Определение статического момента трения механизма
Статический момент трения (момент трогания механизма) определяется по формуле:
где МТО1 – собственный момент трения пары шарикоподшипников на входном валу,
МТО2 – собственный момент трения пары шарикоподшипников на выходном валу,
η12 – коэффициент полезного действия.
Собственный момент трения двух шарикоподшипников, установленных на одном валу, определяют по эмпирической формуле:
где d=8 мм - внутренний диаметр шарикоподшипника
Коэффициент полезного действия прямозубой цилиндрической передачи внешнего зацепления η12 определяется из выражения:
где С – поправочный коэффициент, учитывающий степень нагруженности передачи;
f – коэффициент трения в зубчатом зацеплении
Поправочный коэффициент С определяется по эмпирической формуле:
где Fn – нормальное усилие в зацеплении зубчатых колес, определяемое из выражения
где
Коэффициент трения скольжения f =0,09 (табл. 6.8) [1]
Статический момент трения равен:
Расчет кинематической погрешности передачи
Минимальную кинематическую погрешность цилиндрической зубчатой передачи (степень точности 8) определяем по формуле:
где значения Fi1 =45 мкм и Fi2 = 55 мкм (Прил. 1, табл. 20) [1];
Ks = 0,8 и K =0,96 (табл. 6.10) [1]
Максимальная кинематическая погрешность передачи
где ЕΣМ1 и ЕΣМ2 - суммарные приведенные погрешности монтажа, принимаем ЕΣМ1 = ЕΣМ2 =30 мкм
Расчет кинематического мертвого хода зубчатой передачи
Минимальный кинематический мертвый ход передачи
Максимальный кинематический мертвый ход передачи
где jnmin – гарантированный боковой зазор,
jnmin=13 мкм (Прил. 1, табл. 14) [1];
±fa – предельные отклонения межосевого расстояния, ±fa=25 мкм (Прил. 1, табл. 14) [1];
ЕHS1 и EHS2 – наименьшие дополнительные смещения исходного контура для шестерни z1 и колеса z2, ЕHS1 =26 мм, EHS2 =38 мм (Прил. 1, табл. 23) [1] ;
ТН – допуск на смещение исходного контура, ТН1 =50 мкм, ТН2 =60 мкм (Прил. 1, табл. 24) [1];
Gr1 и Gr2 – монтажные радиальные биения, принимаем Gr1=Gr2=20 мкм.
Минимальное и максимальное значение мертвого хода передачи в угловых единицах:
где d – диаметр делительной окружности ведомого колеса, d=45,6 мм
Выбор посадок и полей допусков для сопрягаемых деталей
ЛИТЕРАТУРА
1. В.Д. Брицкий, М.А. Ноздрин, Г.Б. Заморуев. Проектирование передаточного механизма. Учебное пособие. НИУ ИТМО СПб, 2010.
2. В.Д. Мягков. Краткий справочник конструктора.– Л.: Машиностроение, 1975.
3. В.В. Елкин, В.И. Рыбаков. Оформление чертежей и пояснительной записки курсовых проектов и расчетно-графических работ. Методические указания. ИТМО СПб, 1992.
4. ГОСТ 2.105 - 95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.
5. ГОСТ 2590 - 88 Прокат стальной горячекатаный круглый. Сортамент.
6. ГОСТ 2685 - 75 Сплавы алюминиевые литейные.
7. ГОСТ 6636 - 80 Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные линейные размеры.
8. ГОСТ 8338 - 75 Подшипники шариковые радиальные однорядные. Основные размеры.
9. ГОСТ 8820 - 69 Канавки для выхода шлифовального круга. Форма и размеры.
10.ГОСТ 9587 - 81 Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые мелкомодульные. Исходный контур.
11.ГОСТ 16532 - 83 Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет геометрии.
12. ГОСТ 21150-87 Смазка Литол-24. Технические условия.
13.ГОСТ 21354 - 87 Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность.
14.ГОСТ 21631 - 76 Листы из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия.