Управление собственным и заемным капиталом

Деятельность любого предприятия зависит от многих факторов, в том числе и материального характера. В экономической теории выделяют четыре фактора производства: капитал, землю, рабочую силу и менеджмент (управление производством).

Капитал – одно из основных понятий финансового менеджмента. Под термином капитал понимают совокупность денежных средств, вложенных или авансированных в основные и оборотные фонды предприятия, участвующие в процессе воспроизводства и приносящие прибыль в любой форме.

Капитал классифицируют по следующим признакам:

– по источникам формирования капитала: собственный и заемный капитал;

– по целям инвестирования: производительный, ссудный и спекулятивный капитал. Ссудный капитал – это денежный капитал банка, предоставленный в кредит на основе возвратности, платности, срочности и обеспеченности залогом. Спекулятивный капитал появляется на вторичном фондовом рынке вследствие существенного завышения цены обращающихся акций. Основная цель спекулятивных операций – извлечение максимального дохода.

– по формам инвестирования: капитал в денежной, материальной и нематериальной формах;

– по объектам инвестирования: основной и оборотный капитал;

– по формам собственности: государственный, частный и смешанный капитал;

– по организационно-правовым формам деятельности: акционерный, паевой (складочный) и индивидуальный капитал, принадлежащий семейным хозяйствам;

– по характеру участия в производственном процессе: функционирующий и бездействующий капитал (основные средства, находящиеся в ремонте, резерве, на консервации и др.);

– по характеру использования собственниками (владельцами): потребляемый и накапливаемый (реинвестируемый) капитал. К потребляемому капиталу относят суммы, направляемые на выплату дивидендов и другие выплаты социального характера. К реинвестируемому капиталу относят нераспределенную прибыль отчетного года.

– по источникам привлечения: национальный капитал и иностранный капитал.

Функционирование капитала предприятия в процессе его производительного использования характеризуется постоянным кругооборотом. Среднюю продолжительность оборота капитала выражают коэффициентом оборачиваемости и длительностью одного оборота в днях за расчетный период:

Кок = ВР : К,

Под = Д : Кок,

Ккс = К : ВР,

где Кок – коэффициент оборачиваемости капитала, число оборотов; ВР – выручка (нетто) от реализации продукции; К – средняя стоимость капитала за расчетный период; Под – продолжительность одного оборота, дни; Д – количество дней в расчетном периоде (365 дней – за год, 90 дней – за квартал); Ккс – коэффициент капиталоемкости объема производства и реализации продукции в расчетном периоде, доли единицы.

Основной целью формирования капитала является удовлетворение потребностей предприятия в источниках финансирования его активов и оптимизация структуры капитала для обеспечения условий эффективного использования.

Источник средств – это условное название какой-либо статьи в пассиве бухгалтерского баланса, определяемой как совокупность капитала собственников и обязательств (задолженности) предприятия перед третьими лицами. Каждая статья пассива означает вклад соответствующего лица – собственника, кредитора, государственного органа, банка и др. в финансирование активов данного предприятия.

Формирование капитала предприятия базируется на следующих принципах:

– учет перспектив развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

– достижение соответствия между объемами привлекаемого капитала и формируемых активов предприятия;

– обеспечение оптимальной структуры капитала предприятия с позиции эффективности его использования (соотношение между собственными и заемными средствами);

– обеспечение минимизации затрат по формированию капитала предприятия из различных источников, что достигается в процессе управления его стоимостью и структурой;

– обеспечение эффективного использования капитала предприятия в процессе деятельности.

Все финансовые отношения предприятий, возникающие в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования капитала, доходов, фондов, резервов и других источников денежных средств хозяйствующих субъектов, формируют финансовые ресурсы предприятий. Ими являются все источники денежных средств, аккумулируемые предприятиями для формирования необходимых активов в целях осуществления уставной деятельности, как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различных видов поступлений.

Источники финансовых ресурсов предприятий подразделяются на собственные, заемные и привлеченные. Собственные финансовые ресурсы связаны с реинвестированием амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли и формируют собственный капитал предприятия.

Заемные финансовые ресурсы – это долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы банков; выпуск в обращение долговых ценных бумаг (облигаций, векселей); коммерческие кредиты других предприятий, предоставленные в виде займов, авансов, векселей. Эти источники связаны с заемным капиталом предприятия.

Привлеченные финансовые ресурсы – это кредиторская задолженность поставщикам, подрядчикам за выполненные работы (оказанные услуги), средства, поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение по наступившим рискам), бюджетные ассигнования и др.

По отношению к предприятию можно выделить внутренние и внешние источники финансирования. К внутренним источникам относятся источники в виде амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли. К внешним источникам финансирования относятся источники в виде дополнительно привлекаемого собственного капитала (дополнительные эмиссии акций, долей, паев) и все источники заемных и привлеченных финансовых ресурсов.

Источники финансирования бывают двух видов: долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным источникам средств относятся собственный и заемный капиталы. В балансе они представлены соответственно в двух самостоятельных разделах «Капитал и резервы» и «Долгосрочные обязательства». К долгосрочным обязательствам относят задолженность по полученным кредитам и займам, срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев. Под краткосрочными источниками финансирования понимаются обязательства предприятия перед третьими лицами, которые должны быть погашены в течение 12 месяцев с момента составления отчетности. В балансе они представлены в разделе «Краткосрочные обязательства».

Принципиальное значение для управления капиталом предприятия имеют понятия структуры капитала и финансовой структуры капитала. Под структурой капитала предприятия понимается соотношение собственного и долгосрочного заемного капиталов предприятия. Под финансовой структурой капитала предприятия понимается общее соотношение между всеми элементами капитала, используемыми для финансирования хозяйственной деятельности. Это все составляющие собственного и долгосрочного и краткосрочного заемного капитала.

Собственный капитал представляет собой общую стоимость средств предприятия, принадлежащих его собственникам, которые вложены в его активы и не подлежат возврату в течение всего периода его функционирования. Заемный капитал является заимствованной в кредитно-банковской сфере суммой денежных средств с последующим возвратом после использования и уплатой соответствующих процентов по договорам.

Собственному капиталу принадлежит ведущая роль среди источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия. Он необходим для создания предприятия, и по его величине судят о масштабах деятельности предприятия. Величина собственного капитала определяет потенциальные возможности объема и стоимости привлечения заемных средств.

Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.

Можно выделить следующие основные этапы разработки политики формирования собственного капитала предприятия:

– анализ формирования собственного капитала предприятия в предшествующем периоде: анализ темпов прироста, источников формирования, определение коэффициента самофинансирования развития предприятия;

– определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах;

– оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников в разрезе основных элементов собственного капитала;

– оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов на основе обеспечения минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов.

Общая потребность в собственных финансовых ресурсах (Псфр) за счет внутренних и внешних источников определяется по формуле:

Псфр = Пк х Уск : 100 – СКн + Пр,

где Пк - общая потребность в капитале на конец планового периода; Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме; СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода; Пр – сумма прибыли, направляемой на потребление в плановом периоде.

Собственный капитал - это разница между совокупными активами предприятия и его обязательствами (долгами). Он подразделяется на постоянную часть – уставный капитал и переменную часть, размер которой зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. В состав переменного капитала входят добавочный капитал, резервный капитал, фонды накопления и социальной сферы, нераспределенная прибыль, целевой капитал.

Уставный капитал – это совокупность основных средств, другого имущества, нематериальных активов, имущественных прав, имеющих денежную оценку, которые вложены в предприятие его учредителями и участниками (физическими или юридическими лицами) пропорционально долям, определенным учредительными документами.

Формирование уставного капитала регламентируется положениями Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей различных организационно-правовых форм предприятий. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Поэтому, руководствуясь экономическими интересами, а также исходя из требований действующего законодательства, предприятие может увеличивать или уменьшать свой уставный капитал, а также изменять его структуру.

К добавочному капиталу относятся: суммы от дооценки основных фондов; эмиссионный доход акционерного общества (суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещенных акций за минусом издержек по их продаже); ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений. Чаще всего он используется на покрытие уценки имущества, на безвозмездную передачу имущества другим предприятиям, на погашение убытков или на увеличение уставного капитала.

Результатом финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия является прибыль. После уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей образуется чистая прибыль предприятия, из которой формируется резервный капитал и любые другие фонды.

Резервный капитал (резервный фонд) формируется и используется для покрытия временно возникших потребностей в денежных средствах. Резервный фонд предприятия может формироваться в соответствии с учредительными документами и положениями учетной политики, а также требованиями действующего законодательства.

Так, для акционерных обществ обязательно создание резервного фонда в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений не менее 5% от чистой прибыли до достижения им размера, установленного уставом.

В фондах накопления учитывают средства, направленные в качестве финансового обеспечения производственного развития предприятия и других мероприятий по созданию нового имущества.

В фонде социальной сферы учитываются средства, направленные на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, выплаты компенсационного характера и др.

Нераспределенная прибыль – прибыль организации, остающаяся после уплаты налогов и иных аналогичных обязательств, и направляемая для формирования резервного фонда, выплаты дивидендов, и используемая в целях реинвестирования.

Целевой капитал предприятия предназначен для осуществления мероприятий целевого назначения и состоит из средств, поступивших от других предприятий и лиц, бюджетного финансирования и др.

Заемный капитал выполняет важные функции в процессе кругооборота капитала предприятия. Во-первых, он обеспечивает получение дополнительной прибыли за счет расширения масштабов производственной и коммерческой деятельности предприятия, и, во-вторых, разумное привлечение заемных средств позволяет использовать возникающий эффект финансового рычага и тем самым повысить рентабельность использования собственного капитала предприятия.

Политика привлечения заемных средств заключается в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Можно выделить следующие основные этапы разработки политики привлечения заемных средств и формирования заемного капитала предприятия:

– анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде с целью выявления объема, состава и форм привлечения заемных средств, оценка эффективности их использования;

– определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде: пополнение оборотных активов, формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов и другие цели;

– определение предельного объема (лимита) привлечения заемных средств на основе расчета коэффициента финансового левериджа и обеспечения достаточной финансовой устойчивости предприятия;

– оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников;

– определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе;

– определение форм привлечения заемных средств исходя из целей и специфики финансово-хозяйственной деятельности предприятия и состава основных кредиторов;

– формирование эффективных условий привлечения кредитов относительно сроков, ставки процента за кредит, условия выплаты суммы основного долга и других условий;

– обеспечение эффективного использования кредитов: показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала;

– обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам путем разработки платежного календаря и мониторинга текущей финансовой деятельности.

Привлечение заемных средств с рынка капиталов предприятия могут осуществлять с помощью следующих форм кредитования: эмиссии ценных бумаг, банковского кредитования, вексельного кредитования, факторинга, форфейтинга и коммерческого кредитования.

Эмиссия ценных бумаг проводится с целью привлечения необходимого объема денежных средств в минимально короткие сроки. В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22.04. 1996 г. № 39-ФЗ эмиссионная ценная бумага – это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

– закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законодательством формы и порядка;

– размещается выпусками;

– имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

В соответствии с указанным законом в России эмиссионными ценными бумагами являются акции и облигации.

Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Предприятие может эмитировать простые и привилегированные акции.

Облигация – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в следующих формах: именные документарные ценные бумаги, именные бездокументарные ценные бумаги, документарные ценные бумаги на предъявителя.

Эмиссия ценных бумаг осуществляется при учреждении акционерного общества (первичная эмиссия), а также с целью привлечения заемного капитала или увеличения размеров первоначального уставного капитала предприятия (дополнительная эмиссия).

Процедура эмиссии ценных бумаг включает в себя следующие этапы: а) принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг; б) регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг; в) изготовление сертификатов ценных бумаг (для документарной формы выпуска); г) размещение эмиссионных ценных бумаг; д) регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг подлежит обязательной государственной регистрации в Минфине России либо в министерстве финансов республик в составе РФ, краевых, областных, городских финансовых управлениях по месту нахождения предприятия-эмитента.

Эмиссия ценных бумаг может осуществляться в форме открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов и в форме закрытого (частного) размещения ценных бумаг среди заранее известного ограниченного круга инвесторов.

Для открытого размещения в обязательном порядке подготавливается и публикуется в печати проспект эмиссии, который содержит:

данные об эмитенте: статус эмитента; реквизиты; список всех учредителей и распределение уставного капитала между ними; структура органов управления с данными о персональном составе дирекции и др. сведения;

данные о финансовом положении эмитента: бухгалтерские балансы и финансовые отчеты за последние три года; данные об уставном капитале эмитента; данные о предыдущих эмиссиях ценных бумаг;

сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг: виды ценных бумаг и их количество; номинал одной акции; порядок выпуска, дата принятия решения о выпуске, дата начала и окончания размещения выпуска; порядок начисления дивидендов или процентов по ценным бумагам и др. сведения.

Итоги размещения ценных бумаг публикуются в печати. Неразмещенные ценные бумаги находятся в распоряжении совета директоров общества и могут быть использованы им в качестве резерва для последующей эмиссии.

Кредитование предприятий банкамиосуществляется на основе установления финансовых взаимоотношений между предприятием и кредитной организацией путем заключения между ними кредитного договора. В соответствии со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме.

Конкретный порядок размещения кредитными организациями денежных средств регламентируется Положением ЦБ РФ от 31.09.1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (в ред. от 27 июля 2001 г.). В соответствии с ним кредиты юридическим лицам предоставляются только в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный или корреспондентский счет (субсчет) клиента-заемщика, открытый на основании договора банковского счета, в том числе при предоставлении средств на оплату платежных документов и на выплату заработной платы.

Кредитование предприятий осуществляется на основании принципов срочности, возвратности, платности, материальной обеспеченности и целевого характера кредита.

Принцип срочности означает необходимость возврата кредита в точно определенный срок. В зависимости от времени существования действительной потребности в кредите, все кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 3 лет) и долгосрочные (более 3 лет). Кредиты, формирующие оборотный капитал, являются краткосрочными, а ссуды, связанные с движением основных фондов, относятся к средне- и долгосрочным кредитам.

Принцип возвратности означает, что кредит подлежит возврату или погашению заемщиком в полном объеме.

Принцип платности означает, что кредит предоставляется заемщику на условиях его возврата с процентами. На размер процентов оказывают влияние следующие факторы: степень риска возврата кредита, срок погашения кредита, уровень инфляции и др. Проценты формируют банковскую прибыль.

Принцип материальной обеспеченности кредита означает, что по условиям кредитования заемщик обязан гарантировать кредитору возврат кредита. Обеспеченность кредита предполагает, что предприятие-заемщик имеет в наличии товарно-материальные ценности, под которые он выдается. Обеспечением кредита служат залог или финансовые гарантии. Материальной обеспеченностью могут служить ценные бумаги, поручительства, гарантии финансовых организаций, товары и другие ценности. По характеру обеспечения кредиты бывают залоговые, поручительством третьего лица, банковской гарантией и необеспеченные (бланковые).

Принцип целевого характера кредита выражается в необходимости целевого использования финансовых средств, полученных от кредитора.

На первое место при рассмотрении вопроса о выдаче кредита банки ставят возвратность и обеспеченность кредита. Также уделяется большое внимание срокам окупаемости кредитуемого мероприятия и ожидаемому доходу.

Для получения кредита заемщик обычно предоставляет следующий пакет документов: заполняется заявка на получение кредита с указанием суммы, срока, цели, обеспечения кредита, желаемой ставки; заполняется анкета заемщика (наименование организации, адрес нахождения заемщика, основные учредители, паспортные данные руководителей, партнеры по бизнесу и др.); предоставляются финансовые документы заемщика (балансы предприятия, отчет о прибылях и убытках, расшифровки основных дебиторов и кредиторов, отчет о движении денежных средств и др.); разработанный бизнес-план и документы, подтверждающие обеспечение кредита.

Базовыми условиями принятия к рассмотрению кредитной заявки являются: а) качественный бизнес-план; б) удовлетворительное финансовое состояние заемщика; в) наличие квалифицированного менеджмента; г) четкая и отлаженная структура управления бизнесом.

Предоставление банковского кредита осуществляется следующими основными способами: выдачей разовой ссуды, открытием кредитной линии, кредитованием расчетного счета заемщика, предоставление заемщику синдицированного (консорциального) кредита и другими.

Разовое зачисление денежных средств на банковские счета заемщика осуществляется на основании стандартного кредитного договора. Разовые кредиты предоставляются заемщику на удовлетворение определенной целевой потребности в средствах. При этом каждый раз нужен индивидуальный кредитный договор с указанием цели, суммы кредита, срока возврата, процентной ставки, обеспечения. Для принятия банком решения о выдаче такого кредита необходимо предоставить в банк пакет требуемых документов.

Открытие кредитной линии предполагает заключение соглашения, на основании которого заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств при соблюдении одного из следующих условий:

– общая сумма предоставленных заемщику денежных средств не превышает максимального размера (лимита) кредитования, определенного в договоре (невозобновляемая кредитная линия);

– в период действия соглашения размер единовременной задолженности заемщика не превышает установленного ему лимита кредитования (возобновляемая, или револьверная кредитная линия). При возобновляемой кредитной линии кредит предоставляется и погашается в пределах установленного лимита задолженности автоматически.

Кредитная линия открывается на определенный срок, чаще всего на шесть месяцев или один год. Ее преимуществом по сравнению с разовыми кредитами является возможность клиента в любой момент в течение срока кредитной линии получать кредиты без дополнительных переговоров с банком и оформления.

Кредитование банковского (расчетного, текущего) счета заемщика (овердрафтный кредит) – это вид краткосрочного банковского кредитования, который предоставляется для покрытия разрешенного (предварительно согласованного с банком) овердрафта по счету клиента в банке.

Овердрафт – это отрицательный баланс (дебетовое сальдо) на расчетном/текущем счете предприятия-клиента, который может возникнуть в результате проведения банком платежей по счету клиента на сумму, превышающую остаток средств на счете.

Кредитование счета заемщика осуществляется в рамках разрешенного лимита овердрафта, который представляет собой величину заранее согласованного с банком и установленного дополнением к договору банковского счета кредита, предоставляемого в режиме овердрафт.

Овердрафт рассматривается как льготная форма кредитования, т.е. данный кредит должен предоставляться финансово устойчивым заемщикам при временном недостатке или отсутствии на их счетах средств для совершения платежей и открываться на непродолжительный срок.

Синдицированный (консорциальный) кредит предоставляется заемщику за счет объединения ресурсов нескольких банков. Этот вид кредита используется для целей как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования, если объем кредита, или кредитный риск, очень велик для одного банка.

При этом субъектами кредитных отношений, с одной стороны, выступают минимум два банка, а, с другой стороны, один или несколько заемщиков, непосредственно связанных с реализацией кредитуемого мероприятия.

Вексельное кредитование предприятий связано с использованием банковских (финансовых) векселей как источника финансирования оборотного капитала. Векселя служат для предприятия платежным инструментом при расчетах с поставщиками сырья, комплектующих изделий и др. Если возникает необходимость в переводе векселя в денежный эквивалент, то это можно сделать, продав вексель на денежном рынке либо предъявив его в банк для учета или получения ссуды под залог векселя. Современные масштабы российского вексельного рынка весьма внушительны – объем находящихся в обращении векселей предприятий и коммерческих банков на конец 2009 г. превысил 1,5 трлн. руб. (по данным АУВЕР – Ассоциации участников вексельного рынка).

Факторинговые операции – это разновидность торгово-комиссионных операций. Факторинг (от англ. factor–агент, посредник) - переуступка банку или специализированной факторинговой компании неоплаченных долговых требований (дебиторской задолженности), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания предприятия-поставщика. Факторинг используется обычно для краткосрочного финансирования (90 – 180 дней), в области внешней торговли факторинг применяется при экспорте потребительских и серийных товаров с рассрочкой платежа на 90 – 120 дней.

Факторинговая деятельность регулируется главой 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования». Банк финансирует поставку товаров в обмен на управление дебиторской задолженностью. Фактор (банк) обычно сразу выплачивает продавцу 70 - 90% от фактурированных поставок, остальное (за минусом своей комиссии и процентов) – после того, как расплатится покупатель. Часть средств клиенту не выплачивается, а бронируется на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству, цене продукции и т.п.

В факторинговых операциях участвуют три стороны: фактор (банк) – покупатель требования, предприятие-клиент (поставщик товара, кредитор) и должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа.

Факторинговые операции способствуют ускорению расчетов, экономии оборотных средств, расширению экспортных операций, сокращению неплатежей.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, испытывающих финансовые трудности из-за несвоевременного погашения дебиторской задолженности и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Недостатками факторинга являются: высокий уровень риска факторинговых операций и как следствие – высокая стоимость факторинга (ставки по факторингу на 3 – 7% выше, чем по обычному кредиту), ограничения в использовании факторинга в зависимости от типа производства, количества дебиторов предприятия, видов обязательств и др.

Форфейтинг(от англ. forfeiting – отказ от прав), как и факторинг, это операция по продаже дебиторской задолженности. Однако существуют существенные различия между этими операциями. Форфейтинг – форма кредитования экспорта банком или финансовой компанией путем покупки без оборота на продавца векселей и других долговых требований по внешнеторговым операциям. Финансовые инструменты операций по форфейтингу аналогичны тем, которые применяются при традиционном учете коммерческих векселей банками. Отличие: при форфейтинге векселедатель, т.е. экспортер, не несет никаких рисков, в то время как при обычном учете векселя ответственность за его неоплату должником согласно вексельному законодательству многих стран сохраняется за ним в любое время.

Форфейтинговые операции имеют среднесрочный характер (от 180 дней до 10 лет) и применяются при поставках машин и оборудования на большие суммы. Учетная ставка по форфейтингу различна и определяется в зависимости от категории должников, валюты и сроков кредитования. Форфейтинг обычно дороже прочих форм кредитования. Его достоинство – простота оформления сделки и переход всех рисков к форфейтеру.

Поставщик обращается к банку с предложением купить предполагаемые долговые требования в отношении покупателя. При положительном решении оформляется договор о предоставлении форфейтингового кредита. На его основании поставщик передает банку все долговые требования покупателя, а банк выплачивает поставщику сумму стоимости поставки за вычетом процентов по отвлечению ресурсов на приобретение долговых обязательств покупателя, стоимости риска неоплаты обязательств, суммы возмещения расходов, связанных с управлением кредитом, а также комиссионного вознаграждения за совершение сделки.

Для снижения степени риска форфейтер запрашивает от поставщика предоставления гарантии банка-плательщика. Банки-гаранты берут на себя обязательство в бесспорном порядке погасить требование форфейтера в случае неплатежеспособности покупателя товара.

В результате экспортер не только сокращает дебиторскую задолженность и получает кредит, но и освобождается от всей совокупности рисков – кредитных, политических, валютных. Форфейтинг наиболее эффективен для крупных предприятий, которые преследуют цель аккумуляции денежных средств для реализации долгосрочных и дорогостоящих проектов.

Коммерческий (торговый) кредит представляет собой кредитную сделку между предприятием-продавцом (кредитором) и предприятием-покупателем (заемщиком). Этот кредит представляется в товарной форме в виде отсрочки платежа за проданные товары. При этом участники кредитных отношений регулируют свои хозяйственные связи и создают платежные средства в виде коммерческих векселей.

Статья 823 ГК РФ предусматривает, что по договорам, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

Использование коммерческого кредита способствует ускорению реализации товаров и всего процесса кругооборота капитала. Стоимость коммерческого кредита, как правило, значительно ниже стоимости привлекаемого финансового кредита во всех его формах. К недостаткам данной формы кредита относится риск для поставщика при изменении цены товара, несоблюдение покупателем сроков оплаты, банкротство покупателя и др.

В хозяйственной практике существуют следующие четыре вида коммерческого кредита: коммерческий кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта, кредит по открытому счету, кредит с оформлением задолженности векселем и коммерческий кредит в форме консигнации.

Коммерческий кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта является наиболее распространенным на практике. Кредит оговаривается условиями договора на поставку товаров, который заключается поставщиком и покупателем и не требует специального оформления. Поставщик после отгрузки продукции выписывает накладную с указанием размера, цены, условий поставки и срока платежа. Эта накладная и является для покупателя основанием предоставления кредита.

Условия предоставления коммерческого кредита по открытому счету также оговариваются в контракте на поставку продукции. При этом предприятие-поставщик относит стоимость отгруженных товаров на дебет счета, открытого предприятию-покупателю, которое погашает свою задолженность в установленные сроки.

При коммерческом кредите с оформлением задолженности векселем покупатель, получив товар, выписывает вексель с указанием срока платежа. Коммерческий кредит в форме консигнации представляет собой вид комиссионной операции, при которой поставщик отгружает товары на склад торгового предприятия с поручением реализовать его. Расчеты с поставщиком производятся лишь после того, как поставленный товар реализован.

Сфера применения коммерческого кредита ограничена, поскольку он обслуживает только процесс обращения товаров. Как правило, коммерческий кредит имеет краткосрочный характер.

ЛЕКЦИЯ 12.

Наши рекомендации