БИЛЕТ 14. Архитектурные ансамбли Петербурга. Выдающиеся зодчие 19 века.
Зодчий=архитектор.
В конце XVIII века на смену барокко пришел русский классицизм.
Основоположники – В. И. Баженов и И. Е. Старов.
В. Бренна (итальянец) – Михайловский (Инженерный) замок по проекту В.И. Баженова. (Михайловский – в нем находился храм Архангела Михаила; Инженерный – там с 1823г. находилось Николаевское Инженерное училище)
В.П. Стасов – Московские Триумфальные ворота(1834-1838) (Станция метро "Московские ворота") в память о походах русских войск в Персии и Турции.
И.Е. Старов – Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской Лавры (Проект всей Лавры разработал Д.Трезини еще в 1715г).
Дж. Кваренги (итальянец) – здание Академии наук, Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку(1783-1787), Смольный институт.
А.Н. Воронихин – здание Горного института (1806-1811), Казанский собор (1801-1811) – задумка – архитектурный ансамбль с тремя площадями. Северная площадь, обращенная к Невскому, должны была быть обрамлена двумя колоннадами из 144 колонн, но построена была только одна. Поверх антаблемента - парапет со скульптурными фризами (фриза – декоративна композиция в виде горизонтальной полосы или ленты).
Тома де Томон (француз) – ансамбль Стрелки Васильевского острова: здание Биржи (1805-1810), Ростральные колонны (1806); дом графини Лаваль на Английской набережной (1800-1805).
К.И. Росси (итальянец) – Елагинский дворец с парком, павильонами и службами (1818-1822), Михайловский дворец (1819-1825), ставший Русским музеем, здание Главного штаба на Дворцовой площади.
А. А. Монферран (француз):
Исаакиевский собор (1818-1858) назван в честь ИсаакияДолматского – в его день родился Петр I; Александровская колонна на Дворцовой площади (1830-1834) – памятник победы в Отечественной войне 1812, ствол колонны вытесан из одного куска гранита и весит около 600 т. Колонна ничем не укреплена и держится в вертикальном положении только благодаря собственной тяжести.
А.Д. Захаров – реконструкция здания Адмиралтейства (1823г) – от прежней постройки зодчий оставил только легкую стройную башню со шпилем, увенчанный корабликом на 72-метровой высоте (этот кораблик, установленный над воротами Адмиралтейства ХарманомванБолосом в 1711г., стал символом города). Закончил Академию Художеств большой золотой медалью.
А. Ринальди (итальянец) – Мраморный дворец (1768-1785) по заказу Екатерины II для ее фаворита графа Г.Г. Орлова, который умер в 1783, не дождавшись окончания строительства. 1797-98 жил последний король Польши Станислав Понятовский (также фаворит).
А.Н.Воронихин – приглашен президентом Академии Художеств графом А.С.Строгановым, по заказу которого в 1790 году перестроил графский дворец на Невском проспекте. Самое знаменитое творение – Каазанский Собор на Невском)1801-1811). А также: здание Горного института на Васильевском острове, колоннады (Воронихинские) в нижнем парке Петергофа.
Ф.И. Лидваль (швед) – конец 19 века, "северный модерн", слияние новых форм с классическими: здание Второго общества взаимного кредита на Садовой улице, здание Азовско-Донского банка на Большой Морской.
На всякий случай, постройки в СПб 18 века:
Д. Трезини: Петропавловская крепость (1712-1733), здание 12 коллегий, Летний дворец Петра I в Летнем саду (вместе с А. Шлютером), Александро-Невская лавра (проект).
Ф.-Б. Растрелли: Зимний дворец, Смольный собор
№15 Архитектура в России XIX века. Классицизм, эклектика.
На смену барокко постепенно приходит классицизм.
3 этапа классицизма: 1) Ранняя стадия (60-е и 70-е годы 18 века)
2) Период строгого (80-е и 90-е 18 века)
3) Высокий классицизм (1800-1840 гг)
В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Его появление и развитие в России связывают с именами таких архитекторов как Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров и Жан Тома де Томон. Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811). Примечательна дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.
К существенным творениям французского архитектора Жана Тома де Томона принято относить здание Большого театра в Петербурге (1805), а также здание Биржи (1805—1816). Перед зданием архитектор установил две ростральные колонны со скульптурами, символизирующими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.
Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Идеей нового облика уже существовавшего тогда здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов. К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835).
Последней крупной фигурой, работавшей стиле ампир стал российский архитектор Карл Иванович Росси. По его проекту были построены такие здания как Михайловский дворец (1819—1825), Здание Главного штаба (1819—1829), Здание Сената и Синода(1829—1834), Александринский театр (1832).
Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.
Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика,неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.
Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.
Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:
первый этап
Быковский, Михаил Дормидонтович
Тон, Константин Андреевич
Штакеншнейдер, Андрей Иванович
второй этап
Быковский, Константин Михайлович
Каминский, Александр Степанович
Клейн, Роман Иванович
Парланд, Альфред Александрович
Померанцев, Александр Никанорович
Чичагов, Дмитрий Николаевич
№16 Развитие литературы, театра, музыки в XIX веке.
Музыка:
Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор. Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859).
Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д. В стане была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге ( 1862г. ) и Москве ( 1866г. ) открылись консерватории. В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора.
Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка. Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия.
Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.
*Михаил Иванович Глинка ( 1804-1857г. ) , Композиторское мастерство ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».
*Творчество П.И. Чайковского –10 опер, две из которых- «Евгений Онегин» (1878г.) и «Пиковая дама» (1890г.) считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке. П.И. Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета. Чудесная музыка «Лебединого озера» ( 1876г. ), «Спящей красавицы» (1889г. ) и «Щелкунчика» ( 1892г. ) и в наши дни вызывают восхищения. Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы ( написано более 100 ).
*Модест Петрович Мусоргский. (1839-1881г.)Оперы «Борис Годунов» ( 1869г. ), «Хованщина» ( 1872г. ), «Сорочинская ярмарка» - стали значительным явлением в русской музыке. Александр Сергеевич Даргомыжский. ( 1813- 1869г.)
* Милий Алексеевич Балакирев ( 1836 или 1837 – 1910 ) В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль сыграл М.А. Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский кружок, или «Могучая кучка».
Театр:
Театральная жизнь России в XIX веке. В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись «министерством двора Его Императорского Величества». В подчинении двора было 3 театра в Петербурге – Александрийский, Мариинский и Михайловский – и 2 в Москве- Большой и Малый. С появлением пьес А.Н. Островского,И.С. Тургенева, прозы Ф.М. Достоевского поэзия Некрасова в русскую культуру пришёл реализм. Актёрское искусство изменялось вместе с драматургией, ломая старые представления о том, что такое правда на сцене. 16 ноября 1859 года был день премьеры в Малом театре пьесы «Гроза» Островского.
Русские артисты первой половины XIX века М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин остались в памяти потомков как фигуры из легенды.
Малый театр стал специализировался на драматических постановках, а Большой на опере и балете. Большой Петровский театр 1825-1853 гг. Открытие Большого Петровского театра 6 января
11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Проект нового здания театра, составленный профессором А.Михайловым, был утвержден императором Александром I в 1821 году. 20 августа 1856 года восстановленный А.Кавосом Большой театр был открыт В.Беллини
Московский балет этого периода обязан своими удачами таланту француза Мариуса Петипа, поселившемуся в ПетербургеСамойзначительной из его московских работ стал "Дон Кихот" Л.Минкуса, впервые показанный в 1869 году. Московскую редакцию этого балета Петипа перенес впоследствии на петербургскую сцену.
Большое значение для развития исполнительской культуры имело творчество П.Чайковского. Дебюты композитора в оперной музыке - "Воевода" (1869) и балетной - "Лебединое озеро" (1877) состоялись на сцене Большого театра. Здесь получила свое настоящее рождение опера "Евгений Онегин" (1881), первая проба на большой сцене после Консерваторской постановки 1879 года; впервые увидела свет опера "Мазепа" (1884), одна из вершин оперного творчества композитора; окончательная редакция оперы "Кузнец Вакула", получившая в спектакле 1887 года новое название "Черевички". Кстати, премьера "Черевичек" в Большом театре.
Литература:
Русская литература первой половины XIX в. - одно изнаиболее ярких явлений в истории мировой культуры. Нарубеже XVIII-XIX вв. классицизм вытеснялся новым литературным течением- сентиментализмом. Основоположником этого направления врусской словесности был Н.М.Карамзин. Его произведения,открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М.Карамзин, по выражению В.Г.Белинского,преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой,естественной, разговорной русской речи".Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболеевыдающихся представителей в русской литературе сталВ.А.Жуковский. В своих произведениях В.А.Жуковскийчастообращался к сюжетам, навеянным народным творчеством,перелагая стихами легенды и сказкиРусская литература первой половины XIX в. необычайнобогата яркими именами. Величайшим проявлением народногогения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. "...через эпохуДержавина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихсяпредставителей отечественной философской мыслиВ.В.Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русскоетворчество стало на собственный путь - не чуждаясьЗапада... но уже связав себя в свободе и вдохновении ссамыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-егоды XIX в. пышным цветом расцвел талант младшегосовременникаА.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова. Воплотив всвоемстихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтоввскореразделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.ПушкинаиМ.Ю.Лермонтова связано утверждение реалистическогонаправления в русской литературе.Свое яркое воплощение это течение нашло в произведенияхН.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток надальнейшее развитие отечественной литературы. СильноевлияниеН.В.Гоголя испытали начавшие свою литературнуюдеятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский,М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев,И.А.Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной имировой культуры. Крупным событием литературной жизниконца 30 - начала 40-х годов стала короткая творческаядеятельностьА.В.Кольцова, поэзия которого восходила кнародной песне. Глубоким чувством Родины была насыщенафилософско-романтическая лирика выдающегосяпоэта-мыслителя Ф.И.Тютчева. Шедеврами русскогонационального гения стали элегии Е.А.Баратынского.