Реструктуризация дебиторской задолженности (инкассации, взыскание, сокращение)

Дебиторская задолженность — это кредитование покупателей (за­казчиков) продукции от момента отгрузки готовой продукции до пере­числения на расчетный счет предприятия и банке платежа за нее. Объем дебиторской задолженности свидетельствует о временном от­влечении средств из оборота предприятия, что вызывает до­полнительную потребность предприятия и денежных ресурсах и мо­жет привести к напряженному финансовому состоянию, к его непла­тежеспособности.

Уровень дебиторской задолженности зависит от вида изготавли­ваемой продукции, емкости рынка, степени насыщенности рынка данной продукцией, принятой на предприятии системы расчетов, поли­тики коммерческого кредитования и других условий.

В странах со стабильной экономической системой, низким уров­нем инфляции увеличение дебиторской задолженности часто рас­ценивается как свидетельство наращивания оборота и не считается тревожным сигналом. В России же в условиях повышенной инфля­ции и нестабильности экономики такое положение может быть очень опасным, так как ведет к повышению финансовых рисков и, как след­ствие, к финансовой неустойчивости организации.

Оценка по объему дебиторской задолженности осуществляется по данным бухгалтерского баланса на начало и конец отчетного периода. Наиболее важным является анализ дебиторской задолженности по следующим ее видам:

- покупатели, подрядчики и заказчики;

- векселя к получению;

- авансы выданные;

- прочие дебиторы.

Однако на финансовую устойчивость предприятия влияет не само наличие дебиторской задолженности, а ее объем (размер), форма и, самое главное, движение (скорость инкассации, превращения ее в де­нежные средства).

Проводя оценку просроченной задолженности, следует особо вы­делить ту ее часть, которая может быть причислена к неистребован­ной (безнадежной) дебиторской задолженности и в дальнейшем дол­жна быть исключена из анализа, поскольку не может характеризовать имущественный комплекс предприятия как источник покрытия кре­диторской задолженности. В то же время по ст. 419 ГК РФ обязатель­ства предприятия дебитора прекращаются лишь при ликвидации его как юридического лица. Такие причины, как отсутствие денежных средств на счетах организации-должника, ее тяжелое финансовое по­ложение, при котором она не исполнила своих обязательств, при от­сутствии официальных сведений о запасах в связи с ее ликвидацией в Едином государственном реестре не дают законного основания счи­тать полученные в результате такой хозяйственной операции убытки с уменьшением налогооблагаемой базы налога на прибыль.

Устойчивость финансового положения организации во многом за­висит от соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей. Поэтому, чтобы финансовое положение организации не ухудшалось, необходимы следующие действия:

1) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задол­женностей. Ибо в случае значительного превышения дебиторской за­долженности требуется привлекать дополнительные источники финансирования из-за возникновения недостатка в оборотных средствах для осуществления производственной деятельности;

2) контролировать состояние расчетов но просроченным задолжен­ностям и задолженностям, по которым наступил срок исполнения;

3) по возможности ориентироваться на увеличение числа заказ­чиков для уменьшения риска неуплаты монопольного малого числа заказчиков, а также на предоплату (не менее 50% стоимости про­дукции) получаемой заказчиком продукции;

4) при значительном превышении кредиторской задолженности над дебиторской возрастает недостаток собственных долгосрочных и даже краткосрочных источников средств для формирования запасов.

Анализ дебиторской задолженности следует начинать с определения доли просроченной дебиторской задолженности, в том числе свыше трех месяцев в общем ее объеме, и ее динамики в сравнении с предше­ствующим периодом (по данным формы № 5 бухгалтерской отчетнос­ти и данным управленческого учета) (табл. 4.1).

Упдз= (Просроченная дебиторская задолженность/дебиторская задолженность) *100 %,

Упдз1= Просороченная дебиторская задолженность свыше трех месяцев/Дебиторская задолженность)*100%

где Упдз — доля просроченной дебиторской задолженности;

Упдз1 - доля просроченной дебиторской задолженности свыше трех месяцев.

Таблица 4.1

Реструктуризация дебиторской задолженности (инкассации, взыскание, сокращение) - student2.ru

Увеличение доли просроченной дебиторской задолженности, в том числе свыше трех месяцев, свидетельствует о движении предприятия в сторону усиления его финансовой неустойчивости.

Если должников (дебиторов) много, рекомендуется определить группу должников, сумма задолженности которых составляет большую часть дебиторской задолженности (порядка 80%), и именно с этой груп­пой должников надо серьезно заниматься для определения возмож­ных выплат в ближайшие периоды.

Дебиторская задолженность предприятия наряду с выручкой (де­нежными средствами на расчетных счетах) является одним из основных источников получения денежных средств для исполнения прежде все­го краткосрочных обязательств организации. Ибо получение денеж­ных средств по дебиторской задолженности не затрагивает состав про­изводственных активов (оборудование, материальные ценности и т. д.) с целью их использования для погашения задолженности организа­ции-должника.

Превращение дебиторской задолженности в денежные средства или сокращение с ее помощью задолженности предприятия происходит следующими способами: взысканием через судебную процедуру, ин­кассацией — добровольным перечислением дебитором денежных средств, реструктуризацией долгов предприятия.

Взыскание долгов с дебитора при его нежелании выплатить свои обязательства по договору происходит через решения арбитражного суда по исполнительному листу.

Инкассация дебиторской задолженности означает сбор дебиторской задолженности организации путем добровольного перевода дебитором денежных средств для зачисления их на расчетный счет предприятия в соответствии с договором.

Реструктуризация дебиторской задолженности предприятия пред­ставляет собой скорейший перевод просроченной дебиторской задол­женности в быстроликвидные активы для повышения платежеспо­собности предприятия.

Основными путями для реструктуризации и уменьшения дебитор­ской задолженности предприятия могут быть:

- взаимозачет взаимных платежных требований до арбитражных процедур;

- передача дебитором для погашения задолженности быстроликвидных ценных бумаг (государственных облигаций, акций из­вестных компаний топливно-энергетического комплекса, теле­коммуникационных и т. д.) по взаимному соглашению;

- передача дебитором части своего имущества предприятию;

- переоформление дебиторской задолженности в векселя;

- увеличение размера предоплаты за отгруженную продукцию;

- применение системы скидок от стоимости продукции при до­срочном, своевременном платеже за отгруженную продукцию и снижение санкций за просрочку платежа;

- применение инструмента (процедуры факторинга;

- использование договора цессии;

- подача имущественного иска на должника в арбитражный суд;

- взыскание дебиторской задолженности со скидкой;

- отсрочка обязательств по дебиторской задолженности при обеспечении ее залогом.

Необходимость поиска эффективных путей по повышению ликвидности дебиторской задолженности организации в целях скорейшего высвобождения денежных средств, заложенных в ней, для погашения кредиторской задолженности связана повышением (восстановлением) платежеспособности предприятия

1. Взаимозачет предусматривает погашение не взаимных обязательств предприятий, как правило, с привлечением третьих лиц.

Рассматриваемое предприятие «А» является дебитором по отно­шению к предприятию «В» и имеет обязательства по отношению к предприятию «Б». В то же время предприятие «Б» — дебитор по от­ношению к предприятию «А» и имеет обязательства по отношению к предприятию «В». Предприятие «В» является дебитором предприятия «Б» и имеет обязательства перед предприятием «А». В результате мо­жет произойти взаимозачет. Взаимозачеты долгов служат распростра­ненным методом реструктуризации задолженности.

2. Передача (продажа) дебитором для погашения задолженности предприятию имеющихся на балансе быстроликвидных ценных бумаг— облигаций и акций. По взаимному соглашению в качестве таких цен­ных бумаг могут использоваться государственные кредитные облига­ции, облигации федерального займа разных сроков погашения, муни­ципальные облигации, акции известных копаний топливно-энерге­тического комплекса, телекокоммуникационных предприятий и т.д. Важным моментом является уточнение стоимости передаваемых (про­даваемых) ценных бумаг.

3. Получение от дебитора в счет погашения дебиторской задолжен­ности части недвижимого имущества, находящегося в его собствен­ности: административной, производственной или складской площа­дей, производственного оборудования, транспортных средств и др.

Полученное имущество может быть использовано предприятием в своем производственном процессе, или передано своим кредиторам, или продано третьим лицам.

Другой вариант погашения дебиторской задолженности — сдача в аренду вышеперечисленного недвижимого имущества предприятию, а оно в свою очередь может его передать в субаренду своим кредито­рам или третьим лицам.

Погашение дебиторской задолженности может также происходить за счет передачи дебитором предприятию материальных ценностей: сырья, материалов, товаров и т. д., которые предприятие может исполь­зовать в своем производстве или для погашения кредиторской задол­женности или продать третьим лицам.

4. Задолженность неплатежеспособного предприятия другим пред­приятиям может быть переоформлена в качестве займа или в виде век­селей, что будет более выгодно в части надежного и полного погаше­ния обязательств.

5. Важным направлением уменьшения объема дебиторской за­долженности является увеличение размера предоплаты за отгружен­ную продукцию. Размер предоплаты за отгруженную продукцию мо­жет колебаться в значительных границах в зависимости от характера взаимодействия с клиентом — потребителем продукции и истории кре­дитных отношений с ним. В общем случае для постоянного клиента -потребителя продукции размер предоплаты за отгруженную продук­цию может составлять 20—25% стоимости партии, для клиента, пери­одически потребляющего продукцию, — не менее 50%, для клиента, редко потребляющего продукцию или незнакомого, — 100%. Опреде­ление клиента, заказчика продукции, для которого устанавливается объем предоплаты 0—100%, зависит от обстоятельств каждого конк­ретного случая, условий заключения сделки, финансовых возможнос­тей клиента.

6. Погашение дебиторской задолженности возможно в результате предложенных скидок к размеру задолженности в обмен на ускорение платежей, особенно при досрочном, своевременном платежах. Так, при досрочном платеже скидки могут составлять 5—7%, при своевременном платеже — 2—3%, при ускорении просроченного платежа — за счет отмены или снижения санкций за просрочку платежа. В данном слу­чае использование скидок будет существенно выгоднее, чем примене­ние краткосрочных займов для погашения кредиторской задолжен­ности. Дебиторы, которые могут получить такие скидки, и размер ски­док определяются отдельно для каждого конкретного случая.

Следующим шагом уменьшения дебиторской задолженности яв­ляется уменьшение периода предоставления товарного кредита кли­ентам — покупателям продукции. Товарный кредит нередко предоставляется клиентам на 60 дней (за рубежом предоставляется на период 40-120 дней). Поэтому снижение календарного периода предоставле­ния товарного кредита является также важной мерой снижения объе­ма дебиторской задолженности. Так, рекомендуется для постоянных клиентов - не более 30 дней, для клиентов, периодически покупаю­щих продукцию, — не более 15 дней. В каждом конкретном случае в зависимости от объема поставок, стабильности платежей эти сроки ус­танавливаются индивидуально.

Для постоянных клиентов может быть установлен предельный при­емлемый уровень объема задолженности, который не нарушается при проведении новых закупок и платежей.

При определении размера скидки, объема товарного кредита, разме­ра предоплаты, сроков оплаты за поставку товара (отгруженную продук­цию) следует учитывать предпринимательские риски. Риски измеряют­ся в долях к единице: 1,0 — отсутствие риска, 0 - высокий уровень риска.

Риски различаются по следующим видам:

1. Риски по характеру клиента-потребителя (R1):

- потребитель постоянный — 0,9-0,95;

- потребитель периодический — 0,75—0,8;

- потребитель новый или от случая к случаю - 0,6—0,45.

2. Временный риск (R2:

- оплата за поставку до 0,5 месяца — 0,9-0,95;

- оплата за поставку от 0,5 до 1,0 месяца - 0,9-0,8;

- оплата за поставку от 1.0 до 3 месяцев - 0,8-0,6 5.

3. Территориальный риск (R3:

- поставщик и клиент-потребитель в одном городе - 1,0—0,95;

- то же, в разных областях — 0,9—0,8;

- то же, в разных республиках— 0,8—0,7.

Для определения среднего риска используются следующие весовые коэффициенты:

гр. 1-1,0; гр. 2-0,8; гр. 3-0,7.

Средняя оценка риска для каждого дебитора:

Rср= (R1+0,8 R2 + 0,7R3)/2,5.

Указанные коэффициенты корректируют объем дебиторской задол­женности с точки зрения ее реальности для погашения кредиторской задолженности организации.

Потенциальная оценка риска имеющейся дебиторской задол­женности в организации:

R4= Rср1*V1+ Rср2*V2+….+ Rсрn *Vn

где n - число дебиторов в данной организации; V - соответствующий объем дебиторской задолженности.

7. Процедура факторинга. Одним из способов возможного при­влечения денежных средств для оплаты собственных долгов является договор финансирования под уступку прав требования. В меж­дународной практике этот метод более известен как факторинг.

В отличие от уступки требования факторинг предусматривает, что покупка требования может быть осуществлена исключительно за счет встречного предоставления денежных средств (рис. 4.6).

Реструктуризация дебиторской задолженности (инкассации, взыскание, сокращение) - student2.ru

Рис. 5.6. Схема факторингового финансирования

После совершения отгрузки товаров (продукции) с отсрочкой пла­тежа документы по поставке передаются кредитной организации, ко­торая выплачивает денежные средства от 60 до 90% суммы поставки. Размер суммы зависит от величины сделки и рисков, связанных с ра­ботой клиента. Оставшаяся неоплаченной часть поставки за минусом комиссии кредитной организации переводится поставщику после при­хода денег от покупателя. Таким образом, организация получает воз­можность планировать свои финансовые потоки (снижать дебитор­скую задолженность) вне зависимости от платежной дисциплины по­купателей, будучи уверенной в безусловном поступлении средств из кредитной организации против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочкой платежа.

Часто факторинг сравнивают с банковским кредитом, но у них раз­личная природа и условия осуществления. Кредит характеризуется срочностью и предполагает погашение через определенный срок, кроме того, подразумевается обеспечение залогов для его получения.

Использование факторинга позволяет организации существенным образом снизить объем дебиторской задолженности при росте продаж, тем самым улучшить свою финансовую устойчивость. Безусловно, комиссия кредитной организации за факторинг сокращает размер выручки, но рост количества продаж увеличивает объем выручки и соот­ветственно положительно влияет на своевременную оплату своих дол­гов и на результат деятельности организации.

Схема факторингового обслуживания имеет много модификаций, вплоть до выплаты авансового платежа в день оплаты по договору по­ставки.

Наши рекомендации