Виды, формы и порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Стебелева А.,

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина,

Научный руководитель – Сомова Т.Ю.

Ключевые слова: учёт, поставщики, подрядчики, расчеты, аккредитив, коммерческие расчеты, некоммерческие расчеты, платежные требования, платежные требования-поручения, расчетные чеки, вексель, зачет взаимных требований, взаиморасчеты, кредиторы, кредиты, займы.

Во время осуществления хозяйственной деятельности всем без исключения организациям приходится встречаться с необходимостью проводить расчетные операции, как в самой организации, так и с внешними организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.

Одним из самых сложных процессов настоящего времени является организация безналичных расчетов, так как напрямую задействует интересы всех участников рынка, будь то крупное промышленное предприятие или же индивидуальный предпринимать, Центральный Банк Российской Федерации, коммерческий банк. Решением этой особенности является совершенствование форм взаиморасчетов юридических и физических лиц.

Взаимодействуя, предприятия постоянно совершают сделки по покупке материалов для производства продукции, работ, услуг, средств и предметов труда, реализации товаров. За все эти пункты безналично либо налично уплачиваются деньги, производятся взаиморасчеты и, как результат, осуществляются платежи за оказанные услуги или отпущенную продукцию.

Взаиморасчеты являются первостепенным фактором в кругообороте материальных средств, и всего кругооборота производства.

Внутренний расчет на производстве представляет собой получение заработной платы работниками предприятия, дивидендов акционерам и учредителей; получение подотчетных сумм и другое.

Закупка сырья и материалов, товаров; реализация готовой продукции и товаров при оказании услуг и выполнении работ; получение и возврат кредитов и займов; осуществление взносов во внебюджетные фонды и налоговых платежей входят в состав внешних расчетов.

Состав же внутренних расчетов подразумевает под собой перечисления на пластиковые карты, лицевые счета работников, либо выдачу непосредственно из кассы организации наличных денежных средств по расчетно-платежной ведомости выплаты заработной платы и расходного кассового ордера, выдачу подотчетных сумм. Более подробно остановимся на осуществлении безналичных расчетов.

Внешние расчеты делятся две группы:

1. Коммерческие расчеты – это движение товара, продукции, работ, услуг: взаиморасчеты покупателей и заказчиков с поставщиками и подрядчиками. Наличные расчеты осуществляются ограниченными суммами, установленными Центральным банком РФ, безналичные расчеты – через банковские и кредитные операции. Последнее дает возможность снизить расходы на денежное обращение, сократить потребность в наличных денежных средствах и обеспечивает надежную сохранность при посредничестве коммерческого банка. Это понятие определено ст. 862 Гражданского кодекса РФ и положением центрального банка РФ [1].

Виды платежей при коммерческих расчетах: платежные поручения, платежные требования-поручения, аккредитивы, расчетные чеки, векселя, зачет взаимных требований.

Платежное поручение – это расчетный документ, адресованный обслуживающему банку распределителя для перевода определенной суммы денежных средств на счет получателя, что является самой удобной и частой формой расчетов. Чаще это предварительная оплата товаров и услуг, с составлением платежного поручения на сумму аванса, не превышающую 50% суммы договора, оставшаяся сумма платежа перечисляется после выполнения условий договора. Здесь выполняется равенство взаимоотношений межу покупателем и поставщиком. При требовании поставщика Внесение аванса в 100% суммы является нарушением права покупателя, и фактически кредитует поставщика, но имеет место быть лишь при условии предоставления покупателю значительных скидок.

Платежное требование-поручение – документ от поставщика с требованием к покупателю об оплате на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов со стоимостью, поставленной по договору продукции, выполненных работах, оказанных услугах.

Аккредитив – денежное обязательство (условное), по поручению плательщика принимаемое банком, в котором первый просит по предъявленным документам, соответствующим условиям аккредитива произвести платежи в пользу получателя [2, с.124].

Расчетный чек – владелец счета письменно поручает обслуживающему его банку перечислить указанную в чеке сумму денег с его счета на счет получателя средств [3, с.257].

Вексель – оформленное по специально установленной форме письменное денежное обязательство, по которому векселедержатель получает определенную сумму от должника по векселю [4, с.221].

Зачет взаимных требований – взаиморасчеты предприятий, установленной формы безналичных средств. Это случай, когда у должников и кредиторов взаимные требования и обязательства друг к другу погашаются в равных суммах, а на разницу производится платеж установленной формы, целью чего является сокращение взаимной задолженности, ускорение расчетов и достижение экономии в платежных средствах.

2. Некоммерческие расчеты – это не обусловленное движение продукции, товаров, оказанием услуг и выполнением работ, а только передвижение денежных средств: расчеты с кредитными организациями; учредителями и акционерами; бюджетом и внебюджетными фондами; доверителями и поверенными [5, с.103]

В этом случае платежом является только платежное поручение.

Формы расчетов денежных средств плательщика и получателя согласно договору, не зависят от банков, но в зависимости от характера хозяйственных связей между сторонами, финансового положения и местонахождения, особенности поставляемых товаров и услуг, способа транспортировки и условий приемки. Взаимные претензии между плательщиком и получателем денежных средств по расчетам, решаются в установленном законодательством порядке без участия отделения банка кроме случаев по вине отделений банков. Если же денежных средств на расчетном счете юридического лица недостаточно, то списание сумм в оплату осуществляется в очередности согласно российскому законодательству.

В связи с экономическим кризисом в стране российские предприятия постоянно вынуждены искать возможности выживания. Теперь чаще используются неденежные расчеты, т.е. уступки прав требований, взаимозачетные операции или операции по договору бартера либо мены и т.п.

Но и это не является завершением расчетов, т.е. не избавляет от просроченных долгов. Как следствие, все это ведет у покупателей – к необоснованной кредиторской задолженности (привлечение средств других предприятий), а у поставщиков – к дебиторской задолженности (к утеканию средств из оборота и ухудшению их финансового состояния). Что доказывает важную часть взаиморасчетных операций, ведущих к экономической стабильности предприятия.

Все более актуальными и значимыми становятся бартерные операции, что обусловлено отсутствием у организаций, предприятий денежных средств для осуществления расчетов. В бартерной сделке происходит оценка товаров одной и другой сторон для обеспечения денежной эквивалентности обмена товарами, оформляется единый договор при условии эквивалентности договорной цены, т.е. один товар обменивается на другой.

Возможны также товарообменные операции, производные от договора мены. Мена (обмен) – это договор обмена одного товара на другой, при которой одна сторона обязуется передать в собственность другой стороне. В том случае каждый участник сделки является и продавцом и покупателем. По законодательству если в договоре не указывается неравнозначная стоимость товаров, цена товаров подлежащих обмену, признается равноценной. Если товар, цена на который ниже стоимости получаемого в обмен товара, сторона, передающая, должна поставить больше товара, либо произвести доплату. Именно это и является различием между бартером и меной. В договоре должно быть прописано, какая сторона несет обязательства за расходы на передачу и принятие товаров.

Правила о встречном исполнении обязательств применимы к договору мены, когда передача товаров не совпадает по времени, договор считается выполненным, а товар реализованным лишь при условии получения товаров обеими сторонами. Участники мены сами устанавливают момент перехода в собственность обмениваемых товаров.

Многие предприятия из-за нехватки денежных средств заключают договора уступки требования и перевода долга. Это решение проблемы неплатежей актуально в настоящее время. Уступка требования – является соглашением поставщика и покупателя, где один из них (первоначальный кредитор) уступает другому (новому кредитору) право требовать от третьей стороны исполнения договорных обязательств. Права, предъявляемые кредитором, являют собой денежный долг или определенное имущество. Письменным договором оформляют уступку требования между старым и новым кредиторами, где подробно указывают права на уступаемые неисполненные третьей стороной обязательства и упоминаются причины возникновения долга.

Организация, уступающая свои права, заключив подобный договор, получает вознаграждение от нового кредитора, обычно выражающееся деньгами либо товарами. Т.е. уступка – это продажа дебиторской задолженности, причем согласия должника для оформления уступки не требуется.

Эффективность экономики в значительной степени определяет платежно-расчетная система, которая является объединением инструментов и методов экономической деятельности организации, предприятия для урегулирования долговых обязательств и проведения взаиморасчетов, перечисления денежных средств между участниками экономического оборота.

Считаем, что для повышения платежеспособности организаций, предприятий и их финансовой устойчивости необходимо применять безналичные формы расчетов, т.к. развитие бизнеса каждого участника рынка зависит от выбора формы безналичных расчетов. А с их помощью формируется финансовый результат при завершении превращения материальных ценностей в денежный эквивалент.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)

2. Богаченко В.М., Кириллова Н.А., Бухгалтерский учет. Практикум. Учебн. пособие для СПО. Росто н/Д. Феникс-2015, 3-е изд., испр. и доп., М: 2015. – 399 с.

3. Кириллова Н.А., Бухгалтерский учет, Богаченко В.М., 2015. – 510 с.

4. Качкова О.Е., Бухгалтерский финансовый учет, 2014. – 568 с.

5. Полковский А.Л., Бухгалтерское дело, М.: 2014. - 288 с.

Наши рекомендации