Определение размеров работы станции
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
1. После ознакомления с заданием рекомендуется проработать по лекциям, учебнику [1] или учебному пособию [5] материал по проектированию сортировочных станций.
2. Определить размеры работы станции.
3. Выбрать принципиальную схему станции, а для односторонних станций установить, кроме того, направление сортировки. Вычертить выбранную схему станции в «рыбках».
4. Рассчитать одним из известных методов число путей в основных парках станции, а также установить количество надвижных, спускных и вытяжных путей. Проверить соответствие полученного путевого развития требованиям [2] и [3].
5. Разработать немасштабную схему станции в осях путей и установить на ней все необходимые размеры (междупутья, длины съездов, расстояния между парками и др.).
6. Вычертить масштабную схему станции. Продольный масштаб принять 1:5000, а поперечный – 1:2000. На схеме указать номера путей, стрелочных переводов, основные здания и сооружения, междупутные расстояния.
7. Составить и оформить пояснительную записку.
ВЫБОР ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМЫ СТАНЦИИ
Новые сортировочные станции на первую очередь строительства следует, как правило, проектировать односторонними. При размерах переработки на одной горке более 4000 вагонов в сутки рекомендуется проектировать устройства для параллельного роспуска составов. При размерах переработки на десятый год эксплуатации более 6000 вагонов в сутки следует проектировать сразу двустороннюю станцию. Расположение основных устройств станции (служебно-технических зданий, локомотивного и вагонного депо, экипировочных устройств, материального склада, мастерских дистанций пути, сигнализации и связи, тяговых подстанций, крытых перегрузочных платформ и др.) следует принимать с учетом доведения в перспективе числа сортировочных путей на основных станциях до 48-64, а на районных и вспомогательных – до 32-40. При проектировании односторонней станции расположение указанных устройств следует принимать с учетом возможности сооружения в перспективе второй сортировочной системы.
Расположение главных путей и основных парков станции принимать в проекте в соответствии с заданием.
На односторонних станциях направление сортировки следует принимать совпадающим с направлением бóльшей части перерабатываемого вагонопотока.
После определения числа сортировочных систем (комплектов) необходимо по лекциям, [1] или [3] подобрать типовую принципиальную схему проектируемой станции. Для узловой станции необходимо разработать схемы развязки подходов. Выбранную схему станции с развязками подходов следует вычертить в «рыбках» и представить в пояснительной записке.
ОПРЕДЛЕНИЕ ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАНЦИИ
Парк приема
Необходимое число путей в парках приема зависит от числа подходов, расчетного интервала поступления перерабатываемых поездов в парк, времени занятия пути одним поездом и расчетного интервала вывода составов на горку .
Прежде всего по расчетным формулам в последовательности, указанной в табл.2, определяются расчетные интервалы поступления перерабатываемых поездов с четного и нечетного направлений, а для односторонних станций, кроме того, общий расчетный интервал поступления поездов в переработку .
Таблица 2
Наименование элементов и расчетные формулы | Подходы | |||
четные | нечетные | |||
А | В | Б | Г | |
Число прибывающих грузовых поездов | ||||
Число пассажирских поездов | ||||
Доля перерабатываемых поездов | ||||
Коэффициенты съема грузовых поездов пассажирскими | ||||
Минимальный интервал попутного следования поездов , мин |
Продолжение табл.2
Средний интервал следования поездов на подходах, мин, (10) | ||||
Расчетный интервал прибытия грузовых поездов (транзитных и перерабатываемых) с подходов, мин, (11) | ||||
Расчетный интервал поступления поездов в переработку с подходов, мин, (12) | ||||
Средневзвешенные интервалы поступления поездов в парк приема, мин: а) четных ; (13’) б) нечетных ; (13”) (при одном подходе ) | ||||
Общий расчетный средневзвешенный интервал поступления поездов в переработку, мин (определяется для односторонних станций) (14) | ||||
Расчетный интервал поступления транзитных поездов с подходов, мин, (15) | ||||
Средневзвешенные интервалы поступления транзитных поездов в приемоотправочные парки, мин: а) четные ; (16’) б) нечетные ; (16”) |
Величина коэффициентов съема может приниматься в размере 1,3-1,5, а минимальный интервал попутного следования поездов – 8-10 мин.
Полученные значения средневзвешенных интервалов и (при проектировании двусторонних сортировочных станций) или общий расчетный интервал поступления поездов в переработку (при проектировании односторонних станций) необходимо сопоставить с расчетным интервалом вывода составов на горку – горочным технологическим интервалом , зависящим от числа работающих на горке локомотивов, взаимного расположения парков приема и сортировки.
При работе на горке одного локомотива
; (17)
при работе на горке двух локомотивов
, (18)
где - соответственно время на заезд локомотива, надвиг и роспуск состава, мин;
- время окончания формирования и осаживания вагонов в сортировочном парке горочными локомотивами, приходящееся на один состав, которое можно принимать 3…6 мин.
При последовательном расположении парков приема и сортировки (рис.1,а) время заезда и надвига равно
; (19)
; (20)
При параллельном расположении парков приема и сортировки (рис.1, б)
; (21)
; (22)
Время роспуска состава
, (23)
где - время на приготовление маршрута и открытие сигнала; при маршрутно-релейной централизации составляет 0,15…0,20 мин;
- длина пути надвига; ;
- длины соответственно входной и выходной горловины парка приема, которые можно принимать по 400 м;
- норма полезной длины приемо-отправочных путей, принимаемая по заданию, м;
- длина соединительного пути при параллельном расположении парков, можно принять равным 600 м;
- расчетная длина состава поезда, м;
- средняя скорость движения горочного локомотива при заезде за составом, ;
- скорость надвига состава на горку, ;
- скорость роспуска состава, .
Рис. 1. Расчетная схема для определения времени на прием поезда и вывод состава на горку
Если для односторонней станции или для двусторонней станции и , то число путей для приема поездов определяется отдельно в каждом направлении по формулам:
для четного направления
; (24)
для нечетного направления
, (25)
в которых - время занятия пути парка приема одним поездом, мин;
, (26)
где - время занятия пути при приеме поезда, мин;
- продолжительность операций в парке приема по технологическому процессу; ;
- среднее время ожидания подачи составов на горку, мин;
- время вывода состава на горку до момента прохода за маршрутный сигнал с данного пути, мин.
Значения и можно подсчитать согласно расчетной схеме (см. рис.1,а ) по формулам
; (27)
, (28)
где - длины блок-участков, принимаемые в размере 1000-1500 м;
- расстояние от входного сигнала до первого стрелочного перевода; при электрической тяге можно принимать равным 300 м, а при тепловозной тяге – 50 м;
- ходовая скорость поезда, ;
- средняя скорость поезда при приеме, .
Величину можно определить по формуле
, (29)
где r - коэффициент загрузки горки;
; (30)
- количество составов (с учетом местных и угловых передач), расформировываемых с горки за сутки;
- коэффициент вариации горочного интервала; ;
- коэффициент, учитывающий повторную сортировку некоторой части вагонов из-за недостатка в периоды сгущенного поступления составов числа и длины сортировочных путей. Можно принимать ;
- коэффициент, учитывающий возможные перерывы в работе горки из-за враждебности маршрутов. При расположении транзитных парков параллельно парку отправления для двусторонних станций и односторонних станций с петлевым подходом к парку приема . В остальных случаях ;
- время занятия горки в течение суток выполнением постоянных операций, которое можно принимать равным 120-150 мин.
В тех случаях, когда на односторонних станциях , а на двусторонних станциях или , т.е. когда в парке приема в отдельные периоды создается подпор поездов, число путей рассчитывается по формулам:
для четного направления
; (31)
для нечетного направления
. (32)
В этих формулах - период сгущенного поступления поездов, который при размерах пассажирского движения на основной линии до 20 пар и размерах грузового движения до 60 пар можно принимать 60 мин, а при бóльших размерах движения – 90-120 мин;
- удельный вес (доля) соответственно четных и нечетных поездов, прибывающих в парк приема, от общего количества; для двусторонних станций принимается для односторонних станций
Определенное расчетом число путей в парке приема необходимо сопоставить с данными прил.1. Окончательное число путей принять на основе произведенного сопоставления, но не менее указанного в прил.1.
Общее число путей в парке приема односторонней сортировочной станции
, (33)
где - число ходовых путей. Обычно в парке приема принимают не менее одного ходового пути для горочных локомотивов и один путь – для пропуска поездных локомотивов, если прием поездов производится со стороны горки.
На двусторонних станциях общее число путей в парках приема четной и нечетной сортировочных систем определяется из выражений
;
, (34)
где - число ходовых путей для горочных локомотивов;
Сортировочный парк
Число сортировочных путей устанавливается в зависимости от числа назначений по плану формирования поездов, суточного количества вагонов каждого назначения и особенностей технологии работы станции. На каждое назначение плана формирования выделяют, как правило, отдельный путь, а для назначений с суточным вагонопотоком более 200 вагонов – два пути. Кроме того, в сортировочном парке предусматривают пути для местных нужд (под выгрузку или погрузку, для перестановки вагонов на время очистки путей от снега, для вагонов с разрядными грузами - сжатыми или сжиженными газами и др.). Для погашения неравномерности вагонопотоков отдельных назначений и формирования соединенных поездов добавляется еще 1-3 пути.
При отсутствии данных о перспективном плане формирования число сортировочных путей принимают в соответствии с Правилами и нормами проектирования сортировочных устройств (прил.1, табл.2).
Число путей в сортировочном парке для разработки курсового проекта может быть задано преподавателем.
Полезная длина сортировочного пути должна соответствовать длине формируемого поезда (в трудных условиях – половины поезда) или группы вагонов, увеличенной не менее чем на 10%; при накоплении вагонов на целый состав – не менее длины приемо-отправочных путей.
В курсовом проекте длину вспомогательных путей можно принимать в размере 300-500 м.
Парк отправления
Число путей в парке отправления зависит от времени занятия пути одним поездом и интервала ввода сформированных поездов и определяется отдельно для четного и нечетного направлений по формулам
; (40)
Величина определяется по формуле
, (41)
где - продолжительность операций в парке отправления по технологическому процессу; ;
- время ожидания отправления, мин; при закреплении секций парка отправления за определенными направлениями можно принимать равным ( - общее число грузовых поездов на данное направление); при отправлении из парка поездов на две линии ( - общее число грузовых поездов на оба направления);
- время занятия пути при отправлении поезда, мин.
, (42)
где - средняя скорость поезда при отправлении; .
Расчетный интервал ввода сформированных составов в парк отправления на односторонних станциях считается отдельно для четного и нечетного направлений по формулам
; , (43)
где - общее число расформировываемых с горки составов;
- число формируемых поездов данного направления.
На двусторонних станциях считается для каждой системы по формуле ( и - число расформировываемых и формируемых в системе составов). Подсчитанные значения и должны быть сопоставлены с данными прил.1. Окончательное число путей в проекте следует принять по результатам сопоставления, но не менее данных прил.1.
Общее число путей в парке отправления поездов своего формирования односторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков
, (44)
где - число ходовых путей для пропуска поездных локомотивов; .
На двусторонних станциях с последовательным расположением парков общее число путей в парках отправления каждой системы
;
. (45)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАСШТАБНОЙ УКЛАДКЕ СХЕМЫ СТАНЦИИ
Схема сортировочной станции вычерчивается в осях путей в масштабах: продольном 1:5000 и поперечном 1:2000. Сооружения локомотивного и вагонного хозяйств, а также ремонтно-эксплуатационных подразделений служб пути, сигнализации и связи и других можно показывать в «рыбках».
Предварительно составляется немасштабная схема всей станции или отдельных парков в путях. При этом можно использовать схемы горловин парков, приведенные в прил. 2-8.
При последовательном расположении парков приема и сортировки их продольные оси следует проектировать на одной прямой.
Длина участка надвига от предельного столбика последнего стрелочного перевода предгорочной горловины до вершины горки должна быть, как правило, 150 м.
При последовательном расположении сортировочного и отправочного парков расстояние между их крайними стрелочными переводами на вытяжных путях целесообразно принимать 400-500 м в целях обеспечения возможности увеличения в дальнейшем числа и длины парковых путей.
Участки путей от горловин приемных и отправочных парков до места примыкания к главным путям рекомендуется проектировать прямыми на длину 200-400 м.
При проектировании двусторонних сортировочных станций для удобства передачи вагонов углового потока сортировочные системы должны быть смещены одна по отношению к другой в сторону прибытия примерно на 400 м. При этом по согласованию с преподавателем одна из сортировочных систем может вычерчиваться в «рыбках».
После вычерчивания схемы станции на ней необходимо нанести основные здания и сооружения: посты дежурных по станции и по отправлению, горочный, ПТО, помещения для обогрева вагонников и др., а также указать наименование подходов и парков станции, междупутные расстояния, номера путей и стрелочных переводов.
Примеры оформления схем станций приведены на рис. 3 и 4.
Список литературы
1. Железнодорожные станции и узлы: Учебник для вузов ж.д. трансп./В.Г. Шубко, Н.В. Правдин, Е.В. Архангельский и др.; под. ред. В.Г. Шубко и Н.В. Правдина – М.: УМК МПС Россия, 2002. – 368 с.
2. Строительно-технические нормы министерства путей сообщения Российской Федерации. Железные дороги колеи 1520 мм. СТН Ц-01-95, М.,1995.
3. Правила и технические нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм, М. 2001.- 255 с.
4. Ю.И. Ефименко, В.С. Суходоев. Проектирование сортировочных горок большой и средней мощности. СПб: ПГУПС, 1997. – 36 с.
5. Железнодорожные станции и узлы/ Ю.И. Ефименко, С.И. Логинов, В.Е. Павлов, В.С. Суходоев, М.М. Уздин: Учебное пособие – СПб: ПГУПС, 1996. – 202 с.
6. Железнодорожные станции и узлы: Учебное пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования/ Ю.И. Ефименко, С.И. Логинов, В.С. Суходоев и др.; Под ред. Ю.И. Ефименко. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Число путей в парках сортировочных станций, рекомендуемое СТН Ц-01-95 и «Правилами и техническими нормами проектирования железнодорожных станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм»
Таблица 1
Расчетное число поступающих поездов в сутки (с учетом угловых и других передач) | Число путей в парке приема (без ходовых) при загрузке горки до | Число путей (без ходовых и вытяжных) в парке отправления или транзитном при смене локомотивов и их резерве в размере, % | ||||
0,70 | 0,85 | 0,95 | ||||
До 12 13-24 25-36 37-48 49-60 61-72 73-84 85-96 97-108 109-120 121-132 | 1-2 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7 7-8 8-9 | - - - 4-5 5-6 6-7 7-8 8-9 9-10 10-11 | - - - - 5-6 6-7 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 | - - 5-7 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 | - - 4-5 5-6 6-7 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 | - - 4-5 5-6 6-7 7-8 8-9 9-10 10-11 |
Примечания: 1. при суммарных размерах пассажирского движения на прилегающих линиях более 25 поездов в сутки число путей в парках, принятое по табл.1, увеличивают на один.
2. Если к парку приема или транзитному примыкает более одной линии I-III категорий, то потребное число путей увеличивают на число дополнительных подходов.
3. На станции, принимающей поезда с затяжного спуска, потребное число путей увеличивают на один.
4. Если расстояние между сортировочным и отправочным парками менее половины длины формируемых составов, то к установленному числу путей парка отправления добавляется требуемое число вытяжных путей.
5. Загрузка горки определяется по формуле (30).
Таблица 2
Число формируемых поездов в сутки | Число сортировочных путей | Всего | ||
Для назначений плана формирования | Для местных нужд | Дополнительных | ||
Примечание: Число путей для местных нужд может приниматься большим, чем указано в табл.2, если к станции примыкает несколько подъездных путей со значительным грузооборотом.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Порядок выполнения проекта…………………………………………..3
2. Определение размеров работы станции………………………………..3
3. Выбор принципиальной схемы станции…………………………….....5
4. Определение путевого развития станции……………………………...6
Парк приема………………………………………………………6
Надвижные, спускные и обходные пути………………………12
Сортировочный парк……………………………………………12
Вытяжные пути в конце сортировочного парка………………12
Парк отправления……………………………………………….14
Приемо-отправочные парки для транзитных поездов………..16
5. Рекомендации по масштабной укладке схемы станции……………..16
Список литературы………………………………………………………..17
Приложения………………………………………………………………..18
Юрий Иванович ЕФИМЕНКО
Сергей Иванович ЛОГИНОВ
Людмила Алексеевна ОЛЕЙНИКОВА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ
Методические указания
к курсовому проектированию
Редактор
Технический редактор
Корректор
План 2005 г., №
* Определяется условно, поскольку местные вагоны могут поступать в любом из составов перерабатываемых поездов.
* Значения и учитываются только на двусторонних станциях.
* При проектировании двусторонних станций число вытяжных путей определяется отдельно в четной и нечетной системах.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
1. После ознакомления с заданием рекомендуется проработать по лекциям, учебнику [1] или учебному пособию [5] материал по проектированию сортировочных станций.
2. Определить размеры работы станции.
3. Выбрать принципиальную схему станции, а для односторонних станций установить, кроме того, направление сортировки. Вычертить выбранную схему станции в «рыбках».
4. Рассчитать одним из известных методов число путей в основных парках станции, а также установить количество надвижных, спускных и вытяжных путей. Проверить соответствие полученного путевого развития требованиям [2] и [3].
5. Разработать немасштабную схему станции в осях путей и установить на ней все необходимые размеры (междупутья, длины съездов, расстояния между парками и др.).
6. Вычертить масштабную схему станции. Продольный масштаб принять 1:5000, а поперечный – 1:2000. На схеме указать номера путей, стрелочных переводов, основные здания и сооружения, междупутные расстояния.
7. Составить и оформить пояснительную записку.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ РАБОТЫ СТАНЦИИ
В задании на курсовой проект указываются размеры грузового и пассажирского движения на примыкающих к станции подходах, доля перерабатываемых поездов , поступающих с каждого подхода, и среднее число вагонов в составах . Размеры работы станции по пропуску грузовых поездов и вагонов удобно представить в виде таблицы (табл.1).
Таблица 1
Направления | Подходы | Поступает | |||||||
Всего | В том числе | ||||||||
поездов | вагонов | транзит без переработки | транзит с переработкой | местных | |||||
п-в | в-в | п-в | в-в | п-в | в-в | ||||
Четное | А | ||||||||
В | |||||||||
Итого | |||||||||
Нечетное | Б | ||||||||
Г | |||||||||
Итого | |||||||||
Всего |
Число транзитных поездов и вагонов, проходящих через станцию без переработки ( , ) и с переработкой ( , ), а также число местных передач и вагонов ( , ) определяются по каждому подходу из выражений:
; ; *; (1)
; ; . (2)
Суточный объем работы горки без учета угловых вагонов определяется по формуле
. (3)
Если полученная по формуле (3) величина превышает 6000 ваг., то станция должна проектироваться двусторонней, и тогда суммарный суточный объем работы горок будет равен
, (4)
где - число угловых вагонов, которое может приниматься в размере .
Второй член формул (3) и (4) учитывает двойную переработку местных вагонов, а третий член формулы (4) – двойную переработку угловых вагонов на двусторонних станциях.
Приведенная работа станции вычисляется по формуле
. (5)
Для последующих расчетов путевого развития станции по данным табл.1 рекомендуется выписать следующие размеры прибытия и отправления поездов:
1) поступающих в расформирование с нечетного направления для односторонних и в нечетный парк приема для двусторонних станций
, (6)
где * - число угловых передач, передаваемых из четной системы в нечетную, равное ;
2) то же, с четного направления или в четный парк приема
, (7)
где - число угловых передач, передаваемых из четной системы в нечетную, равное ;
3) своего формирования на нечетное направление
; (8)
4) то же, на четное направление
; (9)
5) транзитных поездов нечетного направления
;
6) то же, четного направления
;