Томан И.Б. Статьи о культурно-исторических центрах России
Томан И.Б. Статьи о культурно-исторических центрах России
Дополнительный материал по дисциплине
«Культурно-исторические центры России»
Край сокровищ
(Тамбовская и Пензенская области)
Одно из главных богатств России (не только в духовном, но и материальном смысле) – ее историко-культурное наследие. Судите сами: более ста тысяч памятников архитектуры, около пятисот исторических поселений (так называются города и села, где «есть что посмотреть» любителям искусства и старины) и трех тысяч музеев! И плюс еще восхитительная природа и захватывающие дух просторы, которым, кажется, нет и не будет конца… Но, увы, сокровища эти лежат большею частью пока еще втуне. Они не способствуют улучшению жизни тех, кто живет рядом с ними, и терпят невосполнимый ущерб от всепожирающего времени и людского варварства.
Основной путь решения данной проблемы – развитие внутреннего туризма. Этим и занимается туристическая компания «Большое золотое кольцо России». Она разрабатывает одноименный проект, включающий в себя серию маршрутов под названием «В поисках сокровищ России». Его цель – посещение и «раскручивание» тех мест, которые редко или совсем не включаются в популярные туристические маршруты.
В рамках этого проекта 24-27 апреля 2009 года состоялась поездка по маршруту Тамбов – Ивановка – Белинский – Тарханы.
«Тамбов на карте генеральной кружком означен не всегда», - писал Лермонтов в поэме «Тамбовская казначейша». С тех пор Тамбов, конечно, сильно изменился. Кружок с таким названием мы встретим на всех картах России и даже на некоторых картах мира. Но вот о содержимом этого кружка большинство наших соотечественников имеет весьма туманное представление. А жаль! В Тамбов есть смысл поехать хотя бы ради его Картинной галереи, сокровищам которой мог бы позавидовать и Эрмитаж, и любой европейский музей.
Главная его гордость – картина нидерландского художника XVI века Яна ван Скореля «Мадонна с Младенцем Христом». Недавно она экспонировалась в Утрехте на выставке работ этого всемирно известного живописца. В музее есть работы и других европейских мастеров XVI-XVII веков; особенно полно представлены произведения нидерландских художников. Специально, чтобы их посмотреть, в Тамбов прошлой зимой приехали два голландца! Коллекция русской живописи тоже преподнесет любителям искусства немало сюрпризов. Мы увидим здесь удивительный автопортрет забытого художника начала XVIII века Василевского, призрачных дам и кавалеров одного из самых загадочных русских живописцев Ф.М.Рокотова и автопортрет П.З.Захарова, которого иногда считают прототипом поэмы Лермонтова «Мцыри». Он был чеченцем по происхождению и во время Кавказской войны был найден русским солдатом рядом с убитой матерью. О его судьбе позаботился генерал А.П.Ермолов. При его содействии он поступил в Петербургскую Академию художеств, по окончании которой стал известным портретистом. Несмотря на новое имя, данное ему при крещении, П.З.Захаров никогда не забывал о своем отечестве. Свои картины он подписывал Захаров-Чеченец, а фоном его автопортретов всегда были родные горы.
А ведь Картинная галерея – отнюдь не единственная достопримечательность Тамбова! Этот город, основанный в XVII веке, несмотря на неумолимый бег времени, во многом сохранил обаяние русской провинции. Здесь немало старинных церквей, особняков XIX-начала ХХ в., живописных скверов и парков. Особое очарование городу придает река Цна, на берегах которой раскинулась обширная зона отдыха.
Одним из самых известных памятников Тамбовской области является музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка». Здесь великий композитор проводил лето в 1890-1917 гг., о своей родной Ивановке он тосковал в эмиграции. В годы Гражданской войны она была стерта с лица земли, однако с 1968 года усадьба стала постепенно возрождаться. Началось все с организации здесь музыкальных праздников и небольшой экспозиции в помещении колхозного клуба; в 1974 году был восстановлен флигель, а в 1982 году музей, действовавший до сих пор на общественных началах, стал государственным. В 1995 году благодаря энтузиазму директора музея-усадьбы А.И.Ермакова и помощи внучатого племянника композитора известного архитектора и строителя Ю.П.Рахманинова, певицы И.К.Архиповой и многих других был восстановлен главный усадебный дом и разбит парк, который с каждым годом становится все краше. Здесь проводятся музыкальные фестивали и концерты, лучшие музыканты считают за честь выступить здесь, на земле Рахманинова, но благие и перспективные начинания, которые, помимо сохранения памяти о композиторе, будут способствовать возрождению вымирающей ныне Ивановки и окрестных деревень, упираются в банальное препятствие – нехватку средств. Директор музея давно мечтает о строительстве вблизи усадьбы гостиницы, в которой могли бы остановиться музыканты и туристы, однако денег на это нет. В результате тысячи людей лишены возможности попасть на проводимые здесь концерты и просто в спокойной обстановке погулять по земле Рахманинова, так как ближайшая гостиница находится в часе с лишним езды отсюда.
Одна из соседок Тамбовской области – Пензенская область. Недалеко от их границы находится город Белинский (Чембар), названный в честь прославленного русского критика В.Г.Белинского, проведшего здесь детство. Сохранился подлинный дом его родителей и уездное училище, где он учился. В этих зданиях располагается интереснейшая экспозиция, позволяющая по-новому взглянуть на личность и судьбу «неистового Виссариона». Музей принимает не только туристов, но и ведет активную просветительскую работу среди подрастающего поколения. В его стенах проводятся уроки литературы, во время которых школьники учатся внимательно читать, в том числе и «между строк», и главное - самостоятельно, творчески мыслить.
Недалеко от города Белинского находится музей-усадьба «Тарханы». Здесь провел детство М.Ю.Лермонтов; сюда он впоследствии неоднократно приезжал, чтобы навестить воспитавшую его бабушку Е.А.Арсеньеву; здесь он нашел последнее успокоение. На территории усадьбы сохранился барский дом; церковь Марии Египетской, построенная Е.А.Арсеньевой в память об умершей дочери – матери М.Ю.Лермонтова; несколько лет назад был восстановлен дом ключницы. Его экспозиция знакомит с традиционной культурой тарханских крестьян; здесь также устраивают фольклорные представления для туристов. Усадьба включает обширный и прекрасный в любое время года парк с каскадом прудов, в котором можно гулять до бесконечности. Рядом с сельской церковью Михаила Архангела - часовня, где похоронен М.Ю.Лермонтов, его мать и бабушка. Чуть поодаль – надгробие его отца.
Для осмотра музея-усадьбы «Тарханы» нужно много времени. Не 2-3 часа, а полный день; в идеале – несколько дней (что вполне реально, так как при музее есть небольшая гостиница). Ведь осмотр экспозиции музея, сопровождаемый рассказом экскурсовода, и посещение могилы поэта – это далеко не все. Необходимо свободное время, чтобы в тишине, без суеты и спешки, отдаться созерцанию прекрасной природы, вспомнить полузабытые стихи и просто отдохнуть от треволнений мегаполиса.
«Служенье муз не терпит суеты», - писал А.С.Пушкин. Точно так же не терпит суеты историко-культурный туризм. Ведь созерцание и восприятие нового – это тоже творчество; творческое созидание нашего внутреннего мира – самого надежного и устойчивого места среди бурных вод житейского моря. А потому пусть больше будет хотя бы во время экскурсий столь недостающих нам в повседневной жизни «свободы и покоя», о которых мечтал М.Ю.Лермонтов.
(Современные проблемы сервиса и туризма, 2009, №2)
Образы Каргополья
Каргополь встречает путешественников на берегу Онеги. Именно там ждет их белоснежная стая его храмов. Издалека, с реки, она подобна стае лебедей и, приближаясь к городу, чувствуешь одновременно радость ожидания и страх. Радость от ожидания встречи с прекрасным и страх, что с твоим появлением исчезнет дивная сказка, и каргопольские храмы, слившись с белыми облаками, исчезнут в лазури северного неба, спугнутые неосторожным словом или праздной мыслью.
Впрочем, сейчас редко кто приплывает в Каргополь. Местные жители и туристы приезжают в него автобусом от железнодорожной станции Няндома и, таким образом, попадают в город как бы с «черного хода». Впрочем, очень быстро он открывается путешественнику во всем своем очаровании.
В Каргополе живет около 10 тысяч человек и, чтобы дойти прогулочным шагом из центра на самую далекую окраину, потребуется не более 15-20 минут. Кстати, туристы, впервые оказавшись в самом сердце города, не сразу догадываются об этом. В центре Каргополя царят тишина и покой. Изредка по его прямым, обычно незаасфальтированным улицам не спеша проезжают машины и еще реже встречаются неторопливые прохожие.
С XVIII века Каргополь, как и большинство российских провинциальных городов, имеет регулярную планировку, так что ориентироваться в нем легко. Впрочем, некоторые улицы оказались до того своевольными, что так и не подчинились предписанному регламенту. Одна из них – Каменка (ныне ул. Акулова) – начинаясь от берега Онеги, пересекает город причудливыми зигзагами, то исчезая, то появляясь вновь.
Многоэтажных домов в Каргополе нет, и по сей день он является преимущественно деревянным городом. В центре часто встречаются двухэтажные бывшие купеческие особняки, в которых живет по несколько семей. Впрочем, и в центре, и тем более на окраинах преобладают частные дома. Большинство каргопольских семей имеет огород, который является весьма существенным подспорьем.
Многие каргопольцы уезжают из родного города в поисках лучшей жизни, но подчас, пожив какое-то время в бессмысленной сутолоке мегаполиса, возвращаются назад, к спокойному и размеренному ритму суровой, но привычной жизни, к бескрайним лесам и прозрачным озерам своего края, где можно ощутить себя частью природы и услышать музыку тишины…
Каргопольский край не является местом массового туризма, но туристы здесь есть, причем не только российские, но и зарубежные. Откуда только они не приезжают: из Финляндии, Голландии, Франции и даже Австралии. К их услугам две небольшие гостиницы и частный сектор, степень комфортности которого не хуже, а цена ниже. Наши соотечественники предпочитают гостиницы, а иностранцы – дома местных жителей, поскольку их интересуют не только памятники архитектуры и природные достопримечательности, но и образ жизни каргопольцев. Ведь многие из них только здесь узнают о том, как сажают картошку, заготовляют дрова, топят печь и т.д.
В городе действуют несколько турфирм, одна из которых называется в честь близлежащего озера, из которого вытекает Онега, – «Лаче». Она работает с индивидуальными туристами или небольшими группами, которые можно разместить в микроавтобусе. Это наиболее оптимальный вид транспорта для местных дорог, ибо стандартный туристический автобус просто не доедет до многих достопримечательностей Каргопольского края. Но о нем – чуть позже. А пока – несколько слов о том, что можно увидеть в самом Каргополе.
Происхождение его названия, равно как и дата основания, теряются в глубине веков. Одни считают, что Каргополь в переводе с финноугорского означает «медвежий угол»; другие утверждают, что данное название имеет славянское происхождение и означает «воронье поле». Город впервые упоминается в летописи в XIV веке, однако есть основания считать, что он существовал уже в XII столетии, а, возможно, и раньше. Каргополь, находящийся на пересечении важных торговых путей, был большим и богатым городом, расцвет которого приходится на XVI-XVII века. В центре его находилась мощная деревянная крепость. О ней напоминают невысокие земляные валы, которые местные жители ласково называют «Валушки». Пережив разорение Смутного времени, Каргополь на время возрождается, но затем, в связи с появлением новых транспортных артерий, жизнь в нем постепенно замирает, и он становится тихим провинциальным городом, значение которого для России отныне – не в материальной, а духовной сфере.
Это во многом способствовало сохранению исторического облика Каргополя в советское время. Волна разрушений почти не коснулась его, благодаря чему здесь сохранилось множество белокаменных храмов XVI-XVIII вв. Древнейшим из них является Христорождественский собор, основанный в XVI столетии, где сохранился великолепный резной позолоченный иконостас XVIII века. Особый интерес вызывает икона XIX века «Страшный Суд». Она отличается необыкновенной тщательностью исполнения и подробным изображением наказаний за самые разные грехи. Паломники и туристы всегда подолгу задерживаются у этой иконы: одни восхищаются безудержной фантазией каргопольского мастера, другие больше интересуются содержательной стороной, пытаясь найти здесь и свои грехи… Среди других каргопольских храмов нельзя не назвать Воскресенскую, Благовещенскую и Никольскую церкви; церковь Рождества Богородицы; церковь Иоанна Предтечи и другие. Великолепный вид на Каргополь открывается с Соборной колокольни, построенной в XVIII столетии. В Каргополе существует государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В него входит несколько памятников церковной архитектуры и ряд музейных экспозиций, знакомящих посетителей с культурным наследием Каргопольской земли.
Широкой известностью пользуется каргопольская глиняная игрушка. Ее первым образцам, найденным археологами, более полутора тысяч лет. Что касается промысла, прославившего ее в России и за рубежом, то он возник во второй половине XIX века. В 1950-60-е годы стараниями краеведов и художников, сумевших найти помнящих старинные традиции мастеров, этот промысел возродился. В настоящее время увидеть и приобрести настоящую каргопольскую игрушку, а также познакомиться с процессом ее изготовления можно в домашнем музее-мастерской семьи Шевелёвых и в центре народных ремесел «Берегиня», где собрана также замечательная коллекция изделий из бересты, крестьянской тряпичной куклы, лоскутного шитья, ткачества. Многое здесь сделано воспитанниками каргопольского детского дома, с которыми занимаются сотрудники «Берегини».
Как ни прекрасен Каргополь, но он – только увертюра к путешествию по Каргополью, знаменитому своими деревянными храмами, отражающимися в глади бесчисленных озер и рек. Этот край – настоящий музей деревянной архитектуры под открытым небом. Разница в том, что, во-первых, памятники здесь стоят на своем изначальном месте, а, во-вторых, «от экспоната к экспонату» надо ехать по ухабистой проселочной дороге, а то и идти пешком несколько километров, тщетно борясь с тучами мошек, комаров и слепней, обрадованных появлению редкого лакомства.
Среди наиболее известных и доступных для посещения памятников деревянной архитектуры, которые чаще всего включаются в туристические маршруты, следует назвать церковь Иоанна Златоуста XVII века и колокольню в деревне Саунино, Богоявленскую церковь и колокольню XVIII века в деревне Погост села Ошевенск, Георгиевскую часовню XIX века в деревне Низ того же села, церковь Александра Свирского XIX века на Хижгоре; ансамбль XVIII века, состоящий из Покровской и Богоявленской церквей и колокольни, в селе Лядины; одну из старейших в России деревянных церквей – Сретено-Михайловскую (1655), – что стоит близ исчезнувшей деревни Красная Ляга, о которой напоминает лишь березовая аллея в чистом поле…
О деревянной архитектуре Русского Севера написано немало книг, но, увы, в качестве путеводителей они быстро устаревают, ибо памятники гибнут. И дело здесь не только в нехватке средств на их охрану и реставрацию. Судьба памятников деревянного зодчества – это отражение судьбы данного региона. Когда едешь по Каргополью, создается впечатление, что здесь только прошла война. Избы полуразрушены или стоят с заколоченными окнами, поля не засеяны, рядом с опустевшими деревнями – руины ферм. Здесь не держат даже кур, так как корма слишком дороги. Многие деревни вообще исчезли с лица земли, и о них напоминают лишь разрушающиеся церкви и кладбища с покосившимися деревянными крестами. Известно, что неработающий орган постепенно отмирает; так и памятник архитектуры. Дом, в котором никто не живет, и церковь, где нет богослужений, обречены.
Впрочем, если внимательнее присмотреться, не так все плохо. Медленно, но упорно идет реставрация некоторых церквей, и результаты уже налицо. В некоторых из них возобновились богослужения, а это залог того, что храм будет под присмотром. Некоторые местные жители нашли себе неплохой заработок: они сдают туристам жилье и кормят их обедом. И каким! Приведу меню лишь одного, которым потчевали нас в деревне Морщихинская на берегу Лёкшмозера: грибной суп, рыбник (запеченный в тесте лещ), копченая ряпушка (местная рыба), рассыпчатый жирный творог со сметаной и малиновым вареньем и пироги с брусникой…Кстати, эта и ряд других старинных рыбацких деревень находится на территории Кенозерского национального парка, созданного в декабре 1991 года. В некоторых деревнях стараниями местных жителей создаются музеи. Так, при Лядинской начальной школе, ученики которой под руководством учительницы овладевают старинными ремеслами, существует замечательный этнографический музей. Жаль только, что, несмотря ни на что, учеников становится все меньше.
В печальной действительности Каргополья, как и в северном сером небе есть просветы. Хочется надеяться, что рано или поздно повеет свежий ветер, и сквозь тучи засияет долгожданное солнце.
Палаты Мазепы (XVII в.)
Колпачный пер.,10
Миновав палаты, свернем налево, в Хохловский переулок, название которого свидетельствует о том, что в XVII веке здесь было место компактного проживания украинцев. На его левой стороне мы увидим большое старинное здание, принадлежавшее когда-то Московскому архиву коллегии иностранных дел – предшественнику нынешнего Российского государственного архива древних актов. В конце XIX века к нему было пристроено здание типографии нотопечатни Петра Юргенсона.
Памятник доктору Ф.П.Гаазу
Малый Казенный переулок, 5
Более полутора столетия прошло с тех пор, как многотысячная толпа москвичей проводила этого человека в последний путь на Иноверческое кладбище на Введенских горах. Не одна эпоха сменилась с тех пор в нашей истории, несколько поколений родилось и сошло в могилы, многое было разрушено и построено, но все это время, даже в самые лютые морозы, лежали и лежат на его могиле свежие цветы. «Спешите делать добро», - гласит эпитафия на надгробном памятнике, обращенная и к предкам нашим, и к нам, и к потомкам.
Хочется верить, что будущие поколения будут лучше, чем мы, следовать данной заповеди, оставленной всем живущим в этом мире Федором Петровичем Гаазом (1780-1853), прозванном современниками «святым доктором».
Родина Фридриха Йозефа Гааза – городок Бад-Мюнстерайфель близ Бонна. Дед его был врачом, отец – аптекарем. После окончания гимназии Фридрих Йозеф изучал философию и математику в Йенском университете, но, почувствовав тягу к семейной профессии, уехал в Вену, где получил медицинское образование. Одним из его первых пациентов был князь Репнин, излеченный от глазной болезни. Он и пригласил подающего надежды доктора в Россию.
Так в 1806 году в Москве появился молодой немецкий доктор Федор Петрович Гааз. Вскоре после приезда он был назначен главным врачом Павловской больницы (ныне 4-я городская клиническая больница). В 1809-1810 гг. он ездил на Кавказ, где в горах Машук и Бештау открыл серно-щелочные источники минеральных вод. Во время войны с Наполеоном он был военным хирургом и дошел с русской армией до Парижа.
После войны доктор Гааз возвратился в Москву. Он считался самым искусным врачом в городе, и от пациентов не было отбоя. Однако, получая немалые гонорары от состоятельных пациентов, Гааз никогда не отказывал неимущим, которых лечил бесплатно. Кроме того, Федор Петрович преподавал в Медико-хирургической академии и безвозмездно работал в Преображенской и Екатерининской богадельнях.
В 1928 году в Москве был учрежден губернский тюремный комитет, члены которого оказывали заключенным материальную и моральную поддержку, распространяли среди них религиозно-нравственную литературу, приглашали к ним священнослужителей. Вступил в этот комитет и доктор Гааз, а через год он стал главным врачом московских тюрем.
С тех пор все свои усилия Ф.П.Гааз направил на заботу о заключенных, ибо именно они, по его мнению, более всех нуждались в помощи, участии и сострадании. Он был убежден, что несчастье, преступление и болезнь взаимосвязаны, и видел в арестанте не «злодея», а страдающего человека, излечить которого может лишь добро.
Доктор Гааз вникал во все подробности тюремного быта. Благодаря его усилиям был отменен так называемый прут – стержень, к которому приковывали на весь многомесячный путь в Сибирь по несколько арестантов; внутренняя сторона железных наручников стала обиваться кожей; улучшены условия содержания в тюрьмах; организована школа для детей заключенных. Бесчисленное число раз Федор Петрович ходатайствовал об освобождении невинно осужденных или смягчении наказания, на свои средства выкупил из крепостной зависимости более 70 человек.
Два раза в неделю доктор Гааз приезжал в пересыльную тюрьму на Воробьевых горах, где осматривал заключенных, отправляемых в Сибирь. Он оказывал им медицинскую помощь, добивался, чтобы больных не гнали по этапу, а помещали в больницу, раздавал гостинцы арестантам и их детям, но главным было, пожалуй, его духовное воздействие на заключенных. Бывало, он по несколько километров шел по этапу, беседуя с кем-нибудь из своих подопечных, в памяти которых доктор навсегда оставался подчас единственным человеком, который их понял и пожалел.
В 1844 году на средства доктора Гааза и собранные им частные пожертвования в Малом Казенном переулке была открыта больница для бесприютных. В одном из ее флигелей Ф.П.Гааз прожил свои последние годы, почти до последнего дня неутомимо трудясь и помогая всем, кто к нему обращался. «У Гааза нет отказа», - говорили о нем москвичи.
50 лет прожил доктор Гааз в России, и все эти годы прошли в неустанных трудах, потому что он просто не мог иначе. Он ни одной минуты не оставался спокойным и праздным, ибо постоянно думал о том, что кто-то сейчас страдает, и он должен немедленно помочь этому человеку, ибо завтра уже будет поздно. Он всю свою жизнь спешил делать добро и только в этом видел смысл своего земного бытия.
«Спешите делать добро!» - это были любимые слова доктора Гааза. Звучат они рефреном и в его книге «Призыв к женщинам», изданной много лет спустя после его смерти, в 1897 году.
Значение деятельности доктора Гааза состоит не только в помощи заключенным и неимущим, но также в нравственном влиянии на современников и потомков. Он был первым, кто призывал не только к частной благотворительности по отношению к заключенным, но к коренному изменению всего тюремного быта, кто не только словами, но и делами пытался доказать, что задача государства и общества – не наказание преступников, а возвращение их к нормальной жизни.
Первым биографом Ф.П.Гааза был известный юрист и общественный деятель А.Ф.Кони, издавший книгу о «святом докторе» в 1897 году. До этого единственным опубликованным источником о нем был некролог, опубликованный в «Московских ведомомстях» (Елизавета Д-ва. Несколько слов о Ф.П.Гаазе // Московские ведомости, 1853, №101). Благодаря А.Ф.Кони имя Гааза стало широко известно, и в начале ХХ века о нем вышло несколько книг, носивших, в основном, популярный характер. «Святой доктор» стал примером для тех, кто хотел помочь страждущим, его именем было названо благотворительное общество и приют. В 1905 году на заброшенной могиле Ф.П.Гааза на Немецком кладбище был поставлен памятник, а в 1909 году во дворе основанной им Полицейской больницы для бесприютных был установлен его бронзовый бюст по проекту скульптора Н.А.Андреева. В советское время имя доктора Гааза исчезло со страниц печатных изданий, и память о нем возродилась в 1990-е годы.
Помнят Гааза и на родине. В Бад-Мюнстерайфеле есть улица, названная его именем, а в 1990-е годы в небольшом посвященном ему музее был установлен памятник, являющейся копией московского памятника Н.А.Андреева. Имя Гааза носит также школа при посольстве Германии.
Возвращаемся назад и доходим до угла Лялина переулка. Справа от нас – как бы врезающийся в тихую площадь доходный дом в стиле модерн.
22. Доходный дом (1911, арх. О.Г.Пиотрович)
Лялин пер., 8/5
Сворачиваем направо в Лялин переулок, пересекаем Покровку, сворачиваем по ней налево, еще раз любуемся «домом-комодом» и затем сворачиваем направо, на Чистопрудный бульвар, который приведет нас к станциям метро «Чистые пруды», «Тургеневская» и «Сретенский бульвар»
Список литературы
Белокуров С.А., Зерцалов А.И. О немецких школах в Москве в первой четвери XVIII века. М.,1907
Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В. Архитектурные прогулки по Москве. М.,1996
Илизаров С.С. Академик С.-Петербургской академии наук Г.-Ф.Миллер – первый исследователь Москвы и Московской провинции. М.,1996
Кони А.Ф. Ф.П.Гааз. СПб.,1897
Копелев Л. Святой доктор Федор Петрович. СПб., 1993
Немцы России. Энциклопедия. В 3-х тт. М., 1999-2006
Романюк С.К. Из истории московских переулков. М.,1998
Сизова А.И. История развития московской школы для слепых детей. М.,1992
Томан И.Б. Московские немцы: опыт национального путеводителя // Московский журнал, 1991, №10, 12
Томан И.Б. Памятники истории и культуры московских немцев. XIX-начало ХХ вв. // Москва многонациональная. М., 2006
Fechner A.W. Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau. Bd.1-2. M.,1876
(Современные проблемы сервиса и туризма, 2008, №4
(Стратегическое управление социально-экономическим развитием туристско-рекреационных регионов. М.:ИТиГ, 2009. С.142-163)
Томан И.Б. Статьи о культурно-исторических центрах России
Дополнительный материал по дисциплине
«Культурно-исторические центры России»
Край сокровищ
(Тамбовская и Пензенская области)
Одно из главных богатств России (не только в духовном, но и материальном смысле) – ее историко-культурное наследие. Судите сами: более ста тысяч памятников архитектуры, около пятисот исторических поселений (так называются города и села, где «есть что посмотреть» любителям искусства и старины) и трех тысяч музеев! И плюс еще восхитительная природа и захватывающие дух просторы, которым, кажется, нет и не будет конца… Но, увы, сокровища эти лежат большею частью пока еще втуне. Они не способствуют улучшению жизни тех, кто живет рядом с ними, и терпят невосполнимый ущерб от всепожирающего времени и людского варварства.
Основной путь решения данной проблемы – развитие внутреннего туризма. Этим и занимается туристическая компания «Большое золотое кольцо России». Она разрабатывает одноименный проект, включающий в себя серию маршрутов под названием «В поисках сокровищ России». Его цель – посещение и «раскручивание» тех мест, которые редко или совсем не включаются в популярные туристические маршруты.
В рамках этого проекта 24-27 апреля 2009 года состоялась поездка по маршруту Тамбов – Ивановка – Белинский – Тарханы.
«Тамбов на карте генеральной кружком означен не всегда», - писал Лермонтов в поэме «Тамбовская казначейша». С тех пор Тамбов, конечно, сильно изменился. Кружок с таким названием мы встретим на всех картах России и даже на некоторых картах мира. Но вот о содержимом этого кружка большинство наших соотечественников имеет весьма туманное представление. А жаль! В Тамбов есть смысл поехать хотя бы ради его Картинной галереи, сокровищам которой мог бы позавидовать и Эрмитаж, и любой европейский музей.
Главная его гордость – картина нидерландского художника XVI века Яна ван Скореля «Мадонна с Младенцем Христом». Недавно она экспонировалась в Утрехте на выставке работ этого всемирно известного живописца. В музее есть работы и других европейских мастеров XVI-XVII веков; особенно полно представлены произведения нидерландских художников. Специально, чтобы их посмотреть, в Тамбов прошлой зимой приехали два голландца! Коллекция русской живописи тоже преподнесет любителям искусства немало сюрпризов. Мы увидим здесь удивительный автопортрет забытого художника начала XVIII века Василевского, призрачных дам и кавалеров одного из самых загадочных русских живописцев Ф.М.Рокотова и автопортрет П.З.Захарова, которого иногда считают прототипом поэмы Лермонтова «Мцыри». Он был чеченцем по происхождению и во время Кавказской войны был найден русским солдатом рядом с убитой матерью. О его судьбе позаботился генерал А.П.Ермолов. При его содействии он поступил в Петербургскую Академию художеств, по окончании которой стал известным портретистом. Несмотря на новое имя, данное ему при крещении, П.З.Захаров никогда не забывал о своем отечестве. Свои картины он подписывал Захаров-Чеченец, а фоном его автопортретов всегда были родные горы.
А ведь Картинная галерея – отнюдь не единственная достопримечательность Тамбова! Этот город, основанный в XVII веке, несмотря на неумолимый бег времени, во многом сохранил обаяние русской провинции. Здесь немало старинных церквей, особняков XIX-начала ХХ в., живописных скверов и парков. Особое очарование городу придает река Цна, на берегах которой раскинулась обширная зона отдыха.
Одним из самых известных памятников Тамбовской области является музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка». Здесь великий композитор проводил лето в 1890-1917 гг., о своей родной Ивановке он тосковал в эмиграции. В годы Гражданской войны она была стерта с лица земли, однако с 1968 года усадьба стала постепенно возрождаться. Началось все с организации здесь музыкальных праздников и небольшой экспозиции в помещении колхозного клуба; в 1974 году был восстановлен флигель, а в 1982 году музей, действовавший до сих пор на общественных началах, стал государственным. В 1995 году благодаря энтузиазму директора музея-усадьбы А.И.Ермакова и помощи внучатого племянника композитора известного архитектора и строителя Ю.П.Рахманинова, певицы И.К.Архиповой и многих других был восстановлен главный усадебный дом и разбит парк, который с каждым годом становится все краше. Здесь проводятся музыкальные фестивали и концерты, лучшие музыканты считают за честь выступить здесь, на земле Рахманинова, но благие и перспективные начинания, которые, помимо сохранения памяти о композиторе, будут способствовать возрождению вымирающей ныне Ивановки и окрестных деревень, упираются в банальное препятствие – нехватку средств. Директор музея давно мечтает о строительстве вблизи усадьбы гостиницы, в которой могли бы остановиться музыканты и туристы, однако денег на это нет. В результате тысячи людей лишены возможности попасть на проводимые здесь концерты и просто в спокойной обстановке погулять по земле Рахманинова, так как ближайшая гостиница находится в часе с лишним езды отсюда.
Одна из соседок Тамбовской области – Пензенская область. Недалеко от их границы находится город Белинский (Чембар), названный в честь прославленного русского критика В.Г.Белинского, проведшего здесь детство. Сохранился подлинный дом его родителей и уездное училище, где он учился. В этих зданиях располагается интереснейшая экспозиция, позволяющая по-новому взглянуть на личность и судьбу «неистового Виссариона». Музей принимает не только туристов, но и ведет активную просветительскую работу среди подрастающего поколения. В его стенах проводятся уроки литературы, во время которых школьники учатся внимательно читать, в том числе и «между строк», и главное - самостоятельно, творчески мыслить.
Недалеко от города Белинского находится музей-усадьба «Тарханы». Здесь провел детство М.Ю.Лермонтов; сюда он впоследствии неоднократно приезжал, чтобы навестить воспитавшую его бабушку Е.А.Арсеньеву; здесь он нашел последнее успокоение. На территории усадьбы сохранился барский дом; церковь Марии Египетской, построенная Е.А.Арсеньевой в память об умершей дочери – матери М.Ю.Лермонтова; несколько лет назад был восстановлен дом ключницы. Его экспозиция знакомит с традиционной культурой тарханских крестьян; здесь также устраивают фольклорные представления для туристов. Усадьба включает обширный и прекрасный в любое время года парк с каскадом прудов, в котором можно гулять до бесконечности. Рядом с сельской церковью Михаила Архангела - часовня, где похоронен М.Ю.Лермонтов, его мать и бабушка. Чуть поодаль – надгробие его отца.
Для осмотра музея-усадьбы «Тарханы» нужно много времени. Не 2-3 часа, а полный день; в идеале – несколько дней (что вполне реально, так как при музее есть небольшая гостиница). Ведь осмотр экспозиции музея, сопровождаемый рассказом экскурсовода, и посещение могилы поэта – это далеко не все. Необходимо свободное время, чтобы в тишине, без суеты и спешки, отдаться созерцанию прекрасной природы, вспомнить полузабытые стихи и просто отдохнуть от треволнений мегаполиса.
«Служенье муз не терпит суеты», - писал А.С.Пушкин. Точно так же не терпит суеты историко-культурный туризм. Ведь созерцание и восприятие нового – это тоже творчество; творческое созидание нашего внутреннего мира – самого надежного и устойчивого места среди бурных вод житейского моря. А потому пусть больше будет хотя бы во время экскурсий столь недостающих нам в повседневной жизни «свободы и покоя», о которых мечтал М.Ю.Лермонтов.
(Современные проблемы сервиса и туризма, 2009, №2)