Лекции по курсу «Антикризисное управление»

Лекции по курсу «Антикризисное управление»

Тема 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ

Тема 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА И СИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Предприятие как социально-экономическая система,

Его структура

Любой субъект хозяйствования, в том числе и промышленное предприятие, представляет собой систему, имеющую определенное строение, внутренние и внешние связи, а также функции.

Само понятие «система» претерпело значительную эволюцию: от одного из первых определений как совокупности элементов, данного Л.Берталанфи в 1949г., до классификации С.Бира, согласно которому промышленное предприятие относится к сложной, вероятностной, социально-экономической системе, представляющей собой единство большого числа элементов, между которыми возникают многообразные связи, имеющие вероятностный характер. Такая система должна иметь структуру, адаптируемую к экономическому, социальному и политическому окружению, обладать способностью к обучению на основе предыдущего опыта функционирования и способностью к саморегулированию.

Дж.Форрестер под структурой понимает способ упорядочения организационных единиц, состоящих из многочисленных и различных по своей природе элементарных единиц. Он ввел следующие два понятия:

1) пропорция, представляющая собой относительную величину и значимость элементов, составляющих экономическую систему;

2)отношения, т.е. связи, которые устанавливаются между отдельными элементами системы, с одной стороны, а, с другой, между системой и другими экономическими единицами.

Исходя из вышеизложенного, в окончательном варианте определение системы по Дж.Форрестеру имеет следующий вид. Структура системы представляет собой совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют эту единицу в настоящий момент и в данных условиях [ ].

В.Кондратьев и В.Краснова определяют структуру системы как способ отношений подсистем и элементов и их взаимодействие между собой. В их совместной работе приведены следующие определения элементов и подсистем как составных частей любой системы.

Элемент- предел деления в рамках данного качества системы, представляющий собой нерасчленимый далее элементарный носитель именно этого качества.

Подсистема - это часть системы, выступающая в определенных отношениях с другими ее частями.

По их мнению, структура придает системе необходимую целостность и определяет ее устойчивые характеристики, обеспечивая взаимодействие с внешней средой.

Кроме того, предприятие представляет собой информационную систему с обратной связью, другими словами, систему, принимающую решения под воздействием внешней среды.

Внешняя среда характеризуется совокупностью факторов, неподконтрольных производственному образованию, но способных оказывать на него решающее влияние. Это влияние проявляется с точки зрения условий достижения основных целей производства, возможностей получения необходимых ресурсов и тех ограничений, которые внешняя среда накладывает на хозяйственные объекты.

До второй половины 80-х годов поведение внешней среды, в которой функционировали отечественные предприятия, характеризовалось небольшой изменчивостью и достаточной предсказуемостью. В таких условиях у предприятия не возникало необходимости в быстрой реакции на неожиданные изменения с последующей адаптацией к ним. Деятельность предприятий подчинялась распоряжениям и указаниям вышестоящих структур управления, определяющих и строго контролирующих их поведение.

Практически все без исключения хозяйствующие системы имели ту или иную разновидность иерархической (чаще всего линейно-функциональной с преобладанием вертикальных связей) организационной структуры, при которой высший уровень системы жестко планирует и распределяет все основные ресурсы и принимает стратегические решения, в то время как более низкий уровень, включающий отдельные подразделения, занимается решением оперативных вопросов. Необходимым условием эффективного функционирования системы с иерархической структурой являлось наличие достаточно стабильной внешней среды, изменения в которой происходят без резких скачков с плавно нарастающей амплитудой.

В последние десятилетия характер поведения внешней среды предприятий резко изменился. Иерархическая организационная структура с вертикальными связями и сложившийся административно-командный стиль управления оказались абсолютно неприспособленными для решения задач функционирования и развития системы в условиях постоянно меняющейся внешней среды, так как они парализуют ее способность к саморегулированию и самонастройке, обладают низкой чувствительностью и недостаточно высокой степенью адаптации к возможным переменам.

В то же время на процессы жизнедеятельности предприятия значительное влияние оказывают внутренние факторы, определяющие, в конечном итоге, функции предприятия.

Развитие любой системы характеризуется ее основным назначением - функцией или иными словами миссией. Степень реализации миссии системы зависит от состояния и условий взаимодействия отдельных ее составляющих (их пропорций и отношений). Э.Смирнов полагает, что в структуре предприятия может быть выделено ряд подсистем, которые представляют из себя набор элементов, формирующих внутри системы автономную область и отвечающих за выполнение одной или нескольких однотипных функций, в число основных подсистем он включает организационную, экономическую и техническую.

В экономической литературе приводится целый ряд подходов к определению наиболее важных функций предприятия. Д.Обер-Крие включает в число важнейших четыре функции: коммерческую, техническую, финансовую и административную. А.Файоль дополняет указанный перечень такими функциями как учет, контроль, управление персоналом и некоторыми другими.

На основании вышеприведенных данных в качестве основных можно выделить следующие четыре подсистемы структуры любого предприятия независимо от формы собственности и вида производственно-хозяйственной деятельности: организационную, финансово-экономическую, производственно–техническую и социальную.

Организационная подсистема характеризуется организационно-правовой формой, формой собственности, масштабом предприятия и типом организационной структуры управления. Ее деятельность направлена на создание условий для нормального функционирования механизма управления предприятием, а также на обеспечение координации и связи между отдельными подсистемами и внутри них.

Финансово-экономическая подсистема объединяет принятые на предприятии формы и методы планирования, анализа, контроля, учета хозяйственной деятельности предприятия и обеспечивает выполнение выбранной стратегии развития предприятия.

Производственно-техническая подсистема охватывает самые разнообразные аспекты производственной деятельности, включая тип производства, обеспеченность ресурсами, проведение НИОКР, уровень технологического совершенства, профессиональную подготовку кадров. Важнейшей целью ее функционирования является обеспечение организации и управления процессом производства продукции.

Социальная подсистема включает, прежде всего, самые разнообразные аспекты человеческого поведения и взаимоотношения различных групп внутри коллектива, выполняя функцию управления персоналом посредством формирования коммуникационных связей, социальной инфраструктуры и защиты персонала предприятия, а также корпуса социально ответственных руководителей.

Эффективное функционирование системы может быть обеспечено только лишь гармоничным взаимодействием всех вышеуказанных подсистем предприятия, причем его необходимым условием является параллельная или хотя бы последовательная адекватная трансформация структуры последнего в ответ на изменения внешней cреды.

Возникновения и последствия

Кризис- это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде (в переводе с греческого языка кризис означает выход, решение конфликта, поворотный пункт).

Проявляясь на восходящих этапах жизненного цикла предприятия (организации и роста) кризис тормозит их развитие, удлиняя продолжительность соответствующей стадии. На стадиях же спада и умирания кризис, наоборот, сокращает их продолжительность.

Если интерпретировать понятие «кризиса» вышеизложенным образом, то из этого следует, что опасность кризиса в жизнедеятельности предприятия существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В своем развитии кризис может проходить несколько этапов (рис. 2.5).

- латентный (этап скрытого кризиса), когда система выглядит здоровой;

- явного кризиса, когда противоречия прорываются наружу;

- депрессии (стагнации);

- выход из кризиса. Следует отметить, что типичными для кризиса являются два варианта выхода из него: это или оживление производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, завершающееся достижением докризисного уровня, или ликвидация предприятия как юридического лица.

           
  Лекции по курсу «Антикризисное управление» - student2.ru
    Лекции по курсу «Антикризисное управление» - student2.ru
 
 
    Лекции по курсу «Антикризисное управление» - student2.ru

 
               
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
Рис. 2.5. Начало, переломный пункт и конец кризиса на предприятии

               

Вследствие особенностей жизненного цикла кризисы неизбежны в деятельности любого предприятия. При этом кризис следует рассматривать как объективно необходимый и неизбежный процесс, создающий возможность для интенсификации развития предприятия.

Уильямом Кристеком определено несколько форм кризисов, представленных в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Сравнение соответствующих форм кризиса, базовых стратегий и финансового состояния предприятия

Форма кризиса Базовая стратегия Финансовое состояние
Потенциальный кризис Начало кризисного процесса, еще не реального, но уже возможного. Достоверные симптомы кризиса отсутствуют. Стратегия роста и стратегия стабильности Характеризуются высокими или положительными тем-пами развития и уста-новлением целей от достиг-нутого Нормальное финансовое состояний Экономические показатели не выходят за определенные пределы. Текущие финан-совые значения экономичес-ких показателей соответст-вуют планово-нормативным значенииям.
Латентный (скрытый) кризис   Характеризуется скрытыми или начинающимися кри-зисными воздействиями, ко-торые еще не определяются имеющимися у предприятия методами Переход от стратегии роста или стабильности к стратегии сокращения Развитие предприятия нельзя отнести ни к одной из базовых стратегий Предкризисное финан-совое состояние   Появляются проблемы в разных областях деятельности предприятия, ухудшаются отдельные экономические показатели
В зависимости от действий менеджмента предприятие может вернуться в нормальное финансовое состояние, либо перейти в кризисное состояние, либо остаться в предкризисном финансовом состоянии
Острый преодолимый кризис Усиливается влияние де-структивных факторов. Тре-буется мобилизация все больших сил и потенциала для преодоления кризиса. Но у предприятия еще остается возможность его преодолеть. Стратегия сокращения Происходит сокращение объема ассортимента вы-пускаемой продукции, уход с отдельных сегментов рынка, устойчивая тенденция ухудшения показателей Кризисное финансовое состояние Характеризуется значи-тельным нарушением финансовой устойчивости, препятствующей нормаль-ному осуществлению хозяйственной деятель-ности. В виду низкой ликвидности активов возникает устойчивая неплатеже-способность.
Острый непреодолимый кризис Экономические требования по преодолению кризиса значительно выше имею-щеегося потенциала пред-приятия. Заканчивается, как правило, ликвидацией пред-приятия

Применительно к конкретному предприятию обычно выделяют следующую последовательность развития кризиса: кризис стратегии, кризис результатов финансовой деятельности, кризис ликвидности.

Классификация кризисов

Все многообразие кризисов можно классифицировать по целому ряду признаков:

-по масштабам проявления;

- по проблематике кризиса;

- по степени соответствия основным подсистемам структуры предприятия;

- по степени предсказуемости;

- по формам проявления;

- по степени глубины протекания;

- по продолжительности протекания.

По масштабам проявления кризисы можно классифицировать на общие и локальные. Общие охватывают деятельность всего предприятия (или значительной его части), локальные поражают функционирование отдельных его подсистем. Однако в каждом конкретном случае необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру, среду функционирования, взаимное влияние отдельных подсистем друг на друга и целый ряд других факторов.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис охватывает лишь отдельную проблему или группу проблем. Однако несмотря на относительно локальный характер микрокризиса, он при определенном стечении обстоятельств может распространиться подобно цепной реакции на всю систему в силу взаимодействия всех подсистем и элементов. Однако этого можно избежать с помощью антикризисного управления и мер по локализации кризиса и его остроты.

По степени соответствия основным подсистемам структуры могут быть выделены отдельные группы организационных, экономических, технологических, социальных и психологических кризисов.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений. В организационной подсистеме предприятия может наступить обострение организационных отношений, что проявляется в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, усложнения контроля и т.д. Одной из причин организационного кризиса выступает чрезмерно быстрый рост предприятия, следствием которого является изменение условий функционирования и развития, допущение ошибок при реорганизации предприятия или организационной перестраховки, рождающей бюрократические тенденции. Организационный кризис проявляется как паралич организационной подсистемы предприятия, следовательно, и его организационной деятельности, одной из форм которого является неумеренная бюрократизация.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия. К ним относятся кризисы производства и реализации продукции, взаимоотношений экономических контрагентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и другие. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы, характеризующие противоречия в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей предприятия. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.

Технологический кризис возникает как кризис передовых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: наемных работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и т.п. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и самостоятельно. Особое место в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это кризис - в политическом устройстве общества, кризис власти, реализации интересов различных социальных групп, классов в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития и функционирования общества и переходят в кризисы экономические.

Психологические кризисы также нередки в современных условиях деятельности предприятия и связаны с кризисом психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, возникновения чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Таким образом, в разрезе отдельного предприятия они выступают как кризисы в социально-психологическом климате коллектива предприятия.

По степени предсказуемости кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как определенный этап развития. Они могут прогнозироваться, поскольку вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса - потребности реструктуризации производства, необходимостью изменения ассортимента и номенклатуры производимой продукции в условиях конкурентного рынка и т.п. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, он может возникать периодически и имеет известные фазы наступления и протекания.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений.

По формам проявления различают явные и латентные (скрытые) кризисы. Явные протекают достаточно заметно и поэтому легко обнаруживаются. Латентные же по своей сути являются скрытыми, особенно на начальных своих стадиях. Именно поэтому они представляют наибольшую опасность для предприятия.

По степени глубины протекания кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие кризисы приводят, как правило, к разрушению структуры социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируя в себе множество противоречий деятельности предприятий. Легкие кризисы протекают более последовательно и менее болезненны для предприятия. Поэтому их можно предвидеть и ими можно управлять.

По продолжительности протекания вся совокупность возможных кризисов подразделяется на затяжные и кратковременные. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и достаточно сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий. В отличии от затяжных, кратковременные проходят для предприятия со значительно менее тяжелыми последствиями.

Таким образом, представленная классификация свидетельствует о большом разнообразии проявления возможных кризисов в деятельности предприятия. Изучение характера кризиса способствует уменьшению продолжительности, снижению остроты и болезненности его протекания на конкретном предприятии, а самое главное - является исходным моментом для разработки методов антикризисного управления деятельностью предприятий в современных условиях.

По степени управления кризисы можно классифицировать на управляемые, частично управляемые и неуправляемые. Управляемые кризисы вызываются внутренними по отношению к предприятию причинами, частично управляемы – внешними причинами микроокружения, а неуправляемые – внешними причинами макроокружения.

Управление рисками

Функционирование предприятия в условиях господства частной собственности и рыночных отношений всегда связано с известной неопределенностью, риском. В странах с рыночной экономикой накоплен значительный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядными примерами процветания и краха, подъема и банкротства в обстановке конкуренции. В рыночной среде процессы производства, распределения, обмена и потребления продукции учат не избегать риск, а быть готовым предвидеть его и снизить до возможно низкого уровня.

Предпринимательский риск - это опасность потенциальной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на их рациональное использование.

Лекции по курсу «Антикризисное управление» - student2.ru

Рис. 2.6. Классификация видов и областей предпринимательского риска

Классифицировать хозяйственные риски возможно на основе множества признаков. Подобные попытки уже предпринимались представителями классической экономической науки. В частности, Дж.М.Кейнс использовал субъективно-психологический метод в основе своей классификации и рассматривал риск через призму отношений "заемщик-кредитор". Он полагал, что в экономической жизни целесообразно выделитьтри основных вида риска:

· риск предпринимателя;

· риск кредитора;

· денежный риск.

1. Риск предпринимателя возникает ввиду сомнения относительно того, удастся ли действительно получить ту перспективную выгоду, на которую он рассчитывает.

2. Риск кредитора связан с сомнением относительно обоснованности оказанного доверия, т.е. с опасностью намеренного банкротства или других попыток должника уклониться от выполнения обязательств; а также с возможной опасностью невольного банкротства из-за того, что расчеты заемщика на получение дохода не оправдались. Этот вид риска возникает там, где практикуются кредитные операции, под которыми Дж. Кейнс понимал предоставление ссуд под реальное или личное обеспечение.

3. Денежный риск связан со случаем уменьшения ценности денежной единицы. Исходя из этого Дж. Кейнс считал, что денежный заем, в известной мере, менее надежен, чем реальное имущество.

В условиях рыночного способа хозяйствования источниками неопределенности и риска являются все стадии воспроизводства — от закупки сырья до поставки конечного продукта потребителям. Существует тесная связь между риском и прибылью. Один из примеров проявления прямой зависимости между риском и объемом потенциальной прибыли, скоростью роста капитала — краткосрочные облигации: риск у этого вида ценных бумаг наименьший, и рост капитала самый медленный, напротив, у обычной акции, обладающей минимальной безопасностью, наблюдается самый быстрый рост капитала.

В экономической литературе нашли свое отражение различные области риска, в которые может попасть предприятие в процессе хозяйственной деятельности. За область риска принимается доля активов фирмы, которую она теряет в результате своей деятельности. В зависимости от состояния общей экономической устойчивости предприятие может находиться в одной из нижеперечисленных зон, одновременно впадая в банкротство разной степени. Эта глубина падения влияет на способы выхода из кризисного состояния в рамках института несостоятельности.

Выделяют следующиеобласти, связанные сриском:

· безрисковая область;

· область допустимого риска;

· область критического риска;

· область катастрофического риска.

1. Безрисковая область — характеризуется отсутствием потерь, совершаемые операции гарантируют получение как минимум расчетной прибыли, потенциальная прибыль фирмы не ограничена, а ее получение осуществляется, как правило, за счет собственного капитала, когда заемный капитал равен нулю.

2. Область допустимого риска характеризуется уровнем потерь, не превышающим ожидаемую прибыль, а предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность.

3. Область критического риска, характеризуется возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли и достигающих в пределе величины полной расчетной выручки от предпринимательства. Иначе говоря, область критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме могут привести к безвозвратной потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело. Реально такой вид риска проявляется в трудностях с наличностью, которые могут увеличиться очень резко, если кредиторы сочтут опасным возобновлять контракт даже при повышенном проценте (так как с уменьшением стоимости собственного капитала фирмы риск возврата средств увеличивается) и фирме придется выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. Находясь в этой области предпринимательского риска, фирма, испытывающая кризис ликвидности, войдет в состояние "абсолютной" неплатежеспособности, что может рассматриваться как банкротство, а последнее является основанием для обращения в суд. Такая состояние называетсябанкротство бизнеса — как результат неэффективного управления предприятием, маркетинговой политики или нерационального использования трудовых, природных и денежных ресурсов.

4. Область катастрофического риска представляет область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и могут достигать величины, равной имущественному состоянию предприятия. В данном случае снижение прибыльности фирмы означает снижение её цены. Цена фирмы как функционирующей деловой единицы в условиях развитой рыночной экономики определяется как произведение количества простых акций ( N ) на их рыночную цену (Р). Рыночная стоимость фирмы = NP . В этой области риска цена фирмы может упасть ниже суммы обязательств кредиторам. Это означает, что акционерный капитал исчезает. Такой вариант возможен в результате недостатка у собственника ресурсов на осуществление расширенного или даже простого воспроизводства, притом, что на рынке есть потребность в данном виде продукции. Правда, здесь возможны некоторые уточнения. В связи с падением цены фирмы, последняя может упасть ниже ликвидационной стоимости активов. Тогда ликвидация фирмы становится выгоднее ее эксплуатации, и если ликвидационная стоимость фирмы ниже цены обязательств, то акционеры лишаются всего своего капитала. Такое явление называютбанкротством производства. Также к категории катастрофического риска следует относить риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф, что особенно вероятно при эксплуатации морально и физически устаревших средств производства.

Предприятия, попавшие в область катастрофического риска и не сумевшие адекватно отреагировать на необходимость устранения возникших проблем, будут вынуждены погашать задолженность путем реализации активов. В последней области риска было дано определение цены фирмы через рыночную стоимость ее акций, находящихся в обращении. Помимо стоимости материальных активов, основных и оборотных средств существуют нематериальные активы, которые отражены в балансе рыночных стран по статье "гудвилл". "Гудвилл" является отражением того, что покупке самого предприятия — собственно осязаемых активов — сопутствует ряд благоприятных обстоятельств: удобное местоположение фирмы, налаженные рыночные связи, репутация руководства, кредитная история компании как добросовестного или недобросовестного плательщика, торговая марка и т.д. И именно посредством акционерной формы собственности общество имеет реальную возможность оценить ту или иную фирму или бизнес не просто как имущественный комплекс, а как специфический товар, обладающий потребительной стоимостью.

Возникновение риска связано с наличием неопределенности ситуации, по причине которой результатом действия является набор возможных альтернатив, вероятность которых неизвестна. Таким образом, неопределенность рассматривается как условие ситуации, в которой нельзя оценить вероятность потенциального результата. Нередко такая ситуация возникает, когда на систему воздействуют новые факторы, о которых нельзя получить достоверную информацию. Поэтому последствия принятия тех или иных управленческих решений трудно прогнозировать, особенно, если условия функционирования предприятия имеют быстроменяющийся характер.

В экономическом смысле риск– это случайная, чаще всего непредвиденная потенциальная возможность наступления отрицательного явления, которое может привести к потерям.

Результатом принятия решений, связанных с риском, могут быть не только потери или ущерб, но также прибыль и выгода.

Размер потерь предприятия, как результат деятельности в условиях неопределенности, представляет собой «цену риска», а величина успеха (дополнительной прибыли) – «плату за риск».

Под потерями в данном случае подразумевается не запланированный расход ресурсов, а случайные непредвиденные, но потенциально возможные потери, возникающие вследствие отклонения реального хода события от задуманного сценария.

В менеджменте используются следующие характеристики риска:

- размер вероятного ущерба или величина ожидаемого дополнительного дохода как результат деятельности в риск - ситуации;

- вероятность риска – это степень воздействия события, как источника риска, измеряется в пределах значений от 0 до1;

- уровень риска – это отношение величины ущерба к затратам на подготовку и реализацию риск – решения, измеряется в пределах значений от 0 до 1, выше которой риск считается не оправданным;

- степень риска представляет собой качественную характеристику величины риска и его вероятности. Различают следующие степени риска: высокую, среднюю, низкую и нулевую;

- приемлемость риска, т.е. вероятность потерь и того, что эти потери не превысят определенного уровня;

- правомерность риска определяется тем, что вероятность риска находится в пределах нормативного уровня для данной сферы деятельности, который нельзя превысить без правовых нарушений.

В условиях кризиса у предприятия велика вероятность оказаться банкротом, в связи с чем, управленческому персоналу необходимо умение в ситуациях, связанных с риском, с одной стороны избежать неоправданных потерь, а, с другой – действовать смело и инициативно. Менеджер должен уметь рисковать, т.е. взвешенно, не преувеличивая опасности, добиваться намеченных целей. Не всегда оправданным является выбор варианта небольшого результата, но при отсутствии риска, он может привести к снижению результативности и конкурентоспособности предприятия. В то же время при принятии решения с максимальным результатом, но и высоким уровнем риска, следует сопоставить ожидаемую экономическую выгоду и возможные потери. Если потери превышают выгоду, то очевидно, что принятие такого решения неоправданно. В этом случае целесообразно использование совокупности критериев, при выборе которых необходим комплексный подход, позволяющий оценить ситуацию с учетом различных факторов. В первую очередь следует установить, с какими видами рисков придется иметь дело.

Виды рисков.Наиболее значимыми являются следующие риски.

1. Маркетинговый – выражается в потере доли рынка, снижении объема продаж и размера получаемой прибыли.

2. Финансовый – выражается в величине потерь доходности ценных бумаг вследствие финансового кризиса и падения валютного курса. Среди них можно выделить процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, инфляционный риски.

3. Производственный –заключается в превышении расходов предприятия по сравнению с запланированными из-за непредвиденных ситуаций: простоев оборудования, недопоставки материалов. Вероятность возникновения этого риска связана со снижением уровня организации управления на предприятии.

4. Инвестиционный – это риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода.

Среди рисков, наиболее часто и устойчиво повторяющихся в деятельности российских предприятий, следующие:

- связанные с неустойчивой политической и экономической ситуацией в стране;

- снижения экономического потенциала;

- снижения научного и инновационного потенциала;

- утраты кадрового потенциала;

- имущественного ущерба вследствие нарушения договорных обязательств;

- утраты престижа предприятия;

- потери доходов из-за преступных действий третьих лиц;

- изменения факторов стоимости производства;

- потери управляемости;

- снижения качества продукции, работ, услуг;

- изменения внешнеэкономических факторов.

Риск – менеджмент включает в себя несколько этапов:

1) информационный анализ содержит работы по мониторингу внешней и внутренней среды, по выявлению новых источников риска и корректировке известных факторов, проявление которых зависит от изменившихся условий;

2) в диагностике ситуации основной акцент делается на учете причин, вызывающих изменение риска, их ранжировании и оценке потерь или выгод. На этой стадии используются различные методы измерения и оценки риска : математические, статистические и интуитивные;

3) разработка вариантов решений, причем для каждого варианта рассматриваются пределы возможного негативного проявления риска;

4) принятие решения, на этом этапе осуществляется обоснование параметров допустимого риска и разработка системы ответственности;

5) организация и реализация решения включает в себя управленческую деятельность по реализации риск - решения. На этом этапе необходим контроль за изменением в параметрах риска и соответствующей корректировке последующих действий.

При принятии решений, связанных с риском, следует соблюдать следующие принципы:

- дать обоснование необходимости риска;

- оценить уровень риска и минимизировать его;

- оценить возможные потери;

- обеспечить меры по страхованию риска.

Одним из основных способов предотвращения ситуаций, связанных с риском, и снижения вероятности и уровня риска является страхование. Основная цель страхования рисков заключается в защите имущественных интересов предприятий при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Правовые нормы страхования в РФ установлены законодательно

Сущность страхования заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования.

Наши рекомендации