Применение энергосервиса как инструмента финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению.

Энергосервис – это комплексное оказание услуг по обследованию, проектированию, приобретению, финансированию, монтажу, пуско-наладке, эксплуатации, техобслуживанию и ремонту энергосберегающего оборудования.

Энергосервисная компания (ЭСКО) представляет собой компанию, вовлеченную в комплексную разработку, проектирование, структурирование и финансирование проектов, реализуемых обычно в течение 5 - 10 лет и ориентированных на улучшении энергоэффективности имущества, принадлежащего заказчику или управляемого им.

ЭСКО реализуют проект за счет собственных или привлекаемых средств, а собственник объекта оплачивает стоимость реализации проекта за счет средств, сэкономленных в результате внедрения энергосбережения. Такая форма реализации проекта получила название энергосервиса (или энергетического перформанс-контрактинга).

Преимущества реализации проектов через энергосервисную схему для Заказчика

Энергосервис - инновационная технология финансирования энергосберегающих проектов, дающей Заказчикам следующие преимущества:

1. Обеспечение гарантии достижения эффекта энергоресурсосбережения, прописанного в энергосервисном договоре в виде:

Ø снижения затрат на генерацию или поставку ресурсов (тепла, электроэнергии, газа, воды и проч.);

Ø снижения объемов потребления ресурсов;

Ø модернизации производственных процессов и оборудования;

Ø снижения затрат на ремонт оборудования и проч.

2. Доступ к внешним инвестиционным источникам. Реализация энергосберегающих мероприятий осуществляется за счет ресурсов Энергосервисной компании (собственных или привлеченных), тем самым отпадает необходимость у Заказчика в высвобождении собственных инвестиционных ресурсов и/или привлечении кредитов.

3. Отсутствие финансовых рисков для Заказчика. Энергосервисная компания гарантирует финансовые сбережения и берет на себя все риски по проекту.

4. Экономическая составляющая. Существует заинтересованность самой Энергосервисной компании в максимальном увеличении сбережений посредством долгосрочного договора, в условиях ограниченных инвестиций для обеспечения максимально быстрой окупаемости проекта.

5. Обучение обслуживающего персонала. Технический персонал Заказчика активно вовлекается на всех стадиях реализации энергосберегающего проекта наравне с персоналом энергосервисной компании и обучается в процессе.

Барьеры и ограничения реализации проектов через энергосервисную схему

Ограничения, связанные с удлинением периода окупаемости проектов и, следовательно, их неприемлемости для ЭСКО:

1. Привлечение энергосервисными компаниями банковских кредитов. Это связано с отсутствием в настоящее время значительных собственных инвестиционных средств ЭСКО по причине их низкой капитализации и, следовательно, невозможности, финансирования энергосберегающих проектов на собственные средства.

2. Высокие комплексные риски для ЭСКО при финансировании энергосберегающих проектов на промышленных предприятиях. Более высокие риски предопределяют более высокую доходность, устанавливаемую ЭСКО, которая закладывается в энергосервисные платежи.

3. Осуществление эксплуатации объектов после осуществления энергосберегающих проектов. Это также приводит к увеличению суммарной массы энергосервисных платежей и увеличению периода окупаемости.

Применение энергосервиса как инструмента финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению. - student2.ru В настоящее время, энергосберегающие проекты с периодом окупаемости более 60 месяцев (5 лет), является неприемлемыми для ЭСКО.

Финансирование энергосервиса в РФ

Проблематика финансирования энергосервисных договоров:

1. Общая неразвитость российского законодательства в сфере энергоэффективности.

2. Отсутствие в настоящее время комплексных финансовых и страховых продуктов, разработанных специально под энергосервисный договор.

3. Трудности доступа к источникам финансирования энергосервисного договора с минимальной кредитной процентной ставкой, в т.ч. по причинам низкой капитализации ЭСКО в РФ.

4. Непризнание банками энергосервисного договора в качестве потенциального залога, что предопределяет необходимость формирования альтернативного залога (недвижимость, поручительства и проч.).

5. Сложность отделения эффекта энергосберегающего мероприятия от внешних факторов (сложность с базой возврата кредита).

Наши рекомендации