Массовая застройка Петербурга по образцовым проектам в начале XVIII века
Строительство по образцовым проектам было частью градостроительного приема для создания целостного облика Питера. В 1714 Трезини исполнил серию типовых проектов.Внутри Васильевского острова жилые здания выстраивались в четкие линии с разрывами и объединялись оградами с воротами и калитками. Каждой группе населения отводилась определенная часть горорда.
40. Работа «Комиссии строений» под руководством Еропкина над генеральным планом Петербурга.
В 1737 г была создана комиссия строений.Комиссия под руководством Еропкина первоначально отвечала за строительство столицы. Зигхейму –инженеру-было поручено составить фиксированный план Питера. Город еще не получил целосности, пустые территории хаотично располагались на территории города, на Васильевском о-ве разбивка улиц и строительство домов по проекту Трезини занимало лишь часть. На левом берегу Невы система лучевых и кольцевых улиц соседствовала со стихийной застройкой.На основании плана Зигхейма архитекторы комиссии разработали детальную планировку всех частей столицы. Комиссия достигла значительного разнообразия в фомировании типов «первичных ячеек» городского пространства-усадеб и кварталов, а так же в создании из них различных по композиции образований. Центром города стало Адмиролтейская часть
Трехлучие утвердилось, к Невскому проспекту и Вознесенскому присоединилась Гороховая улица. Башня Адмиралтейства увенчана новым высоким шпилем по проекту Коробова. На нее ориентированы основные магистрали. Застроика дворцовой набережной сохранилась как на плане Зигхейма и послужила исходной чертой в развитии градостроительной композиции. Первая от реки линии кварталов четко выделялась прямой миллионной улицей, выводившей к Зимнему дворцу и Адмиралтейству. Здание Адмиралтейства было противопоставлено открытому пространству луга, являлось гл.доминантой города. Адмиралтейская сторона четко разделялась на зоны с различной застройкой и системой планировки богатые усадьбы представляли собой дворцовые композиции с осевым построением, главным фасадом повернуты к реке, а вглубь шли сады с прямоугольной и диагональной разбивкой, соединяясь, они создавали полосы городской земли свободные от плотной застройки. Между Фонтанкой и Мойкой по проекту Еропкина были запроектированы прямые магистрали. Садовая улица послужила осью трем площадям,
Мало менялся характер с более скромной жилой застройкой.На северо –западе(коломне) применил другой планировочный принцип, различные по размеру участки он удачно разместил на территории-разномасштабность кварталов умело соединил в ячейки, пользовался в сложных случаях применил пространство площадей. За Фонтанкой по южному берегу сохранилась полоса усадебной застройки, за ними архитектор расположил солдатские поселения-они выступали как отдельный элемент градостроительной композиции, были регулярны, разбиты на основе прямоугольной планировочной сетки, но пропорции кварталов, направление улиц, сочетание их длинных и коротких отрезков, постановка домов и разбивка на участки были различны.
На плане видно, что проект застройки Васильевского острова Д. Трезини был осуществлен лишь отчасти, планировка Петербургской и Адмиралтейской стороны города еще не была упорядочена.
План Адмиралтейской части. Арх. П. Еропкин, 1737 г.
На проекте со всей определенностью читается трехлучие, ставшее ведущим элементом композиции города.
План Петербурга по Махаеву.
В 1753г Махаев в плане и 12 перспективных видах города зафиксировал результаты градостроительного развития Петербурга 18века. В плане были соединены данные новой геодезической сьемки, элементы плана Зигхейма и собранные воедино проектные предложения Комиссии о Санкт-петербургском строении. Адмиралтейская сторона соответствовала замыслу Еропкина .На плане читается трехлучее, из них выделяется два крайних луча – Невский и Вознесенский проспекты, отмечена центральная зона, зона с обширным зеленым пространством, четко прослеживаются полукольцевые магистрали, соответствующие в своем направлении течению Мойки и Фонтанке. Мохеев отображает особенности объемной композиции, раскрывает стилистические черты застройки. Он подчеркивает большую роль водных пространств в Петербурге. Вдоль набережных группируются усадьбы и парки. На гравюрах прослеживаются многочисленные вертикали-шпили гражданских зданий и куполов церквей.Облик города представляется в торжественном облике с прямыми и широкими перспективами, пышными дворцами. В представлениях Мохаева Петербург отличает целостность и единство облика. На его гравюрах столица кажется более завершенной, богатой, регулярной чем она была в действительности. Им был мало отражен «военный» Петербург – унылые казарменные поселения за Фонтанкой, а также мелкие домики и бедные слободы. Однако он сумел передать расцвет города, его простор и величие.
42. Проект планировки Петербурга 1769 года.
В 1762 году указом Екатерины II создана «Комиссия о каменном строении Санктпетербурга и Москвы». Комиссией к 1769 г. были установлены стабильные границы городской застройки, предместий, выгонных земель. Тем самым было временно ограничено «расползание» столицы вширь, ускорена застройка центральных районов. Большая роль в создании градостроительного облика принадлежит А. В. Квасову, под руководством которого создан генеральный план Санкт-Петербурга 1769 года. Он разработал круговую застройку Дворцовой площади, планы Адмиралтейской части, набережных Фонтанки и др. Практически была создана система непрерывного обновления генерального плана.
Адмиралтейская сторона.