БИЛЕТ 20: Архитектура начала XX века. Петербургский и московский модерн.
В начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовавших в это время архитектурных течений. Помимо русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др. Стиль модерн проникает в Россию с Запада, сформирвавшись ,прежде всего, в бельгийской, южногерманской и австрийской архитектуре(хотя и здесь русский модерн имеет отличие от западноевропейского, т.к. представляет собой смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и пр.).Характерными чертами для модерна стали замена четких геометрических форм более сглаженными и плавными линиями, присущими живой природе; использование новых материалов и технологий (применение бетона, металла и стекла); использование большого количества декоративных элементов как при оформлении фасадов, так и при внутренней отделке интерьеров. В качестве украшения в основном использовались растительные орнаменты (ирисы, вьющиеся растения, водоросли), фигуры животных – все, что связано с природой. В раннем модерне часто декор был даже излишне обильным, в отличие от позднего, ориентированного на лаконичность используемых украшений. Кроме того, в модерне совершенно перестал фигурировать ордер (сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции: колонны с капителью, базой и иногда с пьедесталом, а также фриз, карниз и проч.). Модерн стал стилем, который совмещал в себе стремление совместить практичность и искусство, сделать прекрасным привычное и повседневное.Для развития московского модерна большую роль сыграли молодые русские промышленники. Это были состоятельные люди с европейским образованием, благодаря которым в конце 19-го, начале 20-го веков в историческом центре Москвы появилось множество доходных домов и особняков, построенных в стиле модерн.Наиболее яркими представителями московского модерна стали Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькот, Ф.Ф. Воскресенский, А.Э. Эрихсон, А.У. Зеленко и другие.Среди зданий, построенных в стиле модерн широко известен особняк Рябушинского, расположенный на улице Малой Никитской. Ф.О. Шехтель построил его в 1900-1902 году по заказу М. Рябушинского – московского собирателя картин. Фасад здания оформлен в светлой палитре, отделка выполнена керамическими плитками и майоликой с растительным орнаментом в виде переплетающихся орхидей. Перила парадной лестницы напоминают нарастающую волну, украшением служит также светильник с витражным абажуром и витражное окно. Образцом модерна является и кованая ограда, окружающая здание.Еще одно выдающееся произведение Шехтеля – особняк Дерожинской. Он был построен в 1901-1902 годах, и больше подходит под определение позднего модерна, так как здесь наблюдается отсутствие присущей стилю декоративности, и акцент делается на игру объемов и форм. В этом особняке все объемные элементы сосредоточены вокруг центральной оси. Центральное главное окно вытянулось на высоту всего здания до карниза и представляет собой подобие триумфальной арки, а аттик (участок стены, расположенный над завершающим архитектурное сооружение карнизом) дополнен двумя цилиндрами из бетона – символами "века машин".Из других образцов московского модерна можно назвать гостиницу Метрополь, особняк О. Листа, особняк Миндовского, особняк Медынцева, доходный дом Исакова, здание издательства И.Д. Сытина Русское слово, и другие.
Модерн получил развитие не только в Москве, но и в Петербурге, где он развивался под несомненным влиянием скандинавского, так называемого «северного модерна»: П.Ю. Сюзор в 1902–1904 гг. строит здание компании Зингер на Невском проспекте (теперь Дом книги). Земная сфера на крыше здания должна была символизировать международный характер деятельности фирмы. В облицовке фасада использованы ценные породы камня (гранит, лабрадор), бронза, мозаика. Но на петербургский модерн оказали влияние традиции монументального петербургского классицизма. Это послужило толчком для появления еще одной ветви модерна – неоклассицизма XX в. Ira
В особняке А.А. Половцова на Каменном острове в Петербурге (1911–1913) архитектора И.А. Фомина (1872–1936) в полной мере сказались черты этого стиля: в ионическом ордере решен фасад (центральный объем и боковые крылья), а интерьеры особняка в уменьшенном и более скромном виде как бы повторяют анфиладу зал Таврического дворца, но огромные окна полуротонды зимнего сада, стилизованный рисунок архитектурных деталей четко определяют время начала века. Произведения чисто петербургской архитектурной школы начала века –доходные дома –в начале Каменноостровского (№ 1–3) проспекта, графа М.П. Толстого на Фонтанке (№ 10–12), здания б. Азово-Донского банка на Большой Морской и гостиницы «Астория» принадлежат архитектору Ф.И. Лидвалю (1870–1945), одному из наиболее видных мастеров петербургского модерна.В русле неоклассицизма работал В.А. Щуко (1878–1939). В доходных домах на Каменноостровском (№ 63 и 65) в Петербурге он творчески переработал мотивы раннеитальянского и высокого Возрождения палладианского типа.
Стилизацией итальянского ренессансного палаццо, конкретнее – венецианского Дворца дожей, является здание банка на углу Невского и Малой Морской в Петербурге (1911–1912, арх. М.М. Перетяткович), особняк Г.А. Тарасова на Спиридоновке в Москве, 1909–1910, арх. И.В. Жолтовский (1867–1959); образ флорентийских палаццо и архитектура Палладиовдохновляли А.Е. Белогруда (1875–1933), а в одном из его домов на Архиерейской площади в Петербурге интерпретируются мотивы архитектуры раннего средневековья.
Билет 21
Литература Советского Союза — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других союзных республик после установления там Советской власти. Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР (по данным 1987 года), хотя литература на русском языке была преобладающей. Литература СССР включала в себя и старописьменные литературы (такие как армянская, которая старше русской), но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших до революции письменности.
Социалистический реализм
Максим Горький (1868—1936) — «основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник советской литературы».
Александр Фадеев( «Разлив», «Разгром», «Молодая гвардия»)
Александр Серафимович («На льдине»; лауреат Сталинской премии первой степени (1943))
Николай Островский( Повесть о «котовцах», « Как закалялась сталь», «Рождённые бурей»)
Константин Федин («Города и годы», «Необыкновенное лето», «Похищение Европы»)
Дмитрий Фурманов («Красный десант», «Чапаев», «В восемнадцатом году», «Мятеж»)
Поэзия
Владимир Маяковский (В отличие от Блока он смог не только «слушать революцию», но и «делать революцию») . «Люблю» (1922 г.), «Про это» (1923 г.), «150 000 000» , «Хорошо!» (1927 г.); «Владимир Ильич Ленин» (1924 г.), «Столп», «Подлиза», «Сплетник».
Сергей Есенин (В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв»; поэма «Страна негодяев» и др.)
Борис Пастернак (лауреат Нобелевской премии по литературе.Роман «Доктор Живаго», «Близнец в тучах»)
Анна Ахматова ( «Вечер», «Чётки», «Подорожник», «Requiem. Мюнхен»)
Марина Цветаева( Поэмы: «Чародей», «На Красном Коне», «Красный бычок». Проза: «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв», «Сказка матери».)
Роберт Рождественский
Евгений Евтушенко
Константин Симонов
Диссидентская проза
Александр Солженицын( Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Произведения: «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Архипелаг ГУЛАГ»)
Варлам Шаламов (Создатель одного из литературных циклов о советских лагерях. Произведения:«Три смерти доктора Аустино», «Колымские рассказы»)
Василий Аксёнов (романы «Звёздный билет», повесть «Апельсины из Марокко», «Пора, мой друг, пора»)
Венедикт Ерофеев
Фантастика
Александр Беляев (один из основоположников советской научно-фантастической литературы; «Голова профессора Доуэля»,«Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ»)
Алексей Николаевич Толстой («Эмигранты», Хождение по мукам, Иван Грозный, Петр Первый)
Михаил Булгаков («Похождения Чичикова», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира»)
Иван Ефремов
Братья Стругацкие
Кир Булычёв
Детективы
Илья Ильф и Евгений Петров
Братья Вайнеры
Юлиан Семёнов
В Москве и Петрограде возникли многочисленные литературные кафе, где читали стихи и спорили о будущем литературы: кафе «Стойло Пегаса», «Красный петух», «Домино». На какое-то время печатное слово было заслонено словом устным.
В советской литературе постепенно появляются новые темы, жанры, возрастает роль публицистики и произведений, посвященных важнейшим событиям истории. Внимание писателей все более занимает человек, увлеченный большой целью, работающий в коллективе, видящий в жизни этого коллектива частицу всей своей страны и необходимую, основную сферу приложения своих личных способностей, сферу своего развития как личности. Детальное изучение связей личности и коллектива, новой морали, проникающей во все области бытия, становится существенной чертой советской литературы этих лет. Огромное влияние на советскую литературу оказал общий подъем, который охватил страну в годы индустриализации, коллективизации и первых пятилеток.
Билет 22
Историю советского искусства в научной литературе СССР принято было начинать с периода 1917—1920 годов[2].
Для этого периода (в связи с очевидными историческими изменениями) характерна смена главной магистральной линии официального искусства по сравнению с предыдущей стадией развития русского искусства. Идеологическое содержание начинает выдвигаться на первый план.
Для этого периода (в связи с очевидными историческими изменениями) характерна смена главной магистральной линии официального искусства по сравнению с предыдущей стадией развития русского искусства. Идеологическое содержание начинает выдвигаться на первый план.
Живопись
В первые годы революции продолжали развиваться традиционные станковые формы. Многие из советских художников старшего поколения первых лет советской власти сформировались, разумеется, ещё в предреволюционные годы и, естественно «соприкосновение с новой жизнью было сопряжено для них с немалыми сложностями, которые были связаны с ломкой уже сложившихся к периоду революции творческих индивидуальностей»[6].
Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:
художники, которые стремились запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком фактологического отображения
художники, которые использовали более сложное, образное восприятие современности. Они создавали образы-символы, в которых пытались выразить свое «поэтическое, вдохновенное» восприятие эпохи в её новом состоянии.
Архитектура
В военный период большинство архитекторов осталось без работы и занималось «бумажной архитектурой». Некоторые сотрудничали со скульпторами, создавая памятники.
20-е годы
В советских учебниках этот период характеризовался как «Искусство в период борьбы за победу социализма и упрочение социалистического общества». 1921 год — дата окончания Гражданской войны, в советской историографии принимается за начальную точку отчета. С этого времени в стране происходит восстановление хозяйства, реорганизация экономики по социалистическому принципу, разрушение старых привычных устоев быта. Все это нашло отражение в искусстве[7].
Живопись 1920-х годов
Этот период для живописи был бурным и продуктивным. Продолжало существовать множество художественных объединений со своими платформами и манифестами. Искусство находилось в поиске и было многообразным. Главными группировками были АХРР, ОСТ, а также «4 искусства».Советское государство пропагандировало развитие национального искусства. Мастера русского искусства отправлялись «ковать кадры»
Скульптура 1920-х
Создаются целые серии скульптурных портретов вождя, в том числе известную «Ленин — вождь»,статуи «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец». Своеобразие его метода — обобщение образа на основе конкретной жанровой завязке, мощная лепка объёмов, выразительность движения, романтический пафос.
Архитектура 1920-х
В этот период, по сравнению с предыдущим десятилетием, возникла стабильность, экономическое положение упрочилось, и перед архитектурой открылись широкие возможности. Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и поселки[14].
Разрабатывался и распространялся стиль советской архитектуры. Его питали разные традиции — ряд мастеров хранили старые традиции, другие занимались новаторством. Члены обоих этих групп могли придерживаться двух основных тенденций — рационализм и конструктивизм.
В результате общих устремлений рационалистов и конструктивистов зародилось и получило дальнейшее развитие новое направление советской архитектуры в целом.
В последующие годы творческие поиски в советской архитектуре определялись «преодолением полемической прямолинейности теоретических позиций и практики конструктивистов и рационалистов»[16]. Происходил синтез обоих направлений. С его использованием возводились жилые комплексы, которые во второй половине двадцатых годов получили активное развитие. Массовое строительство жилья рабочих (3-5 этажные секционные дома), а также типовое проектирование жилищ «трудящихся в условиях социалистического общества» вызывало различные теоретические споры
30-е годы
Живопись становится все более широкой по сюжету и менее этюдной по манере. «В станковую картину проникает героическая обобщенность»[19].
скульптура
Основная тенденция развития скульптуры этого периода — также тяготение к монументальности. Снова открывшаяся Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве (на территории будущего ВДНХ) послужила значительным поводом для развития монументальной скульптуры. Она обильно украшалась и декорировалась, для сотрудничества приглашались региональные скульпторы, которые использовали национальные орнаменты и предметы декоративно-прикладного искусства. Много скульптурного декора использовалось для украшения Московского Метрополитена, а также для канала имени Москвы[21].
Советские скульпторы продолжают вносить вклад в фарфор, фаянс и другие материалы с большими декоративными возможностями.
Помимо монументально-декоративных форм все-таки продолжают развиваться и камерные тенденции, в частности — в портретном жанре.
Архитектура
В 1930-е продолжалось активное строительство городов и поселков, требовалось реконструировать много старых городов.
Задачи обычного жилищного строительства сочетались с необходимостью возведения крупных архитектурных комплексов выставочного характера или транспортных сооружений, рассчитанных на огромные пассажиропотоки.
ВОВ
Великая Отечественная война очевидно стала важнейшим фактором, повлиявшим на развитие искусства 1940-х годов. Советские художники и скульпторы, как и другие граждане, были активно привлечены к делу защиты страны, а по причине специфики своей профессии они (как и литераторы) оказались привлеченными к агитационным задачам, определяемым правительством, которым в этот период отдавалась колоссальная роль.
Плакат явился одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период ВОВ.
Для станковой графики того периода стало особенностью серийность, когда цикл произведений выражал единую идею и тему. Большие серии начали возникать в 1941 году. Многие из них заканчивались после войны, соединяя настоящее и прошлое.
Советские художники создали своего рода летопись Великой Отечественной войны. Содержание картин напрашивалось само собой — фашистская угроза, суровые будни войны, скорбь по погибшим, ненависть к врагу, затем радость победы, чувство причастности каждому к общему делу. «Образное раскрытие переживание советских людей в грозную годину превратилось позже в тематическую традицию советского искусства».Даже пейзаж приобрел патриотический характер.
Скульптура
Война тоже стала основной темой этого жанра, хотя скульпторам намного труднее было работать в условиях фронта.
Наиболее распространенным жанром военной скульптуры был портрет. В нём обобщалось героическое, трудное время.
В конце 1945 года по постановлению советского правительства началось возведение памятников в честь павших за освобождение Европы от фашизма.
Архитектура
В этот период строили, конечно, мало, но проекты в области жилья и градостроительства продолжали создавать.
1945—1961гг
Этот период в советских учебниках истории искусства носил название «Искусство в период дальнейшего развития социалистического общества». В первые послевоенные годы быстро шло восстановление экономики, и главной темой искусства являлся пафос героического труда, а также воспевания «Великой Победы».
Живопись
В живописи этих лет широкое распространение получил исторический, «историко-революционный» жанр.
«Мирное создание как главное содержание жизни советского общества, особенно отчетливо выявившееся на рубеже войны и мира, явилось и новым толчком в развитии пейзажного жанра. Широко распространенная во время войны трактовка образа природы как фона для многообразных фронтовых сюжетов уступает место изображению природы, проникнутому радостью и гармонией»[36]. Пейзаж лирического направления получил новые импульсы в своем развитии.
Скульптура
В послевоенные годы в скульптуре усиливаются монументальные тенденции. Этому способствовало издание постановления правительства о сооружении памятников-бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда для последующей установки их на родине. Скульптурный монумент и памятник-монумент как жанр стали чрезвычайно востребованными.Кроме памятников героям войны и мемориалов в 1950-х годах устанавливались памятники историческим персонажам и деятелям культуры.
Архитектура
В первый послевоенный период особой интенсивностью характеризуется работа архитектора. Они активно занимались восстановлением разрушенных зданий, параллельно создавая новые. Восстанавливая города, архитекторы старались исправлять их старые недостатки.
Как писали советские критики 1970-х годов: «в сложном процессе выработки архитектуры восстановления городов, в целом безусловно положительном, назревала тем не менее опасность некоторой мании грандиозности, „принявшей эстафету“ от черт гигантомании, свойственной ряду произведений довоенной архитектуры. Получила развитие и тенденция к излишнемудекоративизму, квалифицированному позднее как украшательство.
Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная разрушениями войны. В эти годы начинается развертывание массового жилищного строительства. Однако сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы. Начинаются эксперименты с поквартальной застройкой
На рубеже 1950-60-х годов в советском искусстве обозначились новые тенденции, которые будут развиваться в последующее десятилетие. Происходит заметная активизация художественной жизни страны. В 1957 году в Москве проходит Первый Всесоюзный съезд художников, который подытожил достижения и наметил дальнейший ход развития. Оживляется выставочная деятельность: самой важной оказалась ретроспективная выставка московских художников «30 лет МОССХ» (Москва, 1962-63)
1960-1980-х годы
Этот период в советских учебниках истории искусства носил название «Искусство в условиях развитого социализма».
Начало 1960-х годов характеризуется новыми идейно-творческими тенденциями. Эти тенденции развивали и утверждали художники, которые впервые выступили на 1950-60-х годах. Основной пафос искусства этого искусства в переломный период — стремление освободиться от штампов в подходе к современности, желание покончить с парадностью, помпезным изображением действительности, показать непосредственный контакт с реальностью вместо умозрительного иллюстрирования. Художники желали активно переживать искусство, а не создавать повествование о событии. Эти авторы переживали «обычное», «повседневное» в романтическом аспекте, создавали обобщенный и приподнятый образ повседневности. Им была свойственна прямая, публицистическая, «ораторская» обращенность к зрителю, которого призывали вместе с художником оценивать явления и события жизни «ответственно и граждански»
Живопись
В советской живописи помимо сурового стиля были и другие направления. Многие художники молодого поколения предпочитали следовать другим традициям, тяготея к живописному импрессионизму и непосредственному восприятию натуры.
Продолжали работать и старшие мастера, которые сложились в предшествующие годы играли немалую роль в 1960-70-х.
Однако художники нового поколения, сурового стиля, наиболее последовательно отразили смысл перемен, происшедших в живописи.
Для национальных республиканских школ 1950-60-х годы стали основополагающим периодом для развития.
Эти же тенденции монументализации образа, которые прослеживаются в живописи этих двадцати лет, воплощаются и в монументальной живописи. Данный жанр в этот период широко распространился — благодаря развитию строительства и возможностям самой монументальной живописи.
Скульптура
Скульптура в послевоенное время развивалась в рамках темы героизма воинов и жертвах ВОВ. Центральное место занял памятник-ансамбль, мемориал. Именно комплексный архитектурно-скульптурный тип памятника лучше всего подходил к выражению темы победы над смертью, гуманизма. Кроме того, чем больше поколений проходит, тем более важным становится образный характер памятника.Памятники ставились по всему миру.
В скульптуре 1960-70-х годов мастера станковой скульптуры играли важную роль. Для их нового поколения, как и для живописцев, главной задачей было освободиться от образных штампов и стереотипов, парадно-помпезного иллюстрирования. Темой стала жизнь в драматических коллизиях. Развитие новых мировоззренческих тенденций сопровождалось новыми поисками выразительного языка.
Архитектура
В 1955 году принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец сталинскому ампиру[53].
Индустриализация прежде всего коснулась жилищного строительства: было необходимо решить вопрос о типе массовой квартиры и жилого дома. Началась застройка районов крупными массивами[53].
При типовой индустриальной застройке возрастает роль крупных общественных сооружений с индивидуальным лицом, которые придают районам своеобразие. Выявить и сформировать приципы советской архитектуры помогли конкурсы.В 1960-70-х гг. развивался новый стиль архитектуры — простая, экономная, на основе новой индустрии и выражающая возможности современной техники.
Национальная архитектура союзных республик развивается по тем же принципам, но акцентирует своеобразие, благодаря трактовке отдельных архитектурных деталей, декоративным свойствам материала, и проч.