмотря на относительно локальный характер микрокризиса, он при определенном стечении обстоятельств может распространиться подобно цепной реакции на всю систему в силу взаимодействия всех подсистем и элементов. Однако этого можно избежать с помощью антикризисного управления и мер по локализации кризиса и его остроты.
По степени соответствия основным подсистемам структуры могут быть выделены отдельные группы организационных, экономических, технологических, социальных и психологических кризисов.
Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений. В организационной подсистеме предприятия может наступить обострение организационных отношений, что проявляется в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, усложнения контроля и т.д. Одной из причин организационного кризиса выступает чрезмерно быстрый рост предприятия, следствием которого является изменение условий функционирования и развития, допущение ошибок при реорганизации предприятия или организационной перестраховки, рождающей бюрократические тенденции. Организационный кризис проявляется как паралич организационной подсистемы предприятия, следовательно, и его организационной деятельности, одной из форм которого является неумеренная бюрократизация.
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия. К ним относятся кризисы производства и реализации продукции, взаимоотношений экономических контрагентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и другие. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы, характеризующие противоречия в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей предприятия. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.
Технологический кризис возникает как кризис передовых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.
Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: наемных работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и т.п. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и самостоятельно. Особое место в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это кризис - в политическом устройстве общества, кризис власти, реализации интересов различных социальных групп, классов в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития и функционирования общества и переходят в кризисы экономические.
Психологические кризисы также нередки в современных условиях деятельности предприятия и связаны с кризисом психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, возникновения чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Таким образом, в разрезе отдельного предприятия они выступают как кризисы в социально-психологическом климате коллектива предприятия.
По степени предсказуемости кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как определенный этап развития. Они могут прогнозироваться, поскольку вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса - потребности реструктуризации производства, необходимостью изменения ассортимента и номенклатуры производимой продукции в условиях конкурентного рынка и т.п. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, он может возникать периодически и имеет известные фазы наступления и протекания.
Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений.
По формам проявления различают явные и латентные (скрытые) кризисы. Явные протекают достаточно заметно и поэтому легко обнаруживаются. Латентные же по своей сути являются скрытыми, особенно на начальных своих стадиях. Именно поэтому они представляют наибольшую опасность для предприятия.
По степени глубины протекания кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие кризисы приводят, как правило, к разрушению структуры социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируя в себе множество противоречий деятельности предприятий. Легкие кризисы протекают более последовательно и менее болезненны для предприятия. Поэтому их можно предвидеть и ими можно управлять.
По продолжительности протекания вся совокупность возможных кризисов подразделяется на затяжные и кратковременные. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и достаточно сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий. В отличии от затяжных, кратковременные проходят для предприятия со значительно менее тяжелыми последствиями.
Таким образом, представленная классификация свидетельствует о большом разнообразии проявления возможных кризисов в деятельности предприятия. Изучение характера кризиса способствует уменьшению продолжительности, снижению остроты и болезненности его протекания на конкретном предприятии, а самое главное - является исходным моментом для разработки методов антикризисного управления деятельностью предприятий в современных условиях.
По степени управления кризисы можно классифицировать на управляемые, частично управляемые и неуправляемые. Управляемые кризисы вызываются внутренними по отношению к предприятию причинами, частично управляемы – внешними причинами микроокружения, а неуправляемые – внешними причинами макроокружения.