Навигатор для профессионала № 4 «HR-инжиниринг»
4.1. Методология HR-инжиниринга
Управление человеческими ресурсами (УЧР) – даны три определения:
1) одна из современных концепций управления персоналом, сменившая долго существовавшую концепцию признания персонала обычным активом компании (перспектива управленческой теории);
2) комплексное управление системой взаимодействия людей, объединенных совместной деятельностью и общим организационным пространством (перспектива управленческой практики);
3) одна из функциональных областей (перспектива функциональной области менеджмента).
HR-инжиниринг – методология системной организации управления человеческими ресурсами, интегрирующей человека, корпоративную архитектуру и информационные технологии. Методологическую основу HR-инжиниринга составляют системный подход (базовая методология), бизнес-инжиниринг, информационные и социально-психологические подходы (частные методологии).
Методология управления человеческими ресурсами – подход к построению и внедрению системы управления человеческими ресурсами.
Системный подход – представление объектов рассмотрения как систем. Системный подход образует методологический фундамент HR-инжиниринга.
Развивающаяся социальная среда – особое социально-психологическое пространство, в котором существенно расширяются возможности сотрудников по достижению устойчивого развития компании и своего профессионально-личностного роста.
Технократический подход к управлению персоналом – строится на основе отношения к персоналу как к обычному ресурсу компании (приоритет экономических методов).
Гуманистический подход к управлению персоналом – строится на основе отношения к персоналу как особому ценному ресурсу компании (приоритет психологических методов).
Менеджмент эффективности персонала – управленческая концепция, основанная на балансе технократического и гуманистического подходов и предназначенная для поддержки со стороны человеческих ресурсов процессного управления и управления знаниями.
Процессное управление – управленческая концепция, основанная на признании бизнес-процессов основой конкурентоспособности компании.
Управление знаниями – управленческая концепция, основанная на признании знания основой конкурентоспособности компании и превращению знания в интеллектуальный актив компании.
Принцип иерархической взаимосвязанности элементов – в терминологии бизнес-инжиниринга элементами системы (фундаментальными составляющими) следует считать базовые логики бизнеса: миссия и стратегия, структуры, процессы, культура. Функциональными составляющими будет классический набор кадровых процессов: подбор, развитие, оценка и стимулирование. Построение системы управления человеческими ресурсами означает исполнение строгого алгоритма последовательного конструирования базовых логик бизнеса как фундамента системы и кадровых процессов как ее надстройки. Все элементы системы должны увязываться как по контенту, так и по стратегическому, административному и операционному контурам управления.
Принцип целенаправленного изменения элементов и системы – предполагает смену традиционного реактивного способа управления способом проактивным, упреждающим. В качестве целеполагающей основы выбираются стратегии и цели компании. Необходимо определять, и в дальнейшем посредством специальных мероприятий формировать ключевые компетенции компании и персонала, ориентируясь на то, что составляет конкурентное преимущество компании в тактической и стратегической перспективах. Управление изменениями должно быть выделено в отдельное направление управленческой деятельности и распределено по зонам функциональной ответственности всех менеджеров компании.
Принцип достижения сверхсуммативности, синергетичности – (целое не равно сумме составляющих частей). Синергизм компании определяется тем, насколько эффективно построено взаимодействие элементов системы и, в конечном итоге, корпоративной культурой, которая, в свою очередь, создается и воплощается не оборудованием или иными материальными мощностями, и даже не искусством организационного управления, но исключительно персоналом.
4.2. Сценарии разработки кадровой политики и стратегии управления человеческими ресурсами
Кадровая политика – краткая декларация основных намерений и обязательств компании по обеспечению эффективного взаимодействия человека и организации, а также корпоративных требований к персоналу. Кадровая политика формализуется в корпоративном регламенте верхнего уровня и задает базовые требования к контенту других регламентов и кадровых документов.
Кадровая политика конкретизируется в частных политиках, регулирующих кадровые процессы подбора, развития, оценки, стимулирования.
Стратегия управления человеческими ресурсами – инструмент управленческого взаимодействия с внешней и внутренней средой в предметной области «Персонал». Охватывает широкий круг сотрудников: внешнего рекрутингового резерва и кандидатов на вакансии, бывших, штатных сотрудников и совместителей. Описывает долгосрочные цели и способ их достижения, как правило, в виде дерева целей.
Стратегическое управление человеческими ресурсами – управленческая концепция управления факторами, влияющими на реализацию сотрудниками долгосрочных задач компании. Эта концепция основана на соединении стратегического управления компанией и управления человеческими ресурсами. Такая постановка дел требует построения не кадровой службы как корпоративного департамента, но системы управления человеческими ресурсами, основанного на системных принципах обеспечения иерархической взаимосвязанности управляющих элементов, целенаправленного изменения элементов и достижения сверхсуммативности, синергетичности.
Специфика человеческих ресурсов – принципиальные отличия человека от других ресурсов компании, выраженные в субъектности, избирательности и уникальности отражения, эмоциональности, обучаемости, социальности.
Кадровая миссия – формализованное представление о том образе компании (или ее системы УЧР), который компания хотела бы сформировать в сознании адресатов миссии. Описание того, что, кому и как мы делаем, описание интересов, которые мы реализуем.
Ключевые точки разработки кадровой политики – точки сопряжения баланса взаимоотношений работодателя и наемного работника (Обязательства работника, Требования организации к работнику, Обязательства организации, Требования работника к организации), точки выбора ценностей и принципов работы с людьми («Квалифицированный работник – исполнитель», «Работник – инициатор, обладающий знаниями»).
Матрица оценки корпоративной ситуации в сфере УЧР – шаблон для подготовки прототипа кадровой политика, включающий в себя такие регистры описания, как объект оценки, критерии оценки, проблемы, перспективы, возможности.
Человеческих ресурсов специфика – самостоятельность, субъектность, автономия. Человек является самоуправляющийся системой, создавая и самостоятельно реализуя собственные установки, смыслы, ценности и цели. Человек в организации не объект управленческого воздействия, а субъект управленческого взаимодействия. Избирательность, уникальность и упреждающийхарактер отражения.Человек взаимодействует с миром опосредованно, через образы, создаваемые в его собственном сознании. Эти образы всегда уникальны, так как рождаются в результате сложного многопараметрического взаимодействия объективных факторов и психики человека.
Эмоциональность.Эмоциональность понимается как антитеза рациональности. Эмоции играют ключевую роль в работоспособности и трудовой мотивации, в формировании межличностных отношений в организации, исполняя роль источника энергии. Но в принятии решений эмоции значимо снижают возможности рационального анализа ситуации, мешая тем самым выбрать наиболее адекватный вариант.
Обучаемость.Под обучаемостью понимается широкий спектр прогрессивных изменений знаний, умений и навыков человека, источником которых является опять-таки сам человек.
Социальность.Человек абсолютно зависим от других людей – даже человеко-ненавистничество есть зависимость, только с отрицательным знаком.
Tragedy of the commons, трагедия общих ресурсов – объективное противоречие индивидуальных и общественных интересов.
SMART-правила формулировки цели – Specific (конкретная и понятная для персонала), Measurable(измеримая с помощью четких критериев), Achievable (достижимая с точки зрения ресурсов), Relevant(согласованная с другими целями), Timebound (определенная во времени).
4.3. Модели и условия построения кадровых регламентов
Матричные модели формирования регламентов – отражение структурных зависимостей в разрезе закрепления ответственности, вертикального соподчинения и т. д.
Процессные модели формирования регламентов – отражение взаимодействия исполнителей в разрезе потоков функций (работ), документов и т. д.
Прототип регламента – подготовленный в результате матричного и процессного моделирования исходный вариант регламента.
Организационное самоопределение – процесс профессионального становления работника как организационно-ролевой единицы и как личности в системе организационных и межличностных отношений.
Классификаторы в сфере управления человеческими ресурсами – иерархические описания объектов управления – исходных компонентов (фрагментов моделей) регламентов (цели, функции, оргзвенья и т. д.).
HR-инжиниринг – частное приложение бизнес-инжиниринга к сфере управления человеческими ресурсами.
Бизнес-инжиниринг – компактный, экономичный и доступный для восприятия менеджерами подход к описанию компании. Предполагает пошаговое проектирование организации управления – от создания классификаторов (иерархических описаний объектов управления) до создания матричных проекций (закрепления границ и структур объектов управления). Такая логика позволяет создавать единое описание компании, которое служит самой удобной моделью для проведения организационных изменений и – при использовании специальных программных средств – для автоматизированной генерации регламентов и документов.
Регулярный менеджмент – управление на основе формализованных процедур. В западном менеджменте это понятие обозначается термином «disciplined performance» (дисциплинированное исполнение, упорядоченная работа). Внедрение регулярного менеджмента означает, прежде всего, нормативное упорядочивание действий сотрудников в соответствии с корпоративными задачами.
4.4. Требования к постановке кадровых процессов
Вознаграждение за квалификацию – оплата за овладение новыми, более высокими профессиональными знаниями и умениями.
Групповое вознаграждение – оплата из формируемого общего для данной группы (бригады, подразделения, группы проекта) фонда оплаты труда, внутригрупповое распределение заработка членами группы с помощью, например, коэффициентов трудового участия (бригадный подряд), либо на основе централизованного распределения.
Кадровая политика – краткая декларация основных намерений и обязательств компании по обеспечению эффективного взаимодействия человека и организации, формализованная в форме организационного регламента.
Кадровый процесс – разновидность бизнес-процессов компании, относящиеся к предметной области «Персонал». Традиционно выделяют 4 кадровых процесса: подбор, оценка, развитие и стимулирование персонала.
Команда – малая группа сотрудников численностью до 10, реже до 15–20 человек, обладающая свойством самоуправляемости.
Компенсационный пакет – совокупность средств стимулирования труда, включающая в себя фиксированную часть (базовый оклад), переменную часть (премии), социальный пакет (бонусы).
Компетентность (the Competency) – способность человека осуществлять поведение, которое необходимо с точки зрения эффективности компании и которое является причиной достижения желаемых результатов компании.
Компетенции (the Competence) – характеристика сотрудника, проявляющаяся в выполнении функций (корпоративных стандартов) и достижении производственных результатов.
Лидерство –процесс спонтанного делегирования сотрудниками одному или нескольким людям прав и полномочий влияния.
Модель компетенций – набор содержательных описаний компетенций, представленный в виде дерева, индикаторов поведения и уровней выраженности.
Мониторинг персонала – организация непрерывного измерения состояний и характеристик производственного поведения персонала и социокультурных ситуаций в компании.
Организационное самоопределение – процесс профессионального становления сотрудника как единицы в организационно-ролевой и административно-штатной системе организации и как личности в системе ее коллективных отношений. Особенности организационного самоопределения проявляются в тех способах включения в организацию, позиционирования в ней и выхода из нее, которые избрал данный сотрудник.
Организационный подход к подбору – концепция подбора, основанная на идее жесткого проектирования места человека в производственном механизме. Персонифицированный подход к подбору – концепция подбора, основанная на использовании профессионально-личностных возможностей сотрудника как одной из существенных основ организационного проектирования.
Оценка персонала – базовый кадровый процесс, обеспечивающий отслеживания соответствия профессиональных компетенций корпоративным задачам и динамики изменения профессиональных компетенций, а также состояния взаимоотношений в производственных коллективах.
Включает в себя функцию оценки исполнения и функцию мониторинга производственного поведения и социокультурных ситуаций.
Планирование человеческих ресурсов – расчет количества, качества, сроков подбора требуемых сотрудников, материальных и психологических издержек на их подбор, содержание и развитие.
Повременная оплата – оплата на основе учета отработанного времени и тарифной ставки/должностного оклада.
Подбор персонала – базовый кадровый процесс обеспечения компании необходимыми человеческими ресурсами. Включает в себя функции планирования, поиска, отбора, найма, увольнения сотрудников.
Премирование – дополнительное вознаграждение по итогам за достаточно длительный период времени за особо высокие результаты, содействующие реализации стратегических целей компании/подразделения.
Профиль должности (профессиограмма) – описание требований к сотруднику, занимающему определенную должностную позицию.
Развитие персонала – базовый кадровый процесс, обеспечивающий рост профессиональных возможностей и компетенций сотрудников. Включает в себя функции управления карьерой и корпоративное обучение.
Сдельная оплата – оплата за результаты работы (объем, выраженный в единицах выпущенной продукции и нормативах расценок на единицу).
Сотрудник как субъект взаимодействия – уникальная личность со своими целями, мотивами, отношениями.
Стимулирование персонала – базовый кадровый процесс формирования необходимой производственной мотивации сотрудников. Включает в себя функции материального и нематериального вознаграждения.
Управление карьерой – комплекс действий по планомерному перемещению сотрудников по должностным позициями (вертикальная карьера) или должностным категориям (горизонтальная карьера).
Управление человеческими ресурсами – комплексное управление системой взаимодействия людей, объединенных совместной деятельностью и общим организационным пространством.
Ассессмент-центр – комплекс методов, включающий наблюдение, тестирование, собеседование и моделирование поведения. Этот метод обладает самой высокой прогностичностью. Из-за трудоемкости (процедура длится несколько дней) и высоких требований к специалистам-исполнителям применяется в основном для ключевых категорий персонала, как правило, для высших руководителей.
Мониторинг – процесс непрерывного слежения, когда замеры производятся в строгой последовательности и периодичности с помощью специально разработанного комплекса методов и инструментов в подготовленных исследовательских условиях и при поддержке программного комплекса, включающего в себя базы данных и хранилища информации, модуль оценки (слежения), модуль бизнес-анализа, модуль автоматизированной генерации аналитических отчетов и модуль оперативной индикации отклонений.
Компетенции (the Competence) – понятие, означающее способность сотрудника выполнять функции в соответствии с производственными стандартами (корпоративными стандартами поведения), интеграция знаний, умений и мотивации. Ключевые слова – стандарты поведения.
Компетентность (the Competency) – способность человека достигать конкретных производственных результатов и осуществлять поведение, которое является причиной достижения желаемых результатов и эффективности компании. Ключевые слова – производственные результаты. Другие наиболее часто встречающиеся определения Компетентности: поведенческие аспекты, которые влияют на эффективность работы (Woodruffe C.); любые индивидуальные характеристики, которые можно измерить или достоверно подсчитать и относительно которых можно утверждать, что они значимы для различения эффективного и неэффективного выполнения работы (Spenser l.); основные способности и потенциальные возможности, необходимые для того, чтобы хорошо делать определенную работу (Furnham A.); все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают человека хорошо выполнять свою работу (Roberts G.); основное свойство личности, которое приводит к эффективному или превосходному выполнению работы (Mansfield R.); важнейшие знания, навыки, способности и другие качества (Muchinsky P.).
Знания – совокупность представлений.
Навыки – освоенный (на уровне автоматизма – неосознанной компетентности) способ выполнения деятельности в конкретной ситуации (в идентичных ситуациях).
Умения – освоенный (на уровне осознанной компетентности) способ выполнения деятельности в различных, в том числе и в изменившихся ситуациях.
Грейд –рейтинг должности, который означает корпоративную ценность должности и соответствующие вилки – коэффициент начисления оплаты. Внутри грейда предусмотрена возможность перехода сотрудника на новые ступеньки.
Предметное обучение – получение компетенций в сфере «человек – предметный мир». Предполагает формирование следующих знаний и умений: профессиональные знания по экономике, финансам, маркетингу, менеджменту; знания технологии производства/услуг и отрасли; знание продукта; квалификационные умения.
Социальное обучение – получение компетенций в сфере «человек – человек». Направлено на получение следующих эффектов: знание закономерностей сознания и поведения сотрудников/ покупателей; умение общаться, мотивировать, организовывать; формирование положительной конструктивной мотивации сотрудников – участников обучения; владение приемами эмоциональной саморегуляции; усиление корпоративной преданности сотрудников; вхождение в организационную культуру и ее развитие; формирование командного духа и навыков командного взаимодействия.
EVA(Economic Value Added) – метод расчета экономической добавленной стоимости. Особенно удобен в компаниях, активно занимающихся своей капитализацией, но его удобно применять и для оценки деятельности отдельных подразделений, центров финансовой ответственности и даже отдельных сотрудников.
Сдельная оплата труда – оплата за результаты работы (объем, выраженных в единицах выпущенной продукции и нормативах расценок на единицу).
Групповое вознаграждение – оплата из формируемого общего для данной группы (бригады, подразделения, группы проекта) фонда оплаты труда, внутригрупповое распределение заработка членами группы с помощью, например, коэффициентов трудового участия (бригадный подряд), либо на основе централизованного распределения.
Повременная оплата – оплата на основе учета отработанного времени и тарифной ставки/должностного оклада.
Премирование – дополнительное вознаграждение по итогам за достаточно длительный период времени за особо высокие результаты, содействующие реализации стратегических целей компании/подразделения.
Вознаграждение за квалификацию – оплата за овладение новыми, более высокими профессиональными знаниями и умениями.
4.5. Модели формирования корпоративной (организационной) культуры
HR-поддержка организационных изменений – комплекс мероприятий, осуществляемых менеджерами с целью изменения производственного поведения персонала.
Команда – малая группа сотрудников численностью до 10, реже до 15–20 человек, обладающая свойством самоуправляемости.
Командные болезни – проблемные состояния, связанные с трудностями взаимодействия в команде и снижающие эффективность командной работы.
Лидерство – социально-психологическое явление, которое существует в системе неформальных (межличностных, психологических, эмоциональных) отношений. Суть лидерства в особом взаимодействии людей, одни из которых хотят и могут оказывать влияние, а другие хотят и могут подчиняться этому влиянию. Лидерство возникает не в рамках организационного долженствования, а как добровольное признание. Лидерство в организациях – результат и процесс спонтанного делегирования сотрудниками одному или нескольким людям прав и полномочий влияния. Лидерство не поддается регламентации, а изменение стиля и целей лидерства, как и смена одних лидеров другими, абсолютно неизбежны, поскольку все зависит от складывающейся социально-психологической ситуации, которую творят живые, а значит, самостоятельные, уникальные, эмоциональные, постоянно меняющиеся люди: лидеры и их сторонники, а также другие внутренние и внешние участники ситуации.
Организационная культура (ОК) – специфический способ жизнедеятельности компании, представленный в ее философии, символике и поведении сотрудников. Характеризуется следующими показателями. Сила – глубина распространения ценностей, степень принятия и преданности персонала ОК. Сила поддерживается системой управления человеческими ресурсами и мощью управленческого воздействия. Хотя успешные компании, как правило, имеют сильную культуру, необходимо помнить о том, что сильные культуры имеют свои недостатки – они могут консервировать ситуацию в компании, сдерживая способность компании к изменениям, и их чрезвычайно трудно менять. Однородность – соотношение доминирующей культуры и субкультур. Главное – избегать конфликта этих культур. Тип – устойчивый набор отличительных черт организационной культуры. Описано достаточно много ее типов, каждый из которых основан на собственных параметрах, таких, например, как ориентация на экономическую эффективность и ориентация на людей (типология по Р. Блейку и Дж. Моутон), обратная связь и риски менеджеров (типология по Т. Дили и А. Кеннеди), распределение власти и связанных с ней ценностей личности (типология по Ч. Хэнди) и др.
Развивающаяся социальная среда – такое социально-психологическое пространство, в котором существенно расширяются возможности сотрудников по достижению устойчивого развития компании и своего профессионально-личностного роста. Развивающаяся социальная среда отличается от обычной среды более высокими по содержанию (ценностному) и интенсивности характеристиками совместной деятельности, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания.
Стресс – психофизиологическая реакция на внешние воздействия (стрессоры), которая характеризуется последовательным прохождением стадий мобилизации, адаптации и – при неблагоприятном исходе – истощения.
Упреждающее управление организационными изменениями – управление, основанное на предварительном электронном (аппаратном) моделировании корпоративной ситуации и построении мультиальтернативных сценариев решения корпоративных задач.
Установка – внутренняя готовность к определенному восприятию и поведению.
Ценности – внутреннее руководство к действию, нормативная форма ориентации человека в окружающей действительности, основанная на установках и представлениях о значимости того или иного явления или аспекта действительности.
4.6. Информационные технологии поддержки управлениячеловеческими ресурсами
Административное управление человеческими ресурсами – осуществление следующих видов работ: управление кадровыми процессами подбора, развития, оценки и стимулирования, управление компетенциями.
Коллаборативные технологии (Collaborative Technologies) – единая среда обмена знаниями, объединяющая информационные и коммуникационные технологии. Эти технологии используют web-инструменты (обмен файлами, сообщениями, календарь, электронная почта, форумы, настольная видеоконференция – в том числе включая чат и доску whiteboard) и позволяют поддерживать распределенную командную работу и дистанционное обучение.
Операционное управление человеческими ресурсами – осуществление следующих видов работ: ведение штатного расписания, кадровый учет, табельный учет, ведение нарядов и путевых листов, расчет оплаты труда, кадровое делопроизводство и документооборот.
Программный комплекс – интегрированное, готовое к работе программно-методологическое решение, позволяющее автоматизировать процессы управления человеческими ресурсами компании в части операционной, административной и стратегической деятельности.
DFS-системы(Dynamics Forecasting and Simulation – динамическое прогнозирование и симуляция) – принципиально новый инструмент поддержки стратегических и оперативных управленческих решений топ-менеджмента в части бизнес-анализа, оптимизации и прогнозирования.
Основаны на компьютерных средствах последнего поколения – интеллектуальных информационных технологиях, которые соединяют преимущества компьютера с человеческим мышлением.
Объединяют возможности двух систем: BI(Business Intelligence – деловой интеллект), позволяющих получать концентрированную информацию об эффективности деятельности компании во внешней и внутренней среде и просчитывать последствия принимаемых решений; AI(Artificial Intelligence – искусственный интеллект), обеспечивающих решение еще более сложных задач – прогнозирования и оптимизации.
Стратегическое управление человеческими ресурсами – бизнес-анализ; оптимизация; прогнозирование.
Электронная модель – описание реальности в той или иной программной среде, обладающее операционными свойствами.
Эффекты информатизации в сфере управления человеческими ресурсами – снижение затрат на управление за счет создания единой кадровой базы данных, полученных на различных участках учета и анализа; уменьшение трудозатрат на выполнение рутинных работ и обеспечение мгновенного поиска информации; повышение производительности труда кадровых менеджеров и специалистов; рост рентабельности кадровой деятельности; повышение стоимости интеллектуальных активов компании.
Программный комплекс – интегрированное, готовое к работе программно-методологическое решение, позволяющее автоматизировать процессы управления человеческими ресурсами компании в следующих областях (и посредством соответствующих подсистем комплекса): операционное управление, администрирование (управление кадровыми процессами), стратегическое управление.
Операционное управление – штатное расписание и организационная структура предприятия; кадровый учет; табельный учет; ведение нарядов и путевых листов; расчет оплаты труда; кадровое делопроизводство и документооборот.
Администрирование (управление кадровыми процессами) – управление подбором, развитием, оценкой, стимулированием (контроль, планирование, анализ); управление компетенциями.
Стратегическое управление – бизнес-анализ; оптимизация; прогнозирование.
DIKW модель – (Data – данные, Information – информация, Knowledge – знания, Wisdom – мудрость) модель разных видов информации, предложенная Дж. Белингером.
Моделирование организационное (инжиниринг корпоративной архитектуры) – осуществляется с помощью программных средств класса orgware.
Моделирование социально-психологическое – позволяет воспроизводить деятельность группы людей в формате реального времени в заданных социальных и физических условиях. В качестве средства моделирования применяются различные методы организации групповой процедуры принятия решений, таких как модерация, направленная дискуссия и др. Исключительно ценные результаты можно получить, если использовать аппаратурные методики.
Моделирование имитационное бизнес-среды (финансовых, материальных, информационных, человеческих потоков) – фундамент упреждающего управления, осуществляется с помощью интеллектуальных информационных технологий. Работа управленческих лабораторий организуется в формате ситуационного центра – принципиально новой формы принятия решений.