Средства и системы визуальной информации

Визуальная составляющая среды обитания является одним из приоритетных объектов дизайнерского творчества, т.к., напомним, более 80% всей информации (сведений, знаний) в процессе жизне­деятельности человек получает благодаря зрительному анализато­ру (глазам в сочетании с соответствующими участками головного мозга).

При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 1960-е годы дизайнерский подход в приклад­ную графику начал входить через промграфику (графические эле­менты на изделиях) и упаковку. Пик этого процесса пришелся на конец 60-х — начало 70-х годов XX столетия. Теоретическая кон­цепция, которую характеризовали как визуально-коммуникацион­ную, формировалась на базе семиотики (науки, исследующей свой­ства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом со­циально-технического контекста.

Утверждалось, что графический дизайн превращает информа­цию в визуальные сигналы, которые должны быть интерпретирова­ны однозначно; в структуру визуальной коммуникации входят: ис­точник текста, который задает невизуализированное содержание, визуальный коммуникатор, визуальный текст, канал связи, прием­ник текста; именно тогда складывается новый тип профессионала — дизайнер-график становится визуальным коммуникатором.

Эта концепция графического дизайна, лежащая в русле концепции функционализма, во многом остается привлекательной и сегодня, осо­бенно с методологических позиций, при условии понимания необходи­мости усиления художественного начала, учета порой противоречи­вых, но столь важных стилевых тенденций и модных веяний.

Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания можно выделить в ней несколько условных слоев [26].

Первый слой, с которым имеют контакты практически все слои населения, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т.д. Сюда входят вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблицы с наименованиями улиц и номерами домов, указатели мар­шрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр.

Второй слой — средства визуальных коммуникаций в простран­ствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рек­ламные объявления, плакаты и другие средства информации.

Третий, наиболее специфический слой, связан с эксплуатацией оборудования и оснащения производственного, офисного, бытового

и прочего назначения. Человек, эксплуатирующий это оборудова­ние, или, пользуясь терминологией эргономики, человек-оператор, с помощью средств отображения (индикаторов различных типов и видов) получает сведения (данные), характеризующие параметры объектов управления, ход технологических процессов и т.д. непос­редственно на рабочем месте или от переносных, передвижных из­делий во время функциональных процессов, работы с ними.

Качество восприятия информации обусловлено, в первую оче­редь, характеристиками зрительного аппарата человека, пороговы­ми и др. значениями ощущений (формой поля зрения, видимым спектром, разрешающей способностью и т.п.), а также угловыми размерами элементов информации, ее формой и положением в про­странстве, движением (статичные сигналы, динамичные дискретные и непрерывные) — рис. 59.

Поле зрения обоими глазами (бинокулярное зрение) ограниче­но угловыми размерами и предельными расстояниями от глаза до наблюдаемого предмета при нормальной освещенности последнего. Диаграмма (см. рис. 59А) характеризует обзор без напряжения для глаз, т.е. для длительного и точного наблюдения при фиксирован­ном положении головы и всего корпуса. Точность восприятия изоб­ражения предмета зависит от того, под каким углом оно рассматри­вается. При рассматривании изображения сбоку допустимый угол обзора не должен превышать 45° к нормали экрана, т.к. при больших углах изображение значительно искажается.

Видимые размеры объектов, в т.ч. знаков, определяются в угло­вых величинах (см. рис. 59 Б). Угловые размеры (в градусах, мину­тах и секундах) определяются по формуле:

средства и системы визуальной информации - student2.ru

где а — угол зрения; S — линейный размер объекта (знака); L — рас­стояние до объекта (знака) по линии взора.

Линейные размеры буквенно-цифровых знаков для больших индикаторных устройств приведены в табл. 18. Для обеспечения читаемости цифр необходимо выдерживать оптимальные соотноше­ния основных параметров знака: высота, ширина, толщина линии. Для знаков прямого контраста толщина линии должна составлять 1/6—1/8 высоты знака, для знаков обратного контраста — 1/10.

Наибольшего внимания и напряжения требует работа человека-оператора при эксплуатации сложного оборудования и с большой долей ответственности (в частности, диспетчеров воздушного сооб­щения, операторов атомных электростанций и пр.). При этом опера-

средства и системы визуальной информации - student2.ru

средства и системы визуальной информации - student2.ru


средства и системы визуальной информации - student2.ru

средства и системы визуальной информации - student2.ru


средства и системы визуальной информации - student2.ru


средства и системы визуальной информации - student2.ru


средства и системы визуальной информации - student2.ru


В визуальных средствах первого слоя, особенно в вывесках, рек­ламе, более явственно проявляется переход от эргономической обусловленности к творческой свободе замысла и воплощения, как в содержании, так и в форме.

Наиболее эффективным является комплексное «сквозное» ре-щение элементов визуальной составляющей среды обитания по всем слоям. Это возможно при разработке и реализации графичес­кой части фирменного стиля предприятий, фирм в частных случаях, но предпочтительнее глобальный масштаб с охватом отраслей на­родного хозяйства, транспорта, социально-культурной сферы, жи­лищно-коммунального хозяйства, больших мероприятий государ­ственного или даже международного масштаба, в т.ч. олимпиад, фе­стивалей и пр. (рис. 64).

Графический фирменный стиль — термин, обычно обозначаю­щий систему визуально-коммуникативных средств, спроектирован­ную в целях создания определенного постоянного зрительного об­раза. Она включает в себя основные элементы: знак, логотип, цвет, шрифт, а также все многообразие визуальной информации: от доку­ментации, упаковки, сувениров, рекламы до элементов визуальной коммуникации, графики на одежде, транспортных средствах, здани­ях и пр.

Товарный знак (знак обслуживания) — официально принятый термин, означающий зарегистрированное в установленном порядке обозначение, призванное отличать товары и услуги одних юриди­ческих или физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Синонимами термина товарный знак являются фирменная марка, просто марка, фирменный знак, эмблема. Словесную часть знака или словесный знак называют так же фирменным названием, или логотипом.

Товарный знак не следует смешивать с довольно близким к нему смежным объектом — фирменным наименованием. Фирменное наи­менование — это название предприятия, которое индивидуализиру­ет организацию, носит бессрочный, неотчужденный характер, особо не регистрируется (металлургический завод, ткацкая фабрика, бан-но-прачечный комбинат и пр.).

Словесный товарный знак (логотип) является одним из видов товарных знаков, получающий все более широкое применение, что объясняется значительными преимуществами обозначений этого рода. Он хорошо запоминается, легко различим, более удобен для рекламы. Слова, послужившие основой для знака, могут быть суще­ствующими в языке и вымышленными. В качестве словесных товар­ных знаков широко применяются так называемые искусственные


средства и системы визуальной информации - student2.ru


слова, сочетание букв, которые в ряде случаев не имеют семантичес­кой основы в языке («Kodak», «Sony» и т.д.).

Основные элементы графического решения (знак, логотип) со­здаются и начинают жизнь в двухмерном измерении листа. Но но­сителями графики становятся объемные объекты, точнее их поверх­ности. Более того, нередко знаки, изображения, надписи сами ста­новятся объемными. Все это предопределяет значительную слож­ность разработки знаков и логотипов, ее многоплановость с учетом комплекса факторов, в т.ч. эргономических (читаемость в малом масштабе, ассоциативность и запоминаемость при восприятии).

Гамма средств визуальных коммуникаций позволяет активно воздействовать на психику, настроение людей. С их помощью мож­но в одном средовом объекте создать как радостно-праздничную ат­мосферу, так и официально-деловую.

ВИЛЕОЭКОЛОГИЯ

В последние годы все активнее о себе заявляет видеоэкология — область знаний о взаимоотношении человека с окружающей его ви­димой средой [31]. Ее появление обусловлено тем, что с середины XX века резко изменилась городская визуальная среда: господству­ет темно-серый цвет, преобладают прямоугольные объемы, прямые линии и углы, городские строения в подавляющем большинстве ста­тичны (рис. 65 Б).

Массовые средства транспорта также меняют визуальное вос­приятие окружающей среды в двух направлениях: движущиеся объекты в поле зрения пешехода и визуальное перемещение статич­ных объектов для пассажиров транспорта.

Привычную визуальную среду человека изменила и продолжи­тельная работа в помещениях: новые, отличные от природных отде­лочные материалы, новые источники и варианты освещения, рас­сматривание мелких деталей при чтении, письме и на производстве, многочисленные индикаторы, а также компьютеры и другие устрой­ства с электронно-лучевыми трубками.

Те же компьютеры и телевизоры — «бич» зрения и психики в быту, на отдыхе. В зонах отдыха, на предприятиях, концертах к ним добавляются резкие световые и цветовые эффекты.

Все это весьма отличается от естественной природной среды, в которой человечество, как биологический вид, привыкло жить ты­сячелетиями.

Постоянно видимая среда и ее состояние рассматриваются фи­зиологами как важный экологический фактор. Насыщенность (как


средства и системы визуальной информации - student2.ru


средства и системы визуальной информации - student2.ru большая, так и малая) визуальной среды зрительными элементами оказывает на человека сильное влияние.

Выделяют два типа дискомфортных визуальных сред — «гомо­генные» и «агрессивные» поля городской среды.

Гомогенная видимая среда — это такая среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо их количество резко снижено. Характерные примеры такой среды: голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, асфальтовое серое покрытие, панельная «нарезка» фасадов и т.д.

«Агрессивные» поля — преобладание одинаковых повторяю­щихся элементов (ряды окон на плоских стенах, ординарный гео­метрический рисунок обоев и пр.), от которого рябит в глазах.

В основе выводов видеоэкологов о влиянии визуальных полей на самочувствие человека лежат опытные исследования в области физиологии зрения. Как основа зрительного восприятия рассматри­вается глазодвигательный (скачкообразный) рефлекс, называемый «саккада». Глаз — самый активный из органов чувств человека, он никогда не стоит на месте, постоянно перемещаясь в двух основных плоскостях — горизонтальной (вправо — влево) и вертикальной (вверх — вниз). Глаз ясно видит окружающие предметы очень ма­лым участком сетчатки (всего 0,4 мм в диаметре), который получил название центральной ямки. При большом поле зрения (около 180°), размеры центральной ямки составляют 1,5—2° (т.е. в 100 раз меньше). В области центральной ямки острота зрения максималь­ная, она резко падает к периферическим участкам сетчатки. При неподвижных глазах мы видели бы лицо человека с расстояния 3-х метров, а всего человека — только с расстояния 48-ми метров. По­этому человеку было бы очень трудно ориентироваться на улице. Основной вид движения глаза (саккада) связан с «помещением» объекта в область ясного видения.

Саккады левого и правого глаза совершенно синхронны и оди­наковой амплитуды. Они возникают и во время сна, и у слепых лю­дей, что позволяет говорить об автоматии саккад (такое же физио­логическое явление, как автоматия сердца, дыхания). Автоматия саккад резко увеличивает область охвата видимой картины. Люди, лишенные подвижности глаз, являются инвалидами; даже невзирая на высокую остроту зрения и полную подвижность головы они с большим трудом перемещаются в пространстве.

В однородной гомогенной среде, где взгляду не за что зацепить­ся, амплитуда саккад увеличивается в 3—5 раз, т.е. автоматия саккад переходит на поисковый режим, который приводит к быстрому утомлению.

10 Э 460



Агрессивная визуальная среда - окружающая среда, в которой человек одномоментно видит большое количество одинаковых эле­ментов. Термин «агрессивное поле» взят по названию картины ху­дожника Т. Юккера, на которой несколько тысяч гвоздей вбиты на половину своей длины в плоскость полотна размером 1,5 х 2 м на расстоянии 15 мм друг от друга. Стоя у такой картины, с позиций физиологии зрения, человек, в результате неосознанных движений глаз, видел только шляпки гвоздей. Такая плотность расположения абсолютно идентичных объектов превращалась в негативный фак­тор для глаз.

В архитектурной среде агрессивное поле угадывается в организа­ции многооконных фасадов панельных жилых домов. Человек не мо­жет точно определить какое окно он зафиксировал до саккады а ка­кое — после нее: нарушается основная функция зрения — определе­ние, куда смотрят глаза и что они видят. Благодаря автоматии саккад взгляд переносится с одного окна на другое через 0,5—1,0 сек. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и та же информация: «окно», «окно», «окно» — назойливый повтор. Аналогична реакция на здания с вертикальным рустом (трудно определить на какой руст человек смотрит). При большом количестве одинаковых объектов в поле зрения (горошины на ткани, полоски на «тельняшке», концент­рические кольца в «прожекторе», человек не может установить, на каком объекте он фиксировал свой взгляд до саккады, и на каком он остановил его после саккады. В силу автоматии саккад глаз легко те­ряет тот объект, который он только что фиксировал.

Обобщая все выше сказанное мы вынуждены констатировать, что рукотворная среда опасна для зрения, его физиологических ме­ханизмов. Когда в поле зрения попадает гомогенная поверхность, глазу не за что зацепиться, в мозг поступает недостаточно информа­ции, что вызывает дискомфорт. Еще опаснее агрессивные видеопо-ля, в окружении которых мозг страдает от избытка одной и той же повторяющейся информации, вызывающей невольное раздражение и уныние.

В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно рабо­тать фундаментальные механизмы зрения: бинокулярный аппарат, конвергенция и дивергенция (сведение и разведение осей глаз при рассматривании близко и далеко расположенных объектов), автома-тия саккад и пр. Это приводит к физиологическим и психофизиоло­гическим расстройствам функционирования зрения и мозга в це­лом. Более того, агрессивная среда провоцирует агрессивность лю­дей (вернее, это один из компонентов целой системы негативных провоцирующих явлений).

Смягчить негативные явления, а в идеале добиться большего обес­печения положительного психоэмоционального воздействия, позволя­ет комфортная визуальная среда. Такой средой видеоэкологи называ­ют среду с большим разнообразием элементов в окружающем про­странстве. Для нее характерно наличие разнообразных силуэтов, кри­вых линий разной толщины и контраста, острых углов (особенно в вер­хней части видимой картины), заострений, разнообразие цветовой гам­мы, сгущение и разрежение элементов и различная их удаленность.

Проблемы, поставленные в видеоэкологии, решаются для окру­жающей среды с использованием приемов колористики, озеленения и благоустройства, созданием камерных городских пространств, со-масштабных человеку, сохранением построек прошлых веков в но­вых застройках (см. рис.65А).

Наши рекомендации